"Рога" заказывали?
сто желаний, ах, мне бы...
Догоню и проеду,
сто маршрутов мирских.
Отрывок из стихотворения
«Полусонный троллейбус»
Вторник. 8.00. Мы с фотокорром Алексеем Беликом стоим у входа в админздание Стахановского трамвайно-троллейбусного управления. Набираем мобильный начальника управления Сергея Михайлова — тишина. Ну, думаем, попали — редактор с нас три шкуры сдерет! — материал-то о работе ТТУ запланирован на первую полосу, да еще и в номер. Решили зайти вовнутрь, самим поискать интервьюера, но на поверку это оказалось делом непростым. Ни табличек, ни указателей, ничего. Вернее, один указатель — с надписью «Стахановское отделение Всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины», ведущий на второй этаж 3-ярусного здания, — мы все же обнаружили. Туда же, как выяснилось, нужно было и нам. Подсказали появившиеся из другого конца коридора, практически не освещаемого, две женщины…
Подходим к кабинету Сергея Михайлова. На дверях скромная табличка, сделанная, судя по ее внешнему виду, еще в старые добрые времена, когда жизнь в ТТУ по-настоящему бурлила. Стучимся. Открываем дверь. Нас приветливо встречает Сергей Михайлов:
— Заходите, ребята, присаживайтесь. А я вас набираю. Это же вы мне только что звонили? — вопрошает хозяин кабинета.
— Мы, мы, — киваем головами. — Договаривались с вами о встрече. Поговорить о житье-бытье вверенного вам предприятия.
Не дожидаясь первого вопроса, Сергей Михайлович сам задает тон разговору:
— Я думаю, правильным будет, если мы начнем «от печи», то есть с того, чем живет и дышит наше предприятие. Положение тяжелое. Благодаря городским властям начат ремонт трех троллейбусов, вернее, один уже полностью готов и даже прошел обкатку. Сейчас активно готовим к «жизни» еще две машины.
Многие наши беды напрямую связаны с тем, что произошло недофинансирование льготного проезда (субвенция) из госбюджета, а это порядка 1,5 миллиона гривень.
Хозяйство поддерживаем исключительно своими силами. В моем подчинении около 30 человек — все профессионалы своего дела, настоящие патриоты. Им, несмотря на все тяготы (невысокая заработная платы вкупе с ее задержками), судьба ТТУ небезразлична: эти люди живут предприятием, его проблемами, перспектив ой...
В любом случае, чтобы вывести предприятие на хороший, достойный уровень необходимы серьезные капиталовложения. Это и ремонт тяговых подстанций и имеющихся машин, и закупка новых троллейбусов, и многое другое. К счастью, городские власти во многих вопросах идут нам навстречу, и с декабря прошлого года начато финансирование и реанимация троллейбусного движения. Надеемся, с лета запустим на линию 3 отремонтированные машины, а еще семь новых, верим, получим к 75-летию стахановского движения, празднование которого запланировано на август.
— Мэр города Сергей Жевлаков сказал, что ремонт одного троллейбуса обходится казне в 150 тысяч гривень…
— Содержать штат ремонтников у нас нет возможности, поэтому обращаемся к подрядчикам. Оцениваем стоимость ремонтных работ, составляем договоры и затем приступаем к «возвращению к жизни» наших машин. Как я уже говорил, одна готова, две в скором времени тоже будут в строю.
— А что ждет те два троллейбуса? — указываю на рядом стоящие в боксах обветшавшие машины.
— Их ждет ремонт на спецпредприятии в Харькове. Ма-шины-то старые, их выпускали на Заводе имени Урицкого в российском Энгельсе. Своими силами мы не сможем их отремонтировать, поэтому вынуждены будем обращаться к специалистам. Стоимость работ, по нашим прикидкам, составляет порядка 350 тысяч грн. Как только мы запустим на линию три троллейбуса, и в казну нашего предприятия начнут поступать хоть какие-то деньги, займемся ремонтом и этих машин…
— Если запуск троллейбусов — дело ближайшего времени, то о трамваях стахановчанам, похоже, придется забыть надолго. Если не навсегда. Скажите, а не проще ли полностью разобрать трамвайную линию, ведущую в Теплогорск, на модернизацию которой нужны колоссальные средства, продать все металлоконструкции, а на вырученные деньги приобрести новые троллейбусы и автобусы?
— Это не в моей компетенции. Такой разговор должен вестись на уровне городских голов Стаханова и Теплогорска.
— В Украине «рогатики» выпускают три предприятия — во Львове, Киеве и Днепропетровске. Машины какого предприятия, на ваш взгляд, наиболее выгодны по отношению «цена—качество»?
— Луганчане, к примеру, недавно купили троллейбусы марки «Богдан». Эти «рогатики» напичканы электроникой — чуть что, какая-то незначительная погрешность и поломка — и сразу начинается головная боль у работников ТТУ. Нужно содержать штат электронщиков, а это, как вы понимаете, достаточно затратно. Поэтому наиболее выгодным, прежде всего с экономической точки зрения, вариантом я вижу троллейбусы, производимые на Заводе имени Урицкого. К ним и запчасти легче подобрать, и дешевле они тех, которые нам приходится приобретать на продукцию львовского автобусного завода.
— Какой будет плата за проезд в троллейбусах? В соседнем Алчевске, например, 1 гривня…
— Такой же. Что касается льготников, то будут они ездить бесплатно или за половину стоимости, сказать не готов. Это в компетенции депутатов горсовета. Какое решение они примут, таким ему и быть.
…В кабинете Сергея Михайлова на стене висит красочный календарь на 2010 год с фотографиями «рогатиков» и надписью «Автобусы и троллейбусы ЮМЗ». Прощаясь, я невольно произнес: «О таких вам можно только мечтать…» На что начальник ТТУ, глаза которого, как мне показалось, излучали определенный оптимизм, парировал: «Пока действительно мечтаем, но верим, что в скором времени и у нас такие же появятся».
«Дай-то Бог», — подумал я в тот момент, когда закрывал за собой двери административного здания некогда процветающего предприятия…
Юрий САМОТКАН
Фото Алексея БЕЛИКА
Коментарів 7