Электротранспорту Стаханова – быть!
Многие уже и забыли, что такое нормальный электротранспорт и зачем он нужен городу. Пора разъяснить этот вопрос.
Прежде всего, конечно, из-за своей экологичности. На Донбассе, самом экологически неблагополучном регионе Украины, ликвидировать электротранспорт в угоду экологически вредоносному автотранспорту – преступление. Загрязнение воздуха – одна из причин роста раковых и сердечно-сосудистых заболеваний. В Украине 70% от общего уровня заболеваемости составляют болезни кровообращения, возросшие по сравнению с 1990 г. в 4,1 раза (!) и онкология, 70% онкобольных составляют страдающие раком легких. Мрачную статистику можно приводить долго…. Между тем, вклад автомобильных выхлопов в загрязнение атмосферы превышает 50%. Не слишком ли высокую цену платим все мы за узкокоммерчекий частный интерес? Учитывая, что 1 троллейбус по вместимости способен заменить 6 микроавтобусов ГАЗель, выход напрашивается сам. Все мы – живые люди, а воздух один на всех: богатых и бедных, бизнесменов и рабочих. Банальная и очевидная вещь, но почему-то простые и очевидные вещи игнорируются дольше всего….
Второй важной причиной является социально-экономическая значимость электротранспорта. И дело не только в перевозках многочисленных льготных пассажиров, хотя и это тоже важно. Если отказаться от электротранспорта, горожане станут заложниками воли частных автоперевозчиков. В 2008 году были внедрены частные «социальные» автобусы. Однако что будет, если в силу каких-либо соображений (например, экономическая конъюнктура, неплатежи государства по компенсациям за льготников и т.п.) «частник» изменит условия сервиса или вообще решит уйти с рынка перевозок? Ведь это его неотъемлемое право! С чем тогда останется город?! Все помнят несанкционированное повышение цен автоперевозчиками в этом году. Что смогла предпринять власть? Ничего, кроме как «уговаривать и идти навстречу» этим самым перевозчикам. Это называется монополия, которая укрепляется на наших глазах.
Кроме того, за последние 6 лет нефть подорожала в 3 раза, а электроэнергия – лишь в 1,5. Некоторое удешевление нефти за последний месяц в связи с кризисом в США этой глобальной тенденции не изменит, не нужно обольщаться: растет население Земли – будет расти и цена на ресурсы.
Дополнительным аргументом в пользу электротранспорта является стоимость потребляемой энергии на километр транспортной работы, которая существенно ниже, чем у автобусов и микроавтобусов.
Так зачем же «платить больше» за монополию экологически грязного транспорта?!
Для обновления парка вовсе нет необходимости «тратить миллионы». Даже самый «навороченный» электроникой сверхэкономичный низкопольный троллейбус стоит все-таки меньше миллиона. Да и вовсе не обязательно Стаханову приобретать именно такую технику. Например, специалистами Харькова и Днепропетровска производятся высококлассные капитально-восстановительные ремонты, предусматривающие восстановление параметров машин почти до номинальных с продлением эксплуатационного срока на 5-7 лет. Стоимость такого ремонта: 250-300 тыс.грн. Кроме того, существуют возможности покупки б/у троллейбусов в хорошем состоянии у богатых городов, приобретения на заводе-изготовителе новых корпусов троллейбусов с последующей самостоятельной доукомплектацией имеющейся б/у электрикой – практика, весьма успешно применяемая Винницой, С.-Петербургом. Вариантов работы множество – просто нужно хотеть, думать и работать.
Увы, по электротранспорту Стаханов остается в Луганской области досадным исключением: Северодонецк, Лисичанск, Алчевск продолжают закупки троллейбусов, менее богатые города Краснодон и Антрацит не теряют позиций, ремонтируя и поддерживая имеющийся подвижной состав. Стратегии усиленного возрождения троллейбуса придерживаются в Луганске, и в 2009 году начнется строительство новой троллейбусной линии. А в Стаханове власть годами вела себя по отношению к собственности города, КП СТТУ, как злая мачеха, не выделяя средств даже на весьма маленькие зарплаты его работников, запруживая улицы все новыми полчищами маршруток. А ведь бюджет города в 2008 г. составил около 150 миллионов! Развала электротранспорта можно было бы избежать, если бы в год из бюджета выделялось хотя бы 750 тыс. грн. (0,5% городского бюджета) – сумма явно некритическая, вряд ли кто-то сможет утверждать обратное. А ведь эффект будет того стоить! Деньги у города есть – пора отрешиться от шаблонов 90-х годов. Например, 1 млн. грн. нашелся на ремонт дорог. Спору нет, дороги важны. А экология, социальная значимость электротранспорта и все, описанное выше? Лисичанск, Северодонецк, Краснодон, ничем принципиально не отличающиеся от Стаханова, находят возможности, а почему Стаханов должен быть хуже?!
