Кто и на чем нас возит
По масштабам дорожно-транспортного травматизма и смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий Украина впереди Европы всей. 13% погибших в ДТП в странах Западной Европы приходится на Украину, а если соотнести количество погибших на 100 ДТП, то этот показатель в нашей стране составляет 15—17%, что в 7-8 раз превышает аналогичный показатель Австрии, Германии, Португалии, Швеции и в 3-4 раза — показатель Угорщины, Дании, Финляндии, Франции.
Ежегодно около 20% происшествий совершаются водителями в состоянии алкогольного опьянения. Растет количество частных предприятий, оказывающих услуги пассажирских перевозок. Вначале частники работали на подержанных, пригнанных из-за границы микроавтобусах. На сегодняшний день большая часть допотопных микроавтобусов заменена новыми, более удобными для пассажиров. Уходят в прошлое «колымаги» из разряда «20 минут страха — и вы дома». Водители автобусов — обычные люди с вредными привычками и болезнями, поэтому иногда они становятся участниками ДТП. В соответствии с Указом Президента «Про неотложные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения» от 20.11.2007 г. техническое состояние автобусов, здоровье водителей должны контролироваться.
Как происходит такой контроль в г. Стаханове, мы расскажем на примере ОАО «Стахановское АТП 10916», главой правления которого является Николай Васильевич Быков, ветеран труда, почетный автомобилист Украины. Общий трудовой стаж Н.В. Быкова — 65 лет, в системе автотранспорта он работает с 1957 г.
Геннадий Григорьевич Харитонов, заместитель главы правления ОАО «Стахановское АТП 10916» провел для меня экскурсию по предприятию. В медкабинете АТП работают 2 инспектора по предрейсовому осмотру водителей, они прошли обучение в «Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения» на право проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Инспектор Анна Юрьевна Скорик пояснила, что в осмотр водителя входит оценка внешнего вида (кожные покровы, слизистые, наличие отеков и т.д.), опрос на жалобы по состоянию здоровья, оценивается эмоциональное состояние водителя, его речь, мимика. При необходимости измеряется температура тела, артериальное давление, пульс, проводятся пробы на алкоголь с помощью алкотеста. На основании всех этих наблюдений делается вывод: можно ли водителя допускать к рейсу или нет.
Данные обследования заносятся в специальный журнал. Анна Юрьевна отметила, что наиболее часто водители отстраняются от работы по причине острых респираторных заболеваний, повышенного давления. После осмотра в дорожном листе водителя медработник ставит штамп, дату, роспись.
Затем водитель идет в контрольно-технический отдел к механику, который проверяет автобус на смотровой канаве, делает заключение, ставит в дорожном листе свой штамп и роспись. Механик ОТК Алексей Моисеевич Василенко рассказал, что автобусы АТП проверяются утром перед выездом на маршрут и вечером по прибытии с линии, а автобусы частников, обслуживаемых по договору, проверяются утром перед рейсом. Механик ведет журналы установленного образца, в которых регистрирует техническое состояние транспорта. При наличии неисправностей, повреждений, механик составляет дефектный акт.
Для устранения неисправностей автобус направляется в зону ремонта. Каждый из ремонтных рабочих отвечает за свой участок работы — рулевое управление и тормоза, автошины, электроприборы и т.д. Все ремонтные рабочие, механики ОТК прошли обучение в Луганском учебном центре, имеют удостоверения.
Н.В. Быков рассказал о деятельности ОАО «Стахановское АТП 10916». Территория предприятия очень большая — 7,2 га, проектным решением рассчитана на 500 единиц транспортных средств. В 1986г. в АТП было 320 автобусов, 38 таксомоторов и 20 грузовых машин, тогда предприятие являлось монополистом, но времена изменились — на смену пришли другие виды транспорта, другие формы собственности. Многие предприятия автотранспортной отрасли обанкротились, закрылись, а ОАО «Стахановское АТП 10916» продолжает обслуживать городские и междугородние маршруты. На сегодняшний день автопарк предприятия насчитывает 26 автобусов моделей «ПАЗ-32054», «ЛАЗ-695», «Икарус-256», «Икарус-260», «Газель», «Эталон».
Все службы предприятия укомплектованы дипломированными специалистами: с высшим образованием — 6 человек, со среднетехническим — 7. Производственная база ОАО «Стахановское АТП 10916» имеет большие возможности: свыше 30 частных предпринимателей заключили с АТП договоры, их автобусы ежедневно приезжают на технический осмотр, водители проходят медицинское освидетельствование. Несмотря на сложное финансовое положение, условия неравного налогообложения, значительную конкуренцию, нестабильные цены на автомобильное топливо, запчасти, авторезину и другие эксплуатационные материалы, Правление АТП изыскивает возможности для своевременной выплаты заработной платы работникам и оплаты налогов, сохраняя при этом рабочие места. АТП старается вкладываться в утвержденный тариф проезда и принимает все меры по обновлению парка автобусов. За счет кредитных средств за последние 4 года приобрели девять автобусов «ПАЗ-32054», один «Эталон», три «Газели».
Н.В. Быков подчеркнул, что работа по повышению безопасности и культуры обслуживания пассажирских перевозок должна проводиться постоянно, что водитель обязан тактично выходить из любой ситуации. Н.В. Быков пожелал водителям и пассажирам взаимного уважения, терпения и взаимопонимания.
Как нам сообщили в управлении потребительского рынка, транспорта и связи Стахановского исполкома, на маршрутах г. Стаханова работает более 100 единиц транспорта. Субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются городскими, пригородными и междугородними пассажироперевозками, услуги по проверке технического состояния автобусов и медицинскому освидетельствованию водителей оказывают, помимо ОАО «Стахановское АТП 10916», ЧП Буслаев Е.С., КП «Стахановское ТТУ». Также техническое состояние автобусов контролирует городское отделение ГАИ, проводя техосмотры. Проверяет пассажироперевозчиков и Инспекция по контролю за работой пассажирского транспорта Федерации профсоюзов Луганской области.
Ежедневные техпроверка автобусов и медицинское освидетельствование водителей предусмотрены условиями лицензии, её получают в Министерстве транспорта. Выполнение перевозчиками Луганщины лицензионных условий контролирует Луганское территориальное управление Глававтотрансинспекции Минтранспорта. В каждом городе есть куратор от этой инспекции, с его участием проводятся плановые и внеплановые проверки. По результатам проверок в 2007 г. лишили лицензий 3 предпринимателей, в 2008 г. таких прецедентов не было.
С 2000 г. в г. Стаханове конкурсы на право проведения внутригородских пассажирских перевозок проводятся исполкомом городского совета. Разрешение на междугородние перевозки выдает управление транспорта и связи облгосадминистрации. Разрешение обслуживать тот или иной городской маршрут можно получить только на конкурсной основе. Во время проведения конкурса идет тщательный отбор пассажироперевозчиков, в критериях отражены срок эксплуатации автобуса, опыт работы частного предпринимателя и водителей, выполнение регламентных работ по техобслуживанию транспорта и контролю за здоровьем водителей и т.д.
В управлении потребительского рынка, транспорта и связи Стахановского исполкома считают, что водители в условиях конкуренции научились дорожить своим рабочим местом. Один автобус обеспечивает до 4 семей: самого предпринимателя, 2 водителей, кондуктора, идут отчисления в бюджет города. Сейчас перевозчик подконтролен, за ним ведется постоянное наблюдение. Пассажиры отмечают улучшение качества городских пассажироперевозок.
Ирина Бражко