Почему на уроках физкультуры умирают дети?
13 октября 2008 г. 15-летний ученик Луцкого технического колледжа Андрей Саламаха умер в спортивном зале во время разминки. В медицинской карте подростка отмечен диагноз «нарушение работы сердечного клапана», но от уроков физкультуры он не был освобождён – медработники «не успели» уведомить администрацию колледжа! В октябре 2008 г. в Запорожье на уроке физкультуры умер десятиклассник Богдан Подлобников, который сдавал норматив по бегу на 100 м. В тот месяц в средней школе города Новоселица Черновицкой области на уроке физкультуры после кросса скончалась 12-летняя семиклассница Светлана Кукурляк. 8 октября 2007 г. в Херсоне на уроке физкультуры от сердечного приступа умерла ученица 10-го класса Анастасия Ивина. Анализ смертности учащихся на уроках физкультуры показывает, что такие случаи характерны не только для Украины, но и ряда стран СНГ. Например, в 2004 – 2005 г.г. в России на уроках физкультуры, на военных сборах умерло несколько детей и подростков. Причиной смерти в большинстве случаев стала острая сердечная недостаточность. Чаще всего дети умирают во время бега на 100 м или кросса. Светлая память жертвам государственного, медицинского, педагогического, родительского равнодушия.
Страшная статистика. 13 октября 2008 г. 15-летний ученик Луцкого технического колледжа Андрей Саламаха умер в спортивном зале во время разминки. В медицинской карте подростка отмечен диагноз «нарушение работы сердечного клапана», но от уроков физкультуры он не был освобождён – медработники «не успели» уведомить администрацию колледжа! В октябре 2008 г. в Запорожье на уроке физкультуры умер десятиклассник Богдан Подлобников, который сдавал норматив по бегу на 100 м. В тот месяц в средней школе города Новоселица Черновицкой области на уроке физкультуры после кросса скончалась 12-летняя семиклассница Светлана Кукурляк. 8 октября 2007 г. в Херсоне на уроке физкультуры от сердечного приступа умерла ученица 10-го класса Анастасия Ивина. Анализ смертности учащихся на уроках физкультуры показывает, что такие случаи характерны не только для Украины, но и ряда стран СНГ. Например, в 2004-2005 г.г. в России на уроках физкультуры, на военных сборах умерло несколько детей и подростков. Причиной смерти в большинстве случаев стала острая сердечная недостаточность. Чаще всего дети умирают во время бега на 100 м или кросса. Светлая память жертвам государственного, медицинского, педагогического, родительского равнодушия.
Автор задала Илье Алексеевичу Попову, директору СШ № 10 г. Стаханова, вопрос: «Как вы считаете, смерти украинских детей на уроках физвоспитания случайны или закономерны вследствие каких-то причин?»
– Я выделяю несколько причин, как прямых, так и косвенных.
1. Ослабленное здоровье школьников.
Раньше дети после занятий в школе больше занимались в секциях, гуляли. Сейчас многие сидят за компьютерами, телевизорами, не имеют регулярных физических нагрузок, ограничивается двигательная активность. Питание несбалансированное. Экологическая обстановка напряжённая. Поэтому здоровых детей практически нет. Школьники страдают сколиозами, заболеваниями органов пищеварительной системы, нервной системы бронхолёгочными заболеваниями и т.д. В классном журнале по результатам медосмотров, рекомендациям из обменной карты на всех учащихся заполняется лист здоровья. Там написано, какими заболеваниями страдает каждый ребёнок, какая ему рекомендована физкультурная группа. Учитель физкультуры знакомится с листом здоровья, обсуждает с классным руководителем, школьной медсестрой. Школа – единственное учреждение, которое ведёт интенсивную профилактическую работу по предупреждению заболеваний, вредных привычек. В процессе уроков по основам здоровья (с 1 по 8 класс), на внеклассных мероприятиях. Проводятся турслёты, спортивные праздники.
2. Формальные медосмотры. Неинформированность администрации школы о состоянии здоровья ребёнка.
По моему мнению, у детей, умерших на уроках физвоспитания, были отклонения в здоровье, о которых администрация и медсестра школы не были информированны. Например, один из погибших мальчиков считался физически здоровым, участвовал в соревнованиях. Значит, болезнь вовремя не распознали, медосмотры были формальными. Как проходят медосмотры в школах? Детей сгоняют в кабинет, спрашивают: «Что беспокоит?». Кто же признается в недомоганиях при одноклассниках? Дети могут бояться говорить о плохом самочувствии, могут не обращать внимания и не жаловаться, могут стесняться сверстников. Мне известны случаи, когда родители умудрялись скрывать серьёзные заболевания детей. Это всегда заканчивалось плохо.
