Когда стахановчанам возвратят социальный транспорт?
Нерешенность проблемы социальных перевозок десятков тысяч стахановчан очередной раз заставляет вернуться к теме восстановления Стахановского трамвайно-троллейбусного управления. Для горожан важно, когда, наконец, ТТУ начнет перевозить людей, а не только проедать получаемую арендную плату, которая должна быть лишь побочным доходом. А ведь Стахановское ТТУ имеет весомую историю и надежно служило людям десятилетиями.
Экскурс в историю
Городской электротранспорт появился в Стаханове 73 года назад, когда 15 февраля 1937 г. вступила в строй первая линия трамвая, соединившая Кадиевку с поселком Ирмино. Стахановский троллейбус гораздо «моложе» трамвая и 1 марта будет встречать свой 30-летний юбилей. Перспективы у трамвайного и троллейбусного сообщения Стаханова, к сожалению, разные. Переживший даже трудные военные годы, трамвай не выдержал социально-экономических экспериментов и полной безответственности властей. В результате, движение трамваев было прекращено 11 ноября 2007 г.
На сегодняшний день трамвайная инфраструктура пришла в негодное состояние, и ее восстановление потребует огромных усилий. Более оптимистичной выглядит ситуация с троллейбусами. До конца 90-х годов, несмотря на ужасный экономический спад, стахановский троллейбус демонстрировал надежность и пристойный уровень сервиса. Высоко держать планку можно было и дальше, если бы не политика городских властей на искоренение конкуренции частным «маршруткам».
Постепенно были введены неудобные для пассажиров графики работы только в утреннюю смену, движение троллейбусов стало нерегулярным, не осуществлялся даже уход за косметическим состоянием машин, что отбило желание у многих платежеспособных пассажиров пользоваться троллейбусом. Особенно ухудшилось положение с момента избрания С.В.Жевлакова городским головой в 2008 г., который отказался финансировать ТТУ из городского бюджета, как это делают в других городах, а предпочел «кивать» на правительство, возлагая ответственность исключительно на него.
Несмотря на прекращение выделения средств из городского бюджета, троллейбус никак не хотел останавливаться, имея высокий физический запас прочности. Более того, Управление транспорта и связи Луганской облгосадминистрации своим письмом от 21.11.2008 г. утверждает, что Стахановскому горисполкому неоднократно давались рекомендации по работе ТТУ. Однако местной властью условия для работы электротранспорта созданы не были. Вместо мероприятий по сохранению ТТУ Стахановским горисполкомом была внедрена практика выделения средств из городского бюджета только на погашение задолженности по зарплате водителям и только при условии их увольнения. Уставшие от задержек зарплаты люди поддались искушению, и работа троллейбусов прекратилась 11 сентября 2008 г., когда уволился последний водитель.
Мнимое банкротство
Недовольство горожан, лишенных законного права на социальный транспорт, до настоящего времени не сильно беспокоило мэра Жевлакова. Трамвайно-троллейбусное управление, призванное выполнять социальные перевозки, продолжало простаивать весь 2009 год. Несмотря на периодические обещания восстановить троллейбусное движение, звучавшие из уст мэра, реально имела место лишь имитация деятельности. Сначала более чем спорное решение 58 сессии горсовета о начале процедуры добровольного банкротства ТТУ. Единственной положительной стороной этого решения было то, что законодательство о восстановлении платежеспособности (или банкротстве) требует от собственника составления реального плана финансового оздоровления предприятия. Однако, как раз такого плана ни городской совет, ни жители города так и не увидели до сих пор.
Зато с той же целью имитации активности, городской голова инициировал анкетирование жителей города по вопросу перевозок льготных категорий пассажиров. Будто бы С.В.Жевлакову без анкетирования не было ясно, что в его должностные обязанности входят соблюдение социальных прав жителей и эффективное использование ресурсов коммунальных предприятий. Только приближение выборов местных органов власти, которые состоятся 30 мая, помогло сдвинуть дело с мертвой точки. В конце года было отменено решение горсовета о добровольном банкротстве ТТУ, и все-таки появились некоторые усилия по восстановлению работы троллейбусов. Работы по ремонту одного троллейбуса преподносятся едва ли не как подвиг, хотя за прошедшие полтора года простоя можно было постепенно отремонтировать все из имеющихся восьми троллейбусов.
Обещания
На состоявшейся 28 января встрече с представителями СМИ городской голова презентовал «работу по восстановлению первого троллейбуса», сфотографировался на его фоне и описал свое видение дальнейшей работы электротранспорта. Как и следовало ожидать, дата пуска троллейбуса пока неизвестна, но даже в случае возобновления выхода троллейбусов на линию, пассажирам льготной категории радоваться рановато. Официального решения о тарифах еще не принято, но, по словам городского головы, предполагается не вводить бесплатного проезда, а ограничиться 50% скидкой для льготной категории пассажиров.
