Герой, не найденный наградой
Антон Васильевич Кравец родился 6 февраля 1926 года в селе Ровенец Винницкой области в семье сельского кузнеца. Он попробовал не только удивительной, всегда замечаемой им, красоты родного края, но и оккупационного режима, и военного пороху: в 1941 году, когда Украину опалила война, он закончил семь классов средней школы, а уже в 1944-м он сам оказался на фронте.
Ему довелось воевать в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, освобождая Австрию, Венгрию, Чехословакию. Ни ранения, ни контузии не помешали ему встретить в рядах Красной Армии Великую Победу. Уже после демобилизации он, тогда ещё 24-летний парень, по зову своего творческого сердца поступил в Одесское государственное художественное училище им. М. Грекова. Окончив его с отличием в 1955 году, волею судеб, Антон Кравец оказался в Стаханове, тогда ещё Кадиевке. Город получил не просто скульптора — Творца, чьими руками и сейчас, несмотря на невзгоды дня сегодняшнего, делается красота.
Работая в Стахановском филиале Луганского товарищества художников УССР, Антон Кравец, молодой скульптор, сразу же столкнулся с тем, что его работы, признанные высоким и маститым художественным «начальством» республиканского уровня лучшими в Кадиевке, не попадали на выставки. Не вступил он ни в партию, ни в Союз художников: волоките и езде по инстанциям предпочёл возможность работать — на благо города, его жителей, да и в своё удовольствие.
Антон Васильевич был из поколения, возмужавшего на фронтах Отечественной войны, принявшего установку трудиться и жить за себя и за «того парня», за тех, кого потеряла страна в кровопролитных сражениях за мирное небо не только для Страны Советов, но и для всего мира. Он всегда считал, что стоит трудиться — на совесть, не жалея самого себя, а признание придет, найдёт награда своего героя. Ему было недосуг возить работы по выставкам — у него постоянно была работа. Для того чтобы представлять свои работы, он овладел искусством фотосъемки. Дважды он был удостоен государственной премии, принимал награды из рук министра культуры Украины, фотографии лучших его скульптур вошли во все каталоги художественных произведений СССР.
Он единственный скульптор, чьи работы с первого раза утверждались на пленуме Союза художников, который другие могли «штурмовать» по нескольку раз. Антон Васильевич скульптор уникальный. И не потому, что он ветеран-фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, а потому, что он — чуткий художник, который видит глазами сердца. В отличие от большинства скульпторов, работающих в тандеме с архитектором, проектными учреждениями, управлением архитектуры, при содействии формовщиков, учеников, Антон Васильевич всегда был один на один с материалом. Даже при изготовлении многометровых скульптур он работал один: все его работы — авторские. У него на порядок больше установленных, а значит, живущих работ, чем у любого члена Союза художников. Он сам себе архитектор, сам себе формовщик — одним словом, Мастер с большой буквы, Труженик великого творческого дела, Творец, вдыхающий душу в материал грубый и безжизненный.
Множество своих работ Антон Васильевич в буквальном смысле подарил городу, не взяв ни копейки за свой труд. Барельефы, мемориальные доски, скульптурные композиции — все жизненные вехи города, его жителей оживали под его чуткими руками. Алчевск обязан ему своей скульптурой «Металлурга» и прилегающей площадью — одним из символов города. Города и поселки Луганской и Донецкой областей тоже знают Антона Васильевича Кравца.
В Стаханове, которому скульптор отдал более 50 лет жизни, труда, творчества, Антона Васильевича Кравца, награжденного многими фронтовыми и трудовыми орденами и медалями, участника хора ветеранов войны и труда «Гвардия», дипломанта множества выставок и конкурсов, и лауреата нескольких государственных премий, человека года в области скульптуры (2005), Почетного гражданина Стаханова и единственного в городе скульптора, далеко не все знают в лицо. Все, что скопил он за время работы, хранилось у него в мастерской — эскизы, уникальные инструменты для работы с мрамором и гранитом, листовой металл (собственные материалы скульптора), новые, задуманные им для города работы, выполненные в глине или пластилине (в том числе портрет нашего прославленного земляка, полковника Калиновского).
