Вагоностроителей освободили от «жернова». О цене небольших депутатских поправок к огромным законопроектам
В нынешних условиях, когда промышленное производство падает в Украине и в России, требовать от предприятий грандиозных успехов не приходится – не до жиру, как говорится. Поэтому информация о том, что кто-то из них умудряется выживать, радует куда больше, чем известия об очередном достижении во времена былых взлетов. Тем более когда речь идет о предприятии в депрессивном городе, где почти вся промышленность «лежит». И еще раз «тем более» что разговор идет о высокотехнологическом машиностроительном производстве
Нестор СЛОБОЖАНСКИЙ, «МГ»
Удержаться на плаву
«МГ» обратился к председателю правления публичного акционерного общества (ПАО) «Стахановский вагоностроительный завод» Виталию Касинову не случайно. Во-первых, сам завод имеет необычайно интересную историю. Несколько лет назад он практически был возрожден из небытия, добился немалых успехов, а с возникновением таможенных проблем с Россией в прошлом году стали поступать известия о проблемах со сбытом стахановских вагонов российским железным дорогам.
Поскольку «родная» «Укрзалізниця» продукцию СВЗ игнорирует, возникший на восточной границе барьер не мог не сказаться на состоянии предприятия. Но потом вроде бы эту проблему «утрясли». И что теперь с заводом?
– Рынок потихонечку приоткрывается, – сказал в разговоре с корреспондентом «МГ» Виталий Иванович, – но вот эти все сегодняшние события наших заказчиков настораживают в значительной части. Потому что они смотрят телевизор, заходят в Интернет, а потом звонят и спрашивают: «А вы работаете?» – «Работаем». – «А вот то, что показывают? Как это на вас отражается?» – «Ну, как… Переживаем. Но государственная система еще работает». В принципе, если ситуация стабилизируется, разрулится – я думаю, мы должны потихоньку работать.
– Вы выходите на уровень до таможенного кризиса?
– Ну, пока еще роста никакого нет. Производство не остановлено. Люди на работу ходят; зарплату получают регулярно. Численность подуменьшилась, зарплата, естественно, тоже. Очень много простоев в связи с неритмичной работой. Но завод работает.
– Насколько уменьшилась численность работающих?
– Процентов на 40. На сегодняшний день она не растет; пытаемся сохранить тот коллектив, который есть.
– Сейчас тысячи три на заводе?
– Да, где-то так.
– Не так давно был принят Закон «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины». Он как-то помог заводу? Вы ведь получаете комплектующие из-за рубежа…
– Да, начиная с 2011 года мы стали получать литье с двух чешских сталелитейных предприятий. Так получилось, что тогда существовал очень большой спрос на вагоны, возник и большой дефицит на литье. По сути дела, мы все были заложниками ситуации. И в этих поставках из-за границы был выход.
Но после того, как были введены таможенные пошлины на ввозимое литье (это было в начале прошлого года), естественно, мы вынуждены были за ввозимое литье платить 10% от его стоимости. Это привело к тому, что наша продукция стала просто неконкурентоспособной на рынках СНГ. И, естественно, это решение Верховной Рады нам серьезно помогло.
Конкурировать на спаде рынка всегда очень сложно. Когда рынок идет в рост, когда спрос опережает предложение, работать легко – заказчики стоят в очереди. А вот когда начинается конкуренция и заказчики уже диктуют свои условия по ценам, по качеству – приходится очень и очень сложно. Сегодня как раз ситуация спада, и те 10% для нас были – как жернов утопленнику на шею.
– Какие части вагонов отливались в Чехии?
– Это ходовые детали тележек вагонов, самые ответственные, самые тяжелые, – рама-балка.
– А что, в Украине нет подобного производства?
– В Украине была монополия сталелитейного завода в Кременчуге…
Поскольку «родная» «Укрзалізниця» продукцию СВЗ игнорирует, возникший на восточной границе барьер не мог не сказаться на состоянии предприятия. Но потом вроде бы эту проблему «утрясли». И что теперь с заводом?
– Рынок потихонечку приоткрывается, – сказал в разговоре с корреспондентом «МГ» Виталий Иванович, – но вот эти все сегодняшние события наших заказчиков настораживают в значительной части. Потому что они смотрят телевизор, заходят в Интернет, а потом звонят и спрашивают: «А вы работаете?» – «Работаем». – «А вот то, что показывают? Как это на вас отражается?» – «Ну, как… Переживаем. Но государственная система еще работает». В принципе, если ситуация стабилизируется, разрулится – я думаю, мы должны потихоньку работать.
– Вы выходите на уровень до таможенного кризиса?
