Реализация моих проектов сформирует поток туристов и принесет бюджету до 1 млрд.
Стахановчанин Владимир Авилов, как оказалось, вот уже почти десять лет как пытается реализовать на Луганщине идеи, предполагающие использование ресурса, «еще не пущенного в регионе в оборот». По его мнению, именно этот ресурс даст возможность «сформировать поток туристов», который будет приносить в областной бюджет ежегодно по меньшей мере «до 1 миллиарда гривен». Таким ресурсом, по его мнению, являются история и культура края, которые необходимо «втянуть» в сферу интересов крупного регионального бизнеса. Как это сделать, Авилов рассказал «ОстроВ».
-Владимир Алексеевич, мы наслышаны, что вы являетесь автором нескольких интересных проектов, которые, якобы, могут дать толчок для развития туризма в регионе. У вас к туризму интерес предпринимательский либо иной?
- Краеведение, история, развитие технического Донбасса, а также туризм в сочетании с маркетингом – это действительно сфера моих интересов. Можете называть меня энтузиастом, одержимым краеведом, мечтателем – я не возражаю. Дело в том, что за последние 15-20-ть лет на постсоветском пространстве произошли фундаментальные перемены, сопровождавшиеся переходом от плановой экономики к рыночной, от жестко контролируемой политической системы – к менее предсказуемым демократическим процессам. Как и во всей Европе, в Украине происходит сдвиг в сторону постиндустриальной экономики, и, по мере осуществления интеграции Украины в мировой рынок, некоторые виды производства теряют свою конкурентоспособность. Однако нишей для дальнейшего развития региона, я в этом уверен, непременно должно стать применение интеллектуального капитала и использование его в сфере услуг. По сути, история и культура края являются тем ресурсом, в котором проявляется уникальность и неповторимость региона. Они отражают ценности, исповедуемые его жителями. Именно этот ресурс необходимо задействовать для возрождения Луганщины. Вот этот ресурс и представляет собой “капитал, не пущенный в оборот”.
Безусловно, лично я гостиницы строить не собираюсь, я выясняю и описываю причинно-следственные связи, по которым большой бизнес может и должен возникнуть у нас в регионе. У меня есть концепция, в которой это все описано.
Сейчас у меня есть несколько интересных проектов: это создание «Парка-музея промышленности Луганской области» под рабочим названием «Рудник», второй проект «Парк передового периода», третий - «Интерсело».
С 2003 года я начал обращаться с этими идеями в разные инстанции, к разным людям, в том числе в органы местного самоуправления, ОГА, в том числе, в управления туризма, экономики. В этом году впервые за семь лет как будто бы что-то начало сдвигаться с «мертвой точки». Начальник управления экономики Луганской ОГА Игорь Агибалов как будто бы согласился дать мне возможность презентовать мои концепции на инвестиционном форуме, который пройдет в рамках выставки «Східна брама Україны» в ближайшее время. Это очень хорошее, удачное предложение, потому что презентовать мои проекты нужно в среде бизнеса - проект рассчитан именно на предпринимателей. Он, по сути, является нишей для развития их бизнеса.
Все мои три проекта объединены в одну программу. Это некий мультипроект, направленный на достижение такой сложной задачи, как создание научно-технического комплекса. В конечном он «потянет» за собой появление новых гостиниц, кемпингов, ресторанов, автозаправок, парковок, отделений банков и так далее, что и увеличит поступления в бюджет, улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе. Параллельно будет способствовать снижению напряженности в межнациональных и межкультурных вопросах .
- Насколько мы знаем, такие новые стратегии основывались на том, что активная культурная деятельность как бы становится катализатором возрождения городов? Вы, вероятно, познакомились с зарубежным опытом?
- Именно. Я изучил много зарубежных программ по тематике “возрождение городов средствами культуры”, “технология гостеприимства”, “создание бренда города”, “создание привлекательного образа территории” для ее системного развития – все это новые стратегии, которые позволили многим известным городам достичь новой ступени развития. Ведь насыщенная культурная жизнь привлекает людей, которые готовы потратить деньги, это иностранные и местные туристы, а также местные жители, жители соседних городов. Гости города останавливаются в гостиницах, едят и пьют в кафе и ресторанах, посещают музеи, кинотеатры, парки. Способность сферы культуры давать экономическую отдачу, в мире признали уже в конце 1980-х, поскольку объем так называемых “вторичных трат”, который она стимулировала, был весьма значительным. Можно назвать множество вселяющих надежду примеров. Такие американские города, как Лоуэлл, Бостон, Питсбург и Балтимор использовали местное партнерство и проекты в области культуры для того, чтобы привлечь инвестиции в районы, находившиеся на грани полного разрушения. Лоуэлл (штат Массачусетс), где основными отраслями промышленности были хлопковая и текстильная, в 1970-х годах также находился в полном упадке. Но затем в городе были запущены 22 проекта, направленные на переоборудование бывших складских помещений под нужды музеев, галерей, магазинов и ресторанов. Это помогло улучшить имидж города и привлечь новые коммерческие компании. Благодаря активной пропаганде и развитию культуры и спорта, Барселоне удалось создать новую концепцию города и стать культурной столицей, принявшей Олимпийские Игры. Британские города Манчестер, Лидс, Гулль и Бирмингем стали активно развивать туризм и новые творческие индустрии. В Китае ( г. Шеньчжень) был создан самый большой в мире по величине и оборудованию тематический парк “Прекрасный Китай” по истории, культуре, искусству и архитектуре страны. Парк занимает 300 тыс. м², вложено 12,2 млн. $. Он был открыт в сентябре 1989г., а уже в конце 1991г. полностью окупил все затраты. Все случаи возрождения городов через культуру роднит одно – стремление добиться успеха, опираясь на четко сформулированное видение проблемы. В решении и этой задачи ключевую роль сыграли городские власти , создав режим наибольшего благоприятствования, сведя нужных партнеров друг с другом, осуществив широкомасштабный маркетинг и пропаганду привлекательных аспектов города.
Значительным источником финансирования культуры, сохранения культурного наследия, окружающей среды, спорта в Великобритании является Национальная лотерея, на это расходуется 27% от ее дохода. Основная финансовая поддержка культуры государством осуществляется через Совет по культуре, самостоятельную и независимую общественную организацию (около трети Совета формируется из представителей творческой среды). Практика последних лет доказывает, что успешным оказывается фандрейзинг тех организаций, которые осуществляют дерзкие, масштабные и финансово затратные проекты. Как сказал Филипп Додд, директор Института современного искусства в Лондоне, “чем больше проект, тем легче раздобыть деньги”. Решающим фактором успеха является наличие “гениальной идеи”.
Во Франции стимулированием корпоративной поддержки культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды занимается также негосударственная организация - агентство “Admical”, которое объединяет около 150 коммерческих кампаний, участвует в лоббировании законодательства, благоприятного для корпоративной и частной поддержки культуры. В начале 1990-х годов, по мере сокращения государственного бюджета на культуру, государство начало рассматривать бизнес как возможный источник дополнительного финансирования культуры, особенно в области культурного наследия. При этом государство стремилось контролировать потоки средств, поступающих в культуру из сферы бизнеса и диктовать приоритетные направления спонсорства и иной корпоративной поддержки. Именно поэтому некоторые налоговые льготы, инициированные государством, себя не оправдали. Наконец, в 2003 году был принят совершенно новый закон, предполагавший уникальные налоговые преимущества для тех, кто осуществляет поддержку культуры, и в то же время гарантирующий организациям культуры независимость и свободу творчества. Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные налоговые условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компаниям вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет. По мнению специалистов агентства “Admical”, ситуация с финансированием в сфере культуры резко улучшилась. Так, в течение двух лет после вступления закона в силу коммерческими компаниями во Франции были открыты 33 новых корпоративных фонда поддержки культуры.