3. Социальные причины, в том числе проживание в неполной семье.
Одна из косвенных причин невнимания к здоровью детей – неполные семьи. В условиях неполной семьи родителю сложнее уделить ребёнку и его здоровью достаточно внимания. По социальному паспорту школы около половины детей живут в неполных семьях. Много наших соотечественников находится на заработках. Хорошо, когда дети остаются с бабушкой, дедушкой. Бывает, что ребёнок живёт со старшим братом или сестрой. Часто семьи распадаются. Среди родителей наблюдается высокая смертность. Например, в одном из классов нашей школы из 17 человек у 4 папа умер.
4. Личность учителя физкультуры.
Наш учитель физкультуры Хахонина Марина Александровна подходит индивидуально к каждому ребёнку, хоть это и нелегко. Если заметит, что ребёнок пришёл на урок заболевший, отправит его к медсестре. После урока Марина Александровна всегда подойдет к классному руководителю, учителю, расскажет, как чувствуют себя дети после физкультуры. Обращает внимание, на детей, которые были вялыми или ослабленными. Не секрет, что не все учителя физвоспитания также чутко и внимательно относятся к своим воспитанникам.
Об организации школьных и внешкольных занятий по физвоспитанию и сопутствующих проблемах рассказала Марина Александровна Хахонина, учитель физвоспитания СШ № 10, г. Стаханова, мастер спорта по спортивной гимнастике.
– В нашем регионе нет ни одной школы, где бы специальная группа занималась отдельно. Дети все приходят на урок, для специальной и подготовительной групп подбираю упражнения, полезные и безопасные при заболевании каждого ребёнка. Есть классы по 30-32 человека, за всеми нужно следить, всем уделять внимание. В старших классах в специальной группе в среднем по 2-3, в младших – по 4-5 человек. Занятия с такими школьниками проводятся благодаря энтузиазму учителей в рамках обычного урока. Для основной группы детей, развивающие комплексы меняю по четвертям. Дети с удовольствием изучают новые посильные развивающие упражнения. Желательно, чтобы занятия для детей из специальной группы проводились отдельно, ведь когда-то в школах были группы здоровья. Это нужно в первую очередь для детей. У каждого разная подготовка, разное физическое состояние.
Многие дети сейчас бледные, хилые. Нормативы нужно пересматривать, смягчать. Возьмём кросс в 2-3 км: это тест на выносливость. Для нынешних детей он становится непосильной нагрузкой, единицы переносят его нормально. Всегда предупреждаю учащихся: «Почувствуете себя хуже – сообщайте мне, сходите с дистанции». Перед забегом расспрашиваю о самочувствии. Считаю, что кросс в 2-3 км можно заменить, например, кроссом на 800 м.
В нашей школе 2 спортивных зала – гимнастический и игровой, есть все необходимые современные спортивные снаряды. Но не во всех школах Украины созданы такие благоприятные условия для проведения уроков физвоспитания.
Благое дело – внеклассные занятия по физвоспитанию на базе школы. Я провожу занятия по гимнастике, акробатике. Второй учитель Алексей Юрьевич Михайлов, к большой радости мальчишек, ведёт занятия в футбольной секции. Наши воспитанники из года в год занимают призовые места на городских соревнованиях. Удобно когда в школе спортивные секции, ребёнок посещает их по месту жительства. Но на кружковую внеклассную работу выделяется недостаточно часов.
На уроках физвоспитания я выявляю способных детей, даю рекомендации в детско-юношескую спортивную школу. Но из-за того, что не у всех родителей есть возможность сопровождать ребёнка на другой конец города или выделить средства на проезд, ребята не могут реализовать свой спортивный потенциал. Школьникам нужен бесплатный проезд в течение дня. Стадионов, спортивных залов и площадок должно быть больше.
Автор узнала мнение ученика 10-го класса Витюгова Дениса, 15 лет.
– Денис, ты слышал о смерти учащихся на уроках физвоспитания? Изменилось ли твоё отношение к этим урокам?
