Вербное воскресенье и Страстная седмица
Праздник Входа Господня в Иерусалим на Руси в народе назывался Вербным воскресеньем. Этот двунадесятый праздник мы празднуем за шесть дней до предания Иисуса Христа на страдания и крестную смерть. Великий пост таким образом завершается праздником, точнее, двуединым, двухдневным праздником, так как Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота, — тот день, когда Христос воскресил Лазаря. В честь праздника дается послабление поста: разрешается вкушать вино, елей и рыбу.
Приказ «Лазарь! Иди вон!» — это чудо любви, торжествующей над смертью, это вызов смерти. Чтобы разрушить смерть — смерть, которую Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти, — сам Христос, сам Бог, сама любовь и сама жизнь сойдет во гроб встретиться со смертью лицом к лицу, и разрушит её, чтобы даровать нам вечную жизнь, для которой и создан был человек. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел уверить учеников Своих в будущем Своем Воскресении, всех — в общем воскресении мертвых, грешникам — явить образ духовного воскресения. Действительно, Господь Иисус Христос явил в Себе при гробе Лазаря очевиднейшим образом и Божество и человечество. И на следующий день по воскресении Лазаря, Христос вступает в Иерусалим. Но не так, как раньше — неузнанный. Теперь толпа с пальмовыми ветвями приветствует его древним приветствием, которым раньше обращались только в царю: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». В день тот, за шесть дней прежде Пасхи, Он явил Свое Царство на земле, открыл его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать гражданами этого Царства Христова, подданными этого смиренного Царя, Государя без земной власти и без земного могущества, но всесильного любовью.
«В этот единственный день в году мы стоим в переполненных храмах и поднимаем вербу, и гремит опять это царское «Осанна!» — мы говорим себе: не умерло, не погибло, не исчезло с лица земли Царство Христово, так ярко засиявшее в этот день в Иерусалиме. Мы говорим Богу: Ты еси един Господь, Ты наш единый Царь, и мы знаем, верим и утверждаем, что победит оно, это царство Твоей любви, Твоей победы над грехом, над злом и над смертью, и что радости этой веры никто не отнимет от нас. Нет, не устоит эта власть насилия, зла и лжи. Рухнет, как рухнули все прежние царства и властелины. А Твое Царство, Господи, пребудет. И настанет время, когда любовью Своею Ты утрешь всякую слезу с глаз наших, растворишь в Своей радости всякое горе, пронзишь светом вечности созданный Тобой мир», — писал отец А. Шмеман об этом светлом празднике.
Верба на Руси играла ту же роль, что и пальмовые ветви. Приготовление вербных веток было особым обрядом. Накануне вербного воскресенья все без различия сословий и званий отправлялись ломать вербу на берега рек. Было принято освященную в церкви вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год — ей приписывалась охранительная и целебная сила.
Последняя неделя великого Поста перед Пасхой назвается Страстной седмицей. Она сопровождается особыми, очень скорбными богослужениями. Страстная неделя — это ежегодное воспоминание о событиях, предшествовавших мученическим страданиям Иисуса Христа, и о смерти Спасителя. Вчитываясь в евангелия, мы будто проходим вместе со Спасителем Его страшный крестный путь, размышляем, чему учил, о чем говорил людям Господь в последние свои земные часы. Каждый из дней страстной недели именуется святым и великим и глубоко почитается всеми христианами.
Бесценный урок Страстного понедельника — слова Господа о молитве ко Всевышнему, о действенности нашей молитвы. Мы всегда должны помнить, что Господь слышит каждое наше слово и может исполнить каждое наше прошение, но лишь тогда, когда наша молитва совершается с глубоким чувством любви к Богу, с чувством смирения, сокрушения о своих грехах — и тоже идет от всего сердца, когда молитва будет выполняться старательно, а предмет нашего моления будет достоин внимания Бога. Вторник и среду Страстной недели Господь провел в Вифании. Среда была также тем днем, когда Иуда Искариот, зараженный корыстолюбием, решается предать своего учителя. Иоанн Златоуст писал: «В то время как грешница принесла к ногам Христовым главу свою, Иуда простер руки к беззаконным. Та искала оставления грехов своих, а сей — взять сребренники. Она радовалась, тратя миро многоценное, сей заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а сей от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его».
