Тайфун
Коснись реки и станешь ты моложе,
И голос детства ты услышишь в ней.
И сколько лет, ты на земле не прожил,
Чем дальше речка, тем она слышней.
Она течет, хоть ей и невдомёк,
Её течение - это твой исток….
И голос детства ты услышишь в ней.
И сколько лет, ты на земле не прожил,
Чем дальше речка, тем она слышней.
Она течет, хоть ей и невдомёк,
Её течение - это твой исток….
Наш край богат талантами…. Казалось бы, этим, сказанным ни один десяток раз, выражением уже никого не удивишь. Это уже стало аксиомой. И тем приятней открывать забытые имена, раскрывать ранее не изведанные страницы истории культурной жизни нашего города. К сожалению, знакомясь с жизнью и творчеством талантливых, и оттого неординарных людей, с грустью познаешь еще одну правду нашей жизни: чиновники от культуры всегда выступали тормозом в ее развитии.
В 2007 году московское издательство «Грифон» издало книгу «Легенды ВИА». В ней, впервые известные в музыкальном мире авторы представляют полную историю ВИА в нашей стране. «Добрые молодцы», «Поющие гитары», «Самоцветы», «Аракс»…., «Тайфун». «Тайфун», город Кадиевка! Легендарный ВИА нашего родного города, навсегда вписавшие свое имя в его историю!
Раскапывая старые архивы и встречаясь со старожилами культурной жизни, мы узнали, что организатор и бессменный руководитель ВИА «Тайфун» сейчас проживает в Стаханове, и по-прежнему увлечен музыкой. Итак, обо всем по порядку….
В 70-80-ые года прошлого века при каждом предприятии, да и почти в каждом учебном заведении существовал свой вокально-инструментальный ансамбль. Всех их объединял коммунистическо-патриотический репертуар, строго контролируемый штатными комсомольцами, и полная зависимость от предприятия, на базе которого существовал коллектив. О приобретении собственного инструмента, а тем паче собственного помещения для репетиций, в то время можно было только мечтать. И все же находились бунтари, которые ради возможности играть свою музыку, самостоятельно приобретали, а еще чаще собственноручно изготавливали инструменты.
В 70-80-ые года прошлого века при каждом предприятии, да и почти в каждом учебном заведении существовал свой вокально-инструментальный ансамбль. Всех их объединял коммунистическо-патриотический репертуар, строго контролируемый штатными комсомольцами, и полная зависимость от предприятия, на базе которого существовал коллектив. О приобретении собственного инструмента, а тем паче собственного помещения для репетиций, в то время можно было только мечтать. И все же находились бунтари, которые ради возможности играть свою музыку, самостоятельно приобретали, а еще чаще собственноручно изготавливали инструменты.
Именно тогда, в начале 70-х, в условиях тотальной слежки за всем и всеми, родился вокально-инструментальный ансамбль «Тайфун», ставший уже в наше время настоящей легендой. Его вдохновителем стал восемнадцатилетний юноша Виктор Кофанов, который в дальнейшем, на протяжении пятнадцати лет, был его руководителем.
Кофанов Виктор Алексеевич родился 17 июля 1952 года в Кадиевке. Все детство провел в стенах Дворца культуры им. Горького, с семи лет играя в детском духовом оркестре. Окончил школу №28 и Кадиевский горный техникум. Учился в Луганском культпросветучилище.
Сегодня Виктор Алексеевич известный предприниматель, но он по-прежнему находит время для музыки. В его рабочем кабинете и состоялся этот разговор.
- Как и когда образовался Ваш коллектив?
- В 1970 году несколько парней, желающих играть любимую музыку, а не репертуар навязываемый «старшими товарищами», организовали группу «Тайфун». Кроме меня, тогда в него вошли: Александр Лобзин – соло-гитара, вокал; Александр Фридман – ритм-гитара, вокал (ныне житель Израиля); Игорь Пышков (светлая ему память) - электроорган «Вельтмастер», бубен, вокал; Алексей Норбеков (светлая ему память) – ударные инструменты; Александр Подгорный – солист ансамбля. Звукооператором ансамбля являлся Евгений Рябыкин. Начинали мы играть в клубе Рудоремонтного завода, где Саша Лобзин работал заведующим.
