По спирали. Вниз…
Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его интегративные возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике – сначала гегелевской, а потом (и в основном) марксистской. Но если в марксизме образ спирали – образ прогресса, то для всластьимущих Стаханова спираль – это цикличное разграбление собственного города, который медленно и уверенно сползает все ниже и ниже. И этот печальный вывод можно было сделать, изучив вопросы 73-й сессии Стахановского городского совета, запланированной на 26 мая 2010 года.
Оптимизация
Изначально повестка дня предполагала рассмотрение 24-х вопросов. Но в ходе работы депутатских комиссий изменилось как количество вопросов, так и их наполнение. Суть этих изменений кратко можно охарактеризовать так: бюджетные отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность города, подлежат сокращению, а карманы властьимущих – пополнению.
Так, предполагается оптимизировать сеть лечебно-профилактических учреждений путем ликвидации Детской больницы города Стаханова. Мероприятия по ликвидации больницы планируется завершить в срок до 1 сентября 2010 года. Причем на вопрос депутатов, о каких именно мероприятиях идет речь, начальник управления здравоохранения никаких пояснений дать не смог. Но если решение о ликвидации Детской больницы будет одобрено депутатами горсовета, то лечение детей будет организовано на базе 1-ой городской больницы, где для этого будут сокращены 10 коек гастроэнтерологического отделения.
Это не первая попытка ликвидации Детской больницы, причины которой не раз озвучивалась – недостаток средств. Однако, изучение первого вопроса повестки дня «Об утверждении отчета исполнения временного объема городского бюджета за 1 квартал 2010 года» вносит определенные сомнения в таком утверждении. Ведь согласно докладной записке заместителя городского головы Натальи Харченко по этому вопросу темпы поступлений в городской бюджет в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросли на 32,1% или на 3642200 гривен.
Практически по всем статьям доходной части бюджета идет превышение прошлогодних показателей. Получена даже субвенция из государственного бюджета на перевозку льготной категории граждан в размере 42500 грн. И это, несмотря на то, что в Стаханове отсутствует социальный транспорт! Поэтому жаловаться на недостаток средств, как нам кажется, преждевременно. Другое дело, если бюджетные средства местная власть планирует использовать на другие цели. Вот только, интересно на какие?
Стратегический план
Неординарным событием можно было бы назвать утверждение Стратегического плана экономического развития города Стаханова на 2010-2015 года, приоритетными направлениями которого являются:
- привлечение инвестиций,
- развитие малого и среднего предпринимательства,
- развитие коммунальной инфраструктуры.
Несмотря на то, что Стратегический план носит декларативный характер, это практически первый документ, который проливает свет на перспективы развития Стаханова. К сожалению, уже первое предложение в пояснительной записке наталкивает на негативное восприятие: «предпринимательские структуры города – юридические и физические лица в течение последних лет демонстрируют возможность работать и развиваться». Так и хочется добавить – невзирая на то противодействие, которое им оказывают чиновники! Да и в целом, можно было бы сказать, что первые две части (инвестиции и бизнес) Стратегического плана – сплошная вода. Но это было бы не совсем справедливо, поскольку уже на предстоящей сессии будут рассматриваться вопросы, согласующиеся с этим планом.
К примеру, предполагается утверждение двух проектов:
- «Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города путем внедрения геоинформационной системы мониторинга территории города Стаханова»,
- «Повышение эффективности использования средств местного бюджета в результате создания современного кабинета диагностики патологии беременности».
Если после прочтения названий этих проектов у вас возникли вопросы или улыбка на лице – не удивляйтесь. Такая же реакция была у большинства специалистов, которых мы просили прокомментировать названные проекты. Но что тут скажешь, можно и на лечении детей экономить, ради чиновничьей премии в 100% и такой же надбавки за «результативность» в работе.
Кстати, о лечении больных власть тоже подумала, что отображено в проекте «Усовершенствование предоставления неотложной медицинской помощи населению». Согласно Пояснительной записке к этому проекту «7 автомобилей, находящихся на балансе станции скорой помощи, имеют 96,4% износ, 2 из них – подлежат списанию. Практически вся медицинская аппаратура имеет 100% износ». Поэтому предполагается приобретение 4-х новых автомобилей, внедрение системы GPS-мониторинга, установка отопления в боксах. И всё это правильно. Было бы, если бы не печальный опыт специализированных «Мерседесов», которые немцы подарили вроде бы громаде города, а оказалось, что частной организации.