Страстной четверг, кажется, вместил события многих дней — так много было в нем как величественного, прекрасного, непреходящего для мира, так и трагизма, скорби и любви. Страстной четверг — это Тайная вечеря и предательство Иуды, молитва Господа в Гефсиманском саду и его арест. Богослужение Великого четверга проникнуто двойным чувством — радости и печали: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и той великой духовной радости, которую Господь уготовил для всех любящих Его.
В знак ее священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Именно в этот день через апостолов передал Господь завет всему человечеству: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Гефсимания исполнена духом моления Христова. Сила возможных искушений побеждена там силою молитвы Христа. При этом победоносная сила молитвы непреходяща, она пребывает с нами вовеки. Отчего скорбел Иисус в саду Гефсиманском? Какую горечь заключала в себе таинственная чаша, о которой Он молил? Это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности перед Богом, и это мы заслуживаем тех казней, которые принял на себя Агнец Божий.
Своими духовными страданиями Господь очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность. И от нас ждёт Господь хотя бы малого сообщества в Его великих страстях, хотя бы малого соучастия — такого, какое доступно нашей немощной вере, любви и благодарности. Гефсиманское моление о чаше Иисуса Христа убеждает нас: за это участие в страстях Господа нашего мы получаем укрепление нашей веры, упования и любви, а значит, и победу над искушениями, потому что «вера есть победа, победившая мир».
Пятница Страстной недели — это день суда и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В течение двух тысячелетий с момента этого события, все время существования христианского мира человечество стоит перед выбором между добром и злом. И все это время идет борьба света и тьмы за души людские. Потому для христиан всего мира с оглядкой на крестные муки Христа важно жить «бия себя в грудь», то есть всматриваясь в свое духовное «я», распиная грехи свои на кресте православной веры и честно отвечая себе самому на вопрос: «Как я живу и чем питаю дух свой?». Вечер пятницы и Страстная суббота — это погребение Христа, а венчает Страстную неделю Праздник праздников, Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресение — Пасха.
Приказ «Лазарь! Иди вон!» — это чудо любви, торжествующей над смертью, это вызов смерти. Чтобы разрушить смерть — смерть, которую Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти, — сам Христос, сам Бог, сама любовь и сама жизнь сойдет во гроб встретиться со смертью лицом к лицу, и разрушит её, чтобы даровать нам вечную жизнь, для которой и создан был человек. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел уверить учеников Своих в будущем Своем Воскресении, всех — в общем воскресении мертвых, грешникам — явить образ духовного воскресения. Действительно, Господь Иисус Христос явил в Себе при гробе Лазаря очевиднейшим образом и Божество и человечество. И на следующий день по воскресении Лазаря, Христос вступает в Иерусалим. Но не так, как раньше — неузнанный. Теперь толпа с пальмовыми ветвями приветствует его древним приветствием, которым раньше обращались только в царю: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». В день тот, за шесть дней прежде Пасхи, Он явил Свое Царство на земле, открыл его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать гражданами этого Царства Христова, подданными этого смиренного Царя, Государя без земной власти и без земного могущества, но всесильного любовью.
«В этот единственный день в году мы стоим в переполненных храмах и поднимаем вербу, и гремит опять это царское «Осанна!» — мы говорим себе: не умерло, не погибло, не исчезло с лица земли Царство Христово, так ярко засиявшее в этот день в Иерусалиме. Мы говорим Богу: Ты еси един Господь, Ты наш единый Царь, и мы знаем, верим и утверждаем, что победит оно, это царство Твоей любви, Твоей победы над грехом, над злом и над смертью, и что радости этой веры никто не отнимет от нас. Нет, не устоит эта власть насилия, зла и лжи. Рухнет, как рухнули все прежние царства и властелины. А Твое Царство, Господи, пребудет. И настанет время, когда любовью Своею Ты утрешь всякую слезу с глаз наших, растворишь в Своей радости всякое горе, пронзишь светом вечности созданный Тобой мир», — писал отец А. Шмеман об этом светлом празднике.
