Памятка предпринимателя
Реформирование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.
4 ноября этого года принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» №4014-VI, что стало важным шагом в направлении улучшения налогового климата для предпринимателей Украины, который вступает в силу с 1 января 2012 года. С этого времени упрощенная система налогообложения, учета, и отчетности для субъектов ведения хозяйствования будет устанавливаться исключительно в условиях Налогового кодекса Украины. Нюансы данного Закона на брифинге прокомментировал заместитель председателя по проведению реорганизации Стахановской ОГНИ, заместитель начальника Игорь ЗАПАДЕНЕЦ (на фото):
— Для предпринимателей — упрощенцев самый важный момент — возможность взаимовыгодного сотрудничества с плательщиками налога на прибыль и возможность быть плательщиком НДС Что же принес новый порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с 2012 года?
Во-первых: Нормы этого Закона четко регламентируют: критерии пребывания на упрощенной системе; порядок перехода плательщика на упрощенную систему налогообложения и наоборот; порядок определения дохода; ведение учета и составление отчетности; порядок выдачи и аннулирования свидетельства плательщика единого налога; ответственность плательщика единого налога за несоблюдение норм кодекса.
Во-вторых: Для того чтобы предпринимателям и юридическим лицам ориентироваться в дальнейшей работе, необходимо определиться и найти свое место в новой упрощенной системе. В соответствии с законом, физические лица — предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, разделяются на три группы.
К первой группе отнесены предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в протяжении календарного года не превышает 150 тыс. грн. Для таких предпринимателей устанавливается ставка налога в границах от 1 до 10% минимальной заработной платы (10—100 грн.).
Вторая группа — предприниматели, которые в протяжении календарного года используют труд не более 10 наемных лиц и объем дохода не превышает 1 млн. грн., которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Ставка — от 2 до 20% минимальной заработной платы (20—200 грн.).
К третьей группе принадлежат лица, которые имеют не более 20 наемных лиц и объем дохода не превышает 3 млн. грн. Ставка для этой группы — 3% от полученной выручки при условии уплаты НДС или 5% без уплаты НДС.
Реформирование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
Нюансы данного Закона на брифинге прокомментировал заместитель председателя по проведению реорганизации Стахановской ОГНИ, заместитель начальника Игорь ЗАПАДЕНЕЦ.
Плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).
При расчете общего количества лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком единого налога - физическим лицом, не учитываются наемные работники, которые находятся:
- в отпуске в связи с беременностью и родами;
- в отпуске по уходу за ребенком по достижению им предусмотренного законодательством возраста.
Обращаю внимание на ставки единого налога. Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц.
В случае осуществления плательщиками единого налога первой и второй групп нескольких видов хозяйственной деятельности применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный для таких видов хозяйственной деятельности. Если указанные плательщики единого налога осуществляют хозяйственную деятельность на территориях более чем одного сельского, поселкового или городского совета применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный для соответствующей группы таких плательщиков единого налога.
Ставка единого налога устанавливается для плательщиков упрощенной системы налогообложения первой, второй и третьей групп в размере 15%:
1) к сумме превышения объема дохода, определенного для соответствующей группы;
2) к доходу, полученному от осуществления деятельности, не отмеченной в свидетельстве плательщика единого налога, отнесенного к первой или второй группам;
3) к доходу, полученному при применении другого способа расчетов, чем отмеченный в этой главе;
4) к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения.
Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога:
- первой группы является календарный год.
- второй — третьей групп является календарный квартал.
Упрощенная система налогообложения имеет свои положительные моменты. Это, прежде всего, снижение ставки налогов и упрощенное видение бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, плательщики единого налога освобождаются от начисления, уплаты и предоставления отчетности по таким налогам и сборам:
1) налог на прибыль предприятий;
2) налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложенные налогом согласно статьи 292 Налогового кодекса;
3) налог на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, который уплачивается физическими лицами, избравшими ставку единого налога в размере 3% (3 группа и юридические лица- 4 группа, являющиеся плательщиками НДС);
4) земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности;
5) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
6) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.