– Ну, пока еще роста никакого нет. Производство не остановлено. Люди на работу ходят; зарплату получают регулярно. Численность подуменьшилась, зарплата, естественно, тоже. Очень много простоев в связи с неритмичной работой. Но завод работает.
– Насколько уменьшилась численность работающих?
– Процентов на 40. На сегодняшний день она не растет; пытаемся сохранить тот коллектив, который есть.
– Сейчас тысячи три на заводе?
– Да, где-то так.
– Не так давно был принят Закон «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины». Он как-то помог заводу? Вы ведь получаете комплектующие из-за рубежа…
– Да, начиная с 2011 года мы стали получать литье с двух чешских сталелитейных предприятий. Так получилось, что тогда существовал очень большой спрос на вагоны, возник и большой дефицит на литье. По сути дела, мы все были заложниками ситуации. И в этих поставках из-за границы был выход.
Но после того, как были введены таможенные пошлины на ввозимое литье (это было в начале прошлого года), естественно, мы вынуждены были за ввозимое литье платить 10% от его стоимости. Это привело к тому, что наша продукция стала просто неконкурентоспособной на рынках СНГ. И, естественно, это решение Верховной Рады нам серьезно помогло.
Конкурировать на спаде рынка всегда очень сложно. Когда рынок идет в рост, когда спрос опережает предложение, работать легко – заказчики стоят в очереди. А вот когда начинается конкуренция и заказчики уже диктуют свои условия по ценам, по качеству – приходится очень и очень сложно. Сегодня как раз ситуация спада, и те 10% для нас были – как жернов утопленнику на шею.
– Какие части вагонов отливались в Чехии?
– Это ходовые детали тележек вагонов, самые ответственные, самые тяжелые, – рама-балка.
– А что, в Украине нет подобного производства?
– В Украине была монополия сталелитейного завода в Кременчуге…
Депутату надо пахать
Что такое монополия, да еще на пространстве, где недавно царила «плановая» экономика, много говорить нет надобности. Любопытнее другое: кто заставил Верховную Раду столь оперативно отменить сравнительно недавно введенную пошлину? Законопроект «Про внесення змін до Митного тарифу України, затвердженого Законом України «Про Митний тариф України», был зарегистрирован уже 22 мая прошлого года. Формально авторство документа – за Кабинетом Министров, но там три сотни страниц текста; одних только групп товаров названо 97 (!). И по каждой группе велись отчаянные схватки между различными группами «по интересам»…
Впрочем, не будем растекаться мыслию по древу и анализировать ситуацию по каждой из товарных групп. Сразу сообщим, что за изменения в группе 86 «Залізничні локомотиви або моторні вагони трамвая, рухомий склад та їх частини; шляхове обладнання…» боролись народные депутаты от Луганщины Сергей Дунаев и Алексей Кунченко. Благодаря их усилиям и удалось решить проблему чешского литья для стахановских вагонов.
Чего им это стоило – сказать не берусь; в моем распоряжении, кроме окончательного текста закона, есть сравнительная таблица по указанной группе (подготовленная названными депутатами) и пояснительная записка к ней. Но уже из этого видно, что парламентарию, если он не рассматривает свое депутатство как синекуру, пахать приходится изрядно. Даже в том случае, когда он не пишет тексты законопроектов и не подает их в Секретариат Рады (чем наш брат-журналист любит попрекать народных избранников). Но это так, к слову…
Сергей Дунаев по нашей просьбе прокомментировал эту часть своей работы так:
– Действительно, вопрос стабильной работы Стахановского вагоностроительного завода – это одна из ключевых проблем Стаханова. Это одно из бюджетообразующих предприятий города – соответственно, от положения дел на предприятии во многом зависит выполнение городских программ социально-экономического характера.
Соответственно, когда Кабмин выступил с предложением внести изменения в некоторые положения Таможенного кодекса Украины, мы с коллегой по депутатской фракции Алексеем Кунченко внесли свои предложения, которые имели непосредственное значение для нашего округа (об этом, кстати, я уже говорил в интервью вашему изданию).
В частности, мы обратили внимание Кабмина и Верховной Рады на то, что на сегодняшний день вагоностроительная отрасль Украины является зависимой от импортных материалов и комплектующих, производство которых в Украине осуществляется не в достаточном объеме для обеспечения потребностей вагоностроительной отрасли. В частности, производственные нужды вагоностроительных предприятий удовлетворяются отечественными материалами и комплектующими примерно на 40%.
Соответственно, сложная внешнеэкономическая ситуация (снижение спроса и цены на мировом рынке на продукцию вагоностроительной отрасли) и действующие ставки ввозной пошлины на литье привели к затруднительной ситуации предприятий вагоностроительной отрасли – это вам, я думаю, и на самом заводе подтвердят.