В последнее десятилетие, подобные проекты появились и в России. Это и инвестиционные проекты в области культурного туризма, развитие народных промыслов и включение их в индустрию сувенирной продукции, фестивальных проектов и других форм коллективного движения; межкультурная и межнациональная коммуникация; работа с образом города, территории, современные стратегии фандрейзинга. Например, используя наличие в одном регионе истоков рек Волги, Днепра и Западной Двины, Тверская область России реализовала проект “Славянские ключи”, в программу которого входило создание славянского лицея, проведение ежегодного фестиваля славянских культур (Россия, Украина, Белоруссия). Приобретает популярность такой вид культурного туризма, как событийный: оперный фестиваль под открытым небом “Музыкальные вечера на Селигере”, фестиваль шансона, день Ивана Купала. Словно магнитом притягивает к себе любителей мистических феноменов озеро Бросно - место обитания рептилии-монстра типа лох-несского чудовища.
Как свидетельствует статистика, например, в течении только 2004 г. область с туристическими целями посетило около 750 тыс. чел. Совокупный доход от приема гостей составил 1 млрд. рублей. На этот бизнес работает 102 местные туристические организации, сеть из 155 объектов размещения. Сумма инвестиций в туристическую сферу области ежегодно увеличивается на 50%. Сегодня в г. Городцы Нижегородской области планируется создание музейно-туристического комплекса “Город мастеров”, в строительство которого будет вложено 64,2 млн. рублей. Центральным станет деревянное здание, в котором разместятся выставочные залы. В комплекс войдут торговые ряды, предназначенные для продажи сувениров и продукции народных промыслов города и района. Общая площадь застройки составит 5 тыс. м². “Город мастеров” планируется открыть в 2009 году. Так что примеров можно привести огромное количество. И мы в этом плане совсем не станем «открывать Америку». Просто часто не хватает информации.
-Расскажите о ваших проектах подробнее.
-Итак, я предлагаю три экспозиционных комплекса: "Парк передового периода", этнографический комплекс “Интерсело” и парк-музей промышленности Луганской области “Рудник”.
Что такое «Интерсело»? Этот объект представляет собой комплекс сооружений, состоящий из национальных традиционных жилищ различных народов. В комплекс входят: изба, хата, хутор, подворье, усадьба, кишлак, сакля, юрта, колыба, двор и др. Постройки являются реконструкциями или воссозданными копиями, новоделами. “Интерсело” предназначено для проведения этнографических фестивалей, дней национальных кухонь и кино, ознакомления с архитектурой, традициями и культурой народов, населяющих (или населявших) историческую территорию Луганщины. Известно, что в нашей области проживает свыше 123 национальностей. Ее история витиевата и многогранна. Например, между Луганкой и Донцом существовало целое государство - Славяносербия. Весь наш промышленный край, все шахты, заводы, фабрики, основывались выходцами из Европы – немцами, французами, англичанами и т.д. Вслед за ними ехали семьи работников, масса других людей. Все это говорит о том, что мы связаны со всем миром. У нас очень прочны связи с историческими событиями времен СССР, много переселенцев из Кавказа. Это очень богатый материал, на котором я и строю концепцию «Интерсела». Думаю, очень несложно найти и предоставить 20 соток для этнографического культурного общества. А они сами себе все построят. Даже из бюджета выделять ничего не надо, только землю дайте.
Повторюсь: проект позволит организовать живое пространство для общения разнообразных этнических культур, привлечь известных артистов, художников, музыкантов, фольклористов, этнологов, журналистов, представителей национальных меньшинств, и просто массу туристов. Каждый желающий сможет увидеть предметы быта, национальную одежду, услышать народные песни и попробовать национальные блюда. Также, в комплекс входит здание, в котором размещены офисы национально-культурных центров и общин с редакциями газет, библиотеками, интернет-кафе, торговыми представительствами (филиалами) и Аллея Национальностей - площадка флагштоков с флагами разных государств. Первоначальное развитие проекта возможно с городка палаточного типа (по одной палатке от национальности) и символической закладки фундамента этнографического комплекса, или с двух-трех жилищ первой улицы. Примерная площадь комплекса должна составить около 15 - 20 га.В рамках этого проекта предполагается создание многоязычного WEB-портала, который будет содержать странички по истории возникновения в крае различных диаспор, освещать жизнь национально-культурных обществ, иностранных студентов и рабочих в настоящее время. В России существуют этнографические комплексы на межнациональную тему. Например, архитектурно-этнографический музей "Ангарская деревня" в г. Братске Иркутской области. Музей состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В естественных природных условиях (музей находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города) представлены жилые и хозяйственные постройки эвенков и русских. Интерес посетителей вызывают и реконструированные жилища-чумы коренного населения, перевезенные и реставрированные усадебные комплексы русских. Привлекает внимание чум эвенскийского шамана, окруженный скульптурами духов-помощников. Музей основан 20.07.1979 г.
- Уточните, пожалуйста, в этнографическом комплексе «Интерсела» можно будет жить ?
- Да, там можно будет жить и хозяйство держать, и в национальной одежде ходить, и для зрителей в театрализованной форме представлять свой быт. Проект позволит реализовать живое общение представителей разных культур, привлечь артистов, художников, музыкантов, фольклористов, этнологов и просто туристов. Каждый желающий сможет услышать народные песни, попробовать национальную кухню, окунуться в ту или иную культуру. Там же, в «Интерселе» я предлагаю построить здание с офисами представительств культур, которые представлены в Луганской области. Там же можно открыть библиотеки, интернет-кафе, торговые точки с сувенирами и т.п. А также площадка с флагштоками флагов разных государств.
Полмира приедет на это посмотреть, на открытии «Интерсела» , думаю, уже на первом этапе можно собрать по меньшей мере до 50 тысяч человек - это огромное количество людей, столько к нам ни на одно мероприятие наверное до сего времени не приезжало.
