Гиревику из Стаханова Николаю Левченко покорился вулкан Чимборасо
Завоеванные на соревнованиях медали гиревик Николай Левченко считает килограммами. Почти за полвека спортивной карьеры их собралось столько, что и не сосчитать.
С мировыми рекордами проще, хотя их у стахановчанина тоже несколько десятков. Казалось бы, все, о чем можно было мечтать, сбылось. Но это только на первый взгляд.
Недавно рекордсмен вернулся с Эквадора, где сделал важный шаг к осуществлению своей главной цели: стать мастером международного класса по гиревому спорту в экстремальных условиях
Анна СИМОНОВА, «МГ»
В столицу Эквадора Кито Николай Николаевич добирался 24 часа: с переездами, пересадками и даже небольшим инцидентом в Мадриде. Служащих местного аэропорта заинтересовал круглый предмет, который «высветила» рамка металлоискателя в сумке спортсмена. Как вы уже, наверное, догадались, это была обыкновенная гиря. Но в аэропорту даже спортивный снаряд может показаться подозрительным: поди докажи, что ты в нем не провозишь наркотики.
– В общем, отпустили только после того, как я при всех показал свой фирменный прием: «отжал» гирю, сидя на шпагате. Провожали меня уже под бурные аплодисменты, – с улыбкой рассказывает стахановчанин.
В следующий раз сесть на шпагат гиревику довелось уже на вулкане Чимборасо, на высоте 4800 метров. Здесь Международная конфедерация мастеров гиревого спорта провела вторую Олимпиаду по гиревому триатлону в экстремальных условиях. Одновременно в Эквадоре проходил чемпионат мира, открытый чемпионат Южной Америки и чемпионат страны, а также Международный турнир в честь национального героя Южной Америки Симона Боливара.
С соревнований Николай Левченко – единственный представитель Украины – привез девять золотых наград.
– На Олимпиаде я сделал толчок длинным циклом на высоте 4800 метров и толчок на высоте 5100, – отмечает спортсмен. – На чемпионате Южной Америки толкал две гири. На Симона Боливара делал рывок одной рукой по одной минуте, а на середине экватора – рывок и толчок.
Конечно, просто перечисляя виды упражнений, трудно передать физические и психологические ощущения, которые испытывали спортсмены на такой высоте. Само по себе пребывание на одной из самых высоких точек мира – адская нагрузка на организм, а здесь еще и гирю «толкать» нужно. В общем, невероятно тяжело, но в этом-то и заложена вся идея экстремальной Олимпиады.
«Гиревой триатлон – это новый вид спорта, – поясняют на сайте конфедерации. – Его основоположник – Анатолий Ежов. Гиревой триатлон включает в себя альпинизм, горный туризм, подъем тяжестей в экстремальных условиях обезвоженности организма, низкого содержания кислорода в воздухе (гипоксии), запредельной усталости. Он предполагает смелость, выносливость, целеустремленность, патриотизм, обостренное чувство долга, товарищества, взаимовыручки».
На высоту 4800 метров участники Олимпиады пешком поднимались пять часов. Нехватку кислорода они ощутили еще у подножия, и чем выше поднимались, тем яснее понимали всю серьезность положения. Тем более что на пути группе то и дело встречались памятные знаки в честь погибших на склонах вулкана альпинистов.
– Кислорода нет, закладывает уши. Когда выполнили упражнения на 4800, стали подниматься выше – на высоту 5100 метров. Вот здесь было очень сложно. Нас предупредили: если у вас болит голова, если вас тошнит – это нормально, но если вам захотелось спать, ни в коем случае не садитесь нигде – это первый признак, что вы можете отойти в иной мир, – вспоминает гиревик. – Я во все это слабо верил, учитывая свои волевые качества. И зря, конечно: всё оказалось чистой правдой. Но, помимо прочего, там был еще и сильный холод. Хотя мороза никакого нет, а просто очень холодно. Такого здесь не ощутишь нигде. Прямо чувствуешь, что руки отмерзают, хоть и в зимних перчатках, а еще и выступление впереди. Но мы дошли, конечно.
Дошли, надо сказать, не все. Из 61 участника до конечной точки соревнований добрались 13 человек, а уже там развернули флаги своих стран. Среди них – и украинский стяг.
– Естественно, невероятная гордость чувствовалась. Ведь, как сказал мне председатель конфедерации Анатолий Ежов, медали, которые здесь заработаны, никто уже не получит. Они чеканились разово, больше таких не будет, – говорит Николай Николаевич.
Еще одно выступление, как упоминалось выше, было проведено на линии экватора, в 26 километрах от Кито. Высота в этой местности тоже немаленькая, порядка 2500 метров. Выступать на ней проще, хотя не совсем приятные природные факторы присутствовали: спортсменов нещадно жгло солнце, некоторые из них даже обгорели.
– На экваторе я тоже «жал» гирю в шпагате. Вокруг было много зрителей из числа местного населения. Такого там никто раньше не видел. Поэтому меня приветствовала вся округа, и когда мы уже уезжали, молодые спорт-смены подходили обниматься в знак уважения, – делится стахановчанин.
Следующая Олимпиада по гиревому триатлону в экстремальных условиях пройдет гораздо ближе к Украине – на Северном Кавказе, в Домбае. Попадет ли он на нее, Николай Левченко пока не знает. Во многом это зависит от депутатов Владимира Анатольевича Жулинского и Валерия Вадимовича Саковского, которые уже давно помогают спортсмену.
– Эти люди для меня значат многое, – откровенно признается Николай Николаевич. – Они оказывают помощь сознательно. С пониманием относятся к моему увлечению гиревым спортом, осознают, что на подобные соревнования я езжу не ради путешествий и отдыха.
Будем надеяться, такому искреннему сотрудничеству ничего не помешает и впредь.
Тем более поездка в Домбай – последнее соревнование, в котором стахановчанину нужно поучаствовать, чтобы добиться звания, о котором он так мечтает.