Мэр Жевлаков не изменил своим привычкам весьма вольно обращаться с действующим законодательством и социальными правами горожан. С.В.Жевлаков давно не скрывает, что является сторонником введения платного проезда для всех категорий пассажиров с денежной компенсацией расходов на проезд в объеме 15-20 грн. в месяц и обратился к Кабинету Министров с соответствующей инициативой. Однако подобная «монетизация льгот» требует изменений в законы Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» и не относится к компетенции Кабинета Министров. Принятие такого рода изменений весьма сомнительно, а до того момента любые попытки ограничения социальных прав являются незаконными и не должны исполняться. Городской голова обязан обеспечить соблюдение социальных прав своих избирателей без всякого «творческого подхода» к законодательству.
Реалии
Мы неоднократно рассказывали стахановчанам об основных мероприятиях, необходимых для восстановления социальной функции электротранспорта. Основными направлениями организации деятельности ТТУ должны стать:
- рациональный график работы, охватывающий утренний и вечерний «часы пик»;
- с целью экономии расходов на персонал, до окончания экономического кризиса, возможно
введение режима работы только по рабочим дням, что позволит гарантировать необходимый социальный сервис горожанам при минимальном штате ТТУ;
- открытая публикация расписания рейсов и обеспечение неукоснительного его выполнения;
- использование бортов троллейбусов и опор контактной сети в качестве рекламного носителя.
Разумеется, ТТУ не обойтись без финансовой поддержки. Со стороны городского бюджета желательно зафиксировать ежегодный объем финансирования ТТУ в объеме 0,5% расходной части, что позволило бы сделать данный вопрос прозрачным, прогнозируемым на перспективу и не подлежащим торгу при принятии бюджета. Понадобится и финансовая поддержка горожан, для чего целесообразно введение «благотворительных» билетов стоимостью 50 копеек для приобретения всеми желающими. Именно таким образом, исключительно в качестве добровольного пожертвования, можно и нужно привлекать средства льготной категории пассажиров.
Эти рекомендации вряд ли будут воплощены в жизнь нынешним руководством города. Во всяком случае, стиль его работы в предыдущие годы не оставляет места для таких надежд. В сущности, это вопрос глобальный, касающийся далеко не только электротранспорта: ответственность властей перед народом. И метод решения тут тоже один: перевыборы городского головы, городского совета.
А пока десяткам тысяч стахановчан остается ждать обещанного и… делать выводы, нужно ли им такое руководство города, которое вспоминает об их интересах только перед выборами. Все в наших руках: город – наш общий дом, и порядок в нем можем навести только мы сами. Ни столичные, ни областные власти не сделают это за нас.
Экскурс в историю
Городской электротранспорт появился в Стаханове 73 года назад, когда 15 февраля 1937 г. вступила в строй первая линия трамвая, соединившая Кадиевку с поселком Ирмино. Стахановский троллейбус гораздо «моложе» трамвая и 1 марта будет встречать свой 30-летний юбилей. Перспективы у трамвайного и троллейбусного сообщения Стаханова, к сожалению, разные. Переживший даже трудные военные годы, трамвай не выдержал социально-экономических экспериментов и полной безответственности властей. В результате, движение трамваев было прекращено 11 ноября 2007 г.
На сегодняшний день трамвайная инфраструктура пришла в негодное состояние, и ее восстановление потребует огромных усилий. Более оптимистичной выглядит ситуация с троллейбусами. До конца 90-х годов, несмотря на ужасный экономический спад, стахановский троллейбус демонстрировал надежность и пристойный уровень сервиса. Высоко держать планку можно было и дальше, если бы не политика городских властей на искоренение конкуренции частным «маршруткам».
Постепенно были введены неудобные для пассажиров графики работы только в утреннюю смену, движение троллейбусов стало нерегулярным, не осуществлялся даже уход за косметическим состоянием машин, что отбило желание у многих платежеспособных пассажиров пользоваться троллейбусом. Особенно ухудшилось положение с момента избрания С.В.Жевлакова городским головой в 2008 г., который отказался финансировать ТТУ из городского бюджета, как это делают в других городах, а предпочел «кивать» на правительство, возлагая ответственность исключительно на него.
Несмотря на прекращение выделения средств из городского бюджета, троллейбус никак не хотел останавливаться, имея высокий физический запас прочности. Более того, Управление транспорта и связи Луганской облгосадминистрации своим письмом от 21.11.2008 г. утверждает, что Стахановскому горисполкому неоднократно давались рекомендации по работе ТТУ. Однако местной властью условия для работы электротранспорта созданы не были. Вместо мероприятий по сохранению ТТУ Стахановским горисполкомом была внедрена практика выделения средств из городского бюджета только на погашение задолженности по зарплате водителям и только при условии их увольнения. Уставшие от задержек зарплаты люди поддались искушению, и работа троллейбусов прекратилась 11 сентября 2008 г., когда уволился последний водитель.