- Это можно воспринять, как маниловские мечтания, несбыточную мечту…
- Не думайте, что я такой уж неисправимый мечтатель : примеры подобных деревень, как оказалось, уже есть, и эти примеры достаточно успешны. Например, в Братске Российской Федерации с 1979 года существует « «Ангарская деревня». В Крыму Евросоюз отчаянно пропагандирует создавать этнографические деревни, отдельно для каждой национальности…Я предлагал уже не раз нашему управлению культуры: нужно создать специальный фонд, который будет финансировать такие проекты. Сегодня нужна группа специалистов, расчеты. На бюджет этот проект не нацелен. А финансировать его могут заинтересованные предприниматели. Такие проекты очень важны, они окупаются. Вот, взять, например, Сорочинскую ярмарку. По разным оценкам, от 3 до 5 млн. человек посещает ее ежегодно, и каждый из посетителей оставляет здесь, как правило, не менее 200 гривен. Можете себе представить, какие это деньги на небольшом кусочке земли? Украина тоже является достаточно привлекательной страной для иностранного капитала и может получать значительные инвестиции в развитие культуры, туризма и других сфер. Например, Германия инициировала международный проект «ВИА РЕГИА - Европейская дорога культуры», сутью которого есть идея возродить культурные связи между городами и странами, через которые в IX-X веках проходила большая сухопутная дорога территориями современной Испании, Франции, Германии, Польши и Украины. Европарламентом планируется выделить пять миллиардов евро, значительная часть средств пойдет на восстановление исторических достопримечательностей, развитие туристической отрасли, особенно зеленого туризма. В западных областях Украины уже побывали координаторы этого проекта. На Херсонщине идет процесс создания экомузея при поддержке Канады, действует “Бизнес-инкубатор” по развитию зеленого туризма на территории таврийской степной культуры, приобретает популярность в г. Голая Пристань фестиваль “Купальские зори”. В Запорожской области заканчивается строительство историко-культурного комплекса “Запорожская Сечь” на Хортице, который является наглядным примером реализации масштабного проекта в настоящее время на Украине при участии негосударственных организаций. В Донецкой области стали активно развивать внутренние районы на предмет промышленного туризма: «Артемовский завод шампанских вин» (в том числе с дегустацией продукции), соляные шахты Соледара (ГПО “Артемсоль”), Государственный политехнический музей "Украинский техноленд" в г. Енакиево (на базе шахт "Красный Профинтерн" и "Юный коммунар"). Город Изюм Харьковской области достиг успехов в развитии клубничной ярмарки-фестиваля. Для большого количества горожан выращивание клубники стало основным источником дохода. В Изюм съезжаются закупщики из других областей, проводятся конкурсы на самую большую ягоду, в день реализуется более 10 тонн этого продукта. А в с. Бельск Полтавской области и благотворительный фонд намеревается создать музейно-туристический комплекс и заповедник площадью 4 тыс. гектаров, проект которого называется “Бельское городище” (в прошлом - скифский город Гелон, V век до н.э.). По подсчетам сумма необходимых инвестиций составляет 2,7 млн. $.
На Луганщине значительным культурным событием является международный фестиваль "Слобожанский Спас", который с 2001 года проводится в г. Сватово. Учитывая оригинальность экспозиционного комплекса "Парк передового периода", этнографического комплекса “Интерсело” и парка-музея промышленности Луганской области “Рудник”, можно предположить, что популярность города и края будет не меньше, чем Хортица, Пирогово, Сорочинцы[1] и др. Другими словами, проект направлен на создание нового отечественного бренда. Предложения от “живого” музейного комплекса, в перспективе, могут дать большие возможности на потребительских рынках: широкий спектр “легенд и мифов”, воплощенных в сувенирах и репликах к музейным коллекциям - от ювелирных изделий, выполненных “по образцам”,до маек и кепок, чашек и подставок, игр и игрушек, кондитерских изделий и напитков и т. п. с соответствующей символикой.
Одной из особенностей предлагаемого проекта является значительный коммуникативный ресурс. Экскурсионный туризм имеет существенные преимущества - это возможность для туриста посетить большое количество объектов за короткий промежуток времени. Новые туристические маршруты могут удачно присоединиться к известным уже туристическим маршрутам соседней Донецкой области (г.г. Артемовск, Святогорск). Городские, районные и поселковые органы власти этих городов являются держателями и распорядителями значительных пустующих территорий, которые можно было бы использовать более эффективно. Объединение различных проектов в масштабную программу дает возможность увеличить инвестиционную привлекательность области.
- Давайте перейдем к более подробному рассказу о втором вашем проекту – «Парке передового периода».
- Задача экспозиционного комплекса «Парк передового периода» предполагает отображение истории повышения производительности труда в различных странах мира, ознакомление с современными методами, технологиями и перспективными научными разработками. В 1935 году Алексей Стаханов, забойщик шахты "Центральная - Ирмино" на Донбассе предложил по- новому организовать процесс угледобычи. При участии двух крепильщиков он сумел повысить производительность труда в 14 раз. Могу привести аналогию с бригадным методом и началом автоматизации производства, внедренной шведской компанией “Вольво” и японской компанией “Тойота”; появление роботизированных производств; предприятий-новаторов “Макдональдс”, “Макдоннл Эйркрафт” и др. , которые являются национальным достоянием США и Японии и втянуты в туристический бизнес.
Экспозиции “Парка передового периода” могут быть реализованы в различной форме, вплоть до необычных, что потребует творческого подхода. Например, могут быть созданы макеты технических устройств (ткацкий станок, прялка Дженни, паровая машина), копировальный аппарат, автомобили, сервисный автоцентр или автокружок при учебном заведении, предприятие по сборке автомобилей, ресторан, скульптура, картина и т.д.
- А проект «Рудник»?
-Я разработал оригинальный макет шахты-музея. Ничего подобного у нас никогда еще не было. Дело в том, что в настоящей шахте организовать музей крайне сложно, есть масса проблем, которые создают большие сложности в использовании настоящей шахтной выработки. Донбасские угольные шахты непредсказуемы в части выбросов газа метана, создающего частые взрывоопасные ситуации с трагическим исходом; в подземные выработки проникает не только метан, но и радиоактивный газ радон; для музея в шахте требуются значительные расходы на мощную вентиляцию, на мониторинг усадки пластов, целостности и безопасности крепи, на откачку (дренаж) воды и пр. Предлагаемая модель музея свободна от перечисленных недостатков.
Я разработал макет «ненастоящей» шахты. Но если вы будете находиться внутри, вы не почувствуете никаких отличий. Это здание в форме террикона. Он либо затонирован, либо имитируется «под породу». Площадь для экспозиций внутри должна составить 5-6 тыс. кв. метров. Высота здания – метров тридцать, это высота обычной девятиэтажки. А под землей находится условно подземный гараж, где находятся различные участки крепи. То есть имитация их. Но когда человек будет внутри, с фонариком, то он, безусловно, не отличит интерьер музея от настоящей шахты. Причем, я предлагаю вариант « шахты-трансформера»: секции должны раздвигаться, смещаться. И здесь будет все «по-настоящему»: микроклимат, высокая пропускная способность, можно будет даже младенца вносить и не бояться. Там будут театрализованные моменты, имитация шахтерского поселка, халупки, мазанки, базар, ярмарка. (Проект музея «Рудник» представляет собой комплекс надземных и подземных сооружений). Сооружения являются макетами и воссозданными копиями ранее существовавших построек и конструкций. К надземным сооружениям относятся: террикон/породный отвал, копер/подъемные механизмы, здание ствола, бункер, эстакада и другие атрибуты угольной шахты; контора рудника, хозяйственные постройки, кузница, механические мастерские; жилой поселок. Подземные сооружения находятся на глубине до нескольких метров и состоят из лабиринта выработок, забоев, ям кустарных промыслов. Посредством театрализованных реконструкций отображаются процессы и способы добычи полезных ископаемых в различные исторические периоды. Посетители смогут увидеть добычу кремния, руды, каменного угля, начиная от кустарных способов и до современных механизированных технологий, быт шахтеров и служащих, а также лично поучаствовать в различных процессах и обрядах. Участником театрализованного действа безусловно должен стать и «дух донбасских рудников» или шахтерский домовой Шубин - недра земли и уголь принадлежат духу рудника, хранителю подземных богатств. Хорошим людям он помогает, плохих - навсегда оставляет под землей.
Вот как это, например, может быть представлено: в крутом склоне кряжа дикого камня, выходящего на поверхность земли, пробита штольня. Иногда посетители музея могут увидеть, как из темной дыры появляется косматый, бородатый старик высокого роста. С киркой в одной руке, в другой - масляная лампа “каганец”. Рядом его постоянный спутник - козел. В подземных выработках Шубин возникает неожиданно. Кирка символизирует стихию. Трещит и ломается крепь, рушится кровля - это гневается Шубин. Блеяние козла, иногда, напоминает звук выходящего из пласта газа - опасность. Также персонажами представления могут стать: первооткрыватели каменного угля; владелец рудника, управляющий; коногон, крепильщик, лампонос, подростки и женщины по сортировке угля , как и откатчик, десятник, штейгер и др. Примерная площадь комплекса - 15 га.