Да только город рассудил так, что мастерская скульптору не нужна: сегодня там работает мастерская по ремонту машин, у владельца которого не дрогнула рука превратить мастерскую А.В. Кравца в хаос из остатков того, что могло бы стать очередными шедеврами. Судов по этому вопросу было пять! Разбирательства продолжаются: меняется судебное руководство, меняются версии, ездит Антон Васильевич по инстанциям — дело сейчас на апелляции. Доброхоты советуют обратиться в международный суд, да только кто вернёт разграбленное добро и упущенные годы?
Человека творческого, да ещё и прошедшего горнило Отечественной войны, сломить нелегко: у Антона Васильевича и сегодня множество идей, задумок и планов. Он и сейчас не спит ночами не от лет, а от вдохновения: оживают его произведения в рисунке, в пластилине, хоть и «прописаны» они теперь в его собственной квартире (даже здесь город не помог: вместо положенной «трёшки» дали «двушку», да и то после того, как мастер 19 лет прожил в съёмном жилье). Болит душа скульптора, который с детства видел рукотворные чудеса в кузнице отца и деда, сам причастен к созданию образа города, за безжалостно уничтоженную скульптуру «Ферросплавщик», которая нуждалась в реставрации. Да и за все городские памятники, запущенные «зелёные уголки», уничтоженные тротуары. «Сегодня управление архитектуры бездействует или бездарно распоряжается городом.
Ведь можно вместо безликих камней устанавливать памятники, в зелёных зонах ставить скульптуры, которые радуют глаз, придают самобытность городу», — сетует он. Город по-прежнему обращается к нему, однако, его удивительные задумки для мемориалов, посвященных Чернобыльской трагедии, Голодомору и памяти воинов-интернационалистов, памятная доска для ГДК им. Горького, рассказывающая о пребывании в Кадиевке Остапа Вишни так и остались в проекте. Зато утвержден проект памятника к 200-летию основания г. Теплогорска, руками А.В. Кравца возвращён к жизни памятник Бурбелло на одноименной улице. Жизнь не стоит на месте.
Глядя на по-прежнему сильного не только духом скульптора, удивляешься — ведь он ещё и ветеран-фронтовик. Конечно же, мне захотелось спросить его, как же он относится к нашему смутному времени, когда страна, в очередной раз, повинуясь велению руководства, меняет героев. На мой вопрос относительно признания воинов ОУН-УПА Антон Васильевич ответил взвешенно и мудро: «Нельзя судить о тех годах, тех людях однозначно и категорично. Им навязывали другие идеалы, большинство из них были рядовыми солдатами, которых просто мобилизовали. Судить нужно было их военное руководство. Да и кто знает, как поведет себя человек, попав в условия войны, на фронт? Иной раз раскулаченные показывали себя героями, а кто-то, о ком и подумать плохо не могли, струсил, сломался. Но нельзя и отметать то, что было у нас как у советских солдат, у советских людей — мы спасали Родину, да и весь мир от фашизма. Об этом нельзя забывать». Антон Васильевич удивительно толерантен: видимо, прожитые годы и бесценный жизненный опыт научили его видеть красоту не только в природе, но и в людях, которые часто оказывались к нему несправедливы.
На вопрос, что бы он пожелал ветеранам в преддверии дня Великой Победы, А.В. Кравец ответил просто и без пафоса, будто провел резцом очередную точную линию: «Я бы пожелал нашим ветеранам, чтоб власти к ним относились лучше, чем сейчас. А сами ветераны должны помогать обществу овладевать демократией: чтобы было больше порядка в нашем городе и нашей стране. Мы и так это делаем, но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь в СССР было и хорошее — вот это хорошее нужно использовать, внедрять, улучшать».