Мнимое банкротство
Недовольство горожан, лишенных законного права на социальный транспорт, до настоящего времени не сильно беспокоило мэра Жевлакова. Трамвайно-троллейбусное управление, призванное выполнять социальные перевозки, продолжало простаивать весь 2009 год. Несмотря на периодические обещания восстановить троллейбусное движение, звучавшие из уст мэра, реально имела место лишь имитация деятельности. Сначала более чем спорное решение 58 сессии горсовета о начале процедуры добровольного банкротства ТТУ. Единственной положительной стороной этого решения было то, что законодательство о восстановлении платежеспособности (или банкротстве) требует от собственника составления реального плана финансового оздоровления предприятия. Однако, как раз такого плана ни городской совет, ни жители города так и не увидели до сих пор.
Зато с той же целью имитации активности, городской голова инициировал анкетирование жителей города по вопросу перевозок льготных категорий пассажиров. Будто бы С.В.Жевлакову без анкетирования не было ясно, что в его должностные обязанности входят соблюдение социальных прав жителей и эффективное использование ресурсов коммунальных предприятий. Только приближение выборов местных органов власти, которые состоятся 30 мая, помогло сдвинуть дело с мертвой точки. В конце года было отменено решение горсовета о добровольном банкротстве ТТУ, и все-таки появились некоторые усилия по восстановлению работы троллейбусов. Работы по ремонту одного троллейбуса преподносятся едва ли не как подвиг, хотя за прошедшие полтора года простоя можно было постепенно отремонтировать все из имеющихся восьми троллейбусов.
Обещания
На состоявшейся 28 января встрече с представителями СМИ городской голова презентовал «работу по восстановлению первого троллейбуса», сфотографировался на его фоне и описал свое видение дальнейшей работы электротранспорта. Как и следовало ожидать, дата пуска троллейбуса пока неизвестна, но даже в случае возобновления выхода троллейбусов на линию, пассажирам льготной категории радоваться рановато. Официального решения о тарифах еще не принято, но, по словам городского головы, предполагается не вводить бесплатного проезда, а ограничиться 50% скидкой для льготной категории пассажиров.
Мэр Жевлаков не изменил своим привычкам весьма вольно обращаться с действующим законодательством и социальными правами горожан. С.В.Жевлаков давно не скрывает, что является сторонником введения платного проезда для всех категорий пассажиров с денежной компенсацией расходов на проезд в объеме 15-20 грн. в месяц и обратился к Кабинету Министров с соответствующей инициативой. Однако подобная «монетизация льгот» требует изменений в законы Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» и не относится к компетенции Кабинета Министров. Принятие такого рода изменений весьма сомнительно, а до того момента любые попытки ограничения социальных прав являются незаконными и не должны исполняться. Городской голова обязан обеспечить соблюдение социальных прав своих избирателей без всякого «творческого подхода» к законодательству.
Реалии
Мы неоднократно рассказывали стахановчанам об основных мероприятиях, необходимых для восстановления социальной функции электротранспорта. Основными направлениями организации деятельности ТТУ должны стать:
- рациональный график работы, охватывающий утренний и вечерний «часы пик»;
- с целью экономии расходов на персонал, до окончания экономического кризиса, возможно
введение режима работы только по рабочим дням, что позволит гарантировать необходимый социальный сервис горожанам при минимальном штате ТТУ;
- открытая публикация расписания рейсов и обеспечение неукоснительного его выполнения;
- использование бортов троллейбусов и опор контактной сети в качестве рекламного носителя.
Разумеется, ТТУ не обойтись без финансовой поддержки. Со стороны городского бюджета желательно зафиксировать ежегодный объем финансирования ТТУ в объеме 0,5% расходной части, что позволило бы сделать данный вопрос прозрачным, прогнозируемым на перспективу и не подлежащим торгу при принятии бюджета. Понадобится и финансовая поддержка горожан, для чего целесообразно введение «благотворительных» билетов стоимостью 50 копеек для приобретения всеми желающими. Именно таким образом, исключительно в качестве добровольного пожертвования, можно и нужно привлекать средства льготной категории пассажиров.
Эти рекомендации вряд ли будут воплощены в жизнь нынешним руководством города. Во всяком случае, стиль его работы в предыдущие годы не оставляет места для таких надежд. В сущности, это вопрос глобальный, касающийся далеко не только электротранспорта: ответственность властей перед народом. И метод решения тут тоже один: перевыборы городского головы, городского совета.
А пока десяткам тысяч стахановчан остается ждать обещанного и… делать выводы, нужно ли им такое руководство города, которое вспоминает об их интересах только перед выборами. Все в наших руках: город – наш общий дом, и порядок в нем можем навести только мы сами. Ни столичные, ни областные власти не сделают это за нас.
Эдуард Татаренко,
Общественный комитет защиты социальных прав граждан
Стахановской городской общественной организации "Фронт перемен"
Общественный комитет защиты социальных прав граждан
Стахановской городской общественной организации "Фронт перемен"
Коментарів 4