Сергей Жевлаков: У города есть угольные перспективы
Через неделю город Стаханов окажется в эпицентре общественного внимания: 75-летний юбилей стахановского движения планируется отметить на всеукраинском уровне. Однако тональность репортажей с места события вряд ли будет в полной мере праздничной. По горькой иронии судьбы именно с родины стахановского движения началась так называемая «реструктуризация» угольной отрасли, и именно объединение «Стахановуголь» оказалось единственным полностью ликвидированным угольным предприятием.
Поэтому нынешний юбилей – что называется, «праздник со слезами на глазах».
Без горной промышленности Стаханову выжить было крайне проблематично. И тем весомей каждый сохраненный объект социалки, содержание которой теперь полностью легло на плечи городской власти. Точнее – громады.
Тем не менее дата есть дата. И праздновать, считают в городе шахтерской славы, есть что. В юбилее мэр Стаханова Сергей Жевлаков видит начало исправления прежних ошибок.
– Подготовка города к юбилею практически завершена, Сергей Васильевич?
– Она идет к завершению. Мы работаем с одним выходным в неделю, допоздна. Люди понимают свою ответственность, стараются. Жаль, что деньги на подготовку к празднику пришли поздновато, но мы благодарны всем, кто нам оказал содействие в получении средств – в первую очередь, президенту нашей страны Виктору Януковичу, премьер-министру Николаю Азарову, депутатам Верховной Рады Ефремову, Тихонову, Килинкарову, а также первому заместителю министра финансов Вадиму Копылову.
Этот праздник – не просто праздник для нас. Наш город, родина стахановского движения, единственный остался городом без шахт. «Стахановуголь» – единственное ликвидированное угольное объединение. Наша задача – чтить память наших отцов и дедов, которые всю жизнь провели, добывая уголь в подземелье. Это благодаря им наш город стал городом, а не остался поселком.
– Что в рамках подготовки делается, что уже сделано?
– В первую очередь это подготовка Дворца культуры, ремонт внутри, снаружи, ремонт музея, реконструкция памятника Стаханову. Стараемся экономить по максимуму. Например, ремонт ДК: вместо того, чтобы поставить новые кресла, мы старые перетягиваем в целях экономии. И так во всем.
Дорожное покрытие восстанавливаем, тротуары…
– То есть деньги, полученные от государства, идут полностью на благоустройство?
– Нет, не только. Основная часть средств идет на восстановление теплоснабжения в детсадах, школах, больницах и на ремонт крыш. Часть денег мы отправили на реконструкцию жилых домов – системы отопления, крыши. Вообще для такого города, как наш, необходимы не 15, а 150 миллионов как минимум – это чтобы было понятно, какие объемы для города необходимы. Но мы и за эту помощь благодарны – раньше нам так никто не помогал.
– Сергей Васильевич, а вы не ходатайствовали о возобновлении добычи угля в Стаханове?
– За время моей работы в Стахановском горсовете – с 2002 года – мы многократно озвучивали эту проблему, писали письма куда только можно. Почему нам так тяжело? Почему дотационный город? Потому что на объединении «Стахановуголь» держалось все – и ДК, и бассейны, и 1500 домов… Это все нам передали, и дали финансового сопровождения всего 10 процентов от положенной суммы. Мы чудом сохранили инфраструктуру.
Письма мы пишем. У нас есть новый ствол шахты «Мироновская-Глубокая» – на окраине Стаханова пром-площадка. Ствол построен, планировали строить шахту. Запасы угля там на 100 лет, сотни миллионов тонн. У нас есть перспектива для развития угольной отрасли. У нас здесь залежи коксующегося угля, который необходим для металлургии в первую очередь.
Этот уголь востребован, но для его добычи нужны инвестиции. Приезжали делегации – американские, китайские – пока просто интересовались. Потом кризис начался – затихло, но перед началом кризиса в 2008 году здесь было очень серьезное движение по вопросам «возможно ли вложение инвестиций». Мы обеими руками «за».
Я думаю, если придет инвестор, депутаты городского совета поддержат мое предложение по поводу льгот для инвестора. Мы можем минимум на 5, а то и на 10 лет освободить инвестора от всех местных налогов.
– В прошлом году вы называли бюджет города провальным и говорили, что худшего бюджета в истории не было. Как в этом году, легче?
– Естественно. Работает устойчиво ферросплавный завод, «Стахановский вагоностроительный завод» сегодня имеет полный пакет заказов. Это нас радует, для нас это счастье, потому что это рабочие места, отчисления в бюджет, эти деньги идут на благо города – это два основных бюджетообразующих предприятия. Завод технического углерода начал восстанавливать свое производство. Так что в этом году у нас значительно лучше с финансами, проблемы, конечно, есть, но они менее значительные, чем были когда-то.