Мне же, со своей стороны, хотелось бы пожелать ещё и здоровья — чтобы эти удивительные, непростые люди радовали нас ещё долгие годы.
Анастасия ГОРДИЕНКО
Ему довелось воевать в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, освобождая Австрию, Венгрию, Чехословакию. Ни ранения, ни контузии не помешали ему встретить в рядах Красной Армии Великую Победу. Уже после демобилизации он, тогда ещё 24-летний парень, по зову своего творческого сердца поступил в Одесское государственное художественное училище им. М. Грекова. Окончив его с отличием в 1955 году, волею судеб, Антон Кравец оказался в Стаханове, тогда ещё Кадиевке. Город получил не просто скульптора — Творца, чьими руками и сейчас, несмотря на невзгоды дня сегодняшнего, делается красота.
Работая в Стахановском филиале Луганского товарищества художников УССР, Антон Кравец, молодой скульптор, сразу же столкнулся с тем, что его работы, признанные высоким и маститым художественным «начальством» республиканского уровня лучшими в Кадиевке, не попадали на выставки. Не вступил он ни в партию, ни в Союз художников: волоките и езде по инстанциям предпочёл возможность работать — на благо города, его жителей, да и в своё удовольствие.
Антон Васильевич был из поколения, возмужавшего на фронтах Отечественной войны, принявшего установку трудиться и жить за себя и за «того парня», за тех, кого потеряла страна в кровопролитных сражениях за мирное небо не только для Страны Советов, но и для всего мира. Он всегда считал, что стоит трудиться — на совесть, не жалея самого себя, а признание придет, найдёт награда своего героя. Ему было недосуг возить работы по выставкам — у него постоянно была работа. Для того чтобы представлять свои работы, он овладел искусством фотосъемки. Дважды он был удостоен государственной премии, принимал награды из рук министра культуры Украины, фотографии лучших его скульптур вошли во все каталоги художественных произведений СССР.
Он единственный скульптор, чьи работы с первого раза утверждались на пленуме Союза художников, который другие могли «штурмовать» по нескольку раз. Антон Васильевич скульптор уникальный. И не потому, что он ветеран-фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, а потому, что он — чуткий художник, который видит глазами сердца. В отличие от большинства скульпторов, работающих в тандеме с архитектором, проектными учреждениями, управлением архитектуры, при содействии формовщиков, учеников, Антон Васильевич всегда был один на один с материалом. Даже при изготовлении многометровых скульптур он работал один: все его работы — авторские. У него на порядок больше установленных, а значит, живущих работ, чем у любого члена Союза художников. Он сам себе архитектор, сам себе формовщик — одним словом, Мастер с большой буквы, Труженик великого творческого дела, Творец, вдыхающий душу в материал грубый и безжизненный.
Множество своих работ Антон Васильевич в буквальном смысле подарил городу, не взяв ни копейки за свой труд. Барельефы, мемориальные доски, скульптурные композиции — все жизненные вехи города, его жителей оживали под его чуткими руками. Алчевск обязан ему своей скульптурой «Металлурга» и прилегающей площадью — одним из символов города. Города и поселки Луганской и Донецкой областей тоже знают Антона Васильевича Кравца.
В Стаханове, которому скульптор отдал более 50 лет жизни, труда, творчества, Антона Васильевича Кравца, награжденного многими фронтовыми и трудовыми орденами и медалями, участника хора ветеранов войны и труда «Гвардия», дипломанта множества выставок и конкурсов, и лауреата нескольких государственных премий, человека года в области скульптуры (2005), Почетного гражданина Стаханова и единственного в городе скульптора, далеко не все знают в лицо. Все, что скопил он за время работы, хранилось у него в мастерской — эскизы, уникальные инструменты для работы с мрамором и гранитом, листовой металл (собственные материалы скульптора), новые, задуманные им для города работы, выполненные в глине или пластилине (в том числе портрет нашего прославленного земляка, полковника Калиновского).
