Время, когда не было попсы
1
В теплые предосенние дни минувшего лета, в наиболее людных местах нашего города, заинтригованные стахановчане замедляли шаг и останавливались, чтобы узреть небывалое. А удивляться было чему. Всякий день сюда приходил парень. Облюбовав поудобнее площадку и включив магнитофон он высвобождал из футляра помповую трубу и начинал солировать, подыгрывая оркестровым записям, выливающимся из динамика. Это был Максим Перов. Но больше всего поражало слушателей даже не высочайшее его мастерство, а то, что музыка, которую он исполнял, была незнакома и непохожа ни на какую другую. То была мелодия совсем из другого мира. Парень играл подлинный джаз. В конце 20-х годов прошлого века писатель М.Горький, не разобравшись в его исторических корнях, обозвал джаз «музыкой толстых».
2
Но так ли это?… Джаз зародился в нищенских трущобах негритянских рабов Нового Орлеана и на плантациях южных штатов. Черные афроамериканцы в своих молитвах (спиричуэлс и госпелс) просили Бога об улучшении их участи. Позже эти церковные песнопения они стали приправлять ритмическими хлопками. На этой основе возник музыкальный фольклор американских негров. История донесла нам имена пионеров возникновения джаза. Ими были: Дж. Оливер и Бадди Болден. С середины позапрошлого века в примитивные голосовые хоры были внедрены музыкальные инструменты: банджо, флейты, джеррибоксы, позже саксофон и тромбоны. Коллективы, исполняющие джаз обрели статус джазбандовых диксилендов.
3
Со временем джаз стал неотъемлемой частью музыкальной культуры. Еще в самом начале он принял формы всеобщего помешательства. Появлялись выдающиеся композиторы, как из среды цветного населения, так и белого: Д.Эллингтон, Гершвин, Миллер, Кроу, Стрейхорн и др.
Джаз родил прославленных исполнителей и вокалистов: Ч.Паркер, Л.Армстронг, Хоккинс, Ф.Синатра, Э.Фицжеральд, Б.Холидей, Дж.Рашинг и еще нескончаемый ряд блистательных знаменитостей, прославивших джаз, а с ним и свои имена.
В истории возникновения джаза есть парадоксальная деталь: несмотря на то, что истинными его творцами были негры – белым населением он был воспринят безоговорочно, начисто отметающим всякую расистскую подоплеку. Известны случаи, когда белые оркестранты под негров пачкали лица и руки жженой пробкой.
4
Но что же такое (в сущности) джаз? Во-первых, он делится на мелодию медленную (блюз) и быструю (рэг-тайм). Обоим им присуща ритмическая компонента, т.е. – свинг с метрической пульсацией и задержкой – спотыканием на четвертой доле, называемой «синкопой». Есть множество толкований, откуда взялось само слово «джаз» Существует даже версия о его афро-азиатском происхождении, но большинство склоняется к версии, что имя свое он получил от цветочного слова «жасмин» - сладкие лепестки….
Впрочем, толковать о джазе как о чисто музыкальном явлении еще недостаточно. Джаз – это образ жизни. Он включает в себя некую манеру поведения, привычки, жаргон, оттенки настроения души и взаимных отношений, не говоря уже о стиле и формате одежды и даже наличии предметов обихода, где трости, конатье, курительные трубки и мундштуки, горжетки, муфты, шляпки, непременно тиковый галстук, портсигар, открыточки от синематографа и еще много такого, что сегодня мы называем ретроспективной мишурой.
5
Чем же, все-таки, покорил джаз миллионы своих приверженцев на всех континентах? – Прежде всего – своей мелодичностью, зажигательным ритмом, эксцентрикой, темпераментом и импровизацией. В добротных джазовых коллективах считается дурным тоном, если какая-нибудь вещь исполняется всяк день одинаково. Почти всегда основная тема остается, всё остальное обыгрывается каждый раз по-новому. Исполнители импровизируют и ищут «по ходу» игры, и чем талантливее музыкант, тем больше у него находок. О темпераменте нечего и говорить! Если это медленный блюз, то под его невыразимо-тоскливые стоны и надрывы можно предаться сентиментальным мечтам и наполниться благородной чувственностью. Если исполняется быстрый, ритмичный и жесткий «Би-боп», то тогда для танцующих мир становится синонимом свободы и раскрепощения.
Джаз необычайно интернационален и пластичен по форме. Он обладает способностью впитывать в себя музыкальные акценты карибских ритмов, европейских «бостонов» и «хабанер», арабских «мих-джух» и даже российской «калинки». Он завидно гибок, красив и универсален. Сами джазмены шутят: если на Землю прилетят жестокие инопланетяне, то они пощадят тех, кто играет и слушает джаз.
