Город на "пороховой бочке"
Городской голова Ю.Борисов говорит, что дом уже 8 лет (по другим данным, меньше) как переведен на альтернативное газовое отопление. Чиновник от власти считает, что, если несколько лет назад принималось решение органа самоуправления о переводе отопления дома на индивидуальное газовое, то автоматически так и случилось. А это не случилось. Как видно, из пяти квартир, показанных на фотографиях, три-четыре не оборудованы индивидуальным газовым отоплением. И в остальных многоквартирных домах города едва ли даже половина квартир имеет индивидуальное отопление.
Городской голова г. Стаханова Ю.Борисов, баллотируясь на этот пост, в своей предвыборной программе обещал противодействовать отключению домов от сети централизованного теплообеспечения, противодействовать закрытию котельных. Тем не менее, вступив в должность, уже в 2011 году провел через городской совет решение об отключении от сети централизованного теплообеспечения нескольких десятков многоквартирных домов, а в 2012 году провел решение о закрытии всех котельных города.
Однако, дело даже не в том, что чиновником от власти не выполнены свои предвыборные обещания, дело даже не в том, что отключены дома от сети централизованного теплообеспечения, закрыты котельные (государственные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривают, в качестве направления, возможность перевода домов с централизованного теплообеспечения на альтернативные виды отопления).
Дело в том, что все это (перевод домов города с централизованного теплообеспечения на альтернативные виды отопления) произведено с нарушением законодательства, с нарушением прав потребителей. Чтобы понять это, обратимся к трем решениям Стахановского городского совета по данному вопросу: к первому (№ 91/7 от 23.07.02 года) и двум последним (№ 150/2 от 28.04.11 и № 535/20 от 31.05.12 года).
23.07.02 года Стахановским городским советом было принято решение № 91/7 «Об утверждении «Программы переоборудования части жилищного фонда городского совета с центрального в индивидуальное отопление до 2011 года» (далее: «Программа ... ».
«Программой ...» предусмотрено выполнить в жилищном фонде, который включен в указанную «Программу ...», весь комплекс работ по переоборудованию в многоквартирных домах систем централизованного теплообеспечения в местное, состоящий из подготовки и оформления технической документации, установки газовых котлов, счетчиков, необходимых трубопроводов в квартирах, а также врезки в центральные газовые магистрали, за счет бюджетных средств (абзац 1,3 мотивирующей части и пункты 1, 2 постановляющей части указанного решения Стахановского городского совета № 91/7).
То есть, «Программа ...», и по названию, и по сути предусматривает переоборудование в многоквартирных домах систем централизованного теплообеспечения и горячего водоснабжения в индивидуальное (а не отключение домов от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения), за счет бюджетных средств.
Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ Украины (центральные органы исполнительной власти, которые согласно законодательству наделены полномочиями по предоставлению разъяснений в вопросах энергетики и в вопросах применения законодательства в сфере жилищно-коммунальных отношений) в своих письмах (соответственно: № 32-02/6-1682 от 25.07.11 года № 8/10-280-11 от 11.11.11 года) дают, ссылаясь на законодательные акты, разъяснения, что, «в случае принятия органом местного самоуправления самостоятельного решения об отключении многоквартирного жилого дома от централизованного отопления и горячего водоснабжения без согласия совладельцев многоквартирного дома, перевод дома на альтернативные виды отопления и осуществления финансирования всех работ проводится за счет средств местного бюджета».
28.04.11 года Стахановский городской совет принял решение № 150/2, а 31.05.12 года — решение № 535/20.
Этими решениями (соответственно пунктом 2 решения № 150/2, и пунктом 1 решения № 535/20) целый ряд многоквартирных домов было включено в указанную «Программу ...». И против этих положений решений Стахановского городского совета нет абсолютно никаких возражений, так как «Программой ...», как уже отмечалось, предусмотрено полное бюджетное финансирование всех работ по переоборудованию жилищного фонда городского совета с центрального в местное отопление.
Однако, пунктом 3 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, пунктом 2 решения Стахановского городского совета № 535/20 от 31.05.12 года (в связи с отключением домов от централизованной сети теплообеспечения) предусмотрено только предоставление жителям компенсации в размере не более 2000 гривен. Это вместо полного бюджетного финансирования работ по переводу на альтернативные виды теплоснабжения и горячего водоснабжения.
