ОСМД — как средство от протекающей кровли
В редакцию «Собеседника» обратилась жительница Теплогорска Галина Дмитриевна Походаева, проживающая на пятом этаже пятиэтажного дома № 52 по ул. Революции. Она просит через газету обратить внимание на бездеятельность коммунальных служб, к которым она неоднократно обращалась с просьбой отремонтировать кровлю в ее доме.
— Первый раз я обратилась в КП «Теплогорец» еще 20 марта 2007 года, — рассказала Галина Походаева. — И только где-то в августе пришли рабочие. Посмотрели и ушли. Я снова обращалась к коммунальникам. Тогда они сделали ремонт — покрыли участок кровли рубероидом. Когда начались дожди, у меня опять потекла вода с потолка. Я снова обратилась за помощью. В ответ на свои просьбы слышала только отговорки о том, что нет средств, нет материалов, нет рабочих и т.п. Обращалась неоднократно в ЖЭК, исполком. Отвечают одно: «У нас все под контролем».
Кроме того, по словам Галины Дмитриевны, в доме нет отопления, подвалы затоплены водой. При этом на капитальный ремонт дома выделено 87 тысяч гривень. Но исполком поставил жильцам условие: мы сделаем вам капитальный ремонт, а вы создайте общество совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
— Почему я должна вступать в какое-то общество? — возмущается Галина Походаева. — У меня квартира приватизирована, долгов нет. Тем более, что исполком толком не объясняет: куда нам нужно вступать и зачем.
Организацию ОСМД, как условие проведения капремонта, подтвердили «Собеседнику» и руководители КП «Теплогорец».
Напрашивается закономерный вопрос: если жильцы дома решат не учреждать ОСМД, тогда что — коммунальные службы не будут проводить капремонт? Ведь это право жильцов: организовывать самоуправление в собственном доме или нет. Тем более, что организация ОСМД кроет в себе некоторые нюансы, о которых власти, как правило, своим избирателям предпочитают не рассказывать.
Например, руководитель Ассоциации поддержки и развития местного самоуправления Татьяна Кириллова в интервью газете «Вечерний Луганск» № 4 (317) от 2 февраля 2007 г.) поведала о том, что, рекламируя создание обществ совладельцев многоквартирных домов, в качестве панацеи от жилищно-коммунальных проблем, власти умалчивают о множестве неприятных сюрпризов, ожидающих доверчивых жильцов на этом пути.
В частности, по словам Татьяны Кирилловой, ОСМД по закону предусматривает коллективную ответственность. Но в законе есть лазейка. Когда создается ОСМД, оно может само установить один из трех видов платежей.
Первый вид предусматривает полную коллективную ответственность. В этом случае у ОСМД есть один лицевой счет, на который перечисляются средства. Руководство ОСМД собирает с людей плату за тепло, за газ, за воду, квартплату и рассчитывается с поставщиками коммунальных услуг как юридическое лицо. При этом, договор предусматривает 100%-ную проплату, и если не проплачен хоть 1%, допустим, один человек не заплатил за тепло, то всему дому могут отключить отопление.
Второй вариант расчета предусматривает частичную коллективную ответственность, когда ОСМД берет на себя обязательства проплачивать только места общего пользования (подвалы, чердаки, лестничные площадки, нежилые помещения), а жильцы напрямую заключают договора с поставщиками услуг и платят им. Таким образом, руководство ОСМД и жители дома не несут ответственность за тех, кто не платит. Коммунальники сами «выбивают» долги с неплательщиков.
При третьем варианте движения средств, ОСМД вообще не имеет отношения к проплатам. Жители дома сами оплачивают все, а ОСМД лишь помогает им решать какие-то общие проблемы по дому.
Один из аргументов в пользу ОСМД, наиболее часто выдвигаемый властями, заключается в том, что у ОСМД, как у юридического лица, будет широкий выбор исполнителей жилищно-коммунальных услуг. И, таким образом, появится конкуренция и, соответственно, качество самих услуг улучшится. Но все дело в том, что на нашем рынке жилищно-коммунальных услуг монополисты: «Теплокоммунэнерго», ЛЭО, «Горводоканал». Как говорится, на манеже все те же.
Также при организации ОСМД возникает ряд коллизий, связанных с закреплением за жильцами придомовой территории, фактическим отсутствием кадров, способных «потянуть» должность Председателя ОСМД и переизбранием правления.
Например, чтобы переизбрать правление ОСМД необходимо собрать не менее 20% подписей владельцев дома, а в одной квартире может быть и 5 владельцев. То есть, чтобы доказать, что правление ОСМД поступает неправильно и переизбрать его, необходимо созывать собрание, на котором должно присутствовать больше половины жильцов дома. Это сложный и трудоемкий процесс.
Зачастую бывает так, что люди выбрали председателя, а пожаловаться на него некому. Все споры внутри ОСМД решаются только в судебном порядке. Но не каждый жилец к этому готов.
«Следует также помнить, — отмечает Татьяна Кириллова, — что если, не дай Бог, что-то случится с домом: он, предположим, развалится, то вся ответственность будет лежать на его жителях и город не сможет о них позаботиться, предоставить им, к примеру, квартиры». «Таким образом, власти с одной стороны призывают людей создавать ОСМД, а с другой стороны непонятно — на что они рассчитывают?.. На то, что никто не будет разбираться в мелочах и дома можно будет просто «спихнуть» на баланс жителей, а власть избавится от еще одной социальной функции и «головной боли»?