6
«Подобно тому, как гуси спасли Рим, - так и джаз спас Америку в тяжелейшие годы Великой депрессии» - пошутил однажды какой-то политический деятель. Может в его шутке, пряталась доля правды. На днях я смотрел американскую кинохронику 20-х – 30-х годов. Мой взгляд был прикован к километровой очереди к окошку, где американским безработным наливали в алюминиевую миску благотворительную похлебку. Далее показывали вечернее времяпрепровождение этих же людей на танцплощадках отплясывающих «баккер-бак».
Повсюду гремела неунывающая музыка, и я еще подумал: каким, однако, ловким и хитроумным оружием может быть музыка, растапливающая уныние, будто бы говоря: Да сегодня очень тяжелые времена, но все пройдет, все наладится, все будет хорошо!
7
В самом начале 50-х годов отошедшего в прошлое столетия, в бывшем СССР вдруг появились «Стиляги». Это были молодые люди в высоких прическах и длиннющих аляповатых галстуках едва не касающихся колен. Такие галстуки называли «пожар в джунглях». Эта узкобрючная молодежь сбивалась в колоритную группу, объясняясь меж собой невразумительным сленгом, слегка кривляясь языково синкопировала музыкальные фразы, изображая джаз, который в то время был запрещен.
На танцплощадках они «заделывали» такие коленца, от которых одни приходили в восторг, другие – в недоумение. Официально такое молодежное движение было порицаемо, но как только джаз был снова разрешен, - стиляжничество быстро сошло на нет. Социологически такое движение было изучено очень мало, но полагают, что все-таки это были первые ростки протеста.
8
Сейчас, глядя издалека уже можно точно сказать, что хиреть и затухать джаз начал уже где-то ближе к 60-м годам. То ли он исчерпал себя, то ли рок-н-ролл, этот нечестивый его отпрыск, напористо заявил о себе в новейшей истории. И здесь есть над чем поразмыслить.
Замечено, что как только какой-нибудь из видов искусств приходит к своему апогею, - тут же незамедлительно к нему пристает болезнь, пытающаяся сломать окончательно. В литературе – это декадентство. В живописи – абстракционизм, в драматургии – абсурдизм, в музыке – рок, и даже в архитектуре – уродство надуманных строений.
Все перечисленное подносится в упаковках некоего неоренессанса, или модерна с надуманными приставками: ультра, нео, тео и т.д. Но обо всем этом как-нибудь в другой раз.
В теплые предосенние дни минувшего лета, в наиболее людных местах нашего города, заинтригованные стахановчане замедляли шаг и останавливались, чтобы узреть небывалое. А удивляться было чему. Всякий день сюда приходил парень. Облюбовав поудобнее площадку и включив магнитофон он высвобождал из футляра помповую трубу и начинал солировать, подыгрывая оркестровым записям, выливающимся из динамика. Это был Максим Перов. Но больше всего поражало слушателей даже не высочайшее его мастерство, а то, что музыка, которую он исполнял, была незнакома и непохожа ни на какую другую. То была мелодия совсем из другого мира. Парень играл подлинный джаз. В конце 20-х годов прошлого века писатель М.Горький, не разобравшись в его исторических корнях, обозвал джаз «музыкой толстых».
2
Но так ли это?… Джаз зародился в нищенских трущобах негритянских рабов Нового Орлеана и на плантациях южных штатов. Черные афроамериканцы в своих молитвах (спиричуэлс и госпелс) просили Бога об улучшении их участи. Позже эти церковные песнопения они стали приправлять ритмическими хлопками. На этой основе возник музыкальный фольклор американских негров. История донесла нам имена пионеров возникновения джаза. Ими были: Дж. Оливер и Бадди Болден. С середины позапрошлого века в примитивные голосовые хоры были внедрены музыкальные инструменты: банджо, флейты, джеррибоксы, позже саксофон и тромбоны. Коллективы, исполняющие джаз обрели статус джазбандовых диксилендов.
3
Со временем джаз стал неотъемлемой частью музыкальной культуры. Еще в самом начале он принял формы всеобщего помешательства. Появлялись выдающиеся композиторы, как из среды цветного населения, так и белого: Д.Эллингтон, Гершвин, Миллер, Кроу, Стрейхорн и др.
Джаз родил прославленных исполнителей и вокалистов: Ч.Паркер, Л.Армстронг, Хоккинс, Ф.Синатра, Э.Фицжеральд, Б.Холидей, Дж.Рашинг и еще нескончаемый ряд блистательных знаменитостей, прославивших джаз, а с ним и свои имена.
В истории возникновения джаза есть парадоксальная деталь: несмотря на то, что истинными его творцами были негры – белым населением он был воспринят безоговорочно, начисто отметающим всякую расистскую подоплеку. Известны случаи, когда белые оркестранты под негров пачкали лица и руки жженой пробкой.
