История города Стаханова. Часть 1. ИСТОКИ ГОРОДА РОДНОГО
У каждого города имеется своя история возникновения. У одних она насыщена событиями эпохального значения, а у других такой истории нет. Но летопись возникновения и развития нашего родного города Стаханова богата событиями поистине всемирно-исторического значения. И начиналась она так.
Оседлое население на территории современного города Стаханова появилось в конце XVII века.
В 1696 году в окрестностях будущего города, которые тогда назывались Овраг Каменный, поселись первые выходцы из Запорожской Сечи. Это были посполитые казаки с семьями. Они построили несколько зимовников-хуторов. Чтобы прокормиться, казаки занимались земледелием и разводили скот. В 1707 году эта местность получила новое название - Проток Гриценков. Переименование территории произошло потому, что здесь поселился отставной сотник Гриценков со своими запорожскими казаками. Отставные казаки основали еще несколько небольших хуторов и фольварков, при которых «жители имели скот и проживали с ним всегда, а при некоторых и рыбную ловлю содержали». В каждом зимовнике насчитывалось две-три хаты для жилья и имелись разные хозяйственные постройки. Изредка хаты для жилья строились из тесаных бревен, а зачастую из плетеного хвороста или лозы. Такие помещения затем обмазывались глиной, а сверху покрывались камышом или соломой. Как правило, каждая хата состояла из одной "комнаты" и особой каморки или чулана. Ставились хаты посреди большого двора, обнесенного плетнем или частоколом из кольев. Во дворе строились различные хозяйственные постройки: сараи для скота, амбары, стайни или конюшни, лёхи или погреба, омшаники для зимовки ульев с пчелами. Отставные казаки - поселенцы были обязаны снабжать Запорожскую Сечь мясом, зерном, шкурами и другой продукцией собственного производства.
Слабозаселенная территория Донецких степей в XVIII - начале XIX столетия стала одним из тех мест, которая привлекала беглых крепостных крестьян. Постепенно они совместно с запорожскими казаками осваивали свободные земли. К тому же присоединение Екатериной II Северного Причерноморья к Российской империи положительно сказалось на освоении территории современного Донбасса. Екатерина II, а затем и Александр I наделяли аристократическую верхушку и дворянство огромными земельными наделами. Получали земли служивое офицерство, чиновники, богатые купцы и мещане. Все получившие наделы были обязаны их заселять и осваивать. Помещикам повелевалось переселять из других своих вотчин крепостных крестьян для освоения новых земель. На благодатные черноземные земли двинулась огромная армия и иностранных переселенцев из стран Западной Европы.
Первые крупные населенные пункты на территории нашего города были основаны в начале XIX века. 1808 году на берегу реки Лугани возникла деревенька Петровка. Неподалеку от нее, с разрешения хозяина, стали селиться пришлые люди, которые образовали слободу с одноименным названием.
В ноябре 1814 года на берегу реки Камышевахи была основана деревня Андреевка. По соседству находилось несколько деревенек с одноименными названиями - Петровки. Все они принадлежали помещице Кардовской. В 1839 году рядом с Андреевкой возникла деревня Марьино-Поповка. В 1859 году Андреевка, как и Марьино-Поповка, стали собственностью дворян братьев Борисовских. Помещики Борисовские привезли с собой крепостных крестьян и поселили их на купленных землях. Деревня была переименована в Борисовку. Спустя некоторое время появились и другие селения.
В 1853 году на берегу реки Лугани возникла деревня Петро-Голинищевка. Ее хозяевами были дворяне Петр Савельев и Тимофей Голенищев-Кутузов. Деревня была названа именем первого и фамилией второго. Вскоре эта деревня стала собственностью помещика И.Долинского. Имение занимало площадь около 1875 десятин пахотной земли.
Жители этих селений, крепостные и государственные крестьяне, занимались сельским хозяйством. В основном они возделывали зерновые культуры, разводили скот, в частности овец и коз. После окончания полевых работ занимались извозом.
Наш край отличался непостоянством климата. Эти места подвержены влиянию сухих и знойных восточных и юго-восточных ветров, дующих из-за Каспия. В отсутствие дождей, летом они дотла выжигали степь. В результате - неурожай и голод. Неурожаи были подлинным бедствием для народа. Особенно неурожайным был 1833 год. Губернатор Екатеринославской губернии сообщал в Петербург, что посевы на полях большей частью не взошли, а те, что взошли, из-за отсутствия дождей и знойных ветров засохли. В 1843 году засуха совпала с эпидемией холеры. Все лето - с апреля по сентябрь - не выпало ни одного дождя. От бескормицы начался падёж скота.