Необходимо, конечно учитывать и историческую привязку к местности. Это может быть местность по речке Беленькой и в балке Скелеватой, где в 1721 г. впервые в Донбассе открыли каменный уголь. Террикон, или породный отвал, является не только одним из атрибутов угольной шахты, но и неотъемлемым элементом донбасского индустриального пейзажа, одним из его символов. Поэтому, в форме террикона, предлагается оригинальное здание музея, представляющая конусообразную сборную железобетонную конструкцию, наружная поверхность которой отделана “под породу“, имитирована облицовочными строительными материалами, стеклом. Остекление с тонировкой может иметь наклонная поверхность в форме гиперболы фасада сооружения или весь террикон. Внутри может располагатся: супермаркет (сувениры, изделия промыслов и пр.), конференц-зал, офисы, площади для выставок и экспозиций других музеев; искусственные пещеры, в которых выставлены коллекции минералов, пород, а также отдельно площадка-кафе для посетителей. Предлагается во внутреннюю поверхность пещеры вмонтировать специальные светильники, которые представляют собой цветомузыкальное устройство. Элемент интерьера: миниатюрное озеро с дном, усеянным цветными камнями; кунсткамера с необычными находками в шахтах. При высоте конуса в 25 метров площадь внутренних помещений может составлять 5000-6000 кв.м.Для показа технологических процессов может использоваться насыпной террикон небольших размеров.
О перспективности модели совмещения музея с клубом, салоном, спортивной площадкой, при условии сохранения памятников истории и культуры, свидетельствует пример: во Франции, в шахте-музее на терриконе оборудовали трассу для лыжного спуска, а рядом проложили еще одну - для фигурного вождения автомобилей.
- Вы собрали большой материал, консультировались со специалистами?
-Конечно. В 2005г. я консультировался с «Horwath Art Consulting Ukraine», это член организации Horwath International, являющейся мировым лидером в сфере туристического консалтинга. Пддержал меня и профессор Киевского политехнического университета, директор Государственного политехнического музея Л.А. Гриффен, профессор Киево-Могилянской академии В.И. Клочко, профессор кафедры подземных сооружений и геотехнологий Алчевского ДонГТУ Г.И. Гайко; Ю.М. Бровендер, доцент Алчевского ДонГТУ, кандидат исторических наук, заведующий Донбасским отделением восточноукраинского филиала Института археологии НАНУ; Н.Д. Свиридова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой "Туризм и гостиничное хозяйство" Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, председатель Луганского областного центра Всеукраинской ассоциации преподавателей истории и общественных дисциплин “Нова Доба” Г. В. Белоногина и т.д. Кстати, в 2007г. уже принималось решение Совета по вопросам культуры и духовности г. Стаханова (протокол №2 от 26.01.2007. А еще ранее, в 2004г. соглашение о проекте Парк-музей "Рудник" было утверждено управлением культуры Луганской облгосадминистрации, которое тогда возглавлял народный артист Украины Михаил Голубович (решение от 19.07.2004 г.). Однако, как говориться, он так и не был реализован, воз и поныне там.
Хочу снова подчеркнуть: технические музеи мира неизменно пользуются огромным спросом и по посещаемости, как туристические объекты. Например, в числе первых - музей аэронавтики, г. Вашингтон, США , который посещает до 28,0 млн.чел/ год; науки и промышленности, г. Чикаго, США 3,5 млн. чел., науки и промышленности, г. Лос-Анжелес, США - 3,0 млн. чел., научный центр, г. Торонто, Канада - 1,5 млн. чел., горные музеи Польши (Величка, Кшеменка, Златый Сток) - 2,5 млн. чел. Примечательно, что создание Чикагского музея началось в 1926 – 1934 годах, т.е. в период глубокого экономического кризиса в США.
Концепция парка-музея “Рудник” рассматривалась на предмет экспертного мнения некоторыми музейными, техническими специалистами, а также в сфере туризма.
На данном этапе развития проекта необходимо написание научной концепции, музейного сценария, архитектурно-художественного проекта и выполнение макета.
Моделирование музея будет осуществлено в 3D-графике, на основе которой создастся оригинальный агитационный материал - компьютерная анимационная экскурсия по виртуальному музею, показ которой произведет значительный эффект на будущих инвесторов. Финансируя выполнение вышеуказанных работ и дальнейших разработок проекта, спонсор-партнер приблизит тот день, когда воссозданный первый Луганский паровоз отправится в свой первый рейс по территории парка-музея, который сочетает в себе функции не только музея под открытым небом с коммерческой инфраструктурой, но и технической выставки, туристического центра, учебного заведения, рекламного агентства, интеллектуального центра и пр.
-Вы просчитывали, сколько же будет стоит реализация ваших проектов?
- Рассчитать, во сколько обойдется этот проект, сейчас невозможно. По той причине, что еще нет архитектурно-художественного проекта, на основе которого составляется проектно-сметная документация. Части проекта можно запускать поэтапно. Ключевым этапом всего этого проекта является два момента. Это создание фонда, о котором я говорил. И одобрение властных структур - я надеюсь на помощь первых руководителей области. Дело в том, что предприниматели очень обращают внимание на заявления именно первых лиц области. Они обычно говорят так: будет решение властей – будем вести диалог, нет решения – это несерьезный разговор.
-Средний или крупный бизнес вы видите в роли инвестора этих проектов?
-Однозначно крупный. Это те, кто видит перспективы в отельном, ресторанном бизнесе, которые могут самостоятельно разработать документацию. А я - посредник между сферами бизнеса и культуры, я знаю потребности и тех и других. Нам надо перенимать опыт Евросоюза. Почему у них предприниматели охотно вкладывают в подобные проекты деньги, что их так привлекает? Да оригинальная реклама, пиар на фоне какого-то уникального события. Посетитель музея – потенциальный покупатель этой пиар-кампании. Например, был удачный ход в Политехничесом институте в Москве, когда спонсором выставки фотохудожников стала известная компания-производитель компьютерной техники.
Что она там «забыла»? Да оказывается, все эти художники распечатывают свои фотографии на принтерах данной фирмы. И все их коллеги являются потенциальными покупателями этой техники. Музей нашел рынок сбыта. Также должно быть и у нас. Или другой пример – для постановки мюзикла по роману «12 стульев» требовались средства - на инвентарь, декорации и т.д. И был найден спонсор, крупнейшая ювелирная компания. В антракте спектакля они организовали аукцион, привязанный к теме спрятанных сокровищ. Спектакль имел огромный успех! Люди создали событие. Я мечтаю перенять этот опыт. Культурный туризм, в свою очередь, делится на два вида: предметный (памятники) и событийный (фестивали). По пути событийного туризма пошли Аргентина, Бразилия, которые очень любят карнавалы. У нас это – Шешоры, Космач, крупнейшие украинские этнофестивали. Несмотря на отсутствие инфраструктуры, туда едут тысячи людей...
-Вы видите в данном проекте больше экономики или культуры?
-Я уверен, что мой проект – это комплексное решение этих двух проблем. Его реализация потребует привлечения самых разных специалистов и учреждений. Проект привлечет и учащихся учебных заведений области, школьников. В увлекательной, живой форме молодежь будет знакомится с историей края, этапами его технологического развития, принципами “познание через развлечение”,“делай сам”. В экскурсионно-учебные туры на договорных началах могут привлекатся и учителя. Парк-музей можно использовать и в качестве учебной базы (музей-мастерская) для практики учащихся заведений культуры,технических, горных и др. Например, демонстрация посетителям процесса изготовления - “мастеровая окраина“. Для постоянных экспозиций лучших работ.