– Слышал, сопереживаю их семьям. Моё отношение к урокам физкультуры не изменилось, как занимался спортом, так и буду. С первого класса занимался танцами. С 5-го класса и по сей день – баскетболом, посещаю секцию, с командой участвую в соревнованиях. Вредных привычек не имею. Благодаря постоянным занятиям спортом, за своё самочувствие на уроках физкультуры спокоен.
Как относятся к проблеме смертности детей на уроках физкультуры медработники, редакция поинтересовалась у заведующей педиатрическим отделением детской поликлиники г. Стаханова, Галины Дмитриевны Калюжной.
– Галина Дмитриевна, почему на уроках физвоспитания стали умирать дети, Ваше мнение?
– Я считаю, что большая вина лежит на родителях. Некоторые из них невнимательно относятся к здоровью детей, не обращают внимания на заболевания, ждут, когда ребёнок «перерастёт». Не в каждой семье уделяется внимание физическому развитию, закаливанию ребёнка. Кто начинает свой день с зарядки? Далеко не все. Зато как часто видишь на улице курящих школьников. Сигарета ещё никому не прибавила здоровья. С экранов телевизоров идёт пропаганда пива, сигарет, энергетических напитков. Энергетические напитки не то что «сажают» печень, они её просто убивают. Чрезмерное употребление пива приводит к пивному алкоголизму. Никотин ослабляет иммунитет, дыхательную и сердечнососудистую системы. Ни один художественный фильм не обходится без пропаганды курения. Все герои с сигаретой. Проблемы житейские – сразу за сигарету, нужно завязать разговор – за сигарету. Со стороны СМИ должна быть усиленная пропаганда здорового образа жизни. Хотелось бы, чтобы с первого класса на состояние здоровья детей обращали внимание не только медработники, но и учителя. Следили, как сидит ребёнок на уроке, за его осанкой, делали физкультурные паузы.
Нормативы для уроков физвоспитания пора пересмотреть, они не рассчитаны на значительную часть современных детей. Уроки физвоспитания нужны, но без непосильных нормативов. Физкультура должна проходить интересно, включать посильные упражнения. Ребёнок просидел 2-3 урока, на физкультуре ему нужно размяться, а не выбиваться из сил. Нагрузка должна быть полезной и не чрезмерной, как, например, кроссы по 2-3 км. Какая от них польза? Учителя физвоспитания должны учитывать состояние здоровья каждого ребёнка, знать комплексы упражнений при различных заболеваниях, для всех физкультурных групп: специальной, подготовительной, основной. Например, дети со сколиозами занимаются в специальной группе. Им нужно укреплять мышечную систему, исключить висы, раскачивания. Со своей стороны детская поликлиника рекомендует каждому школьнику определённую физкультурную группу в зависимости от состояния здоровья.
– Расскажите, пожалуйста, о физкультурных группах, группах здоровья.
– 1-ая группа здоровья – абсолютно здоровый ребёнок с нормальным физическим развитием и нормальными показателями состояния функциональных систем организма. 2-ая группа здоровья – у ребёнка имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, которые вызывают снижение сопротивляемости к острым и хроническим заболеваниям, без снижения работоспособности. 3-я группа – подростки, которые имеют хронические заболевания, но в стадии компенсации, с сохранением функциональных возможностей организма (сколиоз, хронический тонзиллит, хронический гастрит и т.п.). 4-я группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, инвалиды детства. 5-я группа – инвалидизация в состоянии декомпенсации, необратимые изменения.
Дети и подростки, которые отнесены к 1-ой и 2-ой группам здоровья занимаются в основной физкультурной группе. Школьники с недостаточной физической адаптированностью или со сниженными функциональными состояниями внутренних органов здоровья должны заниматься в подготовительной группе физической культуры. Школьники, которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации со значительными нарушениями функциональных возможностей организма, освобождаются от занятий физической культурой. Если хроническое заболевание протекает с сохранением функциональных возможностей, школьники должны сначала заниматься в специальной группе физической культуры, по мере восстановления функциональных возможностей переводятся в подготовительную.
– Как «освободить» ребёнка от уроков физвоспитания или добиться ограничения нагрузки?