О разделе Стратегического плана, касающегося развития коммунальной инфраструктуры, можно судить по девятому вопросу повестки дня сессии «Об итогах работы жилищного фонда, объектов соцкультбыта, теплового и водопроводно-канализационного хозяйства города Стаханова в осенне-зимний период 2009-2010 годов и задачах по их подготовке к устойчивой работе в осенне-зимний период 2010-2011 годов». Приведем дословно лишь одно предложение из информации заместителя городского головы Андрея Ступко по данному вопросу: «Для окончания в городе работ по переводу домов на индивидуальное теплоснабжение, с учетом замены подводящих и разводящих газопроводов, необходимо финансирование в объеме 40 млн. грн.». Нужно ли объяснять, что такие деньги в местном бюджете отсутствуют?
И еще пару слов о Стратегическом плане в части развития малого и среднего предпринимательства. В марте 2009 года на 54-й сессии Стахановского городского совета было принято решение об установлении коэффициента арендной платы за использование земельного участка ДП «Рынок г. Стаханова» Луганского областного союза потребительских обществ К = 5,0. Год назад такое решение вызвало массу негодования со стороны стахановских предпринимателей, для которых данный коэффициент установили вдвое большим. На предстоящей 73-й сессии для ДП «Рынок г. Стаханова» этот коэффициент планирует уменьшить до К = 3,0.
Профильная депутатская комиссия по вопросам экономического развития в лице Виталия Уманского аргументировала необходимость принятия этого решения заботой о предпринимателях, осуществляющих свою деятельность на территории Центрального рынка. Как нам кажется, это ложная аргументация, поскольку никто не собирается уменьшать стоимость аренды торговых мест на рынке. А, учитывая факт приобретения Виталием Уманским на последней сессии коммунального имущества по остаточной стоимости (практически задаром), можно сделать и вовсе печальные выводы. В любом случае, если данное решение и можно назвать «заботой» о предпринимателях, то уж точно не о стахановских. И, естественно, в случае уменьшения коэффициента для ДП «Рынок г. Стаханова», значительную сумму средств недополучит бюджет Стаханова.
Земельно-котельные мытарства
Половина вопросов, рассматриваемых на сессии, в той или иной мере затрагивают земельные отношения. Причем некоторые из них рассматриваются неоднократно, поскольку, с одной стороны, депутаты отказываются принимать по ним положительное решение, а с другой – их лоббированием занимается непосредственно мэр или члены его семьи.
Таким вопросом, ранее, на 70-ой сессии отклоненным депутатами, является разрешение выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка частному предпринимателю Владимиру Жевлакову для строительства мини-котельной. Помнится тогда городской голова Сергей Жевлаков пообещал получить необходимые разъяснения из Киева, и вновь рассмотреть вопрос на сессии горсовета.
С этой целью заместитель городского головы Игорь Мацевич обратился в Государственный комитет земельных ресурсов (письмо №01-28/2016 от 10.03.2010) с единственным вопросом: «Чи може бути передана в оренду земельна ділянка без продажу права на конкурентних засадах (аукціоні) на підставі частини 2 статті 134 Земельного кодексу України для будівництва котельні для опалення та забезпечення діяльності приватної будівлі, що є культурно-розважальним центром для молоді?”.
Сам факт таких действий государственного служащего, действующего в интересах частного лица, по нашему мнению является незаконным. Да и разъяснение Государственного комитета земельных ресурсов конкретного ответа не содержит, а лишь цитирует статьи закона: «не підлягають продажу на конкурентних засадах земельні ділянки державної чи комунальної власності або права на них у разі будівництва об’єктів забезпечення життєдіяльності населених пунктів”.