- Спасибо.
Беседовали Наталия Кононова, Елена Старых, «ОстроВ»
-Владимир Алексеевич, мы наслышаны, что вы являетесь автором нескольких интересных проектов, которые, якобы, могут дать толчок для развития туризма в регионе. У вас к туризму интерес предпринимательский либо иной?
- Краеведение, история, развитие технического Донбасса, а также туризм в сочетании с маркетингом – это действительно сфера моих интересов. Можете называть меня энтузиастом, одержимым краеведом, мечтателем – я не возражаю. Дело в том, что за последние 15-20-ть лет на постсоветском пространстве произошли фундаментальные перемены, сопровождавшиеся переходом от плановой экономики к рыночной, от жестко контролируемой политической системы – к менее предсказуемым демократическим процессам. Как и во всей Европе, в Украине происходит сдвиг в сторону постиндустриальной экономики, и, по мере осуществления интеграции Украины в мировой рынок, некоторые виды производства теряют свою конкурентоспособность. Однако нишей для дальнейшего развития региона, я в этом уверен, непременно должно стать применение интеллектуального капитала и использование его в сфере услуг. По сути, история и культура края являются тем ресурсом, в котором проявляется уникальность и неповторимость региона. Они отражают ценности, исповедуемые его жителями. Именно этот ресурс необходимо задействовать для возрождения Луганщины. Вот этот ресурс и представляет собой “капитал, не пущенный в оборот”.
Безусловно, лично я гостиницы строить не собираюсь, я выясняю и описываю причинно-следственные связи, по которым большой бизнес может и должен возникнуть у нас в регионе. У меня есть концепция, в которой это все описано.
Сейчас у меня есть несколько интересных проектов: это создание «Парка-музея промышленности Луганской области» под рабочим названием «Рудник», второй проект «Парк передового периода», третий - «Интерсело».
С 2003 года я начал обращаться с этими идеями в разные инстанции, к разным людям, в том числе в органы местного самоуправления, ОГА, в том числе, в управления туризма, экономики. В этом году впервые за семь лет как будто бы что-то начало сдвигаться с «мертвой точки». Начальник управления экономики Луганской ОГА Игорь Агибалов как будто бы согласился дать мне возможность презентовать мои концепции на инвестиционном форуме, который пройдет в рамках выставки «Східна брама Україны» в ближайшее время. Это очень хорошее, удачное предложение, потому что презентовать мои проекты нужно в среде бизнеса - проект рассчитан именно на предпринимателей. Он, по сути, является нишей для развития их бизнеса.
Все мои три проекта объединены в одну программу. Это некий мультипроект, направленный на достижение такой сложной задачи, как создание научно-технического комплекса. В конечном он «потянет» за собой появление новых гостиниц, кемпингов, ресторанов, автозаправок, парковок, отделений банков и так далее, что и увеличит поступления в бюджет, улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе. Параллельно будет способствовать снижению напряженности в межнациональных и межкультурных вопросах .
- Насколько мы знаем, такие новые стратегии основывались на том, что активная культурная деятельность как бы становится катализатором возрождения городов? Вы, вероятно, познакомились с зарубежным опытом?
- Именно. Я изучил много зарубежных программ по тематике “возрождение городов средствами культуры”, “технология гостеприимства”, “создание бренда города”, “создание привлекательного образа территории” для ее системного развития – все это новые стратегии, которые позволили многим известным городам достичь новой ступени развития. Ведь насыщенная культурная жизнь привлекает людей, которые готовы потратить деньги, это иностранные и местные туристы, а также местные жители, жители соседних городов. Гости города останавливаются в гостиницах, едят и пьют в кафе и ресторанах, посещают музеи, кинотеатры, парки. Способность сферы культуры давать экономическую отдачу, в мире признали уже в конце 1980-х, поскольку объем так называемых “вторичных трат”, который она стимулировала, был весьма значительным. Можно назвать множество вселяющих надежду примеров. Такие американские города, как Лоуэлл, Бостон, Питсбург и Балтимор использовали местное партнерство и проекты в области культуры для того, чтобы привлечь инвестиции в районы, находившиеся на грани полного разрушения. Лоуэлл (штат Массачусетс), где основными отраслями промышленности были хлопковая и текстильная, в 1970-х годах также находился в полном упадке. Но затем в городе были запущены 22 проекта, направленные на переоборудование бывших складских помещений под нужды музеев, галерей, магазинов и ресторанов. Это помогло улучшить имидж города и привлечь новые коммерческие компании. Благодаря активной пропаганде и развитию культуры и спорта, Барселоне удалось создать новую концепцию города и стать культурной столицей, принявшей Олимпийские Игры. Британские города Манчестер, Лидс, Гулль и Бирмингем стали активно развивать туризм и новые творческие индустрии. В Китае ( г. Шеньчжень) был создан самый большой в мире по величине и оборудованию тематический парк “Прекрасный Китай” по истории, культуре, искусству и архитектуре страны. Парк занимает 300 тыс. м², вложено 12,2 млн. $. Он был открыт в сентябре 1989г., а уже в конце 1991г. полностью окупил все затраты. Все случаи возрождения городов через культуру роднит одно – стремление добиться успеха, опираясь на четко сформулированное видение проблемы. В решении и этой задачи ключевую роль сыграли городские власти , создав режим наибольшего благоприятствования, сведя нужных партнеров друг с другом, осуществив широкомасштабный маркетинг и пропаганду привлекательных аспектов города.
Значительным источником финансирования культуры, сохранения культурного наследия, окружающей среды, спорта в Великобритании является Национальная лотерея, на это расходуется 27% от ее дохода. Основная финансовая поддержка культуры государством осуществляется через Совет по культуре, самостоятельную и независимую общественную организацию (около трети Совета формируется из представителей творческой среды). Практика последних лет доказывает, что успешным оказывается фандрейзинг тех организаций, которые осуществляют дерзкие, масштабные и финансово затратные проекты. Как сказал Филипп Додд, директор Института современного искусства в Лондоне, “чем больше проект, тем легче раздобыть деньги”. Решающим фактором успеха является наличие “гениальной идеи”.
Во Франции стимулированием корпоративной поддержки культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды занимается также негосударственная организация - агентство “Admical”, которое объединяет около 150 коммерческих кампаний, участвует в лоббировании законодательства, благоприятного для корпоративной и частной поддержки культуры. В начале 1990-х годов, по мере сокращения государственного бюджета на культуру, государство начало рассматривать бизнес как возможный источник дополнительного финансирования культуры, особенно в области культурного наследия. При этом государство стремилось контролировать потоки средств, поступающих в культуру из сферы бизнеса и диктовать приоритетные направления спонсорства и иной корпоративной поддержки. Именно поэтому некоторые налоговые льготы, инициированные государством, себя не оправдали. Наконец, в 2003 году был принят совершенно новый закон, предполагавший уникальные налоговые преимущества для тех, кто осуществляет поддержку культуры, и в то же время гарантирующий организациям культуры независимость и свободу творчества. Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные налоговые условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компаниям вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет. По мнению специалистов агентства “Admical”, ситуация с финансированием в сфере культуры резко улучшилась. Так, в течение двух лет после вступления закона в силу коммерческими компаниями во Франции были открыты 33 новых корпоративных фонда поддержки культуры.