– Если у родителей есть подозрения на ухудшение здоровья ребёнка, наличие каких-то заболеваний, нужно отвести его к участковому врачу-педиатру. Он назначит обследование, консультации узких специалистов. После обследования, если возникает необходимость перевода ребёнка из основной группы, лечащий врач обращается во врачебно-консультативную комиссию (ВКК) поликлиники. Конкретное определение физкультурной группы при разных заболеваниях в зависимости от времени обострения и состояния болезни решается индивидуально совместно с рекомендациями диспансерного наблюдения при данном заболевании.
Справка выдаётся раз в год, ежегодно её нужно обновлять. Переведённому из основной группы ребёнку следует проходить назначенный курс лечения, выполнять рекомендации лечащего врача.
Совместная задача медицинской системы, родителей – вовремя устранять отклонения в здоровье ребёнка, не допускать возникновения хронических заболеваний, но если они всё же возникли – реабилитировать ребёнка, восстанавливать его здоровье.
От автора. В Украине никто не понёс наказания ни по одному эпизоду смерти учащихся на уроках физкультуры. По словам чиновников всех уровней виноваты… родители и их покойные дети. Якобы родители вовремя не обследовали детей, а дети скрывали болезни и не жаловались на самочувствие. Не понятно, для чего тогда проводятся медосмотры в учебных заведениях? Получается, что проводятся они халатно? В каждой школе должна работать медсестра. Не наведываться изредка из поликлиники, а ежедневно находиться в школе.
Советую родителям регулярно обследовать детей, посещать школу, обращать внимание классного руководителя, учителя физкультуры на состояние здоровья ребёнка, выяснять, какие упражнения противопоказаны, а какие полезны ребёнку в случае наличия у него тех или иных заболеваний. Ребёнку нужно объяснить, что при ухудшении самочувствия на уроке физкультуры, он должен сообщить учителю и прекратить выполнять упражнение.
Уроки физкультуры в нашей стране построены, как погоня за выполнением нормативов. Нормативы устарели и не годятся для современных детей, ослабленных недостаточно подвижным образом жизни, неудовлетворительным питанием, ухудшающейся экологией. По результатам исследований, украинских ученых более 90% выпускников школ имеют различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных расстройств (40–50%) до серьезных хронических заболеваний (50–60%). Более 50% учащихся и студентов имеют неудовлетворительную физическую подготовленность и низкие функциональные показатели.
При Министерстве образования и науки Украины создана рабочая группа, которая должна пересмотреть нормативы по физкультуре для школ. В пересмотре нуждаются не только нормативы, но и сама организация уроков физкультуры, методика их проведения, отношение и ответственность учителей.
Уроки физического воспитания, безусловно, нужны. Человеку любого возраста жизненно необходима двигательная активность и физические нагрузки, адекватные его состоянию здоровья. В учебных заведениях всех уровней нередки случаи, когда детей изматывают кроссами за опоздания, пропуски, неспособность выполнить какой-то норматив (не можешь отжаться – отбегай). Учитель физкультуры должен знать особенности здоровья каждого учащегося, перечень противопоказаний и ограничений в плане физических упражнений при различных видах заболеваний. Для детей и подростков, которым рекомендованы занятия в подготовительной и специальной физкультурных группах, учитель может составить индивидуальные программы упражнений и реализовывать их на уроках физвоспитания. И не нужно вопрошать, где учителю взять на это время. Методическую работу ещё никто не отменял.
Ещё одна подпроблема: существуют совместные приказы МОЗ и МОН об освобождении от учеников от экзаменов, об обучении на дому, но нет совместного приказа об «освобождении» от уроков физкультуры, распределению учеников в физкультурные группы.
Автор задала Илье Алексеевичу Попову, директору СШ № 10 г. Стаханова, вопрос: «Как вы считаете, смерти украинских детей на уроках физвоспитания случайны или закономерны вследствие каких-то причин?»
– Я выделяю несколько причин, как прямых, так и косвенных.
1. Ослабленное здоровье школьников.
Раньше дети после занятий в школе больше занимались в секциях, гуляли. Сейчас многие сидят за компьютерами, телевизорами, не имеют регулярных физических нагрузок, ограничивается двигательная активность. Питание несбалансированное. Экологическая обстановка напряжённая. Поэтому здоровых детей практически нет. Школьники страдают сколиозами, заболеваниями органов пищеварительной системы, нервной системы бронхолёгочными заболеваниями и т.д. В классном журнале по результатам медосмотров, рекомендациям из обменной карты на всех учащихся заполняется лист здоровья. Там написано, какими заболеваниями страдает каждый ребёнок, какая ему рекомендована физкультурная группа. Учитель физкультуры знакомится с листом здоровья, обсуждает с классным руководителем, школьной медсестрой. Школа – единственное учреждение, которое ведёт интенсивную профилактическую работу по предупреждению заболеваний, вредных привычек. В процессе уроков по основам здоровья (с 1 по 8 класс), на внеклассных мероприятиях. Проводятся турслёты, спортивные праздники.
