Водительские права в Грузии
Время получения -две минуты и двадцать секунд! Время засекал не я, а фотограф. Перенося в компьютер данные из российского водительского удостоверения, девушка-полицейский попросила меня посмотреть в глазок фотокамеры, затем взять стило и поставить «электронную» подпись. Девушка нажимает на клавишу «Print» и вручает мне карточку.
Тем, кто расспрашивает меня о Грузии, я протягиваю синюю пластиковую карточку.
— Грузинские права? А что, там нельзя ездить по российским?
— Можно. Но угадай, сколько на это ушло времени?
— Ну...
— Сто сорок секунд!
Недалеко от столицы — одно из сервисных агентств МВД Грузии. Пятница, около четырех часов вечера — и никого. Трудно поверить, что ежедневно здесь обслуживают до двух тысяч человек. Сдавать практический экзамен мне было не нужно, но я напросился, благо очереди не было и здесь. Экзаменатор в полицейской форме ввел в компьютер мой личный код, тут же увидел, что права у меня уже есть, но согласился «принять» экзамен.
Во-первых, мне поверили на слово — и не потребовали «официального подтверждения» из органа, выдавшего водительское удостоверение в России.
А если у тебя вообще нет прав — ни российских, ни каких-либо других? Тогда все может затянуться чуть ли не на час! Это я тоже проверил.
После минутного оформления документов соискатель идет в уставленную мониторами соседнюю комнату — и сдает теорию. Полчаса на тридцать вопросов, максимум три ошибки.
А как же медицинская справка? Никак: справки отменены!
— Если наши сотрудники увидят, что человек, например, без руки или ведет себя неадекватно, то позовут врача, а тот скажет, можно ему давать права или нет, — объясняет Леван Санадзе, директор межрайонного сервисного агентства МВД под Тбилиси. Здесь принимают экзамены, выдают водительские удостоверения, ставят и снимают с учета автомобили, регистрируют оружие.
— А дальтоники?
— А вы садитесь за монитор.
Сначала компьютер предлагает выбрать один из восьми языков, на котором ты будешь сдавать экзамен. Естественно, есть и русский. Затем на экране появляется полихроматическая картинка — это и есть тест на дальтонизм. Если верно определишь «замаскированные» цифры, то, считай, прошел медкомиссию — и приступаешь к экзамену. Не сдал — приходи через неделю. А сдал — выходи на улицу, где тебя поджидает Skoda Fabia и экзаменатор-полицейский.
На передней панели перед полицейским — сенсорный монитор: в компьютер вводится твой персональный номер — и вся водительская биография как на ладони.
Заезд задним ходом в «гараж», змейка, старт в горку, остановка на красный, парковка у обочины в стесненном пространстве и т.д.
— Сдал! — констатирует полицейский.
И вот теперь я бы получил права уже как «человек с улицы», заплатив около 35 долларов.
Про обучение на курсах даже не спрашивают.
А что с регистрацией машин?
— Редко когда на снятие и постановку на учет, включая растаможку, уходит больше пятнадцати минут, — уверяет ответчик. — Обычно девять-десять минут. Не верите? А вы поговорите с водителями.
— У кого скопировали систему, у американцев?
— Зачем у американцев? Ничего не копировали. Сами сделали так, чтобы человек не тратил нервы и время. Видите вон там стоянку с автомобилями? Это самый большой авторынок Кавказа, сорок гектаров! Там работает наш сотрудник полиции, сверяет VIN, а продавцу или покупателю даже не обязательно там быть: информацию занесут в компьютер — и ее тут же увидят здесь. А хозяин может уже выбирать себе номер.
Мы подходим к подобию платежного терминала с сенсорным экраном. Ты вводишь буквы и цифры, которые хотел бы видеть на новом номерном знаке. Если такой знак уже выдан, компьютер предлагает подумать над другим вариантом. Если комбинация свободна, то на экране появится цена. Самый дорогой знак (скажем, с твоим именем или только из семерок или единиц) обойдется в десять тысяч десять тысяч лари и (около $6000), если знак содержит три буквы и три цифры, но без дефиса между ними — около 700 лари (примерно 400 долларов), а если устраивает обычный «очередной» знак, то сразу подходи к стойке и получай.
Нехитрые станки для изготовления номерных знаков — в пятидесяти метрах от стойки регистрации. Если ты заказал «блатной» номер, то его придется подождать еще пару минут.
Оказывается, техосмотр постигла та же участь, что и медицинские справки. В Грузии сочли, что как очаг коррупции техосмотр приносит больше вреда, чем пользы, — и отменили его минимум до 2012 года, пока не появится механизм, исключающий взятки. По тем же причинам, кстати, отменили и санэпидемнадзор, и пожарные инспекции... Естественно, в Грузии не стало больше ни тараканов, ни пожаров.
Нет в Грузии и ежегодного транспортного налога. Единственный существенный сбор с автовладельцев — таможенная пошлина, которая зависит от года выпуска автомобиля и объема двигателя. Любопытно, что растаможка новых машин обходится дороже, чем подержанных. Например, за автомобиль, выпущенный в текущем или прошлом году, — по полтора лари (чуть больше доллара) за «кубик» рабочего объема, за пятилетку — по одному лари, если машине десять лет — по 0,5 лари, и лишь начиная с 13-летнего возраста расценки вновь растут: за растаможку 15-летнего автомобиля — по 0,8 лари за «кубик».