В последнее десятилетие, подобные проекты появились и в России. Это и инвестиционные проекты в области культурного туризма, развитие народных промыслов и включение их в индустрию сувенирной продукции, фестивальных проектов и других форм коллективного движения; межкультурная и межнациональная коммуникация; работа с образом города, территории, современные стратегии фандрейзинга. Например, используя наличие в одном регионе истоков рек Волги, Днепра и Западной Двины, Тверская область России реализовала проект “Славянские ключи”, в программу которого входило создание славянского лицея, проведение ежегодного фестиваля славянских культур (Россия, Украина, Белоруссия). Приобретает популярность такой вид культурного туризма, как событийный: оперный фестиваль под открытым небом “Музыкальные вечера на Селигере”, фестиваль шансона, день Ивана Купала. Словно магнитом притягивает к себе любителей мистических феноменов озеро Бросно - место обитания рептилии-монстра типа лох-несского чудовища.
Как свидетельствует статистика, например, в течении только 2004 г. область с туристическими целями посетило около 750 тыс. чел. Совокупный доход от приема гостей составил 1 млрд. рублей. На этот бизнес работает 102 местные туристические организации, сеть из 155 объектов размещения. Сумма инвестиций в туристическую сферу области ежегодно увеличивается на 50%. Сегодня в г. Городцы Нижегородской области планируется создание музейно-туристического комплекса “Город мастеров”, в строительство которого будет вложено 64,2 млн. рублей. Центральным станет деревянное здание, в котором разместятся выставочные залы. В комплекс войдут торговые ряды, предназначенные для продажи сувениров и продукции народных промыслов города и района. Общая площадь застройки составит 5 тыс. м². “Город мастеров” планируется открыть в 2009 году. Так что примеров можно привести огромное количество. И мы в этом плане совсем не станем «открывать Америку». Просто часто не хватает информации.
-Расскажите о ваших проектах подробнее.
-Итак, я предлагаю три экспозиционных комплекса: "Парк передового периода", этнографический комплекс “Интерсело” и парк-музей промышленности Луганской области “Рудник”.
Что такое «Интерсело»? Этот объект представляет собой комплекс сооружений, состоящий из национальных традиционных жилищ различных народов. В комплекс входят: изба, хата, хутор, подворье, усадьба, кишлак, сакля, юрта, колыба, двор и др. Постройки являются реконструкциями или воссозданными копиями, новоделами. “Интерсело” предназначено для проведения этнографических фестивалей, дней национальных кухонь и кино, ознакомления с архитектурой, традициями и культурой народов, населяющих (или населявших) историческую территорию Луганщины. Известно, что в нашей области проживает свыше 123 национальностей. Ее история витиевата и многогранна. Например, между Луганкой и Донцом существовало целое государство - Славяносербия. Весь наш промышленный край, все шахты, заводы, фабрики, основывались выходцами из Европы – немцами, французами, англичанами и т.д. Вслед за ними ехали семьи работников, масса других людей. Все это говорит о том, что мы связаны со всем миром. У нас очень прочны связи с историческими событиями времен СССР, много переселенцев из Кавказа. Это очень богатый материал, на котором я и строю концепцию «Интерсела». Думаю, очень несложно найти и предоставить 20 соток для этнографического культурного общества. А они сами себе все построят. Даже из бюджета выделять ничего не надо, только землю дайте.
Повторюсь: проект позволит организовать живое пространство для общения разнообразных этнических культур, привлечь известных артистов, художников, музыкантов, фольклористов, этнологов, журналистов, представителей национальных меньшинств, и просто массу туристов. Каждый желающий сможет увидеть предметы быта, национальную одежду, услышать народные песни и попробовать национальные блюда. Также, в комплекс входит здание, в котором размещены офисы национально-культурных центров и общин с редакциями газет, библиотеками, интернет-кафе, торговыми представительствами (филиалами) и Аллея Национальностей - площадка флагштоков с флагами разных государств. Первоначальное развитие проекта возможно с городка палаточного типа (по одной палатке от национальности) и символической закладки фундамента этнографического комплекса, или с двух-трех жилищ первой улицы. Примерная площадь комплекса должна составить около 15 - 20 га.В рамках этого проекта предполагается создание многоязычного WEB-портала, который будет содержать странички по истории возникновения в крае различных диаспор, освещать жизнь национально-культурных обществ, иностранных студентов и рабочих в настоящее время. В России существуют этнографические комплексы на межнациональную тему. Например, архитектурно-этнографический музей "Ангарская деревня" в г. Братске Иркутской области. Музей состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В естественных природных условиях (музей находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города) представлены жилые и хозяйственные постройки эвенков и русских. Интерес посетителей вызывают и реконструированные жилища-чумы коренного населения, перевезенные и реставрированные усадебные комплексы русских. Привлекает внимание чум эвенскийского шамана, окруженный скульптурами духов-помощников. Музей основан 20.07.1979 г.
- Уточните, пожалуйста, в этнографическом комплексе «Интерсела» можно будет жить ?
- Да, там можно будет жить и хозяйство держать, и в национальной одежде ходить, и для зрителей в театрализованной форме представлять свой быт. Проект позволит реализовать живое общение представителей разных культур, привлечь артистов, художников, музыкантов, фольклористов, этнологов и просто туристов. Каждый желающий сможет услышать народные песни, попробовать национальную кухню, окунуться в ту или иную культуру. Там же, в «Интерселе» я предлагаю построить здание с офисами представительств культур, которые представлены в Луганской области. Там же можно открыть библиотеки, интернет-кафе, торговые точки с сувенирами и т.п. А также площадка с флагштоками флагов разных государств.
Полмира приедет на это посмотреть, на открытии «Интерсела» , думаю, уже на первом этапе можно собрать по меньшей мере до 50 тысяч человек - это огромное количество людей, столько к нам ни на одно мероприятие наверное до сего времени не приезжало.
- Это можно воспринять, как маниловские мечтания, несбыточную мечту…
- Не думайте, что я такой уж неисправимый мечтатель : примеры подобных деревень, как оказалось, уже есть, и эти примеры достаточно успешны. Например, в Братске Российской Федерации с 1979 года существует « «Ангарская деревня». В Крыму Евросоюз отчаянно пропагандирует создавать этнографические деревни, отдельно для каждой национальности…Я предлагал уже не раз нашему управлению культуры: нужно создать специальный фонд, который будет финансировать такие проекты. Сегодня нужна группа специалистов, расчеты. На бюджет этот проект не нацелен. А финансировать его могут заинтересованные предприниматели. Такие проекты очень важны, они окупаются. Вот, взять, например, Сорочинскую ярмарку. По разным оценкам, от 3 до 5 млн. человек посещает ее ежегодно, и каждый из посетителей оставляет здесь, как правило, не менее 200 гривен. Можете себе представить, какие это деньги на небольшом кусочке земли? Украина тоже является достаточно привлекательной страной для иностранного капитала и может получать значительные инвестиции в развитие культуры, туризма и других сфер. Например, Германия инициировала международный проект «ВИА РЕГИА - Европейская дорога культуры», сутью которого есть идея возродить культурные связи между городами и странами, через которые в IX-X веках проходила большая сухопутная дорога территориями современной Испании, Франции, Германии, Польши и Украины. Европарламентом планируется выделить пять миллиардов евро, значительная часть средств пойдет на восстановление исторических достопримечательностей, развитие туристической отрасли, особенно зеленого туризма. В западных областях Украины уже побывали координаторы этого проекта. На Херсонщине идет процесс создания экомузея при поддержке Канады, действует “Бизнес-инкубатор” по развитию зеленого туризма на территории таврийской степной культуры, приобретает популярность в г. Голая Пристань фестиваль “Купальские зори”. В Запорожской области заканчивается строительство историко-культурного комплекса “Запорожская Сечь” на Хортице, который является наглядным примером реализации масштабного проекта в настоящее время на Украине при участии негосударственных организаций. В Донецкой области стали активно развивать внутренние районы на предмет промышленного туризма: «Артемовский завод шампанских вин» (в том числе с дегустацией продукции), соляные шахты Соледара (ГПО “Артемсоль”), Государственный политехнический музей "Украинский техноленд" в г. Енакиево (на базе шахт "Красный Профинтерн" и "Юный коммунар"). Город Изюм Харьковской области достиг успехов в развитии клубничной ярмарки-фестиваля. Для большого количества горожан выращивание клубники стало основным источником дохода. В Изюм съезжаются закупщики из других областей, проводятся конкурсы на самую большую ягоду, в день реализуется более 10 тонн этого продукта. А в с. Бельск Полтавской области и благотворительный фонд намеревается создать музейно-туристический комплекс и заповедник площадью 4 тыс. гектаров, проект которого называется “Бельское городище” (в прошлом - скифский город Гелон, V век до н.э.). По подсчетам сумма необходимых инвестиций составляет 2,7 млн. $.