Назвать КРЦ «Ника» населенным пунктом крайне сложно, тем более что в Справке согласования проекта решения 73-й сессии Стахановского горсовета начальник Управления Госкомзема в г.Стаханове Ольга Токарь отметила, что предлагаемый проект решения «не відповідає вимогам п.2 ст. 134 Земельного кодексу України”. Поэтому Владимир Жевлаков обратился в киевскую юридическую компанию «Постульга та Партнери». И результатом этого обращения стал Меморандум от 06.05.2010, который «містить короткий опис правового механізму удосконалення інфраструктури парку культури та відпочинку виконанням інвестиційних зобов’язань шляхом побудови котельні”.
Юристы компании «Постульга та Партнери» на основании предоставленных документов, исходя из того, что строительство котельной необходимо для отопления не только КРЦ «Ника», но и административного здания парка, подземного туалета и зала игровых автоматов пришли к выводу, что земельный участок может быть передан предпринимателю Владимиру Жевлакову на неконкурентной основе. Однако здесь возникает ряд вопросов.
Во-первых, в перечне предоставленных юридической компании документов отсутствует Инвестиционный проект развития ПКиО «Горняк», разработанный в сентябре 2005 года. Согласно этому проекту инвесторы обязывались установить новые аттракционы, обустроить пляж, спасательную и лодочную станции, осуществлять чистку ставка. Но вот про КРЦ «Ника» в этом документе нет ни слова. И это не удивительно, ведь КРЦ «Ника» начал свою работу еще в 2000 году! Причем до сего дня этот объект так и не был введен в эксплуатацию. И связано это не только с отсутствием проектно-сметной документации, но и с необходимостью отчисления в бюджет города 10% от сметной стоимости КРЦ «Ника» на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города. А это, поверьте, очень большая сумма!
Во-вторых, речь идет не о строительстве новой котельной, а о переносе существующей котельной КРЦ «Ника» в отдельное здание. На эти действия собственника «Ники» вынудили работники МЧС, которые при проверке объекта составили предписание о его закрытии и устранении выявленных нарушений.
В-третьих, возникает вопрос: что мешало ранее от действующей котельной КРЦ «Ника» осуществлять отопление здания парка, подземного туалета и зала игровых автоматов? Да и нужно ли это? Ведь подземный туалет не работает с 2006 года (включая летний период), зал игровых автоматов в зимний период закрыт и используется в качестве склада, а здание парка, полностью сданное в аренду частным структурам, имеет своё индивидуальное отопление.
Чтобы понять обоснованность Меморандума компании «Постульга та Партнери» мы связались с её руководителем Василием Постульгой. Он четко и ясно ответил, что выводы юристов базируются на основании предоставленной заказчиком информации, которой для составления заключения было вполне достаточно. Однако, он допускает, что объем информации мог быть и большим, что соответствующим образом могло повлиять на юридическое заключение.
В целом хотелось бы отметить, что, несмотря на многие нестыковки в данном вопросе, перенос котельной из КРЦ «Ника» в отдельно стоящее здание должен быть осуществлен. И городской голова, и собственник, и депутаты горсовета просто обязаны найти законное компромиссное решение по данному вопросу. Печальный опыт нарушения правил пожарной безопасности в массовых развлекательных заведениях известен всем. И повторять его в Стаханове не стоит.
Стахановское движение
В августе нынешнего года город отпразднует 75-летие Стахановского движения. По имеющейся у нас информации, из государственного бюджета городу Стаханову на празднование планируется выделение около 15 млн. грн. (примерно столько же – Теплогорску). Предполагается приезд высокопоставленных гостей, включая Президента Украины.
Следствием предстоящих событий стала попытка мэра наладить нормальные взаимоотношения со всеми оппозиционными силами города. И мы искренне радовались начавшимся переговорам, веруя в то, что конфликты прекратятся, а власть начнет действовать открыто, совместно решая все наболевшие вопросы жизнедеятельности города. Но, видимо, личные проблемы волнуют властьимущих больше, чем жизнедеятельность города и благополучие стахановчан.
Поэтому по-прежнему на сессию будут выноситься вопросы о передаче земельных участков Владимиру Жевлакову на 25 лет, в то время как всем остальным стахановским предпринимателям – на 3-5 лет (17-18 вопросы повестки дня 73-й сессии Стахановского горсовета). Да и вопросы «оптимизации», ликвидации и демонтажа станут рассматриваться на сессиях горсовета все чаще и чаще.