Для крестьянского сельскохозяйственного производства было характерно натуральное хозяйство. Помещики же стремились все больше производить зерна на продажу и тем самым увеличивали барскую запашку, что соответственно приводило к сокращению крестьянских наделов. Росла барщина, увеличивалось внеэкономическое принуждение крепостных крестьян. Поэтому производительность барщинного труда падала. Примитивная сельскохозяйственная техника и низкая культура земледелия не способствовали росту урожайности. Крестьянство постоянно испытывало нужду в самом насущном, а помещики стремились найти новые возможности для увеличения своих доходов.
Неподалеку на землях помещика Савича была открыта шахта "Варвара", на которой добывался каменный уголь. Однако ее владелец вскоре разорился. Братья Борисовские, дела которых шли довольно успешно, купили за бесценок шахту "Варвара", переименовав ее в "Варваро-Борисовскую".
В 1890 году эти селения объединились и образовали поселок, который по фамилии нового владельца Варваро-Борисовского рудника стал называться Шубинкой. Новый хозяин вложил немалые средства не только в развитие шахты, но и в застройку рудника. Через 7 лет благоустройство Шубинки ускорилось при содействии Алмазного акционерного общества. В частности в поселке было построено здание почтово-телеграфной конторы. В 1897 году состоялось ее торжественное открытие. Начальником конторы назначили коллежского асессора М.И. Кравцова. В честь своего сына Кадия Кравцов стал называть контору Кадиевской, по названию которой начали именовать и поселок.
Новое название поселка - Кадиевка (ныне Стаханов) впервые в официальных документах появилось в 1898 году. Поселок территориально относился к Лозово-Павловской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
В первой половине XIX века Россия стала остро нуждаться в каменном угле. Он был необходим для быстро развивающейся на юге страны промышленности и Черноморскому паровому флоту. В связи с этим в 1823 году в Донбассе начинаются изыскательские работы под руководством выдающегося русского горного инженера Ефграфа Петровича Ковалевского.
В 1827 году он продолжил исследование каменноугольных залежей Донбасса. Итоги геологических исследований Е.П. Ковалевский подвел в статье «Геогностические исследования в Донецком горном кряже», опубликованной в 1827 году в " Горном журнале". Одним из первых Ковалевский подробно описал месторождения каменных углей более чем на 88 процентах площади старого Донбасса. Ему принадлежит приоритет в том, что он увидел угольный край во всем объеме и поразительно точно назвал его Донецким кряжем. С легкой руки Евграфа Петровича термин "Донецкий кряж" навсегда вошел в историю. В своей статье "Геологическое обозрение Донецкого кряжа", опубликованной в "Горном журнале" в 1829 году, Ковалевский писал, что исследование недр - процесс бесконечный. К статье прилагалась карта с некоторыми выделенными им геологическими формациями. Это по сути была первая геологическая карта Донбасса.
С 1828 года исследованием месторождений углей Донбасса занимался воспитанник Петербургского корпуса горных инженеров А.И. Оливьери. В 1836 году он составил геологическую карту Донецкого бассейна, на которой были отмечены месторождения каменного угля и в районе населенных пунктов, вошедших позднее в состав Кадиевки.
Более детальное изучение Кадиевского месторождения углей было осуществлено в 1837-1839 годах геологической экспедицией, возглавляемой французским профессором Ле-Пле. Экспедиция была снаряжена на средства Уральского промышленника Демидова. В эти же годы началась их разработка. На крохотных шахтах уголь добывали крепостные крестьяне.
Первые шахты были примитивного типа. Копались вертикальные стволы глубиной 8-10 саженей. Лесом крепили только ствол, опуская в него сруб из дубовых распилов. Ручные, реже конные, вороты поднимали над ними на поверхность бадьи с породой и углем. В них же спускали на работу и поднимали на поверхность углекопов. Сигналом для подъема служило подергивание веревки. Горизонтальные выработки практически не крепились. Основными орудиями труда шахтеров были кайло, молот, железный клин. Средством доставки угля и породы от забоя к подъему являлись санки и тачки. Работы выполнялись исключительно вручную. Даже на водоотливе не применялась простейшая механизация. Воду ведрами заливали в бадьи и поднимали наверх, где она выливалась в специальную отводную канавку.
Добыча угля носила сезонный характер, функционировали такие шахты, как правило, с октября по май. С началом полевых работ они останавливались до осени. Однако несмотря на это, в 1839 году уже было добыто 81700 пудов топлива.
Правда, из-за отсутствия путей сообщения уголь поступал только на внутренний рынок. Его использовали на винокуренных и салотопенных заводах, в сельских кузницах. Шел он и на отопление помещений.