Верба на Руси играла ту же роль, что и пальмовые ветви. Приготовление вербных веток было особым обрядом. Накануне вербного воскресенья все без различия сословий и званий отправлялись ломать вербу на берега рек. Было принято освященную в церкви вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год — ей приписывалась охранительная и целебная сила.
Последняя неделя великого Поста перед Пасхой назвается Страстной седмицей. Она сопровождается особыми, очень скорбными богослужениями. Страстная неделя — это ежегодное воспоминание о событиях, предшествовавших мученическим страданиям Иисуса Христа, и о смерти Спасителя. Вчитываясь в евангелия, мы будто проходим вместе со Спасителем Его страшный крестный путь, размышляем, чему учил, о чем говорил людям Господь в последние свои земные часы. Каждый из дней страстной недели именуется святым и великим и глубоко почитается всеми христианами.
Бесценный урок Страстного понедельника — слова Господа о молитве ко Всевышнему, о действенности нашей молитвы. Мы всегда должны помнить, что Господь слышит каждое наше слово и может исполнить каждое наше прошение, но лишь тогда, когда наша молитва совершается с глубоким чувством любви к Богу, с чувством смирения, сокрушения о своих грехах — и тоже идет от всего сердца, когда молитва будет выполняться старательно, а предмет нашего моления будет достоин внимания Бога. Вторник и среду Страстной недели Господь провел в Вифании. Среда была также тем днем, когда Иуда Искариот, зараженный корыстолюбием, решается предать своего учителя. Иоанн Златоуст писал: «В то время как грешница принесла к ногам Христовым главу свою, Иуда простер руки к беззаконным. Та искала оставления грехов своих, а сей — взять сребренники. Она радовалась, тратя миро многоценное, сей заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а сей от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его».
Страстной четверг, кажется, вместил события многих дней — так много было в нем как величественного, прекрасного, непреходящего для мира, так и трагизма, скорби и любви. Страстной четверг — это Тайная вечеря и предательство Иуды, молитва Господа в Гефсиманском саду и его арест. Богослужение Великого четверга проникнуто двойным чувством — радости и печали: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и той великой духовной радости, которую Господь уготовил для всех любящих Его.
В знак ее священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Именно в этот день через апостолов передал Господь завет всему человечеству: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Гефсимания исполнена духом моления Христова. Сила возможных искушений побеждена там силою молитвы Христа. При этом победоносная сила молитвы непреходяща, она пребывает с нами вовеки. Отчего скорбел Иисус в саду Гефсиманском? Какую горечь заключала в себе таинственная чаша, о которой Он молил? Это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности перед Богом, и это мы заслуживаем тех казней, которые принял на себя Агнец Божий.
Своими духовными страданиями Господь очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность. И от нас ждёт Господь хотя бы малого сообщества в Его великих страстях, хотя бы малого соучастия — такого, какое доступно нашей немощной вере, любви и благодарности. Гефсиманское моление о чаше Иисуса Христа убеждает нас: за это участие в страстях Господа нашего мы получаем укрепление нашей веры, упования и любви, а значит, и победу над искушениями, потому что «вера есть победа, победившая мир».
Пятница Страстной недели — это день суда и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В течение двух тысячелетий с момента этого события, все время существования христианского мира человечество стоит перед выбором между добром и злом. И все это время идет борьба света и тьмы за души людские. Потому для христиан всего мира с оглядкой на крестные муки Христа важно жить «бия себя в грудь», то есть всматриваясь в свое духовное «я», распиная грехи свои на кресте православной веры и честно отвечая себе самому на вопрос: «Как я живу и чем питаю дух свой?». Вечер пятницы и Страстная суббота — это погребение Христа, а венчает Страстную неделю Праздник праздников, Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресение — Пасха.
Коментарів 2