Удавка или помощь ?
Украина получит значительный кредит Международного валютного фонда в размере $16,5 млрд. Такое решение вчера принял МВФ, и первый транш, сумма которого составляет $4,5 млрд, поступит Украине в ближайшее время. Киев обратился за поддержкой Фонда еще в середине октября, причем изначально речь шла о меньшей сумме ($13–14 млрд). Цель кредита – стабилизация экономики, и его выделение было обусловлено принятием украинскими властями антикризисного плана. Пакет мер был предложен президентом страны Виктором Ющенко, кабинет министров его поддержал 22 октября, а Верховная рада его одобрила в последний день прошлого месяца. Согласно плану, Украине придется изменить кредитно-денежную и валютную политику, структуру банковского капитала, внести изменения в таможенную политику и политику регулирования доходов. Антикризисные меры предполагают создание стабилизационного фонда, а средства для него будут поступать от приватизации. Также известно, что вкладчикам банков будут гарантированы депозиты на сумму до 100 тыс. гривен, что составляет порядка $20 тыс., причем государство выделит на реализацию этой программы примерно $200 млн. Руководство МВФ в лице заместителя главы фонда Мурило Португаля уже выразило надежду, что Украине удастся заметно снизить уровень инфляции благодаря использованию заемных средств.
Таким образом, даже по скупым сообщениям, проходящим в прессе, можно заметить, что сейчас на Украине МВФ реализует сценарий, очень похожий на тот, что имел место в России в 90-е годы. Впрочем, это и неудивительно: ведь условия, на которых МВФ предоставляет кредиты, стандартны и не сильно меняются уже в течение многих лет. Рекомендации фонда (а по сути – требования, которые жестко связаны с выделением стране денежных средств) обычно предполагают либерализацию экономики, снижение дефицита бюджета, приватизацию, снижение инфляции. Все это – типичные следствия из монетаристской концепции, призванной оздоровить экономику. Характерно, что ведущие мировые державы, которые и определяют политику фонда, очень «гибко» подходят к использованию монетаризма, то есть не считают его догмой, однако заемщиков заставляют строго следовать либеральным рекомендациям под угрозой замораживания кредитных траншей. Нигде в мире опора на кредиты МВФ и выполнение всех рекомендаций фонда не привели к процветанию и устойчивому развитию, зато почти всегда страны, тесно сотрудничавшие с МВФ, попадали в кабальную внешнюю зависимость, причем не только экономическую, но и политическую.
Прекрасно известно, что Россия получала кредиты МВФ под реализацию конкретной политики, в основе которой лежала догма о некоей «невидимой руке рынка». Это – чисто идеологическое клише, которое Запад усиленно пропагандирует, стремясь навязать всему остальному миру. Но сам же Запад для решения экономических проблем применяет широчайший набор инструментов, который включает активное вмешательство государства в ход экономических процессов. Нередко проводится национализация крупнейших предприятий в ключевых отраслях промышленности, предоставляются всевозможные льготы реальному сектору, значительные средства в виде государственных дотаций идут на поддержку сельского хозяйства. Но когда те же самые шаги пытаются предпринять должники МВФ из незападного мира – тут же следуют упреки в нерыночности и угроза заморозить предоставление кредитов.
В 90-е годы эксперты неоднократно говорили, что истинная цель МВФ, оказывающего «поддержку» России, заключается вовсе не в том, чтобы наша страна преодолела трудности переходного периода и модернизировала свою экономику. Помощь МВФ на деле оборачивалась падением производства и все большей зависимостью от иностранных государств. Опыт показал, что эксперты были правы, и ситуация дошла до того, что получение кредитов МВФ и соблюдение его условий стало едва ли не одной из главных задач правительств страны все 90-е годы. Эмоциональный штамп – «удавка МВФ», который часто использовали противники «сотрудничества» с фондом, по большому счету, недалек от истины. И если России удалось в конце концов избавиться от кредитной зависимости, то на Украине сейчас начинает реализовываться российский сценарий 90-х, и можно с большой долей вероятности предполагать, что и результаты такой политики будут аналогичные – то есть деградация реального сектора экономики вкупе с зависимостью от воли кредиторов. И ведь не скажешь, что Киев не знает, что делает: отрицательный опыт многих сотрудничавших с МВФ – вещь хорошо известная. Но, видимо, по-другому нынешняя властвующая элита Украины действовать не может.
Таким образом, даже по скупым сообщениям, проходящим в прессе, можно заметить, что сейчас на Украине МВФ реализует сценарий, очень похожий на тот, что имел место в России в 90-е годы. Впрочем, это и неудивительно: ведь условия, на которых МВФ предоставляет кредиты, стандартны и не сильно меняются уже в течение многих лет. Рекомендации фонда (а по сути – требования, которые жестко связаны с выделением стране денежных средств) обычно предполагают либерализацию экономики, снижение дефицита бюджета, приватизацию, снижение инфляции. Все это – типичные следствия из монетаристской концепции, призванной оздоровить экономику. Характерно, что ведущие мировые державы, которые и определяют политику фонда, очень «гибко» подходят к использованию монетаризма, то есть не считают его догмой, однако заемщиков заставляют строго следовать либеральным рекомендациям под угрозой замораживания кредитных траншей. Нигде в мире опора на кредиты МВФ и выполнение всех рекомендаций фонда не привели к процветанию и устойчивому развитию, зато почти всегда страны, тесно сотрудничавшие с МВФ, попадали в кабальную внешнюю зависимость, причем не только экономическую, но и политическую.
Прекрасно известно, что Россия получала кредиты МВФ под реализацию конкретной политики, в основе которой лежала догма о некоей «невидимой руке рынка». Это – чисто идеологическое клише, которое Запад усиленно пропагандирует, стремясь навязать всему остальному миру. Но сам же Запад для решения экономических проблем применяет широчайший набор инструментов, который включает активное вмешательство государства в ход экономических процессов. Нередко проводится национализация крупнейших предприятий в ключевых отраслях промышленности, предоставляются всевозможные льготы реальному сектору, значительные средства в виде государственных дотаций идут на поддержку сельского хозяйства. Но когда те же самые шаги пытаются предпринять должники МВФ из незападного мира – тут же следуют упреки в нерыночности и угроза заморозить предоставление кредитов.
В 90-е годы эксперты неоднократно говорили, что истинная цель МВФ, оказывающего «поддержку» России, заключается вовсе не в том, чтобы наша страна преодолела трудности переходного периода и модернизировала свою экономику. Помощь МВФ на деле оборачивалась падением производства и все большей зависимостью от иностранных государств. Опыт показал, что эксперты были правы, и ситуация дошла до того, что получение кредитов МВФ и соблюдение его условий стало едва ли не одной из главных задач правительств страны все 90-е годы. Эмоциональный штамп – «удавка МВФ», который часто использовали противники «сотрудничества» с фондом, по большому счету, недалек от истины. И если России удалось в конце концов избавиться от кредитной зависимости, то на Украине сейчас начинает реализовываться российский сценарий 90-х, и можно с большой долей вероятности предполагать, что и результаты такой политики будут аналогичные – то есть деградация реального сектора экономики вкупе с зависимостью от воли кредиторов. И ведь не скажешь, что Киев не знает, что делает: отрицательный опыт многих сотрудничавших с МВФ – вещь хорошо известная. Но, видимо, по-другому нынешняя властвующая элита Украины действовать не может.
Коментарів 2