Кустарная эксплуатация рудников не могла принести ожидаемых доходов их владельцам. Крепостничество сдерживало формирование промышленной буржуазии и рабочего класса, тормозило образование широкого общероссийского рынка.
Оседлое население на территории современного города Стаханова появилось в конце XVII века.
В 1696 году в окрестностях будущего города, которые тогда назывались Овраг Каменный, поселись первые выходцы из Запорожской Сечи. Это были посполитые казаки с семьями. Они построили несколько зимовников-хуторов. Чтобы прокормиться, казаки занимались земледелием и разводили скот. В 1707 году эта местность получила новое название - Проток Гриценков. Переименование территории произошло потому, что здесь поселился отставной сотник Гриценков со своими запорожскими казаками. Отставные казаки основали еще несколько небольших хуторов и фольварков, при которых «жители имели скот и проживали с ним всегда, а при некоторых и рыбную ловлю содержали». В каждом зимовнике насчитывалось две-три хаты для жилья и имелись разные хозяйственные постройки. Изредка хаты для жилья строились из тесаных бревен, а зачастую из плетеного хвороста или лозы. Такие помещения затем обмазывались глиной, а сверху покрывались камышом или соломой. Как правило, каждая хата состояла из одной "комнаты" и особой каморки или чулана. Ставились хаты посреди большого двора, обнесенного плетнем или частоколом из кольев. Во дворе строились различные хозяйственные постройки: сараи для скота, амбары, стайни или конюшни, лёхи или погреба, омшаники для зимовки ульев с пчелами. Отставные казаки - поселенцы были обязаны снабжать Запорожскую Сечь мясом, зерном, шкурами и другой продукцией собственного производства.
Слабозаселенная территория Донецких степей в XVIII - начале XIX столетия стала одним из тех мест, которая привлекала беглых крепостных крестьян. Постепенно они совместно с запорожскими казаками осваивали свободные земли. К тому же присоединение Екатериной II Северного Причерноморья к Российской империи положительно сказалось на освоении территории современного Донбасса. Екатерина II, а затем и Александр I наделяли аристократическую верхушку и дворянство огромными земельными наделами. Получали земли служивое офицерство, чиновники, богатые купцы и мещане. Все получившие наделы были обязаны их заселять и осваивать. Помещикам повелевалось переселять из других своих вотчин крепостных крестьян для освоения новых земель. На благодатные черноземные земли двинулась огромная армия и иностранных переселенцев из стран Западной Европы.
Первые крупные населенные пункты на территории нашего города были основаны в начале XIX века. 1808 году на берегу реки Лугани возникла деревенька Петровка. Неподалеку от нее, с разрешения хозяина, стали селиться пришлые люди, которые образовали слободу с одноименным названием.
В ноябре 1814 года на берегу реки Камышевахи была основана деревня Андреевка. По соседству находилось несколько деревенек с одноименными названиями - Петровки. Все они принадлежали помещице Кардовской. В 1839 году рядом с Андреевкой возникла деревня Марьино-Поповка. В 1859 году Андреевка, как и Марьино-Поповка, стали собственностью дворян братьев Борисовских. Помещики Борисовские привезли с собой крепостных крестьян и поселили их на купленных землях. Деревня была переименована в Борисовку. Спустя некоторое время появились и другие селения.
В 1853 году на берегу реки Лугани возникла деревня Петро-Голинищевка. Ее хозяевами были дворяне Петр Савельев и Тимофей Голенищев-Кутузов. Деревня была названа именем первого и фамилией второго. Вскоре эта деревня стала собственностью помещика И.Долинского. Имение занимало площадь около 1875 десятин пахотной земли.
Жители этих селений, крепостные и государственные крестьяне, занимались сельским хозяйством. В основном они возделывали зерновые культуры, разводили скот, в частности овец и коз. После окончания полевых работ занимались извозом.
Наш край отличался непостоянством климата. Эти места подвержены влиянию сухих и знойных восточных и юго-восточных ветров, дующих из-за Каспия. В отсутствие дождей, летом они дотла выжигали степь. В результате - неурожай и голод. Неурожаи были подлинным бедствием для народа. Особенно неурожайным был 1833 год. Губернатор Екатеринославской губернии сообщал в Петербург, что посевы на полях большей частью не взошли, а те, что взошли, из-за отсутствия дождей и знойных ветров засохли. В 1843 году засуха совпала с эпидемией холеры. Все лето - с апреля по сентябрь - не выпало ни одного дождя. От бескормицы начался падёж скота.
