Хождение за пять морей
Команда из четырех человек, в состав которой входил и наш земляк Дмитрий Алтухов, совершила сенсационное первопроходное путешествие. Украинским смельчакам покорились пять морей и это при том, что экипаж отправился в плаванье за несколько дней до закрытия сезона навигации.
НАВСТРЕЧУ ПРИКЛЮЧЕНИЯМ
К данной экспедиции каждый член команды готовился по-особому, ведь все понимали сложность и опасность задуманного. Но люди, влюбленные в море, увлеченные парусным туризмом, живущие приключениями, не привыкли пасовать перед трудностями. Тем более, что за плечами у них плавание по Черному и Азовскому морям. Настала очередь грандиозного проекта, который еще никто не совершал. Мечта пройти пять морей звала в путь.
Уникальность данной экспедиции заключается в совершении первопрохода на судне, которое относится к классу туристических разборных надувных парусных судов (катамаран), предназначенных для прибрежного плавания. Данный катамаран был создан по индивидуальному проекту специально для этой экспедиции.
В нем были учтены особенности столь дальнего путешествия и усовершенствована конструкция: длина катамарана составила 8 м, ширина - 4 м, высота мачты - 10 м, площадь обитаемого пространства - 6 кв. м. Судно имеет два надувных баллона-поплавка из прорезиненной ткани, каркас из алюминиевых труб, натяжная палуба также из прорезиненной ткани. На палубе расположено укрытие, предназначенное для отдыха двух свободных от вахты членов экипажа.
Отправной точкой маршрута стал Луганск. В этом городе живет капитан судна Евгений Коротких. Именно сюда приехали старший помощник Дмитрий Алтухов, боцман Алексей Шматов (село Каменка, Харьковская обл.). После подготовительных работ катамаран в разобранном состоянии, все снаряжение и личные вещи, необходимые для экспедиции, были погружены на арендованный автомобиль “Газель” и отправлены на берег Азовского моря в г. Мариуполь к месту начала морской части путешествия.
В течение нескольких дней велась сборка катамарана, оформлялся отход (решались пограничные формальности). Когда все было готово и “добро” пограничников было получено, катамаран с бортовым номером ЛУ 0004К с тремя членами экипажа взял курс на г. Ялту, полуостров Крым. В Ялте, воспользовавшись услугами портового агента, экипаж оформил необходимые документы на загранплавание. Здесь к экспедиции присоединился четвертый участник - Владимир Тума из Донецка.
В таком составе судно покинуло порт Украины и взяло курс на пролив Босфор к турецким берегам. Через Черное море плыли восемь суток. Были шторма, поломки, но команда не сдавалась. Когда достигли турецкого побережья, перед проливом Босфор, увидели три красные ракеты (штормовое предупреждение) и незря - судно “потрепало” хорошо. Турки даже выслали катер службы спасения. Очень хорошо и оперативно сработали спасатели: выяснив, что у украинцев все в порядке, и они не нуждаются в помощи, попрощались и ушли.
После нескольких часов шквального шторма катамаран вошел в пролив Босфор. Берега прикрыли ветер, и судно заскользило по водной глади. Вид открывался чудесный. Знаменитый мост, соединяющий европейский и азиатский континенты, горел огнями.
Четыре года назад, в 2004 г., команда уже совершала поход по пересечению Азовского и Черного морей. Тогда был достигнут г. Синоп на северном побережье Турции. Это тоже был первопроход. За него члены экипажа удостоены звания золотых призеров открытого чемпионата России по парусному туризму. Это достижение до сих пор никто не повторил, считая большой авантюрой и игрой в “русскую рулетку”. Турки тогда с восхищением отмечали, что после победы Русланы на Евровидении украинцы их вновь удивили.
За Босфором открылась третье море - Мраморное. Пересекая его, судно вошло в пролив Дарданеллы. За проливом - четвертое море - Эгейское. Эти два моря в путешествии украинцев можно назвать самыми приветливыми по погодным условиям. Легендарные места, где плавал Одиссей, настраивали на лирический мифический лад. Множество островов Эгейского моря создают великолепный вид. Но то тут, то там видны на скалах искореженные обломки судов, что говорит об опасности плавания в этих водах.
С южного побережья Турции команда отправилась на остров Кипр, а оттуда - к африканскому континенту. Это было уже пятое море - Средиземное. Через десять дней судно достигло берегов “черного континента”. Египет, город Александрия - вот конечная точка путешествия. Новый континент открыт! Пять морей пройдено.
