Стахановские троллейбусы: печальная история...
На 42 году жизни стахановского троллейбуса выяснилось, что он никому не нужен. С 1 сентября «рогатые» не выходят на маршрут...
Хотя еще свежи в памяти предвыборные высказывания Юрия БОРИСОВА о том, что электротранспорту в городе — быть: «В Стаханове появятся новые троллейбусы, откроются новые маршруты, отвечающие реальным потребностям горожан». На последней пресс-конференции я, впрочем, решил напомнить незначительную часть его предвыборной программы в контексте транспортной проблемы, но Юрий Валерьевич был краток: мол, кому сейчас нужны эти троллейбусы? Есть маршрутки, скоро появится социальный транспорт. Да и вообще, разве существует транспортная проблема? Разве из одного конца города в другой проблематично добраться?
Добраться из Северо-Восточного микрорайона на Южный, бесспорно, нетрудно. Маршруток и габаритных автобусов по городу бегает более чем достаточно. 1,75 или две гривни — и ты на другом конце города. Как говорится, были бы деньги...
Но меня, равно как и других жителей, куда больше волнуют вопросы сохранения троллейбусного движения в городе — уничтожение «рогатиков» и появление вместо них очередной порции маршруток однозначно скажутся на экономических показателях ОАО «АТП-10916» и частных перевозчиков. Каждому из них в прямом смысле слова придется бороться за пассажира. Любыми методами. Возможно, порой далекими от цивилизованных. Я не говорю уже о том, что цена на бен-зин/дизтопливо не отличается стабильностью и в любой момент, соответственно, возрастет, что скажется на стоимости проезда. Опять же, все это больно ударит по карману каждого из нас. Ну а о том, что лишние двигатели лишь пагубно повлияют на экологическую ситуацию в городе, которая и без того оставляет желать лучшего, я, пожалуй, тактично умолчу. Ведь только в прошлом году от транспорта Луганской области общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 87,5 тысяч тонн. И с каждым годом эти показатели неуклонно растут.
В 90-е годы уничтожили шахты, затем «убили» трамвай, сейчас по живому «режем» троллейбус. Но прежде чем принимать столь судьбоносное решение, для начала неплохо было бы узнать мнение громады — нужен ли городу электротранспорт? Стоит ли вообще заниматься его развитием? Кто знает, быть может, население выразит желание возродить троллейбусное движение?..
Если перефразировать булгаковского героя, который предлагал все взять и поделить, то получится, что нынче нужно все взять и распродать. Трамвайный путь, контактный провод, наконец, оставшиеся троллейбусы. За «рогатых» планируют выручить 1 миллион гривень. Дескать, уже есть и претенденты на эти три машины. Могу точно сказать, что в наш город приезжали представители Антрацита — так сказать, для предметного ознакомления с техникой. Но окончательного решения пока не приняли.
— Нам, действительно, предложили приобрести три троллейбуса, — подтвердила и.о. начальника УЖКХ Антрацитовского горсовета Людмила РОМАНИВ. — Ищем деньги. В них все упирается...
Отмечу, что для других городов области этот вид транспорта жизненно важен и необходим — деньги находятся и, самое главное, возможности. Скажем, Луганск отправляет пять машин на капремонт в Днепропетровск, а Северодонецк решил порадовать своих жителей 10 новыми троллейбусами. Не нужны они, как это не обидно звучит, только Стаханову.
Директор трамвайно-троллейбусного управления Владимир ФАТЕЕВ не устает повторять, что содержать троллейбусы — убыточно. Три машины, из которых на маршрут постоянно выходили только две, обслуживают 43 человека. Чтобы достичь рентабельности, по словам Владимира Ильича, по городу должны бегать как минимум 27 «рогатиков». На их приобретение нужны колоссальные средства, их в бюджете, понятное дело, нет. И, судя по всему, в ближайшее время не предвидится. В то же время ТТУ уже приобрело два «Эталона», на подходе еще несколько машин. По этому поводу Владимир Фатеев обещал созвать пресс-конференцию.
Ни для кого не секрет, что городской электротранспорт везде является дотационным — в «минусах» даже метрополитен, чьими услугами ежедневно пользуются миллионы людей и где крутятся большие деньги. Но это не дает права руководителям этих городов сетовать на отсутствие лишних средств и отказываться от обременительного для бюджета вида транспорта. Потому как разрубить транспортную артерию города очень просто. Соединить гораздо сложнее..
Юрий САМОТКАН
Города области, где есть троллейбусы
Город | Кол-во жителей | Кол-во маршрутов |
Алчевск | 112000 | 9 |
Антрацит | 78000 | 2 |
Краснодон | 49000 | 3 |
Лисичанск | 105000 | 2 |
Луганск | 468000 | 5 |
Северодонецк | 111000 | 5 |
— Каковы перспективы развития городского электротранспорта? — этот вопрос был адресован мэру Стаханова Юрию БОРИСОВУ на последней пресс-конференции.
— Мы не считаем возможным содержать три троллейбуса, которые обслуживают 43 человека. Вся троллея вышла из строя, она опустилась на 20-50 см, а держащие ее опоры полностью сгнили. Нет технической возможности выпускать троллейбусы на маршрут. На сессии будем принимать решение о продаже трех этих машин. Есть несколько городов в области, которые изъявили желание их приобрести (цена вопроса — 1 млн. гривень. — Прим. авт.). Продав троллейбусы, мы сможем вернуть инвесторам финансово-возвратную помощь (она предоставлена трамвайно-троллейбусному управлению на погашение долгов по зарплате), а на оставшиеся деньги отремонтировать здания управления.
Сейчас в город пришли два автобуса «Эталон», всего же намечается приобрести 18 единиц техники, чтобы в дальнейшем перейти на вместительные машины, отказавшись от маршруток. Наша задача и перспектива — создание муниципального автобусного парка, чьи машины будут перевозить льготников и работать по программе школьного автобуса. Автобусы предприятия, замечу, охватят не только наш город, но и Алмазную с Ирмино. До конца года полностью сформируем новую автобазу, которая не будет зависеть от дотаций из городского бюджета, а станет самостоятельно зарабатывать — на сдаче в аренду спецтехники и оказании услуг по перевозке.
Коментарів 14