Самая тяжелая проблема, безусловно, – это оплата за газ теплоснабжающим предприятием. Ее нужно решать не только путем работы с должниками на местах. У нас есть только право подавать в суд на жильцов, которые не оплачивают тепло. В суд приходим – суд завален делами, они не могут свободно вздохнуть. Условно говоря, суд может 4 дела в неделю рассмотреть, а нам надо – 400. Мы знаем, что у правительства есть определенные наработки по реформированию ЖКХ. Если наши предложения будут рассмотрены – это будет большой плюс.
– А с какими предложениями вы обращались к Министерству ЖКХ?
– Мы предлагаем принять закон об обязательных коммунальных платежах. Это первое. Второе – отмена налога на добавленную стоимость для теплоснабжающих предприятий и жилсервисов. Вот жилсервис платит НДС 20 процентов. Это что – бизнес-структура, которая нарабатывает большие капиталы? Нет. Этим НДС, штрафными санкциями душат предприятие и губят его на корню. Не выплатили заработную плату, не сделали отчисления в Пенсионный фонд – пришли из Пенсионного фонда, оштрафовали.
У нас жилсервис один просто уничтожили – завалили штрафами. Это проблема не вчера появилась. Сейчас надо приостановить все эти налоги и штрафы, дать жилсервисам протянуть какое-то время, пока не будут созданы объединения совладельцев многоквартирных домов. Это правильное направление.
Я, когда встречаюсь с людьми, говорю: «Уважаемые жители города! Жилсервисы свое отжили. Вот, к примеру, 90-квартирный дом должен заплатить за год 45 тысяч жилсервису (примерно). Вам, чтобы полностью заменить крышу, нужно 2 года. Дальше вы можете покрасить в подъездах, сделать ремонты – на эти деньги вы можете сделать все. А в предприятиях ЖКХ деньги распыляются. Во всем мире это давно уже осознали. Выход – ОСМД, чтобы деньги собирались на общий счет, а затем тратились, смотря по нуждам дома».
– А люди к этому готовы – идти в ОСМД?
– Люди не готовы, но их нужно убеждать.
Должен быть механизм, что делать с теми, кто не платит за коммунальные услуги. Никого не надо сажать, только деньгами наказывать. Ты – член этого общества, ты живешь в этом доме. Ты должен быть равным: у тебя есть права, но есть и обязанности, поэтому будь добр.
Любую страну возьмите, самую демократичную, – Германию или Америку: бумажку кинул – штраф 100 евро, в Америке окурок в окно машины бросил – 1000 долларов штрафа и 2 месяца отработки на трассе. Вот так навели порядок. И у нас гривней наказывать нужно. Другого пути нет: уговоры, реклама, разъяснения, а для непонимающих – финансовое воздействие.
– Но к ОСМД, мне кажется, люди долго еще не будут готовы – ведь удобно, когда кто-то за все отвечает, а так – самим придется о своем жилье заботиться…
– Надо принять жесткое решение о повсеместном создании ОСМД и закрыть этот вопрос. Все эти рассюсюкивания, подстраивание под выборы, занятие популизмом развалило экономику страны, развалило жилищно-коммунальное хозяйство, развалило промышленность. Вот вам последствия постоянных заигрываний.
Живой пример – развалили по всей стране трамвайно-троллейбусные управления. Нам говорят: «Бесплатно возите льготников». Как это «бесплатно возить»? Что это значит? Закон красивый, а деньгами он не подкреплен. Люди в ТТУ сидят без зарплаты, у них долги по коммуналке, они ходят на забастовки.
Что сложного – принять закон о монетаризации льгот, как в России? Адресная дотация. Мы обращались в Кабмин и раньше: в городе Стаханове, пожалуйста, проведите эксперимент, введите адресную дотацию. Это даст нам возможность брать плату за проезд. В этом случае мы сохраним экологически чистый транспорт, сохраним ТТУ. А так – все: предприятие разрушено. Троллейбусы все эти – на них живого места нет, их на линию выпускать нельзя.
– Стахановское ТТУ так и стоит законсервированным?
– Да, ТТУ у нас законсервировано. 2 троллейбуса мы отремонтировали своими силами. Капитальный ремонт одного троллейбуса стоит где-то 500 тысяч гривен. Мы два троллейбуса восстановили за 300 – по 150 тысяч каждый.
– Как это у вас получилось?