2. Формальные медосмотры. Неинформированность администрации школы о состоянии здоровья ребёнка.
По моему мнению, у детей, умерших на уроках физвоспитания, были отклонения в здоровье, о которых администрация и медсестра школы не были информированны. Например, один из погибших мальчиков считался физически здоровым, участвовал в соревнованиях. Значит, болезнь вовремя не распознали, медосмотры были формальными. Как проходят медосмотры в школах? Детей сгоняют в кабинет, спрашивают: «Что беспокоит?». Кто же признается в недомоганиях при одноклассниках? Дети могут бояться говорить о плохом самочувствии, могут не обращать внимания и не жаловаться, могут стесняться сверстников. Мне известны случаи, когда родители умудрялись скрывать серьёзные заболевания детей. Это всегда заканчивалось плохо.
3. Социальные причины, в том числе проживание в неполной семье.
Одна из косвенных причин невнимания к здоровью детей – неполные семьи. В условиях неполной семьи родителю сложнее уделить ребёнку и его здоровью достаточно внимания. По социальному паспорту школы около половины детей живут в неполных семьях. Много наших соотечественников находится на заработках. Хорошо, когда дети остаются с бабушкой, дедушкой. Бывает, что ребёнок живёт со старшим братом или сестрой. Часто семьи распадаются. Среди родителей наблюдается высокая смертность. Например, в одном из классов нашей школы из 17 человек у 4 папа умер.
4. Личность учителя физкультуры.
Наш учитель физкультуры Хахонина Марина Александровна подходит индивидуально к каждому ребёнку, хоть это и нелегко. Если заметит, что ребёнок пришёл на урок заболевший, отправит его к медсестре. После урока Марина Александровна всегда подойдет к классному руководителю, учителю, расскажет, как чувствуют себя дети после физкультуры. Обращает внимание, на детей, которые были вялыми или ослабленными. Не секрет, что не все учителя физвоспитания также чутко и внимательно относятся к своим воспитанникам.
Об организации школьных и внешкольных занятий по физвоспитанию и сопутствующих проблемах рассказала Марина Александровна Хахонина, учитель физвоспитания СШ № 10, г. Стаханова, мастер спорта по спортивной гимнастике.
– В нашем регионе нет ни одной школы, где бы специальная группа занималась отдельно. Дети все приходят на урок, для специальной и подготовительной групп подбираю упражнения, полезные и безопасные при заболевании каждого ребёнка. Есть классы по 30-32 человека, за всеми нужно следить, всем уделять внимание. В старших классах в специальной группе в среднем по 2-3, в младших – по 4-5 человек. Занятия с такими школьниками проводятся благодаря энтузиазму учителей в рамках обычного урока. Для основной группы детей, развивающие комплексы меняю по четвертям. Дети с удовольствием изучают новые посильные развивающие упражнения. Желательно, чтобы занятия для детей из специальной группы проводились отдельно, ведь когда-то в школах были группы здоровья. Это нужно в первую очередь для детей. У каждого разная подготовка, разное физическое состояние.
Многие дети сейчас бледные, хилые. Нормативы нужно пересматривать, смягчать. Возьмём кросс в 2-3 км: это тест на выносливость. Для нынешних детей он становится непосильной нагрузкой, единицы переносят его нормально. Всегда предупреждаю учащихся: «Почувствуете себя хуже – сообщайте мне, сходите с дистанции». Перед забегом расспрашиваю о самочувствии. Считаю, что кросс в 2-3 км можно заменить, например, кроссом на 800 м.
В нашей школе 2 спортивных зала – гимнастический и игровой, есть все необходимые современные спортивные снаряды. Но не во всех школах Украины созданы такие благоприятные условия для проведения уроков физвоспитания.