Для крестьянского сельскохозяйственного производства было характерно натуральное хозяйство. Помещики же стремились все больше производить зерна на продажу и тем самым увеличивали барскую запашку, что соответственно приводило к сокращению крестьянских наделов. Росла барщина, увеличивалось внеэкономическое принуждение крепостных крестьян. Поэтому производительность барщинного труда падала. Примитивная сельскохозяйственная техника и низкая культура земледелия не способствовали росту урожайности. Крестьянство постоянно испытывало нужду в самом насущном, а помещики стремились найти новые возможности для увеличения своих доходов.
Неподалеку на землях помещика Савича была открыта шахта "Варвара", на которой добывался каменный уголь. Однако ее владелец вскоре разорился. Братья Борисовские, дела которых шли довольно успешно, купили за бесценок шахту "Варвара", переименовав ее в "Варваро-Борисовскую".
В 1890 году эти селения объединились и образовали поселок, который по фамилии нового владельца Варваро-Борисовского рудника стал называться Шубинкой. Новый хозяин вложил немалые средства не только в развитие шахты, но и в застройку рудника. Через 7 лет благоустройство Шубинки ускорилось при содействии Алмазного акционерного общества. В частности в поселке было построено здание почтово-телеграфной конторы. В 1897 году состоялось ее торжественное открытие. Начальником конторы назначили коллежского асессора М.И. Кравцова. В честь своего сына Кадия Кравцов стал называть контору Кадиевской, по названию которой начали именовать и поселок.
Новое название поселка - Кадиевка (ныне Стаханов) впервые в официальных документах появилось в 1898 году. Поселок территориально относился к Лозово-Павловской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
В первой половине XIX века Россия стала остро нуждаться в каменном угле. Он был необходим для быстро развивающейся на юге страны промышленности и Черноморскому паровому флоту. В связи с этим в 1823 году в Донбассе начинаются изыскательские работы под руководством выдающегося русского горного инженера Ефграфа Петровича Ковалевского.
В 1827 году он продолжил исследование каменноугольных залежей Донбасса. Итоги геологических исследований Е.П. Ковалевский подвел в статье «Геогностические исследования в Донецком горном кряже», опубликованной в 1827 году в " Горном журнале". Одним из первых Ковалевский подробно описал месторождения каменных углей более чем на 88 процентах площади старого Донбасса. Ему принадлежит приоритет в том, что он увидел угольный край во всем объеме и поразительно точно назвал его Донецким кряжем. С легкой руки Евграфа Петровича термин "Донецкий кряж" навсегда вошел в историю. В своей статье "Геологическое обозрение Донецкого кряжа", опубликованной в "Горном журнале" в 1829 году, Ковалевский писал, что исследование недр - процесс бесконечный. К статье прилагалась карта с некоторыми выделенными им геологическими формациями. Это по сути была первая геологическая карта Донбасса.
С 1828 года исследованием месторождений углей Донбасса занимался воспитанник Петербургского корпуса горных инженеров А.И. Оливьери. В 1836 году он составил геологическую карту Донецкого бассейна, на которой были отмечены месторождения каменного угля и в районе населенных пунктов, вошедших позднее в состав Кадиевки.
Более детальное изучение Кадиевского месторождения углей было осуществлено в 1837-1839 годах геологической экспедицией, возглавляемой французским профессором Ле-Пле. Экспедиция была снаряжена на средства Уральского промышленника Демидова. В эти же годы началась их разработка. На крохотных шахтах уголь добывали крепостные крестьяне.
Первые шахты были примитивного типа. Копались вертикальные стволы глубиной 8-10 саженей. Лесом крепили только ствол, опуская в него сруб из дубовых распилов. Ручные, реже конные, вороты поднимали над ними на поверхность бадьи с породой и углем. В них же спускали на работу и поднимали на поверхность углекопов. Сигналом для подъема служило подергивание веревки. Горизонтальные выработки практически не крепились. Основными орудиями труда шахтеров были кайло, молот, железный клин. Средством доставки угля и породы от забоя к подъему являлись санки и тачки. Работы выполнялись исключительно вручную. Даже на водоотливе не применялась простейшая механизация. Воду ведрами заливали в бадьи и поднимали наверх, где она выливалась в специальную отводную канавку.
Добыча угля носила сезонный характер, функционировали такие шахты, как правило, с октября по май. С началом полевых работ они останавливались до осени. Однако несмотря на это, в 1839 году уже было добыто 81700 пудов топлива.
Правда, из-за отсутствия путей сообщения уголь поступал только на внутренний рынок. Его использовали на винокуренных и салотопенных заводах, в сельских кузницах. Шел он и на отопление помещений.
Кустарная эксплуатация рудников не могла принести ожидаемых доходов их владельцам. Крепостничество сдерживало формирование промышленной буржуазии и рабочего класса, тормозило образование широкого общероссийского рынка.