Что кроется за переименованием Теплогорска в Ирмино?
У любой медали, как известно, две стороны. Отдельные жители Теплогорска никак не хотят мириться с инициативой местных градоначальников о возвращении городу прежнего названия — Ирмино. Самые активные из них, как уже сообщал в прошлом номере «Собеседник», обратились в прокуратуру Стаханова с соответствующими заявлениями, в которых просят признать проведение референдума в самом теплом городе Украины незаконными. Дескать, нарушений на избирательных участках было более чем достаточно, о чем знает, но, тем не менее, умалчивает власть Теплогорска. Она же, эта самая власть, считает иначе — мол, все прошло без сучка и задоринки, а нагнетание страстей вокруг переименования города лишь на руку отдельной группе лиц.
— Скажу откровенно: идея переименования города Теплогорска в Ирмино витала в воздухе уже давно, но лишь сравнительно недавно она получила свое логическое продолжение, — говорит Денис Юрченко, депутат Теплогорского горсовета. — С целью увековечивания подвига нашего знаменитого земляка Алексея Стаханова, да и в целом шахтерского труда, а также на основании постановления Верховной Рады «О подготовке и празднованию 75-летия стахановского движения», решения Луганского облсовета и облгосадминистрации. Благодаря обращениям народных депутатов Украины Натальи Королевской и Валерия Шаманова, горсоветом Теплогорска было принято решение о возвращении городу его исторического названия. На 17 января — день президентских выборов — мы назначили референдум. Предваряя ваш возможный вопрос, сразу скажу, что нарушений во время «народного выбора» замечено не было, о чем, кстати говоря, неоднократно отмечалось участковыми комиссиями. Высоко оценила нашу работу и окружная комиссия по выборам Президента Украины.
В целом, городская громада высказалась за переименование города — около 72 процентов жителей, пришедших в этот день на избирательные участки, отдали свои голоса за Ирмино. Естественно, нашлись и такие, которые были против переименования. Это право каждого. Добавлю также, что во время самого референдума ни жалоб, ни актов, ни каких-либо протоколов от граждан не поступало. Через несколько дней данные референдума были опубликованы в газете «Теплогорские вести», а председатель комиссии донес всю необходимую информацию до депутатов горсовета на очередной сессии.
— Когда и кем было принято решение о проведении референдума?
— В ноябре прошлого года сессией горсовета. После чего работа закипела: мы занялись созданием комиссий, утверждением инициативных групп, разработкой формы бюллетеней.
— Не считаете ли, что между решением горсовета Теплогорска и самим референдумом прошло слишком мало времени?
— Нет, не считаю. Мы действовали строго в соответствии с Законом Украины «О Всеукраинском и местном референдумах».
— Скажите, а проводился ли социологический опрос среди населения на тему возможного переименования города?
— Конечно, проводился! В горсовет поступило много предложений от общественных организаций и учреждений Теплогорска — в частности, от совета ветеранов и предпринимателей, которые просили нас восстановить историческую справедливость, вернув городу его прежнее название — Ирмино. На основании этих обращений были созданы инициативные группы, которые, сразу хочу подчеркнуть, были зарегистрированы в соответствии с законом. В течение месяца они собирали подписи у горожан в поддержку референдума — тех, кто поддержал нашу инициативу, набралось около 1100 человек, а это большинство взрослого населения Теплогорска.
— Информация о грядущем референдуме, по словам отдельных жителей города, мягко говоря, оставляла желать лучшего…
— Все решения горсовета касательно референдума публиковались в газете «Теплогорские вести», в том числе дата и место его проведения. Кроме того, сотрудники наших участковых комиссий разнесли по домам приглашения прийти на референдум.
— Как вы относитесь к тому, что референдум прошел со значительными нарушениями, а сами бюллетени, не имевшие абсолютно никакой степени защиты, больше походили на «фиговые листки»?
— Давайте начнем с бюллетеней. Их форма была разработана в соответствии с законом, а требований печатать бюллетени в обязательном порядке в Киеве не было, да и, по правде говоря, в столице вряд ли бы взялись за такой заказ — там вовсю готовились к выборам Президента Украины. В любом случае, сам бланк бюллетеня и его форма были утверждены депутатами Теплогорского горсовета. Какие могут быть еще вопросы?..
— Где, если не секрет, печатались бюллетени для референдума?
— Уж точно за пределами Стаханова и Теплогорска. Где именно, сказать наверняка не могу.
— Что несет за собой переименование города? Или же это просто очередная смена вывески? — интересуюсь у Ирины Немыкиной, депутата Теплогорского горсовета.
— Я не думаю, что это просто смена вывески. Вернув городу его прежнее название, тем самым мы отдадим дань памяти нашему великому земляку, прославившему на весь мир и город, и область в целом, а заодно, как мне кажется, даст новый импульс и толчок для дальнейшего развития города.
— А как быть с существующими материальными затратами граждан, которые неизбежны в таких случаях — необходимость переоформления всех документов, изготовления печатей и штампов, вывесок? — адресую вопрос Юрченко.
— Сразу же хочу развеять все слухи о якобы грядущей в подобных случаях замене документов. Это все чушь! Взять, скажем, обычные паспорта гражданина Украины. С руководством Стахановского горотдела внутренних дел существует договоренность о том, что паспорта в случае переименования города менять никто не будет. Если же человек, предположим, захочет поменять место прописки, конечно, избежать «ходьбы по кабинетам» не удастся, но это ему не будет стоить ни копейки. Точно такая же ситуация и с техпаспортами на автомобили. Не придется менять документацию и нашим предпринимателям, но если такая необходимость все же возникнет, то сумма издержек будет незначительной и составит всего 51 гривню.
— Каким вам видится финал всей этой истории?
— Прокуратура закончит проверку на предмет законности проведения референдума и вынесет, не сомневаюсь, объективное решение, а затем уже Верховная Рада, очень надеюсь, в кратчайшие сроки рассмотрит все документы и вынесет постановление о переименовании города Теплогорска и возвращении ему исторического названия — Ирмино.
Юрий САМОТКАН
От редакции.
Мы обратились за небольшой консультацией к Елене Шпитальной, начальнику сектора по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Стахановского ГО ГУМВД Украины в Луганской области, с вопросом: «Действительно ли существует договоренность между Теплогорским исполкомом и паспортным столом о том, чтобы не менять документы, удостоверяющие личность граждан переименованного города?» Как отметила Елена Анатольевна, она впервые слышит о подобной договоренности. Более того, она считает, что провести референдум — это полдела, а увидеть юридически оформленные, прошедшие регистрацию документы о переименовании — это совершенно другое. «Речь идет о переименовании населенного пункта. А это достаточно сложный процесс, требующий внесения соответствующих корректировок во всю документацию, украинские и заграничные паспорта граждан в том числе», — подытожила Елена Шпитальная.