Поэтому, прежде чем решиться на создание ОСМД, жильцам следует заранее разобраться со всеми «мелочами», дабы не оказаться в ситуации, когда вместе с домовым самоуправлением жильцам придется разбираться с «головной болью», с которой власти не могут разобраться годами.
— Первый раз я обратилась в КП «Теплогорец» еще 20 марта 2007 года, — рассказала Галина Походаева. — И только где-то в августе пришли рабочие. Посмотрели и ушли. Я снова обращалась к коммунальникам. Тогда они сделали ремонт — покрыли участок кровли рубероидом. Когда начались дожди, у меня опять потекла вода с потолка. Я снова обратилась за помощью. В ответ на свои просьбы слышала только отговорки о том, что нет средств, нет материалов, нет рабочих и т.п. Обращалась неоднократно в ЖЭК, исполком. Отвечают одно: «У нас все под контролем».
Кроме того, по словам Галины Дмитриевны, в доме нет отопления, подвалы затоплены водой. При этом на капитальный ремонт дома выделено 87 тысяч гривень. Но исполком поставил жильцам условие: мы сделаем вам капитальный ремонт, а вы создайте общество совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
— Почему я должна вступать в какое-то общество? — возмущается Галина Походаева. — У меня квартира приватизирована, долгов нет. Тем более, что исполком толком не объясняет: куда нам нужно вступать и зачем.
Организацию ОСМД, как условие проведения капремонта, подтвердили «Собеседнику» и руководители КП «Теплогорец».
Напрашивается закономерный вопрос: если жильцы дома решат не учреждать ОСМД, тогда что — коммунальные службы не будут проводить капремонт? Ведь это право жильцов: организовывать самоуправление в собственном доме или нет. Тем более, что организация ОСМД кроет в себе некоторые нюансы, о которых власти, как правило, своим избирателям предпочитают не рассказывать.
Например, руководитель Ассоциации поддержки и развития местного самоуправления Татьяна Кириллова в интервью газете «Вечерний Луганск» № 4 (317) от 2 февраля 2007 г.) поведала о том, что, рекламируя создание обществ совладельцев многоквартирных домов, в качестве панацеи от жилищно-коммунальных проблем, власти умалчивают о множестве неприятных сюрпризов, ожидающих доверчивых жильцов на этом пути.
В частности, по словам Татьяны Кирилловой, ОСМД по закону предусматривает коллективную ответственность. Но в законе есть лазейка. Когда создается ОСМД, оно может само установить один из трех видов платежей.
Первый вид предусматривает полную коллективную ответственность. В этом случае у ОСМД есть один лицевой счет, на который перечисляются средства. Руководство ОСМД собирает с людей плату за тепло, за газ, за воду, квартплату и рассчитывается с поставщиками коммунальных услуг как юридическое лицо. При этом, договор предусматривает 100%-ную проплату, и если не проплачен хоть 1%, допустим, один человек не заплатил за тепло, то всему дому могут отключить отопление.
Второй вариант расчета предусматривает частичную коллективную ответственность, когда ОСМД берет на себя обязательства проплачивать только места общего пользования (подвалы, чердаки, лестничные площадки, нежилые помещения), а жильцы напрямую заключают договора с поставщиками услуг и платят им. Таким образом, руководство ОСМД и жители дома не несут ответственность за тех, кто не платит. Коммунальники сами «выбивают» долги с неплательщиков.
При третьем варианте движения средств, ОСМД вообще не имеет отношения к проплатам. Жители дома сами оплачивают все, а ОСМД лишь помогает им решать какие-то общие проблемы по дому.
Один из аргументов в пользу ОСМД, наиболее часто выдвигаемый властями, заключается в том, что у ОСМД, как у юридического лица, будет широкий выбор исполнителей жилищно-коммунальных услуг. И, таким образом, появится конкуренция и, соответственно, качество самих услуг улучшится. Но все дело в том, что на нашем рынке жилищно-коммунальных услуг монополисты: «Теплокоммунэнерго», ЛЭО, «Горводоканал». Как говорится, на манеже все те же.
Также при организации ОСМД возникает ряд коллизий, связанных с закреплением за жильцами придомовой территории, фактическим отсутствием кадров, способных «потянуть» должность Председателя ОСМД и переизбранием правления.
Например, чтобы переизбрать правление ОСМД необходимо собрать не менее 20% подписей владельцев дома, а в одной квартире может быть и 5 владельцев. То есть, чтобы доказать, что правление ОСМД поступает неправильно и переизбрать его, необходимо созывать собрание, на котором должно присутствовать больше половины жильцов дома. Это сложный и трудоемкий процесс.
Зачастую бывает так, что люди выбрали председателя, а пожаловаться на него некому. Все споры внутри ОСМД решаются только в судебном порядке. Но не каждый жилец к этому готов.
«Следует также помнить, — отмечает Татьяна Кириллова, — что если, не дай Бог, что-то случится с домом: он, предположим, развалится, то вся ответственность будет лежать на его жителях и город не сможет о них позаботиться, предоставить им, к примеру, квартиры». «Таким образом, власти с одной стороны призывают людей создавать ОСМД, а с другой стороны непонятно — на что они рассчитывают?.. На то, что никто не будет разбираться в мелочах и дома можно будет просто «спихнуть» на баланс жителей, а власть избавится от еще одной социальной функции и «головной боли»?
Поэтому, прежде чем решиться на создание ОСМД, жильцам следует заранее разобраться со всеми «мелочами», дабы не оказаться в ситуации, когда вместе с домовым самоуправлением жильцам придется разбираться с «головной болью», с которой власти не могут разобраться годами.
Коментарів 2