- Как родилось название группы?
- Наше, можно сказать, первое выступление состоялось на фестивале художественной самодеятельности в горном техникуме. Мы тогда представляли отделение ГЭМ (горной электромеханики). Жюри, заранее расписав победителей, было огорошено той поддержкой, которую нам оказывали зрители. И чтобы не дать нам закончить свое выступление, просто отключили в зале свет. Группе пришлось покинуть сцену и зал, но вместе с нами из него ушли все зрители, которые провожали музыкантов до самого дома. Именно тогда кто-то из зрителей и предложил назвать группу «Тайфун».
- Какую музыку вы играли?
- Официально наш репертуар должен был строго соответствовать рапортичке. 90% всех западных групп в то время были под запретом. Совсем чуть-чуть нам разрешали играть что-то свое, лирическое. Авторами песен выступали все музыканты нашего коллектива. Сейчас многие тексты звучат наивно, но о чем тогда тихо грустила вся молодежь? Конечно о любви.
Естественно, наши выступления не ограничивались сценами клубов и учебных заведений. Мы играли на танцевальных вечерах в парке, у Дворца культуры, в ресторанах. Танцевальный репертуар требовал чего-нибудь современного, известного каждому. Поэтому мы переигрывали на свой манер отечественных эстрадных исполнителей, и, конечно, в репертуар вошли песни зарубежных поп-групп: «Дорз», «Битлз», «Кристи», «Шокинг Блю», «Роллинг Стоунз».
- И как к вашему неофициальному репертуару относились «старшие товарищи»?
- По-разному водилось. Бывало, и по пальцам били. Особенно запомнилось, как нас сотрудники милиции задержали после выступления в Коммунарске. Разговор был короткий: или в камеру на трое суток для выяснения личности, или в парикмахерскую. У нас как раз должно было состоятся следующее выступление, поэтому со своей «битловской» шевелюрой пришлось расстаться. Милиционеры нас аккуратно сфотографировали до и после стрижки, а фотографии отправили по месту работы и учебы….
- О вашей популярности в Кадиевке я наслышан. А в каких еще городах осталась благодарная публика?
- Мы выступали практически во всех городах Луганщины, Крыму, Кироовоградской и Черниговской областях. И везде собирали многотысячные аудитории. В Первомайске параллельно с нами должна была выступать группа Преснякова старшего «О чем поют гитары». Но из-за того, что все зрители пришли к нам, их концерт не состоялся. После этого случая ансамбль пригласил известный в то время организатор концертов Василий Васильевич Кондаков на профессиональную сцену страны. Мы приглашение приняли, и в 1974 году отправились работать в филармонию г. Чернигова под сценическим названием ВИА «Юность», где к основному составу присоединились: Пётр Кузьменко – труба; Алексей Эрденко (светлая ему память) - электроорган, вокал; Александр Подгорный и Людмила Бабич – солисты ансамбля.
В филармонии нам около двух недель не предоставляли сцену для репетиции, мотивируя её занятостью. Впервые мы репетировали 22 февраля, собрав в зале всю филармонию. И уже на следующий день участвовали в праздничном концерте. Помню, где-то к его середине ко мне подошел взволнованный конферансье с вопросом: «Откуда вас здесь знают?». Оказалось, его карманы забиты записками из зала, с просьбой исполнить песни из нашего старого репертуара.
Кстати, название ВИА «Юность» было нам навязано в черниговской филармонии. Её руководство посчитало, что «Тайфун» у молодежи ассоциируется с бедствием, разрушением, чем-то недостойным советского человека. Мы же считали, что для молодежи «Тайфун» - это шквал свежего ветра, стремление вперёд, риск. Но кто к нам прислушивался тогда?
