Насильно мил будешь?
Языковой вопрос - один из тех козырей, которые дальновидные политики прячут в рукаве до определенного момента - начала предвыборной кампании и активно ими спекулируют, хотя прекрасно понимают, что язык, религия, межнациональные связи - три табу, которые лучше ни при каких обстоятельствах не затрагивать. Но как опытные политтехнологи, они отдают себе отчет, что в борьбе за избирателя все средства хороши.
Прошел месяц с той поры, как Кабинет Министров своим Постановлением от 30.09.2009 г. № 1033 за подписью премьер-министра Ю. Тимошенко внес изменения в Положение об общеобразовательном учебном заведении.
Как оказалось, изменения не затрагивают улучшения материально-технической базы, не усиливают заботу об учителях.
Их суть сводится к следующему: “В рабочее время в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении постоянно должен использоваться украинский язык, а в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении с обучением на языках национальных меньшинств, наряду с украинским - также язык, на котором ведется образовательно-воспитательный процесс в этом заведении”.
Эти новшества почти месяц будоражат общественность. Ведь если для западных регионов нашей страны быть по-другому и не может, то для Луганщины, где почти для 90% жителей русский язык считается родным - это просто насильственная украинизация.
Опрос, проводимый на городском сайте “Stakhanov.org.ua”, показал, что 92% респондентов против таких методов украинизации; ничего плохого в этом не видят 2%; 4% выступают за подобные действия.
Свое мнение по этому непростому вопросу на минувшей пресс-конференции выразил городской голова С. В. Жевлаков:
- Донбасс поднимали люди разных национальностей. Для строительства шахт и развития угольной промышленности сюда съезжались люди со всех уголков Советского Союза.
Для нас русский - язык общения. И когда на него идет насильственное давление - это вызывает сопротивление. Данные изменения в Положении не содействуют объединению государства. Может надо их отменить и сделать русский язык вторым государственным, что будет способствовать объединению всех жителей Украины и развитию отношений с Россией.
С требованием отмены Постановления незамедлительно выступили депутаты Луганского областного совета. Свое обращение они направили в Парламентскую Ассамблею Совета Европы, Верховную Раду, Генеральную прокуратуру и Уполномоченному ВР по правам человека.
В нем действия Кабмина называются “неприкрытым культурно-языковым нацизмом”.
Политика - дело тонкое. Мы решили узнать мнение тех, кому непосредственно адресовано Постановление - директорам школ.
Т. И. Бучинская, директор СОШ № 28:
- Для нашей школы это Постановление не является ни новостью, ни шоком. Уже около двух лет учителя с учениками во внеурочное время в стенах учебного заведения общаются преимущественно на украинском языке. И это не только решение педколлектива.
Толчком к этому послужило обращение дедушки двух наших учащихся. Ведь для приобретения языковых навыков нужно общение на украинском не только на уроках.
Деловодство, педагогические советы в школе ведутся на государственном языке. Я не чувствую, чтобы были ущемлены дети или родители. Между собой ребята общаются на русском.
А. И. Сысоев, директор специализированной школы № 3:
- У нашей школы статус русскоязычного учебного заведения и на нее в меньшей степени распространяется данное Постановление.
Но я считаю его нарушением прав национальных меньшинств, в том числе русскоязычного населения. Обеспокоенности среди учителей Постановление не вызвало, ведь, еще раз повторюсь, у нашей школы особый статус.
Родители, желающие чтобы их ребенок обучался на русском языке, приводят свое чадо именно к нам.
Светлана Романенко, мама второклассника:
- Нельзя сказать, что я очень обеспокоена тем, что теперь учителя должны все время в школе говорить на украинском языке.
Мой сын ходит в украиноязычный класс и ему проще, когда и после уроков, и на переменах учитель говорит по-украински. Но я считаю, что прививать так любовь к государственному языку нельзя. Все, что делается против воли, вызывает неприятие.
Что же происходит: насильственная украинизация или “приведение законодательства в соответствие с Конституцией”, как заявляет заведующий сектором содействия образованию на родном языке Минобразования Юрий Кононенко, трудно дать однозначный ответ.
Ясно одно, что в очередной раз (в этом случае ученики и педагоги) стали жертвами эксперимента, о результатах которого говорить еще очень рано.
Татьяна МАЙСКАЯ