Благое дело – внеклассные занятия по физвоспитанию на базе школы. Я провожу занятия по гимнастике, акробатике. Второй учитель Алексей Юрьевич Михайлов, к большой радости мальчишек, ведёт занятия в футбольной секции. Наши воспитанники из года в год занимают призовые места на городских соревнованиях. Удобно когда в школе спортивные секции, ребёнок посещает их по месту жительства. Но на кружковую внеклассную работу выделяется недостаточно часов.
На уроках физвоспитания я выявляю способных детей, даю рекомендации в детско-юношескую спортивную школу. Но из-за того, что не у всех родителей есть возможность сопровождать ребёнка на другой конец города или выделить средства на проезд, ребята не могут реализовать свой спортивный потенциал. Школьникам нужен бесплатный проезд в течение дня. Стадионов, спортивных залов и площадок должно быть больше.
Автор узнала мнение ученика 10-го класса Витюгова Дениса, 15 лет.
– Денис, ты слышал о смерти учащихся на уроках физвоспитания? Изменилось ли твоё отношение к этим урокам?
– Слышал, сопереживаю их семьям. Моё отношение к урокам физкультуры не изменилось, как занимался спортом, так и буду. С первого класса занимался танцами. С 5-го класса и по сей день – баскетболом, посещаю секцию, с командой участвую в соревнованиях. Вредных привычек не имею. Благодаря постоянным занятиям спортом, за своё самочувствие на уроках физкультуры спокоен.
Как относятся к проблеме смертности детей на уроках физкультуры медработники, редакция поинтересовалась у заведующей педиатрическим отделением детской поликлиники г. Стаханова, Галины Дмитриевны Калюжной.
– Галина Дмитриевна, почему на уроках физвоспитания стали умирать дети, Ваше мнение?
– Я считаю, что большая вина лежит на родителях. Некоторые из них невнимательно относятся к здоровью детей, не обращают внимания на заболевания, ждут, когда ребёнок «перерастёт». Не в каждой семье уделяется внимание физическому развитию, закаливанию ребёнка. Кто начинает свой день с зарядки? Далеко не все. Зато как часто видишь на улице курящих школьников. Сигарета ещё никому не прибавила здоровья. С экранов телевизоров идёт пропаганда пива, сигарет, энергетических напитков. Энергетические напитки не то что «сажают» печень, они её просто убивают. Чрезмерное употребление пива приводит к пивному алкоголизму. Никотин ослабляет иммунитет, дыхательную и сердечнососудистую системы. Ни один художественный фильм не обходится без пропаганды курения. Все герои с сигаретой. Проблемы житейские – сразу за сигарету, нужно завязать разговор – за сигарету. Со стороны СМИ должна быть усиленная пропаганда здорового образа жизни. Хотелось бы, чтобы с первого класса на состояние здоровья детей обращали внимание не только медработники, но и учителя. Следили, как сидит ребёнок на уроке, за его осанкой, делали физкультурные паузы.
Нормативы для уроков физвоспитания пора пересмотреть, они не рассчитаны на значительную часть современных детей. Уроки физвоспитания нужны, но без непосильных нормативов. Физкультура должна проходить интересно, включать посильные упражнения. Ребёнок просидел 2-3 урока, на физкультуре ему нужно размяться, а не выбиваться из сил. Нагрузка должна быть полезной и не чрезмерной, как, например, кроссы по 2-3 км. Какая от них польза? Учителя физвоспитания должны учитывать состояние здоровья каждого ребёнка, знать комплексы упражнений при различных заболеваниях, для всех физкультурных групп: специальной, подготовительной, основной. Например, дети со сколиозами занимаются в специальной группе. Им нужно укреплять мышечную систему, исключить висы, раскачивания. Со своей стороны детская поликлиника рекомендует каждому школьнику определённую физкультурную группу в зависимости от состояния здоровья.
– Расскажите, пожалуйста, о физкультурных группах, группах здоровья.
– 1-ая группа здоровья – абсолютно здоровый ребёнок с нормальным физическим развитием и нормальными показателями состояния функциональных систем организма. 2-ая группа здоровья – у ребёнка имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, которые вызывают снижение сопротивляемости к острым и хроническим заболеваниям, без снижения работоспособности. 3-я группа – подростки, которые имеют хронические заболевания, но в стадии компенсации, с сохранением функциональных возможностей организма (сколиоз, хронический тонзиллит, хронический гастрит и т.п.). 4-я группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, инвалиды детства. 5-я группа – инвалидизация в состоянии декомпенсации, необратимые изменения.