Из Египта три члена команды, согласно плану экспедиции, вернулись самолетом в Украину. А судно и капитан остались в теплых краях до открытия навигации в нашей стране.
С МОРЕМ - НА «ВЫ»
Но не только великолепные красоты морских закатов и восходов поджидали путешественников. Им пришлось пройти серьезные испытания - шторма. И это не странно, ведь крымскую Ялту судно покинуло за несколько дней до закрытия сезона навигации, приближалась зима. Другими словами катамаран ушел на маршрут в сезон штормов. После одного погодного “сюрприза” команде пришлось идти до ближайшей бухты на аварийном катамаране и уже на суше устранять неполадки.
Как отмечает Дмитрий, особенно в море страшны молнии, ведь их нельзя никак контролировать и предугадывать.
Как отмечает Дмитрий, особенно в море страшны молнии, ведь их нельзя никак контролировать и предугадывать.
Запомнился участникам экспедиции последний шторм, который застал их в 15 км от берега. При хорошей погоде это расстояние судно проходит за 2 - 3 часа, а тогда на это ушло в 12 раз больше времени. Не только в физическом, но и в психологическом плане это было серьезным испытанием: видны огни на берегу и до суши почти рукой подать, но... Даже в такой ситуации команда не сдавалась, не подавала сигнала “SOS”, рассчитывая на свои силы.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ
Если говорить о еде, то, как признается Дмитрий, питались они хорошо. Их рацион состоял из круп, которые они готовили в специальном термосе, тушенки и других продуктов. Рыбу путешественники не ловили. Если хотелось чего-то сладкого, то баловали себя леденцами, сушками и сухарями, предусмотрительно упакованными в пластиковую тару, чтобы влага не попала.
Дважды мореплаватели заходили в марины (международные стоянки для яхт) на южном побережье Турции, чтобы отдохнуть и пополнить запасы пресной воды и продовольствия. Яхтсмены из Германии, Бельгии, Голландии, США и других стран были удивлены и поражены, когда видели судно под украинским флагом, узнавали откуда, и куда оно идет. Иностранцы называли поход украинцев “большим приключением” и относились к ним с неподдельным уважением, “морские волки” снимали перед ними шляпы.
Даже не имея виз, по морским законам судно может причалить к берегу и пополнить свои запасы. Этим правом несколько раз пользовались наши соотечественники. В Кипре с украинцами случился курьез, когда они пришвартовались к берегу на территории военной базы. Был вызван начальник полиции, и после выяснения всех обстоятельств их угостили чаем и, пожелав счастливого пути, отпустили.
Но не только за продуктами ступали на сушу первопроходцы. Во время стоянок они посетили несколько турецких и греческих городов, познакомились с их достопримечательностями. Словом, не морем единым живут моряки.
УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕНЬГАМИ НЕ ИЗМЕРИШЬ
Несмотря на то, что команда уже имеет определенные заслуги, совершала уникальные экспедиции, хорошо известна в украинских и российских кругах туристов-парусников, спонсоров на данный первопроход не нашлось. Все финансовые трудности, связанные с изготовлением катамарана, оформлением документов, закупкой снаряжения и провианта, легли на плечи участников экспедиции.
- Но в этом есть и своя прелесть, - говорит Дмитрий Алтухов, - ведь мы не кому ничего не должны. Вложили и потратили ровно столько, сколько могли себе позволить.
Пользуясь случаем, хочется поблагодарить родителей, руководство и коллектив ЧП «Укрпроект», друзей - всех, кто нас ждал и дождался.
- А с другой стороны - мало кто верил в успех нашей авантюры, - продолжает старший помощник капитана, - многие считали, что мы не вернемся. Сейчас в Интернете идет активное обсуждение нашей экспедиции. Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям: либо это даст толчок для развития в Украине парусного туризма, либо отбросит его назад. Но, как бы ни было, мы получили ни с чем не сравнимое удовольствие, осуществили свою мечту.
Планы на будущие экспедиции Дмитрий пока не строит. Ведь то, что осуществила их команда в парусном туризме - предел мечтаний. А как будет на самом деле - покажет время. На то она и мечта, чтобы сбываться и подталкивать к следующей, еще более не реальной.
P.S. Через три дня после отъезда трех членов экипажа из Египта, катамаран под управлением капитана потерпел крушение в 100 км от берегов Кипра и затонул. Евгения Коротких с терпящего бедствия судна сняли кипрские моряки с проходящего мимо корабля.
Дмитрий АЛТУХОВ,
Татьяна НЕМЫКИНА
Фото Дмитрия АЛТУХОВА
Коментарів 3