Лифты умирают стоя...
Ах, как все-таки здорово, что человечество в свое время придумало такую классную штуку как лифт. Не нужно прикладывать особых усилий, чтобы подняться, к примеру, на 9-й этаж. Нажал на заветную кнопочку с необходимой циферкой — и «металлический сундук» вмиг тебя доставит туда, куда нужно.
Архимед
Так, наверное, в свое время думал не только я один, но и те, кто ежедневно пользовался услугами грузовых и пассажирских лифтов. Еще каких-то десять—пятнадцать лет назад никому и в голову не могла прийти мысль, что лифтовое хозяйство в нашем городе придет в упадок, а работающий еще где-то на последнем издыхании «подъемник душ людских» станет чем-то вроде манны небесной…
Великий Архимед, построивший в 236 году до нашей эры подъемный аппарат, который стал прототипом нынешнего лифта, наверное, перевернулся бы в гробу, узнав, что в наше время — век прогрессивных технологий — во многих городах уже и позабыли истинное предназначение лифта. Да что там говорить! Взять, к примеру, наш город. Когда в последний раз кто-то из его жителей пользовался лифтом в жилом доме? Как правило, в многоэтажках двери этих самых «подъемников» из-за частых поджогов обрели пепельный цвет, либо заколочены досками, либо того хуже — полностью раскурочены. Не говоря уже о том, что двигателей и лебедок уже давно и след простыл — охотники за цветными металлами постарались.
И столь удручающая ситуация наблюдается не только в домах старой постройки, но и в так называемых «молодняках». К примеру, в 9-этажке по проспекту Ленина, 60, которая была сдана в эксплуатацию в начале 1987 года, оба лифта не работают уже лет пять — никак не меньше. И, судя по всему, уже никогда не заработают. На их восстановление требуется немалая сумма, а лишних денег, как вы понимаете, в городской казне нет…
Ступко
На наш запрос в Управление жилищно-коммунального хозяйства Стахановского горсовета с просьбой рассказать о лифтовом хозяйстве города, существующих проблемах и перспективах развития получили коротенькую отписку с сухими цифрами от начальника этого предприятия Андрея Ступко. Приводим текст письма в оригинале:
«Жилой фонд города Стаханова оборудован 160 лифтами, из которых 89 отработали более 25 лет (истек срок гарантии), в рабочем состоянии 7 лифтов;
- в настоящее время стоимость работ по восстановлению одного лифта: 1700 гривень за экспертное обслуживание; 25000—65000 гривень на восстановление и капитальный ремонт; 90000—200000 гривень на модернизацию и замену лифта;
- Программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010—2014 годы предусмотрен ремонт лифтов на сумму 3600 тысяч гривень, из них 2299,17 тысяч гривень из госбюджета».
Савин
Разобраться в ситуации с лифтовым хозяйством Стаханова нам помог Алексей Савин, директор ООО «Резонанс», специализирующегося на восстановлении и ремонте этих самых лифтов.
— Начну с того, что уже несколько лет, как канула в Лету государственная структура «Укрлифттрест», что повлекло за собой и ликвидацию областных управлений, в частности «Лугансклифта», — говорит Алексей Петрович. — В 2004 году мы организовали структуру «Резонанс», зарегистрировали ее в Кировске. Почему именно в этом городе? Ответ прост.
В Кировске на тот момент сохранилось наибольшее количество рабочих лифтов по сравнению с близлежащими городами — Стахановом, Первомайском, Попасной, Брянкой.
— Какое количество лифтов сейчас в рабочем состоянии по «вашему участку»?
— 57. Речь только о пассажирских лифтах. Цифры, как вы понимаете, не радужные и с каждым годом они только ухудшаются.
— В каком городе ситуация наиболее благоприятная?
— Вы, может быть, удивитесь, но как раз именно в Кировске, где продолжают функционировать 39 (!) лифтов. Руководство этого шахтерского городка понимает значимость лифтов для населения, поэтому ежегодно вкладывает в это хозяйство средства. Все зависит от экономической ситуации в стране и городе. Бывало, и 50 тысяч гривень, и 30 тысяч, в прошлом году, с учетом финансового и экономического кризиса, эта сумма составила что-то около 17 тысяч гривень. Во всяком случае, свои один-два лифта кировчане регулярно приводят в порядок.
— Есть ли возможность у жителей многоэтажек взять лифты в свое подчинение?
— Лифт является составной частью дома, который находится на балансе жилищной организации, равно как и «подъемная машина». В свое время, не скрою, были робкие попытки горожан «передать» им лифты и напрямую таким организациям, как наша, работать с жильцами. Такая эпопея, помнится, была даже в Стаханове в начале 2006 года, но вся эта затея благополучно умерла вместе с надеждами на скорую реанимацию лифтового хозяйства. Почему? Да потому что это юридически необоснованно: лифт — не обособленная единица, как, к примеру, транспорт, это часть здания и выделить его на балансную стоимость, а тем более оторвать его от состояния строительной части и коммуникаций, попросту невозможно. Поэтому наша фирма заключает договора с организациями, на балансе которых находятся лифты, — «Жилсервисами» и частными предприятиями.
— Какой же выход из сложившейся ситуации?
— Выход один — жильцам организовывать общества совладельцев многоквартирных домов, оформлять все это юридически и распоряжаться своими средствами по своему же усмотрению. Подобная практика, кстати говоря, довольно успешно существует в Попасной и Первомайске, где мы обслуживаем, соответственно, четыре и два лифта. С обществами совладельцев многоквартирных домов у нас заключены договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
— Деньги в лифтовое хозяйство, судя по всему, никто не спешит вкладывать…
— Так оно и есть. Потому что это крайне убыточное направление, никому не интересное. Сюда нужно вкладывать немалые средства, и бизнес в лифтовое хозяйство — уж поверьте мне, как человеку, работающему в этой отрасли более 30 лет — в нынешней ситуации вряд ли придет. Городским властям, считаю, необходимо пересмотреть свое отношение к данной проблеме и постепенно, шаг за шагом, начать восстанавливать лифтовое хозяйство.
— Какова сумма на ремонт, восстановление и модернизацию лифтов? — протягиваю своему собеседнику отписку из Стахановского исполкома. И тут же уточняю: «Цифры, указанные в письме, сопоставимы с реальными?»
— Цифры практически реальные. Но опять же, если брать ремонт и восстановление лифта, то к каждому из них нужен индивидуальный подход. Объем работ везде разный, соответственно, и затраты на их восстановление разные.
Эпилог
Что характерно, в Стахановском горисполкоме ни один из двух лифтов также не работает. Последний раз, по словам Алексея Савина, «подъемник» в этой организации функционировал года два назад. После чего приказал долго жить. Хотя на его ремонт как раз требуется смехотворная, по нынешним временам, сумма. Речь идет что-то около 20 тысяч гривень. И если городские власти не в состоянии изыскать необходимую сумму на восстановление лифта в «своем доме», что уж тогда говорить за лифты в многоэтажках, где и ситуация гораздо хуже, и затраты на порядок выше…
Юрий САМОТКАН
Фото Алексея БЕЛИКА
Коментарів 10