Крупицы большой доброты
Как страшно остаться наедине со своей бедой в нашем быстротечном и жестоком мире. А тем более, если ты одинокий нетрудоспособный пенсионер или инвалид. Что же делать, когда не можешь сам справиться с, казалось бы, простой домашней работой? Откуда ждать помощи? А как же друзья, знакомые (если есть)? Но, к сожалению, их вклад в жизнь нуждающегося очень часто ограничивается рассказами новостей или единоразовой покупкой продуктов. Какой выход из сложившейся ситуации? На чье милосердие рассчитывать?
Есть в нашем городе социальная служба, территориальный центр по обслуживанию пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, одно из направлений которой - оказание помощи на дому. Работники “дома доброты”, так образно называют терцентр, помогают людям в безысходных ситуациях.
- Наш коллектив - это большая и дружная семья, - говорит директор терцентра В. М. Шипилова. - Все заняты общим делом - помощью нуждающимся.
Центр состоит из 4-х отделений: реабилитации для детей-инвалидов, оказания натуральной помощи, социально-бытовой реабилитации и отделения социальной помощи на дому.
Именно о последнем и пойдет рассказ.
Отделение было образовано в 1988 году. Его штат тогда состоял из 8 человек, которые обслуживали 80 нуждающихся. Сегодня оно значительно увеличилось. Возглавляет отделение Т. Н. Синяева. Ей слово.
- Сейчас у нас работают 3 социальных работника и 50 социальных рабочих, которые непосредственно обслуживают одиноких престарелых. На каждого приходится по 12 адресов.
Интересно, как же подбираются для столь непростой деятельности кадры?
- Кто выдержит (смеется). Новичков мы проверяем боем, - рассказывает зам. директора терцентра Т. В. Коновалова. - Бывает, приходят и начинают делиться рассказами, как ухаживали за бабушкой, досматривали дедушку, а когда касается дела, через 2 - 3 дня убегают. Представьте, 12 разных характеров, судеб. И к каждому надо подстраиваться, искать индивидуальный подход.
Отметила Т. В. Коновалова большое количество бумаг, которые нужно регулярно заполнять. Пугает молодежь и большой объем работ.
Социальный рабочий, если это необходимо, может оказывать до 19 видов услуг, среди которых оформление субсидий, оплата комуслуг, закупка продуктов, текущая влажная уборка и др. Количество услуг и посещений зависит от состояния подопечного, группы двигательной активности.
Вот мы говорим: нуждающиеся, подопечные, обслуживаемые, а кто же может рассчитывать на помощь терцентра?
- Прежде всего, это одинокие нетрудоспособные граждане (пенсионеры), семейные пары, одинокие инвалиды І и ІІ групп старше 18 лет, а также нетрудоспособные граждане, которые имеют детей или родственников, но те по уважительным причинам не ухаживают за ними. Раньше категорий граждан было больше. Но каждый год “спускаются” директивы, которыми сужается группа обслуживаемых. “Урезание” порой происходит супротив понятию гуманности.
Есть и противопоказания при постановке на обслуживание: психические, онкозаболевания IV стадии, СПИД, наркомания и алкоголизм, - включается в разговор В. М. Шипилова.
Всего же отделение обслуживает около 800 человек в год, в настоящее время 50 стахановчан уже стоят на очереди.
Проблем, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам терцентра в их непростой работе, предостаточно. Одна из них - неполная или недостоверная информация о составе семьи, проживающих и др. Сталкиваются порой социальные рабочие с непониманием сотрудников абонотделов коммунальных служб, где в очередях приходится простаивать не один час. Хотя руководители идут навстречу. Назначен день приема соцрабочих в пенсионном фонде, УТСЗН, некторых службах.
Несправедливостью можно назвать тот факт, что по делам своих подопечных соцрабочие ездят за свой счет, проездных нет.
В этом году прошло, если так можно назвать, реформирование: социальных работников переименовали в социальных рабочих.
- Мы ждали, что уменьшатся нормы, но столкнулись только с переделкой множества документов. Название должности поменяли, а объем работы остался прежним, - продолжает Валентина Михайловна. - Наша служба становится все востребованнее. Это свидетельствует о том, что все больше в городе становится нуждающихся престарелых (порой при живых детях и внуках). Поэтому отделению и всему центру нужны целевые субвенции из госбюджета. Мы обращаемся за помощью ко всем предприятиям и организациям, тесно сотрудничаем с благотворительными фондами “Благовест”, “Добродій”, “Возрождение шахтерских городов и поселков” и др. Они никогда не отказывают. Хотелось бы, чтобы и государство повернулось к нам лицом.
Социальные рабочие - это люди с открытой душой и беспокойным сердцем. Они жертвуют личным временем, силами ради нуждающихся. Одна из таких неугомонных - Светлана Сотникова.