Часть ответственности за происшедшее, конечно, лежит на руководстве СТТУ. Раздутые штаты, беспорядочная и нерегулярная работа в то время, когда потребность транспорта минимальна – в середине дня, зато в вечерний «час пик» троллейбус уже не работал. Неужели для элементарного наведения порядка директору ТТУ требовались какие-то особые денежные средства?
Электротранспорт, создававшийся трудом наших отцов и дедов, и который еще может быть очень полезен городу, нужно спасать. «Консервация» предприятия сейчас обернётся закрытием навсегда: коллектив распадется окончательно, а инфраструктуру никакая «консервация» не сохранит, придется все строить заново, что на порядки дороже, чем постепенное восстановление в процессе работы.
Начать необходимо с возобновления работы троллейбусов выпуском 5-6 единиц по рабочим дням, что обеспечит интервал 12-15 минут в «час пик». Для этого имеющегося парка в 9 троллейбусов вполне достаточно. Задачей 2009 года будет закрепление результата, восстановление трамвайного сообщения и подготовка развития троллейбусного сообщения с 2010 г.
Я предлагаю привлекать профессионалов для реформирования ТТУ, восстановления электротранспорта в интересах всех горожан и обращаюсь к городскому голове, депутатскому корпусу, всем, кому небезразличны будущее города, его облик и комфорт для жителей: давайте совместными усилиями примем правильное решение, которое, в конечном счете, пойдет на пользу всем. Жизнь не ограничивается этим моментом, следование сиюминутному частному интересу иногда вредит собственным перспективам. Сегодня еще есть возможность исправить прошлые ошибки и совместно работать на общий результат!
Прежде всего, конечно, из-за своей экологичности. На Донбассе, самом экологически неблагополучном регионе Украины, ликвидировать электротранспорт в угоду экологически вредоносному автотранспорту – преступление. Загрязнение воздуха – одна из причин роста раковых и сердечно-сосудистых заболеваний. В Украине 70% от общего уровня заболеваемости составляют болезни кровообращения, возросшие по сравнению с 1990 г. в 4,1 раза (!) и онкология, 70% онкобольных составляют страдающие раком легких. Мрачную статистику можно приводить долго…. Между тем, вклад автомобильных выхлопов в загрязнение атмосферы превышает 50%. Не слишком ли высокую цену платим все мы за узкокоммерчекий частный интерес? Учитывая, что 1 троллейбус по вместимости способен заменить 6 микроавтобусов ГАЗель, выход напрашивается сам. Все мы – живые люди, а воздух один на всех: богатых и бедных, бизнесменов и рабочих. Банальная и очевидная вещь, но почему-то простые и очевидные вещи игнорируются дольше всего….
Второй важной причиной является социально-экономическая значимость электротранспорта. И дело не только в перевозках многочисленных льготных пассажиров, хотя и это тоже важно. Если отказаться от электротранспорта, горожане станут заложниками воли частных автоперевозчиков. В 2008 году были внедрены частные «социальные» автобусы. Однако что будет, если в силу каких-либо соображений (например, экономическая конъюнктура, неплатежи государства по компенсациям за льготников и т.п.) «частник» изменит условия сервиса или вообще решит уйти с рынка перевозок? Ведь это его неотъемлемое право! С чем тогда останется город?! Все помнят несанкционированное повышение цен автоперевозчиками в этом году. Что смогла предпринять власть? Ничего, кроме как «уговаривать и идти навстречу» этим самым перевозчикам. Это называется монополия, которая укрепляется на наших глазах.
Кроме того, за последние 6 лет нефть подорожала в 3 раза, а электроэнергия – лишь в 1,5. Некоторое удешевление нефти за последний месяц в связи с кризисом в США этой глобальной тенденции не изменит, не нужно обольщаться: растет население Земли – будет расти и цена на ресурсы.