– Старались работать экономно, все – своими силами. Эти два троллейбуса уже опробовали. Третий троллейбус сейчас восстанавливаем.
– Сколько всего было троллейбусов в Стаханове?
– Было 11, на сегодня они все в неприглядном виде. По большому счету их все нужно просто списывать и покупать новые: там металл весь давно сгнил – нам пришлось переваривать стойки, лонжероны, весь хребет троллейбусов. Но новый троллейбус – это миллион двести, а то и полтора миллиона гривен, сейчас у нас такого ресурса нет.
Надеюсь, изменения произойдут благодаря правительству Николая Яновича Азарова, приходу новых людей во власть.
– Как вам, кстати, работается с новой командой областного совета, областной госадминистрации?
– Мы давно друг друга знаем, много лет работали вместе, поэтому вопросов не возникает. Это опытные руководители – одно могу сказать. И те, которые были в нашей области – Ефремов Александр Сергеевич, Тихонов Виктор Николаевич, – и те, которые сегодня есть, Валерий Николаевич Голенко и Владимир Николаевич Пристюк. Все они прошли серьезную школу.
– Вы делились с ними своими идеями по ЖКХ?
– Они относятся положительно к нашим идеям. Мы договорились, что после праздников мы вернемся к этим вопросам. Ждем сентября, когда закончатся каникулы Верховной Рады, будем готовить предложения на депутатов ВР для подготовки законопроекта.
– Сейчас снова обсуждается тема депрессивных регионов. Стаханов тоже может получить такой статус…
– Я думаю, это будет хорошо, потому что это – правда. У нас до 40 процентов бюджета – дотации. Таким городам, как Стаханов, нужно помогать. Государство должно признать свои прошлые ошибки и взять на себя ответственность за то, что погубили наш город. И от имени государства компенсировать ущерб. За те семьи шахтеров, которые вынуждены были разъехаться по всему миру на заработки, за тех детей, которые росли и растут, не видя родителей.
– А каким мог бы быть механизм этой помощи?
– Приглашение инвесторов, строительство предприятий, чтобы создать рабочие места, наполнить местный бюджет и уйти от дотаций. Создание свободных экономических зон. В мире если посмотреть – Кипр живет свободно припеваючи, там оффшорные зоны создали. В США есть оффшорные зоны – штат Дэлавер, Сейшельские острова. Развивают те территории, которые были заброшены.
Возможно было бы сделать так же и у нас – перенять опыт Сингапура или Тайваня. Уменьшайте ставки налогообложения! Если в Сингапуре ставки не выше 10 процентов – туда тянется бизнес. Если на Кипре 5 процентов – там весь бизнес. Сделайте у нас 5 процентов – у нас будут банки, предприятия.
– Работа по переводу города на индивидуальное отопление в Стаханове ведется уже не первый год…
– Да, и это сложный вопрос. Мы пошли по этому пути потому, что нас вынудили. Если трубы рвутся, тепла нет – люди не платят, а если не платят, то и ремонтировать не за что. Чтобы вырваться из замкнутого круга, мы и пошли по этому пути. Почти закончили установку мини-котельных для бюджетной сферы. И почти в 60 процентах квартир тоже установлено автономное отопление.
Мы говорим: уважаемые жители, переходите на индивидуальное отопление. Нам отвечают – оно стоит дорого, 15 тысяч… Мы соглашаемся: тяжело, проблематично. Но может можно как-то уменьшить расходы? Не менять полностью трубы на пластик, батареи оставить старые, поставьте только котел и насос – это обойдется в 5 тысяч.
Чем мы можем помочь? Мы единственный город в Луганской области (я не знаю, практикуют ли такое еще где-то по Украине), который выделяет денежные средства людям для перехода на индивидуальное отопление. Это мое предложение – давать дотацию по 2 тысячи на квартиру там, где закрываем котельные, – депутаты на сессии поддержали. Правда, и с этой суммы удерживается НДС, так что до людей доходит 1800 гривен.
В первую очередь даем, конечно, льготникам. Обеспеченным людям мы говорим: мы берем на себя обязательство выплатить эти деньги, но позже. Сейчас нам нужно перевести весь город на автономное отопление, а потом отдадим деньги. Обязательно.
– Вы планируете идти на выборы 31 октября?
– По новому закону на должность городского головы выдвигает кандидата конференция городской партийной организации. Я – член Партии регионов, если выдвинут мою кандидатуру, я постараюсь оправдать доверие и работать так же, как сейчас, с полной отдачей.
Александр
БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «МГ»
Коментарів 4