Да только город рассудил так, что мастерская скульптору не нужна: сегодня там работает мастерская по ремонту машин, у владельца которого не дрогнула рука превратить мастерскую А.В. Кравца в хаос из остатков того, что могло бы стать очередными шедеврами. Судов по этому вопросу было пять! Разбирательства продолжаются: меняется судебное руководство, меняются версии, ездит Антон Васильевич по инстанциям — дело сейчас на апелляции. Доброхоты советуют обратиться в международный суд, да только кто вернёт разграбленное добро и упущенные годы?
Человека творческого, да ещё и прошедшего горнило Отечественной войны, сломить нелегко: у Антона Васильевича и сегодня множество идей, задумок и планов. Он и сейчас не спит ночами не от лет, а от вдохновения: оживают его произведения в рисунке, в пластилине, хоть и «прописаны» они теперь в его собственной квартире (даже здесь город не помог: вместо положенной «трёшки» дали «двушку», да и то после того, как мастер 19 лет прожил в съёмном жилье). Болит душа скульптора, который с детства видел рукотворные чудеса в кузнице отца и деда, сам причастен к созданию образа города, за безжалостно уничтоженную скульптуру «Ферросплавщик», которая нуждалась в реставрации. Да и за все городские памятники, запущенные «зелёные уголки», уничтоженные тротуары. «Сегодня управление архитектуры бездействует или бездарно распоряжается городом.
Ведь можно вместо безликих камней устанавливать памятники, в зелёных зонах ставить скульптуры, которые радуют глаз, придают самобытность городу», — сетует он. Город по-прежнему обращается к нему, однако, его удивительные задумки для мемориалов, посвященных Чернобыльской трагедии, Голодомору и памяти воинов-интернационалистов, памятная доска для ГДК им. Горького, рассказывающая о пребывании в Кадиевке Остапа Вишни так и остались в проекте. Зато утвержден проект памятника к 200-летию основания г. Теплогорска, руками А.В. Кравца возвращён к жизни памятник Бурбелло на одноименной улице. Жизнь не стоит на месте.
Глядя на по-прежнему сильного не только духом скульптора, удивляешься — ведь он ещё и ветеран-фронтовик. Конечно же, мне захотелось спросить его, как же он относится к нашему смутному времени, когда страна, в очередной раз, повинуясь велению руководства, меняет героев. На мой вопрос относительно признания воинов ОУН-УПА Антон Васильевич ответил взвешенно и мудро: «Нельзя судить о тех годах, тех людях однозначно и категорично. Им навязывали другие идеалы, большинство из них были рядовыми солдатами, которых просто мобилизовали. Судить нужно было их военное руководство. Да и кто знает, как поведет себя человек, попав в условия войны, на фронт? Иной раз раскулаченные показывали себя героями, а кто-то, о ком и подумать плохо не могли, струсил, сломался. Но нельзя и отметать то, что было у нас как у советских солдат, у советских людей — мы спасали Родину, да и весь мир от фашизма. Об этом нельзя забывать». Антон Васильевич удивительно толерантен: видимо, прожитые годы и бесценный жизненный опыт научили его видеть красоту не только в природе, но и в людях, которые часто оказывались к нему несправедливы.
На вопрос, что бы он пожелал ветеранам в преддверии дня Великой Победы, А.В. Кравец ответил просто и без пафоса, будто провел резцом очередную точную линию: «Я бы пожелал нашим ветеранам, чтоб власти к ним относились лучше, чем сейчас. А сами ветераны должны помогать обществу овладевать демократией: чтобы было больше порядка в нашем городе и нашей стране. Мы и так это делаем, но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь в СССР было и хорошее — вот это хорошее нужно использовать, внедрять, улучшать».
Мне же, со своей стороны, хотелось бы пожелать ещё и здоровья — чтобы эти удивительные, непростые люди радовали нас ещё долгие годы.
Анастасия ГОРДИЕНКО