Дополнительным аргументом в пользу электротранспорта является стоимость потребляемой энергии на километр транспортной работы, которая существенно ниже, чем у автобусов и микроавтобусов.
Так зачем же «платить больше» за монополию экологически грязного транспорта?!
Для обновления парка вовсе нет необходимости «тратить миллионы». Даже самый «навороченный» электроникой сверхэкономичный низкопольный троллейбус стоит все-таки меньше миллиона. Да и вовсе не обязательно Стаханову приобретать именно такую технику. Например, специалистами Харькова и Днепропетровска производятся высококлассные капитально-восстановительные ремонты, предусматривающие восстановление параметров машин почти до номинальных с продлением эксплуатационного срока на 5-7 лет. Стоимость такого ремонта: 250-300 тыс.грн. Кроме того, существуют возможности покупки б/у троллейбусов в хорошем состоянии у богатых городов, приобретения на заводе-изготовителе новых корпусов троллейбусов с последующей самостоятельной доукомплектацией имеющейся б/у электрикой – практика, весьма успешно применяемая Винницой, С.-Петербургом. Вариантов работы множество – просто нужно хотеть, думать и работать.
Увы, по электротранспорту Стаханов остается в Луганской области досадным исключением: Северодонецк, Лисичанск, Алчевск продолжают закупки троллейбусов, менее богатые города Краснодон и Антрацит не теряют позиций, ремонтируя и поддерживая имеющийся подвижной состав. Стратегии усиленного возрождения троллейбуса придерживаются в Луганске, и в 2009 году начнется строительство новой троллейбусной линии. А в Стаханове власть годами вела себя по отношению к собственности города, КП СТТУ, как злая мачеха, не выделяя средств даже на весьма маленькие зарплаты его работников, запруживая улицы все новыми полчищами маршруток. А ведь бюджет города в 2008 г. составил около 150 миллионов! Развала электротранспорта можно было бы избежать, если бы в год из бюджета выделялось хотя бы 750 тыс. грн. (0,5% городского бюджета) – сумма явно некритическая, вряд ли кто-то сможет утверждать обратное. А ведь эффект будет того стоить! Деньги у города есть – пора отрешиться от шаблонов 90-х годов. Например, 1 млн. грн. нашелся на ремонт дорог. Спору нет, дороги важны. А экология, социальная значимость электротранспорта и все, описанное выше? Лисичанск, Северодонецк, Краснодон, ничем принципиально не отличающиеся от Стаханова, находят возможности, а почему Стаханов должен быть хуже?!
Часть ответственности за происшедшее, конечно, лежит на руководстве СТТУ. Раздутые штаты, беспорядочная и нерегулярная работа в то время, когда потребность транспорта минимальна – в середине дня, зато в вечерний «час пик» троллейбус уже не работал. Неужели для элементарного наведения порядка директору ТТУ требовались какие-то особые денежные средства?
Электротранспорт, создававшийся трудом наших отцов и дедов, и который еще может быть очень полезен городу, нужно спасать. «Консервация» предприятия сейчас обернётся закрытием навсегда: коллектив распадется окончательно, а инфраструктуру никакая «консервация» не сохранит, придется все строить заново, что на порядки дороже, чем постепенное восстановление в процессе работы.
Начать необходимо с возобновления работы троллейбусов выпуском 5-6 единиц по рабочим дням, что обеспечит интервал 12-15 минут в «час пик». Для этого имеющегося парка в 9 троллейбусов вполне достаточно. Задачей 2009 года будет закрепление результата, восстановление трамвайного сообщения и подготовка развития троллейбусного сообщения с 2010 г.
Я предлагаю привлекать профессионалов для реформирования ТТУ, восстановления электротранспорта в интересах всех горожан и обращаюсь к городскому голове, депутатскому корпусу, всем, кому небезразличны будущее города, его облик и комфорт для жителей: давайте совместными усилиями примем правильное решение, которое, в конечном счете, пойдет на пользу всем. Жизнь не ограничивается этим моментом, следование сиюминутному частному интересу иногда вредит собственным перспективам. Сегодня еще есть возможность исправить прошлые ошибки и совместно работать на общий результат!
Эдуард Татаренко
От редакции: по имеющейся у нас информации городской голова Сергей Жевлаков еще месяц назад дал поручение управлению потребительского рынка, транспорта и связи готовить ТТУ к консервации
Коментарів 2