Дети и подростки, которые отнесены к 1-ой и 2-ой группам здоровья занимаются в основной физкультурной группе. Школьники с недостаточной физической адаптированностью или со сниженными функциональными состояниями внутренних органов здоровья должны заниматься в подготовительной группе физической культуры. Школьники, которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации со значительными нарушениями функциональных возможностей организма, освобождаются от занятий физической культурой. Если хроническое заболевание протекает с сохранением функциональных возможностей, школьники должны сначала заниматься в специальной группе физической культуры, по мере восстановления функциональных возможностей переводятся в подготовительную.
– Как «освободить» ребёнка от уроков физвоспитания или добиться ограничения нагрузки?
– Если у родителей есть подозрения на ухудшение здоровья ребёнка, наличие каких-то заболеваний, нужно отвести его к участковому врачу-педиатру. Он назначит обследование, консультации узких специалистов. После обследования, если возникает необходимость перевода ребёнка из основной группы, лечащий врач обращается во врачебно-консультативную комиссию (ВКК) поликлиники. Конкретное определение физкультурной группы при разных заболеваниях в зависимости от времени обострения и состояния болезни решается индивидуально совместно с рекомендациями диспансерного наблюдения при данном заболевании.
Справка выдаётся раз в год, ежегодно её нужно обновлять. Переведённому из основной группы ребёнку следует проходить назначенный курс лечения, выполнять рекомендации лечащего врача.
Совместная задача медицинской системы, родителей – вовремя устранять отклонения в здоровье ребёнка, не допускать возникновения хронических заболеваний, но если они всё же возникли – реабилитировать ребёнка, восстанавливать его здоровье.
От автора. В Украине никто не понёс наказания ни по одному эпизоду смерти учащихся на уроках физкультуры. По словам чиновников всех уровней виноваты… родители и их покойные дети. Якобы родители вовремя не обследовали детей, а дети скрывали болезни и не жаловались на самочувствие. Не понятно, для чего тогда проводятся медосмотры в учебных заведениях? Получается, что проводятся они халатно? В каждой школе должна работать медсестра. Не наведываться изредка из поликлиники, а ежедневно находиться в школе.
Советую родителям регулярно обследовать детей, посещать школу, обращать внимание классного руководителя, учителя физкультуры на состояние здоровья ребёнка, выяснять, какие упражнения противопоказаны, а какие полезны ребёнку в случае наличия у него тех или иных заболеваний. Ребёнку нужно объяснить, что при ухудшении самочувствия на уроке физкультуры, он должен сообщить учителю и прекратить выполнять упражнение.
Уроки физкультуры в нашей стране построены, как погоня за выполнением нормативов. Нормативы устарели и не годятся для современных детей, ослабленных недостаточно подвижным образом жизни, неудовлетворительным питанием, ухудшающейся экологией. По результатам исследований, украинских ученых более 90% выпускников школ имеют различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных расстройств (40–50%) до серьезных хронических заболеваний (50–60%). Более 50% учащихся и студентов имеют неудовлетворительную физическую подготовленность и низкие функциональные показатели.
При Министерстве образования и науки Украины создана рабочая группа, которая должна пересмотреть нормативы по физкультуре для школ. В пересмотре нуждаются не только нормативы, но и сама организация уроков физкультуры, методика их проведения, отношение и ответственность учителей.
Уроки физического воспитания, безусловно, нужны. Человеку любого возраста жизненно необходима двигательная активность и физические нагрузки, адекватные его состоянию здоровья. В учебных заведениях всех уровней нередки случаи, когда детей изматывают кроссами за опоздания, пропуски, неспособность выполнить какой-то норматив (не можешь отжаться – отбегай). Учитель физкультуры должен знать особенности здоровья каждого учащегося, перечень противопоказаний и ограничений в плане физических упражнений при различных видах заболеваний. Для детей и подростков, которым рекомендованы занятия в подготовительной и специальной физкультурных группах, учитель может составить индивидуальные программы упражнений и реализовывать их на уроках физвоспитания. И не нужно вопрошать, где учителю взять на это время. Методическую работу ещё никто не отменял.
Ещё одна подпроблема: существуют совместные приказы МОЗ и МОН об освобождении от учеников от экзаменов, об обучении на дому, но нет совместного приказа об «освобождении» от уроков физкультуры, распределению учеников в физкультурные группы.
Ирина БРАЖКО
Коментарів 1