В терцентре Света уже 10 лет. По образованию - инженер. Так сложилась жизнь, что безденежье привело ее в соцрабочие. И с тех пор она член большой и дружной семьи, единой команды.
С утра Светлана спешит к своим подопечным: надо всем успеть купить продукты, принести лекарства. А “родных” у С. Сотниковой - 12 человек.
- Кого-то я навещаю два, а кого и четыре раза в неделю. Все зависит от двигательной активности. Но если надо, я и вне работы зайду проведать, - признается неутомимая Светлана. О своих подопечных она знает все, или почти все.
Ведь таким людям, кроме помощи по дому, нужна моральная поддержка, возможность высказаться, поделиться наболевшим.
- Я практически перестала болеть, - признается Сотникова, - постоянно в движении, много на свежем воздухе. Да и к тому же знаю, что меня ждут и я не могу, не имею права подвести людей.
О работе Светлана говорит воодушевленно. По ее словам, она каждый день видит результат своих трудов: благодарные глаза нуждающихся. И это для нее - наивысшая награда. Ведь трудится она по призванию и велению сердца.
Людмила Ивановна Пискун - инвалид детства І группы. С терцентром ее связывает дружба длиною в 10 лет. По квартире она передвигается только в инвалидной коляске. Об отношениях с социальным рабочим Светланой Сотниковой Л. И. Пискун говорит, что это любовь с первого взгляда.
- Света для меня - и помощник, и друг, и близкий человек, - рассказывает Людмила Ивановна. - Есть вещи, пусть мелочи, но я их сделать сама не могу. А ведь наша жизнь и состоит из мелочей. Моя мама живет в другом городе и её слабое здоровье не позволяет ей ухаживать за мной.
У подопечной Светланы нет понятий “хочу - не хочу”, а есть “могу - не могу”. За долгие годы в инвалидном кресле Людмила приспособилась к домашнему быту. Для мытья полов, включения света, доставания вещей с полок и много другого у нее есть нехитрые “помощники”. Но это не заменит теплоты и внимания человеческих отношений. За час вдвоем они успевают немало, совместно им под силу и горы свернуть.
- Света всегда приходит с хорошим настроением и улыбкой, - продолжает милая женщина.
Людмила Ивановна - оптимист, ее жизнь - пример для окружающих. У нее свой особый взгляд на происходящее: “Моя судьба - дорога и я по ней иду”. И помогает ей в этом терцентр и социальный рабочий.
- Я чувствую уверенность и поддержку - это придает сил, - признается И. Пискун. И с ней трудно не согласиться.
В ТРУДНУЮ МИНУТУ - ВСЕГДА РЯДОМ
Есть в нашем городе социальная служба, территориальный центр по обслуживанию пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, одно из направлений которой - оказание помощи на дому. Работники “дома доброты”, так образно называют терцентр, помогают людям в безысходных ситуациях.
- Наш коллектив - это большая и дружная семья, - говорит директор терцентра В. М. Шипилова. - Все заняты общим делом - помощью нуждающимся.
Центр состоит из 4-х отделений: реабилитации для детей-инвалидов, оказания натуральной помощи, социально-бытовой реабилитации и отделения социальной помощи на дому.
Именно о последнем и пойдет рассказ.
Отделение было образовано в 1988 году. Его штат тогда состоял из 8 человек, которые обслуживали 80 нуждающихся. Сегодня оно значительно увеличилось. Возглавляет отделение Т. Н. Синяева. Ей слово.
- Сейчас у нас работают 3 социальных работника и 50 социальных рабочих, которые непосредственно обслуживают одиноких престарелых. На каждого приходится по 12 адресов.
Интересно, как же подбираются для столь непростой деятельности кадры?
- Кто выдержит (смеется). Новичков мы проверяем боем, - рассказывает зам. директора терцентра Т. В. Коновалова. - Бывает, приходят и начинают делиться рассказами, как ухаживали за бабушкой, досматривали дедушку, а когда касается дела, через 2 - 3 дня убегают. Представьте, 12 разных характеров, судеб. И к каждому надо подстраиваться, искать индивидуальный подход.
Отметила Т. В. Коновалова большое количество бумаг, которые нужно регулярно заполнять. Пугает молодежь и большой объем работ.
Социальный рабочий, если это необходимо, может оказывать до 19 видов услуг, среди которых оформление субсидий, оплата комуслуг, закупка продуктов, текущая влажная уборка и др. Количество услуг и посещений зависит от состояния подопечного, группы двигательной активности.
Вот мы говорим: нуждающиеся, подопечные, обслуживаемые, а кто же может рассчитывать на помощь терцентра?
- Прежде всего, это одинокие нетрудоспособные граждане (пенсионеры), семейные пары, одинокие инвалиды І и ІІ групп старше 18 лет, а также нетрудоспособные граждане, которые имеют детей или родственников, но те по уважительным причинам не ухаживают за ними. Раньше категорий граждан было больше. Но каждый год “спускаются” директивы, которыми сужается группа обслуживаемых. “Урезание” порой происходит супротив понятию гуманности.