Оптимизация
Изначально повестка дня предполагала рассмотрение 24-х вопросов. Но в ходе работы депутатских комиссий изменилось как количество вопросов, так и их наполнение. Суть этих изменений кратко можно охарактеризовать так: бюджетные отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность города, подлежат сокращению, а карманы властьимущих – пополнению.
Так, предполагается оптимизировать сеть лечебно-профилактических учреждений путем ликвидации Детской больницы города Стаханова. Мероприятия по ликвидации больницы планируется завершить в срок до 1 сентября 2010 года. Причем на вопрос депутатов, о каких именно мероприятиях идет речь, начальник управления здравоохранения никаких пояснений дать не смог. Но если решение о ликвидации Детской больницы будет одобрено депутатами горсовета, то лечение детей будет организовано на базе 1-ой городской больницы, где для этого будут сокращены 10 коек гастроэнтерологического отделения.
Это не первая попытка ликвидации Детской больницы, причины которой не раз озвучивалась – недостаток средств. Однако, изучение первого вопроса повестки дня «Об утверждении отчета исполнения временного объема городского бюджета за 1 квартал 2010 года» вносит определенные сомнения в таком утверждении. Ведь согласно докладной записке заместителя городского головы Натальи Харченко по этому вопросу темпы поступлений в городской бюджет в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросли на 32,1% или на 3642200 гривен.
Практически по всем статьям доходной части бюджета идет превышение прошлогодних показателей. Получена даже субвенция из государственного бюджета на перевозку льготной категории граждан в размере 42500 грн. И это, несмотря на то, что в Стаханове отсутствует социальный транспорт! Поэтому жаловаться на недостаток средств, как нам кажется, преждевременно. Другое дело, если бюджетные средства местная власть планирует использовать на другие цели. Вот только, интересно на какие?
Стратегический план
Неординарным событием можно было бы назвать утверждение Стратегического плана экономического развития города Стаханова на 2010-2015 года, приоритетными направлениями которого являются:
- привлечение инвестиций,
- развитие малого и среднего предпринимательства,
- развитие коммунальной инфраструктуры.
Несмотря на то, что Стратегический план носит декларативный характер, это практически первый документ, который проливает свет на перспективы развития Стаханова. К сожалению, уже первое предложение в пояснительной записке наталкивает на негативное восприятие: «предпринимательские структуры города – юридические и физические лица в течение последних лет демонстрируют возможность работать и развиваться». Так и хочется добавить – невзирая на то противодействие, которое им оказывают чиновники! Да и в целом, можно было бы сказать, что первые две части (инвестиции и бизнес) Стратегического плана – сплошная вода. Но это было бы не совсем справедливо, поскольку уже на предстоящей сессии будут рассматриваться вопросы, согласующиеся с этим планом.
К примеру, предполагается утверждение двух проектов:
- «Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города путем внедрения геоинформационной системы мониторинга территории города Стаханова»,
- «Повышение эффективности использования средств местного бюджета в результате создания современного кабинета диагностики патологии беременности».
Если после прочтения названий этих проектов у вас возникли вопросы или улыбка на лице – не удивляйтесь. Такая же реакция была у большинства специалистов, которых мы просили прокомментировать названные проекты. Но что тут скажешь, можно и на лечении детей экономить, ради чиновничьей премии в 100% и такой же надбавки за «результативность» в работе.
Кстати, о лечении больных власть тоже подумала, что отображено в проекте «Усовершенствование предоставления неотложной медицинской помощи населению». Согласно Пояснительной записке к этому проекту «7 автомобилей, находящихся на балансе станции скорой помощи, имеют 96,4% износ, 2 из них – подлежат списанию. Практически вся медицинская аппаратура имеет 100% износ». Поэтому предполагается приобретение 4-х новых автомобилей, внедрение системы GPS-мониторинга, установка отопления в боксах. И всё это правильно. Было бы, если бы не печальный опыт специализированных «Мерседесов», которые немцы подарили вроде бы громаде города, а оказалось, что частной организации.