А если при этом учесть, что значительная часть продукции наших вагоностроителей поставляется за границу (в частности Российскую Федерацию), то даже небольшое увеличение себестоимости продукции приведет к уменьшению ее спроса на рынке. А там уже по цепочке: рост безработицы, недовыполнение бюджетов всех уровней и так далее.
Наши предложения были услышаны, и в итоговый вариант законопроекта, который и был принят, они были включены.
Результаты, как мне кажется, вы можете видеть уже сейчас: предприятие понемногу начинает оживать, появились заказы из РФ, идет загрузка мощностей, люди возвращаются на работу. А это опять же даст и пополнение в городской бюджет, и снижение социального напряжения, и т.д.
Собственно, именно так, с моей точки зрения, и должен работать депутат в округе: планомерно отстаивая интересы промышленности, производственников, трудовых коллективов. Не просто добиваться каких-то субвенций или дотаций (хотя, безусловно, это тоже очень важный участок работы), а добиваться принятия решений, которые бы давали не только сиюминутный, а, что важнее, долгосрочный эффект для территории.
Трудно не согласиться с народным депутатом. Остается только сожалеть, что в Верховной Раде так мыслит явно не конституционное большинство.
Впрочем, не будем растекаться мыслию по древу и анализировать ситуацию по каждой из товарных групп. Сразу сообщим, что за изменения в группе 86 «Залізничні локомотиви або моторні вагони трамвая, рухомий склад та їх частини; шляхове обладнання…» боролись народные депутаты от Луганщины Сергей Дунаев и Алексей Кунченко. Благодаря их усилиям и удалось решить проблему чешского литья для стахановских вагонов.
Чего им это стоило – сказать не берусь; в моем распоряжении, кроме окончательного текста закона, есть сравнительная таблица по указанной группе (подготовленная названными депутатами) и пояснительная записка к ней. Но уже из этого видно, что парламентарию, если он не рассматривает свое депутатство как синекуру, пахать приходится изрядно. Даже в том случае, когда он не пишет тексты законопроектов и не подает их в Секретариат Рады (чем наш брат-журналист любит попрекать народных избранников). Но это так, к слову…
Сергей Дунаев по нашей просьбе прокомментировал эту часть своей работы так:
– Действительно, вопрос стабильной работы Стахановского вагоностроительного завода – это одна из ключевых проблем Стаханова. Это одно из бюджетообразующих предприятий города – соответственно, от положения дел на предприятии во многом зависит выполнение городских программ социально-экономического характера.
Соответственно, когда Кабмин выступил с предложением внести изменения в некоторые положения Таможенного кодекса Украины, мы с коллегой по депутатской фракции Алексеем Кунченко внесли свои предложения, которые имели непосредственное значение для нашего округа (об этом, кстати, я уже говорил в интервью вашему изданию).
В частности, мы обратили внимание Кабмина и Верховной Рады на то, что на сегодняшний день вагоностроительная отрасль Украины является зависимой от импортных материалов и комплектующих, производство которых в Украине осуществляется не в достаточном объеме для обеспечения потребностей вагоностроительной отрасли. В частности, производственные нужды вагоностроительных предприятий удовлетворяются отечественными материалами и комплектующими примерно на 40%.
Соответственно, сложная внешнеэкономическая ситуация (снижение спроса и цены на мировом рынке на продукцию вагоностроительной отрасли) и действующие ставки ввозной пошлины на литье привели к затруднительной ситуации предприятий вагоностроительной отрасли – это вам, я думаю, и на самом заводе подтвердят.
А если при этом учесть, что значительная часть продукции наших вагоностроителей поставляется за границу (в частности Российскую Федерацию), то даже небольшое увеличение себестоимости продукции приведет к уменьшению ее спроса на рынке. А там уже по цепочке: рост безработицы, недовыполнение бюджетов всех уровней и так далее.
Наши предложения были услышаны, и в итоговый вариант законопроекта, который и был принят, они были включены.
Результаты, как мне кажется, вы можете видеть уже сейчас: предприятие понемногу начинает оживать, появились заказы из РФ, идет загрузка мощностей, люди возвращаются на работу. А это опять же даст и пополнение в городской бюджет, и снижение социального напряжения, и т.д.
Собственно, именно так, с моей точки зрения, и должен работать депутат в округе: планомерно отстаивая интересы промышленности, производственников, трудовых коллективов. Не просто добиваться каких-то субвенций или дотаций (хотя, безусловно, это тоже очень важный участок работы), а добиваться принятия решений, которые бы давали не только сиюминутный, а, что важнее, долгосрочный эффект для территории.
Трудно не согласиться с народным депутатом. Остается только сожалеть, что в Верховной Раде так мыслит явно не конституционное большинство.
Коментарів 32