Есть и противопоказания при постановке на обслуживание: психические, онкозаболевания IV стадии, СПИД, наркомания и алкоголизм, - включается в разговор В. М. Шипилова.
Всего же отделение обслуживает около 800 человек в год, в настоящее время 50 стахановчан уже стоят на очереди.
Проблем, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам терцентра в их непростой работе, предостаточно. Одна из них - неполная или недостоверная информация о составе семьи, проживающих и др. Сталкиваются порой социальные рабочие с непониманием сотрудников абонотделов коммунальных служб, где в очередях приходится простаивать не один час. Хотя руководители идут навстречу. Назначен день приема соцрабочих в пенсионном фонде, УТСЗН, некторых службах.
Несправедливостью можно назвать тот факт, что по делам своих подопечных соцрабочие ездят за свой счет, проездных нет.
В этом году прошло, если так можно назвать, реформирование: социальных работников переименовали в социальных рабочих.
- Мы ждали, что уменьшатся нормы, но столкнулись только с переделкой множества документов. Название должности поменяли, а объем работы остался прежним, - продолжает Валентина Михайловна. - Наша служба становится все востребованнее. Это свидетельствует о том, что все больше в городе становится нуждающихся престарелых (порой при живых детях и внуках). Поэтому отделению и всему центру нужны целевые субвенции из госбюджета. Мы обращаемся за помощью ко всем предприятиям и организациям, тесно сотрудничаем с благотворительными фондами “Благовест”, “Добродій”, “Возрождение шахтерских городов и поселков” и др. Они никогда не отказывают. Хотелось бы, чтобы и государство повернулось к нам лицом.
ЕЕ ПРИЗВАНИЕ
Социальные рабочие - это люди с открытой душой и беспокойным сердцем. Они жертвуют личным временем, силами ради нуждающихся. Одна из таких неугомонных - Светлана Сотникова.
В терцентре Света уже 10 лет. По образованию - инженер. Так сложилась жизнь, что безденежье привело ее в соцрабочие. И с тех пор она член большой и дружной семьи, единой команды.
С утра Светлана спешит к своим подопечным: надо всем успеть купить продукты, принести лекарства. А “родных” у С. Сотниковой - 12 человек.
- Кого-то я навещаю два, а кого и четыре раза в неделю. Все зависит от двигательной активности. Но если надо, я и вне работы зайду проведать, - признается неутомимая Светлана. О своих подопечных она знает все, или почти все.
Ведь таким людям, кроме помощи по дому, нужна моральная поддержка, возможность высказаться, поделиться наболевшим.
- Я практически перестала болеть, - признается Сотникова, - постоянно в движении, много на свежем воздухе. Да и к тому же знаю, что меня ждут и я не могу, не имею права подвести людей.
О работе Светлана говорит воодушевленно. По ее словам, она каждый день видит результат своих трудов: благодарные глаза нуждающихся. И это для нее - наивысшая награда. Ведь трудится она по призванию и велению сердца.
УВЕРЕННОСТЬ И ПОДДЕРЖКА
Людмила Ивановна Пискун - инвалид детства І группы. С терцентром ее связывает дружба длиною в 10 лет. По квартире она передвигается только в инвалидной коляске. Об отношениях с социальным рабочим Светланой Сотниковой Л. И. Пискун говорит, что это любовь с первого взгляда.
- Света для меня - и помощник, и друг, и близкий человек, - рассказывает Людмила Ивановна. - Есть вещи, пусть мелочи, но я их сделать сама не могу. А ведь наша жизнь и состоит из мелочей. Моя мама живет в другом городе и её слабое здоровье не позволяет ей ухаживать за мной.
У подопечной Светланы нет понятий “хочу - не хочу”, а есть “могу - не могу”. За долгие годы в инвалидном кресле Людмила приспособилась к домашнему быту. Для мытья полов, включения света, доставания вещей с полок и много другого у нее есть нехитрые “помощники”. Но это не заменит теплоты и внимания человеческих отношений. За час вдвоем они успевают немало, совместно им под силу и горы свернуть.
- Света всегда приходит с хорошим настроением и улыбкой, - продолжает милая женщина.
Людмила Ивановна - оптимист, ее жизнь - пример для окружающих. У нее свой особый взгляд на происходящее: “Моя судьба - дорога и я по ней иду”. И помогает ей в этом терцентр и социальный рабочий.
- Я чувствую уверенность и поддержку - это придает сил, - признается И. Пискун. И с ней трудно не согласиться.
Татьяна НЕМЫКИНА
НА СНИМКЕ: Е. И. Пискун (мама), Л. И. Пискун, С. Сотникова.
Фото автора
НА СНИМКЕ: Е. И. Пискун (мама), Л. И. Пискун, С. Сотникова.
Фото автора