Возвращение Супермена
Страна: США
Год: 2006
Режиссер: Брайн Сингер
В ролях: Брэндон Рут, Джеймс Марсден, Хью Лори, Кейт Босворт, Кевин Спейси, Сэм Хантингтон и др.
Сценарий: Майкл Доэрти, Дэн Харрис
Жанр: комикс, фантастика, экшн
Бюджет: $260 млн.
Мировая премьера: 30 июня 2006
Премьера в Стаханове: 18.08.2006
На фоне многочисленной армии комикс-героев благословенных США фигура Супермена стоит особняком. В знаменитом монологе тарантиновский Билл очень хорошо подметил главную особенность Кларка Кента – он всегда был Суперменом, а не стал им, по примеру других культовых персонажей индустрии – Брюса Уэйна, Питера Паркера и т.д. И это, как говорится, ко многому обязывает. В том числе кинематографистов, решивших воплотить на экране геройские подвиги посланца с Криптона. В 1978 году режиссёр Ричард Доннер, актёры Кристофер Рив (Супермен) и Джин Хэкмен (Лекс Лютор) справились со своей задачей на все сто. Свидетельством чему не только внушительные кассовые сборы и последующие продолжения, но и статус современной классики в рамках развлекательного, зрительского кино. Римейк в таких случаях попросту неизбежен, что и случилось.
После своего загадочного исчезновения (как окажется, не более чем командировка на родину – планету Криптон) Супермен вновь спешит на помощь всем обездоленным, угнетённым и обиженным. Летая в небесных просторах со сверхзвуковой скоростью, и с литерой «S» на молодецкой груди, он готов в любой момент спасти выпадающих из окон женщин, предотвратить аварию на дорогах, перевести старушку через улицу. Пока супер-человек вершит свои добрые дела, в редакцию газеты «Daily Planet» возвращается талантливый журналист-растяпа Кларк Кент, по-прежнему нежно влюблённый в красавицу Лоис Лейн. Тем временем, из тюрьмы выходит Лекс Лютор, уже держащий в голове (кто бы сомневался!) очередной коварный план порабощения всего человечества. Естественно, Кларк будет вынужден отлучиться на «несколько минут», сбросить деловой костюм, облачиться в красно-синий трикотаж, и отправиться на очередную битву со своим непотопляемым врагом.
При неоспоримом таланте постановщика Брайан Сингер не смог учесть одного немаловажного факта. «Супермен» Ричарда Доннера был милой и очень ироничной игрой на тему «рыцарей без страха и упрёка». За многочисленными полётами в стратосферу, бегом на перегонки с поездом и другими демонстрациями сверхспособностей главного героя чувствовался хитрый прищур авторов – не принимайте всерьёз, это всего лишь кино. Сингер этого не заметил, или же просто не захотел идти по стопам предшественников, пытаясь наполнить «Возвращение Супермена» ненужным пафосом и псевдосмыслом. Режиссёр не играет с комиксовой эстетикой, как это делал Рейми во втором «Человеке-Пауке», а по примеру Кристофера Нолана («Бэтмен: Начало») привносит в фильм элементы реализма. Парадоксально, но при внушительной продолжительности (два с половиной часа), фильм оставляет ощущение недосказанности. Легче всего увидеть в этом заход на запланированный сиквел, но зачастую Сингер не ставит даже многоточия. Сюжетные линии, которых в фильме не так много, категорически не хотят соединяться в единое целое. Вместо этого режиссёр с упоением демонстрирует зрителю последние достижения компьютерной графики, но этим, как известно, сыт не будешь. Никакие взрывы, бури-ураганы, пейзажные съёмки не заменят очевидной алогичности в действиях персонажей.
Пожалуй, впервые голливудская машина по реинкарнации народных любимцев США дала столь явный и неоспоримый сбой. По гамбургскому счёту, проблема кроется не в режиссёре, сценаристах, продюсерах или актёрах данного проекта. Проблема в самой идеологии подобных «возвращений», когда желанные барыши затмевают художественную ценность снимаемого римейка, что в итоге приводит к её отсутствию даже с учётом заведомой «блокбастерности» фильма. Возможно, это станет неплохим уроком, заставит что-то поменять, изменить. Главное, мы всегда можем посмотреть оригинал, сравнить, и сделать соответствующие выводы.