В 1980 году в Ялте мы заключили договор с «Объединением музыкальных ансамблей». Администратор, поискав город Стаханов на карте, и не найдя его, нас сразу предупредил, что в Ялте публика избалованная, и если мы выступим плохо, у нас будут неприятности. Поэтому предложили для начала поиграть на танцплощадке, а через неделю обещали устроить прослушивание. Первое отделение на площадке нас рассматривали, а после второго публика уже не отпускала. Через неделю нам предложили центральную точку Ялты – ресторан «Сочи». Но произошел конфуз: коллектив, начавший выступать вместо нас на танцплощадке, забросали камнями. Заведующий отделом культуры Ялты тогда поставил условие: или мы возвращаемся на танцплощадку или уезжаем из Ялты, ведь, как он сказал, после нас публика уже никого не примет. Пришлось вернуться. Зато в последующем нам предложили работать в любой точке Ялты, по нашему выбору, и никто уже не спрашивал, что это за город Стаханов.
К сожалению, на профессиональной сцене мы пробыли недолго. Не смогли музыканты вынести постоянных разъездов, строго регламентированный репертуар и полное отсутствие творчества.
В отличие от современных исполнителей, работающих в первую очередь в студиях, а на концертах выступающих под фонограмму, мы всегда работали в живую. Именно такая работа позволяет наладить контакт музыканта и зрителя, сделать его полноправным участником музыкального спектакля.
Неоднократно наш коллектив принимал участие в конкурсах и фестивалях на исполнение советской эстрадной песни. Параллельно с нами в регионе работали ансамбли: «Бриз», «Ритм», «Орфей», «Грифы», «Атланты».
- Ваш коллектив неоднократно менял состав. С чем это связано?
- Первоначально в состав вошли юноши, которых вскоре призвали в армию. Этот состав ансамбля записал два магнитоальбома. После призыва основного состава ансамбля был набран новый состав ансамбля: Юрий Коваленко – бас-гитара, вокал; Владимир Петров – ритм-гитара, вокал (ныне житель г.Лос-Анджелеса, США); Юрий Перегудов (светлая ему память) – ударные инструменты, вокал; Анна Дегтяренко – солистка ансамбля. Я заменил Александра Лобзина, взяв в свои руки соло-гитару. Саша Лобзин проходил срочную службу в Туркестанском военном округе, играл в армейском ВИА (1972-1974 г.г.).
Этот состав «Тайфуна» записал три магнитоальбома с песнями: «Этот день», «Было счастье», «Сказать тебе», «Для тебя, друг», «Где же смелость?», «Ты слезу уронила», «Не придёт любовь», «На свете домик есть», «Взгляд милый и чужой», «Снова тучи небо скрыли», «Девушка с жемчужными глазами», «Шелестят в лесу березки стройные», песни на украинском языке: «Снiги», «Пливе човен», «Била мене мати», и уже со своим репертуаром песен: супер-хит «Дождь», «Ты девчонку встретил», «Я был глупый юнец», «Смотрю снова на тебя», «Вновь поссорился с тобой», «Я бегу», «Не уходи», «Забудь меня», «Я вспоминаю», супер-хит «Наступит осень незаметно».
Записаны ансамблем были также песни со своей аранжировкой: «Серёжки» (В.Мулявин - М.Танк), «Скажи, зачем и почему?» (М.Долган - Е.Кримерман), «Чаривна бойкивчанка» (А.Сердюк - М.Воньо), «Не пойму» (А.Днепров - О.Павлова), «Я еду к морю» (Д.Тухманов - В.Харитонов), «Десять дней» (Э.Кузинер - М.Рябинин), «Неприметная красота» (А.Морозов - М.Рябинин), «Прекрасное воскресенье» (Д.Бун - русский текст М.Беляков), «Отчего» (Ю.Антонов - Т.Сашко), «Это Москва» (Д.Тухманов - Л.Дербенёв, И.Шаферан), «Листья закружат» (Р.Майоров - В.Харитонов), «Варшавский дождь» (Д.Тухманов - В.Сергеев), «Когда молчим вдвоём» (П.Слободкин - Л.Дербенёв), «Я к тебе не подойду» (Д.Тухманов - Л.Дербенёв. И.Шаферан), «Несёт меня течение» (Ю.Антонов - В.Дюнин), а также песни из репертуара зарубежных поп-групп «Омега»,«Криденс Клиэруотер Ривайвел».