О разделе Стратегического плана, касающегося развития коммунальной инфраструктуры, можно судить по девятому вопросу повестки дня сессии «Об итогах работы жилищного фонда, объектов соцкультбыта, теплового и водопроводно-канализационного хозяйства города Стаханова в осенне-зимний период 2009-2010 годов и задачах по их подготовке к устойчивой работе в осенне-зимний период 2010-2011 годов». Приведем дословно лишь одно предложение из информации заместителя городского головы Андрея Ступко по данному вопросу: «Для окончания в городе работ по переводу домов на индивидуальное теплоснабжение, с учетом замены подводящих и разводящих газопроводов, необходимо финансирование в объеме 40 млн. грн.». Нужно ли объяснять, что такие деньги в местном бюджете отсутствуют?
И еще пару слов о Стратегическом плане в части развития малого и среднего предпринимательства. В марте 2009 года на 54-й сессии Стахановского городского совета было принято решение об установлении коэффициента арендной платы за использование земельного участка ДП «Рынок г. Стаханова» Луганского областного союза потребительских обществ К = 5,0. Год назад такое решение вызвало массу негодования со стороны стахановских предпринимателей, для которых данный коэффициент установили вдвое большим. На предстоящей 73-й сессии для ДП «Рынок г. Стаханова» этот коэффициент планирует уменьшить до К = 3,0.
Профильная депутатская комиссия по вопросам экономического развития в лице Виталия Уманского аргументировала необходимость принятия этого решения заботой о предпринимателях, осуществляющих свою деятельность на территории Центрального рынка. Как нам кажется, это ложная аргументация, поскольку никто не собирается уменьшать стоимость аренды торговых мест на рынке. А, учитывая факт приобретения Виталием Уманским на последней сессии коммунального имущества по остаточной стоимости (практически задаром), можно сделать и вовсе печальные выводы. В любом случае, если данное решение и можно назвать «заботой» о предпринимателях, то уж точно не о стахановских. И, естественно, в случае уменьшения коэффициента для ДП «Рынок г. Стаханова», значительную сумму средств недополучит бюджет Стаханова.
Земельно-котельные мытарства
Половина вопросов, рассматриваемых на сессии, в той или иной мере затрагивают земельные отношения. Причем некоторые из них рассматриваются неоднократно, поскольку, с одной стороны, депутаты отказываются принимать по ним положительное решение, а с другой – их лоббированием занимается непосредственно мэр или члены его семьи.
Таким вопросом, ранее, на 70-ой сессии отклоненным депутатами, является разрешение выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка частному предпринимателю Владимиру Жевлакову для строительства мини-котельной. Помнится тогда городской голова Сергей Жевлаков пообещал получить необходимые разъяснения из Киева, и вновь рассмотреть вопрос на сессии горсовета.
С этой целью заместитель городского головы Игорь Мацевич обратился в Государственный комитет земельных ресурсов (письмо №01-28/2016 от 10.03.2010) с единственным вопросом: «Чи може бути передана в оренду земельна ділянка без продажу права на конкурентних засадах (аукціоні) на підставі частини 2 статті 134 Земельного кодексу України для будівництва котельні для опалення та забезпечення діяльності приватної будівлі, що є культурно-розважальним центром для молоді?”.
Сам факт таких действий государственного служащего, действующего в интересах частного лица, по нашему мнению является незаконным. Да и разъяснение Государственного комитета земельных ресурсов конкретного ответа не содержит, а лишь цитирует статьи закона: «не підлягають продажу на конкурентних засадах земельні ділянки державної чи комунальної власності або права на них у разі будівництва об’єктів забезпечення життєдіяльності населених пунктів”.
Назвать КРЦ «Ника» населенным пунктом крайне сложно, тем более что в Справке согласования проекта решения 73-й сессии Стахановского горсовета начальник Управления Госкомзема в г.Стаханове Ольга Токарь отметила, что предлагаемый проект решения «не відповідає вимогам п.2 ст. 134 Земельного кодексу України”. Поэтому Владимир Жевлаков обратился в киевскую юридическую компанию «Постульга та Партнери». И результатом этого обращения стал Меморандум от 06.05.2010, который «містить короткий опис правового механізму удосконалення інфраструктури парку культури та відпочинку виконанням інвестиційних зобов’язань шляхом побудови котельні”.