То есть, эти положения (пункт 3 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, пункт 2 решения Стахановского городского совета № 535/20 от 31.05.12 года) незаконны и подлежат отмене, так как:
- вступают в противоречие с предыдущим собственным решением Стахановского городского совета № 91/7 от 23.07.02 года (о бюджетном финансировании «Программы ....»);
- вступают в противоречие с пунктом 2 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, пунктом 1 решения Стахановского городского совета № 535 от 31.05.12 года, решениями Стахановского городского совета о присоединении домов в «Программу ...», которая предусматривает полное бюджетное финансирование работ по переводу домов на альтернативные виды отопления;
- вступают в противоречие с положениями законодательно-нормативных актов (Жилищный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О местном самоуправлении», Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», Закон Украины «О теплоснабжении», Закон Украины «О защите прав потребителей», Закон Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004 -2010 годы», Закон Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы», Приказ ГКУ по вопросам ЖКХ № 76 от 17.05.05 года), т.е. актов, которые, как было указано, по совокупности их применения возлагают обязанность и ответственность за бесперебойное обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, в частности по теплообеспечению, обязанность и ответственность за содержание имущества жилищно-коммунального назначения, находящегося в коммунальной собственности, обязанность и ответственность за реформирование жилищно-коммунального хозяйства за внедрение альтернативных источников энергии, с учетом прав потребителей коммунальных услуг, с учетом требований экологической, взрыво-пожарной безопасности — на органы местного самоуправления;
- вступают в противоречие с разъяснениями Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, как центральных органов власти, наделенных, согласно законодательству, полномочиями предоставления разъяснений по вопросам энергетики, вопросам применения законодательства в сфере жилищно-коммунальных отношений;
- вступают, наконец, в противоречие с положениями статей 3, 8, 22, 24, 64 Конституции Украины, как основного Закона Украины, так как:
1. На основании указанных выше законодательных актов, на основании решения Стахановского городского совета № 91/7 от 23.07.02 года (которое соответствует уже указанным законодательно-нормативным актам), на основании пункта 2 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 и пункта 1 решения Стахановского городского совета решения Стахановского городского совета № 535/20 от 31.05.12 года, возникает право граждан на переоборудование систем теплообеспечения и горячего водоснабжения за счет бюджетных средств.
2. Пункт 3 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, пункт 2 решения Стахановского городского совета № 535/20 от 31.05.12 года — это сужение содержания и объема существующих прав, а, следовательно, это нарушение статей 22 и 64 Конституции Украины
3. Осуществление органом местного самоуправления (определенный период с 2002 года и для определенной части населения) на основании «Программы ...» переоборудования систем теплообеспечения полностью за счет бюджетных средств, а затем осуществление (на основании пункта 3 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, пункта 2 решения Стахановского городского совета № 535/20 от 31.05.12 года), так называемой частичной компенсации для остальной части населения — это нарушение статьи 24 Конституции Украины (о равенстве граждан в правах), это сужение круга лиц, пользующихся существующими правами
При всем том, что нарушение органами местного самоуправления законодательства при принятии решений привело к нарушению прав почти всех граждан города, общественная пассивность просто поражает.
Вполне понятно, что большинство граждан не понимает того, что решения, которыми органы местного самоуправления свои обязанности по организации и финансированию работ по переводу домов на альтернативные виды отопления перекладывают на граждан, приняты вопреки законодательству, с нарушением их прав, как потребителей коммунальной услуги, а кто-то, может и осознает, однако, не знает, как защитить эти права.
Но потребители коммунальной услуги по теплообеспечению г. Стаханова это не только рабочие, врачи, учителя, далекие от юриспруденции, это и сотни тех, кто имеет юридическое образование и юридическую практику. И они не могут не понимать юридическое значение принятых решений и не могут не знать, как и каким образом отстаивать нарушенные незаконными решениями права. Однако, нет ни одного административного иска по обжалованию незаконных решений органов местного самоуправления. Чем вызвана пассивность людей, имеющих юридическое образование и юридический опыт, которых также, как потребителей коммунальной услуги касаются принятые решения — непонятно.
Непонятна пассивность и депутатов Стахановского городского совета от тех политических сил, которые постоянно пропагандируют социальную направленность своей деятельности. Никакого административного иска по обжалованию незаконных решений органов местного самоуправления, ни по собственной инициативе депутатов, ни по тем обращениям, которые им направлялись от граждан.
Город Стаханов, граждане города как потребители коммунальной услуги по теплообеспечению незаконными решениями органов местного самоуправления, просто посажены на «пороховую бочку». Кто, как, чем, в каком режиме отапливается — неизвестно.
Органы местного самоуправления самоустранились от своих обязанностей по организации и финансированию работ по переводу домов на альтернативные виды отопления (кроме тех категорий населения, которых они определили как льготные). Вопреки требованиям законодательства, перевели эти обязанности на граждан — потребителей коммунальной услуги по теплообеспечению.
В данный момент все же в производстве Стахановского городского суда находятся два административных иска от граждан города (один из них от автора этой статьи), с требованием отмены пункта 3 решения Стахановского городского совета № 150/2 от 28.04.11 года, и пункта 2 решения Стахановского городского совета № 535 / 20 от 31.05.12 года.
Положительное решение суда откроет потребителям жилищно-коммунальной услуги по теплообеспечению хоть какой-то шанс на осуществление работ по переводу домов на альтернативные виды отопления за счет бюджетных средств, как того требует законодательство. Что решит Фемида, будет ли она на стороне закона и рядовых граждан или на стороне власть предержащих ? Не придется ли обращаться в Европейский суд?
Н.Ф.Погорелов
Коментарів 13