На Луганщине значительным культурным событием является международный фестиваль "Слобожанский Спас", который с 2001 года проводится в г. Сватово. Учитывая оригинальность экспозиционного комплекса "Парк передового периода", этнографического комплекса “Интерсело” и парка-музея промышленности Луганской области “Рудник”, можно предположить, что популярность города и края будет не меньше, чем Хортица, Пирогово, Сорочинцы[1] и др. Другими словами, проект направлен на создание нового отечественного бренда. Предложения от “живого” музейного комплекса, в перспективе, могут дать большие возможности на потребительских рынках: широкий спектр “легенд и мифов”, воплощенных в сувенирах и репликах к музейным коллекциям - от ювелирных изделий, выполненных “по образцам”,до маек и кепок, чашек и подставок, игр и игрушек, кондитерских изделий и напитков и т. п. с соответствующей символикой.
Одной из особенностей предлагаемого проекта является значительный коммуникативный ресурс. Экскурсионный туризм имеет существенные преимущества - это возможность для туриста посетить большое количество объектов за короткий промежуток времени. Новые туристические маршруты могут удачно присоединиться к известным уже туристическим маршрутам соседней Донецкой области (г.г. Артемовск, Святогорск). Городские, районные и поселковые органы власти этих городов являются держателями и распорядителями значительных пустующих территорий, которые можно было бы использовать более эффективно. Объединение различных проектов в масштабную программу дает возможность увеличить инвестиционную привлекательность области.
- Давайте перейдем к более подробному рассказу о втором вашем проекту – «Парке передового периода».
- Задача экспозиционного комплекса «Парк передового периода» предполагает отображение истории повышения производительности труда в различных странах мира, ознакомление с современными методами, технологиями и перспективными научными разработками. В 1935 году Алексей Стаханов, забойщик шахты "Центральная - Ирмино" на Донбассе предложил по- новому организовать процесс угледобычи. При участии двух крепильщиков он сумел повысить производительность труда в 14 раз. Могу привести аналогию с бригадным методом и началом автоматизации производства, внедренной шведской компанией “Вольво” и японской компанией “Тойота”; появление роботизированных производств; предприятий-новаторов “Макдональдс”, “Макдоннл Эйркрафт” и др. , которые являются национальным достоянием США и Японии и втянуты в туристический бизнес.
Экспозиции “Парка передового периода” могут быть реализованы в различной форме, вплоть до необычных, что потребует творческого подхода. Например, могут быть созданы макеты технических устройств (ткацкий станок, прялка Дженни, паровая машина), копировальный аппарат, автомобили, сервисный автоцентр или автокружок при учебном заведении, предприятие по сборке автомобилей, ресторан, скульптура, картина и т.д.
- А проект «Рудник»?
-Я разработал оригинальный макет шахты-музея. Ничего подобного у нас никогда еще не было. Дело в том, что в настоящей шахте организовать музей крайне сложно, есть масса проблем, которые создают большие сложности в использовании настоящей шахтной выработки. Донбасские угольные шахты непредсказуемы в части выбросов газа метана, создающего частые взрывоопасные ситуации с трагическим исходом; в подземные выработки проникает не только метан, но и радиоактивный газ радон; для музея в шахте требуются значительные расходы на мощную вентиляцию, на мониторинг усадки пластов, целостности и безопасности крепи, на откачку (дренаж) воды и пр. Предлагаемая модель музея свободна от перечисленных недостатков.
Я разработал макет «ненастоящей» шахты. Но если вы будете находиться внутри, вы не почувствуете никаких отличий. Это здание в форме террикона. Он либо затонирован, либо имитируется «под породу». Площадь для экспозиций внутри должна составить 5-6 тыс. кв. метров. Высота здания – метров тридцать, это высота обычной девятиэтажки. А под землей находится условно подземный гараж, где находятся различные участки крепи. То есть имитация их. Но когда человек будет внутри, с фонариком, то он, безусловно, не отличит интерьер музея от настоящей шахты. Причем, я предлагаю вариант « шахты-трансформера»: секции должны раздвигаться, смещаться. И здесь будет все «по-настоящему»: микроклимат, высокая пропускная способность, можно будет даже младенца вносить и не бояться. Там будут театрализованные моменты, имитация шахтерского поселка, халупки, мазанки, базар, ярмарка. (Проект музея «Рудник» представляет собой комплекс надземных и подземных сооружений). Сооружения являются макетами и воссозданными копиями ранее существовавших построек и конструкций. К надземным сооружениям относятся: террикон/породный отвал, копер/подъемные механизмы, здание ствола, бункер, эстакада и другие атрибуты угольной шахты; контора рудника, хозяйственные постройки, кузница, механические мастерские; жилой поселок. Подземные сооружения находятся на глубине до нескольких метров и состоят из лабиринта выработок, забоев, ям кустарных промыслов. Посредством театрализованных реконструкций отображаются процессы и способы добычи полезных ископаемых в различные исторические периоды. Посетители смогут увидеть добычу кремния, руды, каменного угля, начиная от кустарных способов и до современных механизированных технологий, быт шахтеров и служащих, а также лично поучаствовать в различных процессах и обрядах. Участником театрализованного действа безусловно должен стать и «дух донбасских рудников» или шахтерский домовой Шубин - недра земли и уголь принадлежат духу рудника, хранителю подземных богатств. Хорошим людям он помогает, плохих - навсегда оставляет под землей.
Вот как это, например, может быть представлено: в крутом склоне кряжа дикого камня, выходящего на поверхность земли, пробита штольня. Иногда посетители музея могут увидеть, как из темной дыры появляется косматый, бородатый старик высокого роста. С киркой в одной руке, в другой - масляная лампа “каганец”. Рядом его постоянный спутник - козел. В подземных выработках Шубин возникает неожиданно. Кирка символизирует стихию. Трещит и ломается крепь, рушится кровля - это гневается Шубин. Блеяние козла, иногда, напоминает звук выходящего из пласта газа - опасность. Также персонажами представления могут стать: первооткрыватели каменного угля; владелец рудника, управляющий; коногон, крепильщик, лампонос, подростки и женщины по сортировке угля , как и откатчик, десятник, штейгер и др. Примерная площадь комплекса - 15 га.