Юристы компании «Постульга та Партнери» на основании предоставленных документов, исходя из того, что строительство котельной необходимо для отопления не только КРЦ «Ника», но и административного здания парка, подземного туалета и зала игровых автоматов пришли к выводу, что земельный участок может быть передан предпринимателю Владимиру Жевлакову на неконкурентной основе. Однако здесь возникает ряд вопросов.
Во-первых, в перечне предоставленных юридической компании документов отсутствует Инвестиционный проект развития ПКиО «Горняк», разработанный в сентябре 2005 года. Согласно этому проекту инвесторы обязывались установить новые аттракционы, обустроить пляж, спасательную и лодочную станции, осуществлять чистку ставка. Но вот про КРЦ «Ника» в этом документе нет ни слова. И это не удивительно, ведь КРЦ «Ника» начал свою работу еще в 2000 году! Причем до сего дня этот объект так и не был введен в эксплуатацию. И связано это не только с отсутствием проектно-сметной документации, но и с необходимостью отчисления в бюджет города 10% от сметной стоимости КРЦ «Ника» на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города. А это, поверьте, очень большая сумма!
Во-вторых, речь идет не о строительстве новой котельной, а о переносе существующей котельной КРЦ «Ника» в отдельное здание. На эти действия собственника «Ники» вынудили работники МЧС, которые при проверке объекта составили предписание о его закрытии и устранении выявленных нарушений.
В-третьих, возникает вопрос: что мешало ранее от действующей котельной КРЦ «Ника» осуществлять отопление здания парка, подземного туалета и зала игровых автоматов? Да и нужно ли это? Ведь подземный туалет не работает с 2006 года (включая летний период), зал игровых автоматов в зимний период закрыт и используется в качестве склада, а здание парка, полностью сданное в аренду частным структурам, имеет своё индивидуальное отопление.
Чтобы понять обоснованность Меморандума компании «Постульга та Партнери» мы связались с её руководителем Василием Постульгой. Он четко и ясно ответил, что выводы юристов базируются на основании предоставленной заказчиком информации, которой для составления заключения было вполне достаточно. Однако, он допускает, что объем информации мог быть и большим, что соответствующим образом могло повлиять на юридическое заключение.
В целом хотелось бы отметить, что, несмотря на многие нестыковки в данном вопросе, перенос котельной из КРЦ «Ника» в отдельно стоящее здание должен быть осуществлен. И городской голова, и собственник, и депутаты горсовета просто обязаны найти законное компромиссное решение по данному вопросу. Печальный опыт нарушения правил пожарной безопасности в массовых развлекательных заведениях известен всем. И повторять его в Стаханове не стоит.
Стахановское движение
В августе нынешнего года город отпразднует 75-летие Стахановского движения. По имеющейся у нас информации, из государственного бюджета городу Стаханову на празднование планируется выделение около 15 млн. грн. (примерно столько же – Теплогорску). Предполагается приезд высокопоставленных гостей, включая Президента Украины.
Следствием предстоящих событий стала попытка мэра наладить нормальные взаимоотношения со всеми оппозиционными силами города. И мы искренне радовались начавшимся переговорам, веруя в то, что конфликты прекратятся, а власть начнет действовать открыто, совместно решая все наболевшие вопросы жизнедеятельности города. Но, видимо, личные проблемы волнуют властьимущих больше, чем жизнедеятельность города и благополучие стахановчан.
Поэтому по-прежнему на сессию будут выноситься вопросы о передаче земельных участков Владимиру Жевлакову на 25 лет, в то время как всем остальным стахановским предпринимателям – на 3-5 лет (17-18 вопросы повестки дня 73-й сессии Стахановского горсовета). Да и вопросы «оптимизации», ликвидации и демонтажа станут рассматриваться на сессиях горсовета все чаще и чаще.
Евгений Акимов
Коментарів 18