В этот день в агентстве было поставлено на учет около 500 машин, 230 человек сдавали теоретический экзамен, около 300 — практический, около 200 получили права, а всего было примерно 1500 посетителей. И ни один из них не провел в очереди ни минуты.
Ссылка
Тем, кто расспрашивает меня о Грузии, я протягиваю синюю пластиковую карточку.
— Грузинские права? А что, там нельзя ездить по российским?
— Можно. Но угадай, сколько на это ушло времени?
— Ну...
— Сто сорок секунд!
Недалеко от столицы — одно из сервисных агентств МВД Грузии. Пятница, около четырех часов вечера — и никого. Трудно поверить, что ежедневно здесь обслуживают до двух тысяч человек. Сдавать практический экзамен мне было не нужно, но я напросился, благо очереди не было и здесь. Экзаменатор в полицейской форме ввел в компьютер мой личный код, тут же увидел, что права у меня уже есть, но согласился «принять» экзамен.
Во-первых, мне поверили на слово — и не потребовали «официального подтверждения» из органа, выдавшего водительское удостоверение в России.
А если у тебя вообще нет прав — ни российских, ни каких-либо других? Тогда все может затянуться чуть ли не на час! Это я тоже проверил.
После минутного оформления документов соискатель идет в уставленную мониторами соседнюю комнату — и сдает теорию. Полчаса на тридцать вопросов, максимум три ошибки.
А как же медицинская справка? Никак: справки отменены!
— Если наши сотрудники увидят, что человек, например, без руки или ведет себя неадекватно, то позовут врача, а тот скажет, можно ему давать права или нет, — объясняет Леван Санадзе, директор межрайонного сервисного агентства МВД под Тбилиси. Здесь принимают экзамены, выдают водительские удостоверения, ставят и снимают с учета автомобили, регистрируют оружие.
— А дальтоники?
— А вы садитесь за монитор.
Сначала компьютер предлагает выбрать один из восьми языков, на котором ты будешь сдавать экзамен. Естественно, есть и русский. Затем на экране появляется полихроматическая картинка — это и есть тест на дальтонизм. Если верно определишь «замаскированные» цифры, то, считай, прошел медкомиссию — и приступаешь к экзамену. Не сдал — приходи через неделю. А сдал — выходи на улицу, где тебя поджидает Skoda Fabia и экзаменатор-полицейский.
На передней панели перед полицейским — сенсорный монитор: в компьютер вводится твой персональный номер — и вся водительская биография как на ладони.
Заезд задним ходом в «гараж», змейка, старт в горку, остановка на красный, парковка у обочины в стесненном пространстве и т.д.
— Сдал! — констатирует полицейский.
И вот теперь я бы получил права уже как «человек с улицы», заплатив около 35 долларов.
Про обучение на курсах даже не спрашивают.
А что с регистрацией машин?
— Редко когда на снятие и постановку на учет, включая растаможку, уходит больше пятнадцати минут, — уверяет ответчик. — Обычно девять-десять минут. Не верите? А вы поговорите с водителями.
— У кого скопировали систему, у американцев?
— Зачем у американцев? Ничего не копировали. Сами сделали так, чтобы человек не тратил нервы и время. Видите вон там стоянку с автомобилями? Это самый большой авторынок Кавказа, сорок гектаров! Там работает наш сотрудник полиции, сверяет VIN, а продавцу или покупателю даже не обязательно там быть: информацию занесут в компьютер — и ее тут же увидят здесь. А хозяин может уже выбирать себе номер.
Мы подходим к подобию платежного терминала с сенсорным экраном. Ты вводишь буквы и цифры, которые хотел бы видеть на новом номерном знаке. Если такой знак уже выдан, компьютер предлагает подумать над другим вариантом. Если комбинация свободна, то на экране появится цена. Самый дорогой знак (скажем, с твоим именем или только из семерок или единиц) обойдется в десять тысяч десять тысяч лари и (около $6000), если знак содержит три буквы и три цифры, но без дефиса между ними — около 700 лари (примерно 400 долларов), а если устраивает обычный «очередной» знак, то сразу подходи к стойке и получай.
Нехитрые станки для изготовления номерных знаков — в пятидесяти метрах от стойки регистрации. Если ты заказал «блатной» номер, то его придется подождать еще пару минут.
Оказывается, техосмотр постигла та же участь, что и медицинские справки. В Грузии сочли, что как очаг коррупции техосмотр приносит больше вреда, чем пользы, — и отменили его минимум до 2012 года, пока не появится механизм, исключающий взятки. По тем же причинам, кстати, отменили и санэпидемнадзор, и пожарные инспекции... Естественно, в Грузии не стало больше ни тараканов, ни пожаров.
Нет в Грузии и ежегодного транспортного налога. Единственный существенный сбор с автовладельцев — таможенная пошлина, которая зависит от года выпуска автомобиля и объема двигателя. Любопытно, что растаможка новых машин обходится дороже, чем подержанных. Например, за автомобиль, выпущенный в текущем или прошлом году, — по полтора лари (чуть больше доллара) за «кубик» рабочего объема, за пятилетку — по одному лари, если машине десять лет — по 0,5 лари, и лишь начиная с 13-летнего возраста расценки вновь растут: за растаможку 15-летнего автомобиля — по 0,8 лари за «кубик».
В этот день в агентстве было поставлено на учет около 500 машин, 230 человек сдавали теоретический экзамен, около 300 — практический, около 200 получили права, а всего было примерно 1500 посетителей. И ни один из них не провел в очереди ни минуты.
Ссылка
Коментарів 3