Необходимо, конечно учитывать и историческую привязку к местности. Это может быть местность по речке Беленькой и в балке Скелеватой, где в 1721 г. впервые в Донбассе открыли каменный уголь. Террикон, или породный отвал, является не только одним из атрибутов угольной шахты, но и неотъемлемым элементом донбасского индустриального пейзажа, одним из его символов. Поэтому, в форме террикона, предлагается оригинальное здание музея, представляющая конусообразную сборную железобетонную конструкцию, наружная поверхность которой отделана “под породу“, имитирована облицовочными строительными материалами, стеклом. Остекление с тонировкой может иметь наклонная поверхность в форме гиперболы фасада сооружения или весь террикон. Внутри может располагатся: супермаркет (сувениры, изделия промыслов и пр.), конференц-зал, офисы, площади для выставок и экспозиций других музеев; искусственные пещеры, в которых выставлены коллекции минералов, пород, а также отдельно площадка-кафе для посетителей. Предлагается во внутреннюю поверхность пещеры вмонтировать специальные светильники, которые представляют собой цветомузыкальное устройство. Элемент интерьера: миниатюрное озеро с дном, усеянным цветными камнями; кунсткамера с необычными находками в шахтах. При высоте конуса в 25 метров площадь внутренних помещений может составлять 5000-6000 кв.м.Для показа технологических процессов может использоваться насыпной террикон небольших размеров.
О перспективности модели совмещения музея с клубом, салоном, спортивной площадкой, при условии сохранения памятников истории и культуры, свидетельствует пример: во Франции, в шахте-музее на терриконе оборудовали трассу для лыжного спуска, а рядом проложили еще одну - для фигурного вождения автомобилей.
- Вы собрали большой материал, консультировались со специалистами?
-Конечно. В 2005г. я консультировался с «Horwath Art Consulting Ukraine», это член организации Horwath International, являющейся мировым лидером в сфере туристического консалтинга. Пддержал меня и профессор Киевского политехнического университета, директор Государственного политехнического музея Л.А. Гриффен, профессор Киево-Могилянской академии В.И. Клочко, профессор кафедры подземных сооружений и геотехнологий Алчевского ДонГТУ Г.И. Гайко; Ю.М. Бровендер, доцент Алчевского ДонГТУ, кандидат исторических наук, заведующий Донбасским отделением восточноукраинского филиала Института археологии НАНУ; Н.Д. Свиридова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой "Туризм и гостиничное хозяйство" Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, председатель Луганского областного центра Всеукраинской ассоциации преподавателей истории и общественных дисциплин “Нова Доба” Г. В. Белоногина и т.д. Кстати, в 2007г. уже принималось решение Совета по вопросам культуры и духовности г. Стаханова (протокол №2 от 26.01.2007. А еще ранее, в 2004г. соглашение о проекте Парк-музей "Рудник" было утверждено управлением культуры Луганской облгосадминистрации, которое тогда возглавлял народный артист Украины Михаил Голубович (решение от 19.07.2004 г.). Однако, как говориться, он так и не был реализован, воз и поныне там.
Хочу снова подчеркнуть: технические музеи мира неизменно пользуются огромным спросом и по посещаемости, как туристические объекты. Например, в числе первых - музей аэронавтики, г. Вашингтон, США , который посещает до 28,0 млн.чел/ год; науки и промышленности, г. Чикаго, США 3,5 млн. чел., науки и промышленности, г. Лос-Анжелес, США - 3,0 млн. чел., научный центр, г. Торонто, Канада - 1,5 млн. чел., горные музеи Польши (Величка, Кшеменка, Златый Сток) - 2,5 млн. чел. Примечательно, что создание Чикагского музея началось в 1926 – 1934 годах, т.е. в период глубокого экономического кризиса в США.
Концепция парка-музея “Рудник” рассматривалась на предмет экспертного мнения некоторыми музейными, техническими специалистами, а также в сфере туризма.
На данном этапе развития проекта необходимо написание научной концепции, музейного сценария, архитектурно-художественного проекта и выполнение макета.
Моделирование музея будет осуществлено в 3D-графике, на основе которой создастся оригинальный агитационный материал - компьютерная анимационная экскурсия по виртуальному музею, показ которой произведет значительный эффект на будущих инвесторов. Финансируя выполнение вышеуказанных работ и дальнейших разработок проекта, спонсор-партнер приблизит тот день, когда воссозданный первый Луганский паровоз отправится в свой первый рейс по территории парка-музея, который сочетает в себе функции не только музея под открытым небом с коммерческой инфраструктурой, но и технической выставки, туристического центра, учебного заведения, рекламного агентства, интеллектуального центра и пр.
-Вы просчитывали, сколько же будет стоит реализация ваших проектов?
- Рассчитать, во сколько обойдется этот проект, сейчас невозможно. По той причине, что еще нет архитектурно-художественного проекта, на основе которого составляется проектно-сметная документация. Части проекта можно запускать поэтапно. Ключевым этапом всего этого проекта является два момента. Это создание фонда, о котором я говорил. И одобрение властных структур - я надеюсь на помощь первых руководителей области. Дело в том, что предприниматели очень обращают внимание на заявления именно первых лиц области. Они обычно говорят так: будет решение властей – будем вести диалог, нет решения – это несерьезный разговор.
-Средний или крупный бизнес вы видите в роли инвестора этих проектов?
-Однозначно крупный. Это те, кто видит перспективы в отельном, ресторанном бизнесе, которые могут самостоятельно разработать документацию. А я - посредник между сферами бизнеса и культуры, я знаю потребности и тех и других. Нам надо перенимать опыт Евросоюза. Почему у них предприниматели охотно вкладывают в подобные проекты деньги, что их так привлекает? Да оригинальная реклама, пиар на фоне какого-то уникального события. Посетитель музея – потенциальный покупатель этой пиар-кампании. Например, был удачный ход в Политехничесом институте в Москве, когда спонсором выставки фотохудожников стала известная компания-производитель компьютерной техники.
Что она там «забыла»? Да оказывается, все эти художники распечатывают свои фотографии на принтерах данной фирмы. И все их коллеги являются потенциальными покупателями этой техники. Музей нашел рынок сбыта. Также должно быть и у нас. Или другой пример – для постановки мюзикла по роману «12 стульев» требовались средства - на инвентарь, декорации и т.д. И был найден спонсор, крупнейшая ювелирная компания. В антракте спектакля они организовали аукцион, привязанный к теме спрятанных сокровищ. Спектакль имел огромный успех! Люди создали событие. Я мечтаю перенять этот опыт. Культурный туризм, в свою очередь, делится на два вида: предметный (памятники) и событийный (фестивали). По пути событийного туризма пошли Аргентина, Бразилия, которые очень любят карнавалы. У нас это – Шешоры, Космач, крупнейшие украинские этнофестивали. Несмотря на отсутствие инфраструктуры, туда едут тысячи людей...
-Вы видите в данном проекте больше экономики или культуры?
-Я уверен, что мой проект – это комплексное решение этих двух проблем. Его реализация потребует привлечения самых разных специалистов и учреждений. Проект привлечет и учащихся учебных заведений области, школьников. В увлекательной, живой форме молодежь будет знакомится с историей края, этапами его технологического развития, принципами “познание через развлечение”,“делай сам”. В экскурсионно-учебные туры на договорных началах могут привлекатся и учителя. Парк-музей можно использовать и в качестве учебной базы (музей-мастерская) для практики учащихся заведений культуры,технических, горных и др. Например, демонстрация посетителям процесса изготовления - “мастеровая окраина“. Для постоянных экспозиций лучших работ.
- Спасибо.
Беседовали Наталия Кононова, Елена Старых, «ОстроВ»
Коментарів 12