4
Но что же такое (в сущности) джаз? Во-первых, он делится на мелодию медленную (блюз) и быструю (рэг-тайм). Обоим им присуща ритмическая компонента, т.е. – свинг с метрической пульсацией и задержкой – спотыканием на четвертой доле, называемой «синкопой». Есть множество толкований, откуда взялось само слово «джаз» Существует даже версия о его афро-азиатском происхождении, но большинство склоняется к версии, что имя свое он получил от цветочного слова «жасмин» - сладкие лепестки….
Впрочем, толковать о джазе как о чисто музыкальном явлении еще недостаточно. Джаз – это образ жизни. Он включает в себя некую манеру поведения, привычки, жаргон, оттенки настроения души и взаимных отношений, не говоря уже о стиле и формате одежды и даже наличии предметов обихода, где трости, конатье, курительные трубки и мундштуки, горжетки, муфты, шляпки, непременно тиковый галстук, портсигар, открыточки от синематографа и еще много такого, что сегодня мы называем ретроспективной мишурой.
5
Чем же, все-таки, покорил джаз миллионы своих приверженцев на всех континентах? – Прежде всего – своей мелодичностью, зажигательным ритмом, эксцентрикой, темпераментом и импровизацией. В добротных джазовых коллективах считается дурным тоном, если какая-нибудь вещь исполняется всяк день одинаково. Почти всегда основная тема остается, всё остальное обыгрывается каждый раз по-новому. Исполнители импровизируют и ищут «по ходу» игры, и чем талантливее музыкант, тем больше у него находок. О темпераменте нечего и говорить! Если это медленный блюз, то под его невыразимо-тоскливые стоны и надрывы можно предаться сентиментальным мечтам и наполниться благородной чувственностью. Если исполняется быстрый, ритмичный и жесткий «Би-боп», то тогда для танцующих мир становится синонимом свободы и раскрепощения.
Джаз необычайно интернационален и пластичен по форме. Он обладает способностью впитывать в себя музыкальные акценты карибских ритмов, европейских «бостонов» и «хабанер», арабских «мих-джух» и даже российской «калинки». Он завидно гибок, красив и универсален. Сами джазмены шутят: если на Землю прилетят жестокие инопланетяне, то они пощадят тех, кто играет и слушает джаз.
6
«Подобно тому, как гуси спасли Рим, - так и джаз спас Америку в тяжелейшие годы Великой депрессии» - пошутил однажды какой-то политический деятель. Может в его шутке, пряталась доля правды. На днях я смотрел американскую кинохронику 20-х – 30-х годов. Мой взгляд был прикован к километровой очереди к окошку, где американским безработным наливали в алюминиевую миску благотворительную похлебку. Далее показывали вечернее времяпрепровождение этих же людей на танцплощадках отплясывающих «баккер-бак».
Повсюду гремела неунывающая музыка, и я еще подумал: каким, однако, ловким и хитроумным оружием может быть музыка, растапливающая уныние, будто бы говоря: Да сегодня очень тяжелые времена, но все пройдет, все наладится, все будет хорошо!
7
В самом начале 50-х годов отошедшего в прошлое столетия, в бывшем СССР вдруг появились «Стиляги». Это были молодые люди в высоких прическах и длиннющих аляповатых галстуках едва не касающихся колен. Такие галстуки называли «пожар в джунглях». Эта узкобрючная молодежь сбивалась в колоритную группу, объясняясь меж собой невразумительным сленгом, слегка кривляясь языково синкопировала музыкальные фразы, изображая джаз, который в то время был запрещен.
На танцплощадках они «заделывали» такие коленца, от которых одни приходили в восторг, другие – в недоумение. Официально такое молодежное движение было порицаемо, но как только джаз был снова разрешен, - стиляжничество быстро сошло на нет. Социологически такое движение было изучено очень мало, но полагают, что все-таки это были первые ростки протеста.
8
Сейчас, глядя издалека уже можно точно сказать, что хиреть и затухать джаз начал уже где-то ближе к 60-м годам. То ли он исчерпал себя, то ли рок-н-ролл, этот нечестивый его отпрыск, напористо заявил о себе в новейшей истории. И здесь есть над чем поразмыслить.
Замечено, что как только какой-нибудь из видов искусств приходит к своему апогею, - тут же незамедлительно к нему пристает болезнь, пытающаяся сломать окончательно. В литературе – это декадентство. В живописи – абстракционизм, в драматургии – абсурдизм, в музыке – рок, и даже в архитектуре – уродство надуманных строений.
Все перечисленное подносится в упаковках некоего неоренессанса, или модерна с надуманными приставками: ультра, нео, тео и т.д. Но обо всем этом как-нибудь в другой раз.
Евгений Коновалов