Самым поющим певцом в этом составе ансамбля был автор многих своих песен Владимир Петров, который исполнял песни и зарубежных авторов:
В глазах твоих – с озёр вода,
А в глубине - частицы льда.
В глазах твоих - жемчуг морской,
А в глубине - полны тоской.
А в глубине - частицы льда.
В глазах твоих - жемчуг морской,
А в глубине - полны тоской.
(Из репертуара группы «Омега»)
В 1974 году после возвращения из рядов Вооружённых Сил СССР участников первого «Тайфуна», состав ансамбля вновь меняется и уже выходит на сцену в обновлённом составе и под новым названием - «Пламя», г. Кадиевка. После ВИА «Пламя» я играл в ВИА «Встреча», руководил ВИА «Карусель» (1987 г.), а Александр Лобзин работал в ВИА «Седьмое измерение» и ВИА «Спектр».
В разные годы с музыкантами ВИА «Тайфун» работали: Виктор Мухин – бас-гитара, Юрий Сапрыкин – клавишные инструменты, Сергей Скик – солист ансамбля, Александр Кузьминич (светлая ему память) – гитара, вокал, Николай Блинов - ударные инструменты.
- Когда состоялось ваше последнее выступление?
- В 1985 году во время отпуска в Ялте. Коллективу тогда исполнилось пятнадцать лет.
- А с чем связано прекращения деятельности вашего коллектива?
- Это грустная история…. Времена тогда были совсем не те, что сейчас.
Три жителя города позволили приобрести себе видеомагнитофоны. Всех трех судили, в том числе и меня. Громкое было дело. Потом, конечно реабилитировали. Но именно тогда и был уничтожен весь архив магнитоальбомов «Тайфуна». Сейчас найти запись прошлых лет с хорошим качеством практически невозможно.
- Как сложилась судьба остальных членов коллектива?
- По разному. Кто-то покинул Родину, кого-то уже нет с нами.
Мы по-прежнему поддерживаем отношения. Володя Петров в Америке записал в своей студии кое-что из нашего старого репертуара и прислал мне. Сам он собирается в скором времени приехать. Должны подъехать и другие музыканты. Надеюсь, что мы вместе вспомним молодость – сыграем и споем наши любимые песни.
- Ваш кабинет наполовину превращен в студию. Это ностальгия или Вы по-прежнему пишите новую музыку?
- Музыка – это моя жизнь. Я, как и раньше, играю и пишу музыку. Сейчас осваиваю студийную работу, хотя в моем возрасте переучиваться уже поздновато. В планах – записать несколько новых композиций и видеоклип, а возможно и организовать концерт
- Как Вы относитесь к творчеству стахановской рок группы «Царство Небесное»?
- Участники группы – талантливые ребята. Я предоставил им помещение для репетиций, молодежь ведь надо поддерживать. Иногда я играю вместе с ними.
- Я желаю Вам творческих успехов и выражаю уверенность в том, что проблем с записью новых композиций и организацией концерта не будет. Ведь в нашем городе у вас осталась многотысячная армия благодарных слушателей.
Беседовал Евгений Акимов
На фото: ВИА «Тайфун», 1973 год. Слева на право: Виктор Кофанов, Владимир Петров, Юрий Коваленко, Юрий Перегудов.
От редакции: от имени музыкантов и их поклонников обращаемся к читателям с просьбой. Возможно, на чердаках, в лежащих по углам чемоданах или где-то, на пылящейся полке у вас сохранились магнитоальбомы с записями группы «Тайфун». Редакция нашей газеты берется провести компьютерное редактирование старых записей.
Коментарів 16