«SOS!»
Мы привыкли к периодическим сообщениям средств массовой информации то о стихийных свалках бытовых и промышленных отходов, растущих там и сям, словно грибы после дождя, то о проблемах подтопления шахтерских городов, то об очередном сбросе в Северский Донец промышленных сточных вод... Почти не обращаем внимание на многолетний запрет санитарных служб на купание в водоемах области. А тошнотворный аромат промышленных и выхлопных труб замечаем, лишь возвращаясь домой с отдыха на природе. Принюхались. В последние годы все эти отдельные тревожные сигналы почти слились в один непрерывный - “SOS”! Всем ясно - состояние окружающей среды в нашей области находится на грани... Грани чего? Как далеко мы продвинулись на пути к экологической катастрофе?
На этот вопрос и искала ответ специально созданная временная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты облсовета и специалисты профильных управлений и служб. Возглавили ее заместитель председателя облсовета Владимир Пристюк и первый заместитель председателя облгосадминистрации Юрий Арефьев.
В конце января нынешнего года на сессии депутаты облсовета приняли решение о создании такой рабочей группы и поставили перед ней задачи: изучить состояние охраны окружающей природной среды и осуществление контроля за выполнением природоохранного законодательства на территории области. А затем разработать предложения по совершенствованию этой работы и меры по предотвращению экологической катастрофы.
Особое внимание мы уделяем комплексному изучению проблем лисичанско-рубежанского и алчевско-стахановского регионов. Другие подгруппы работали еще по пяти направлениям: состояние водоемов и водозаборов области, положение дел с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, утилизацией твердых бытовых и промышленных отходов, охраной животного и растительного мира, исследовали последствия для нашего региона массового физического закрытия шахт.
Выслушали мы и представителей семи самых крупных предприятий-загрязнителей. Это ОАО “Алчевский металлургический комбинат”, ОАО “Лисичанская сода”, ООО “Северодонецкое объединение “Азот”, ООО “Схид-энерго”, Луганская ТЭС, ООО “Линик”, “Алчевсккокс”.
Вывод, увы, однозначен: состояние экологии и работа по ее охране в области заслуживают оценки “неудовлетворительно”. Нельзя сказать, что не делается вообще ничего. Но количество и качество предпринимаемых мер далеко не соответствуют техногенной нагрузке региона. Зачастую они вообще носят формальный характер и уж точно радикально не сказываются на состоянии окружающей среды. На предприятиях и в организациях нет долгосрочных экологических программ, а текущие, как правило, финансируются по остаточному принципу.
Показательным является пример ОАО “Лисичанская сода”. Это предприятие входит в десятку самых крупных и опасных загрязнителей страны. Экономическая ценность “Лиссоды” для области не так уж велика, а вред от ее деятельности для природной среды не только в Украине, но и в соседней России огромен! В нынешнем году облсовет в очередной раз был поставлен “Лиссодой” перед фактом угрозы экологической катастрофы и вынужден разрешить акционерному обществу сбросить миллион кубометров отходов в Северский Донец. Временная рабочая группа попыталась разобраться в ситуации, однако руководство предприятия, по сути, проигнорировало нас.
Возникает резонный вопрос: не выгоднее ли приостановить в законном порядке производственно-хозяйственную деятельность такого горе-предприятия?
На сегодня в нашем регионе не осталось практически ни одного природного комплекса, не имеющего явных следов деятельности человека! По общей антропогенной нагрузке мы занимаем четвертое место в Украине. Работа по ликвидации шахт привела к затоплению горных выработок. Площадь зон вероятного подтопления составляет около 700 гектаров. Как следствие - деформация горного массива, оседание поверхности, провалы, повреждение коммуникаций и жилого фонда населенных пунктов.
Продолжает ухудшаться состояние земель, в том числе пахотных, уровень эродированности которых составляет более 67 процентов, в то время как в целом по Украине - 30. Высокая концентрация промышленной, сельскохозяйственной, транспортной инфраструктуры, а также населения приводит к образованию огромного количества отходов. Их общая масса превысила 280 миллионов тонн и составляет около 10 процентов от общего количества отходов в Украине. Мы превращаемся в свалку! В 2006 году более чем на 4 процента увеличилось количество выбросов в атмосферу, которые осуществляли более 700 промышленных предприятий в объеме около 500 тысяч тонн. В то же время в пределах населенных пунктов области площадь зеленых насаждений составляет лишь 65 процентов от нормативов. Отстаем мы и по количеству заповедников. Масса сброшенных в поверхностные воды загрязняющих веществ в среднем ежегодно составляет 600-700 тысяч тонн...
Думаю, этих цифр вполне достаточно, чтобы оценить масштабы бедствия и спрогнозировать, к чему это может привести. Только за последние десять лет смертность в 2,5 раза превысила рождаемость. А общая заболеваемость взрослого населения увеличилась на 1,5 процента.
По нашему общему мнению, главной причиной экологического кризиса является отсутствие на областном уровне координации в работе по охране и оздоровлению окружающей среды. Мы считаем целесообразным создание такого подразделения либо в структуре облгосадминистрации, либо в составе исполнительного аппарата облсовета.
Нет у нас и долгосрочной областной программы по охране окружающей природной среды и экологии. Областной Совет уже выделил на ее разработку 150 тысяч гривен. Сейчас для нас это задача номер один! Когда будет программа, мы сможем контролировать ее выполнение областным госуправлением охраны окружающей природной среды, его региональными органами и инспекциями. Не секрет, что сегодня природоохранные службы работают неэффективно. Только один пример. За последние три года область не получила ни копейки из государственного фонда охраны окружающей природной среды, хотя отчислила около 150 миллионов гривен!
Проблемы экологии и природопользования необходимо повсеместно рассмотреть на сессиях районных, городских, поселковых и сельских Советов. И как можно скорее мы должны поставить перед Президентом, Кабинетом Министров и Верховной Радой Украины вопрос о признании Луганской области зоной с признаками экологической катастрофы, образовавшейся в результате непродуманной государственной политики по закрытию угольных шахт и с обеспечением соответствующего финансирования из госбюджета затрат по ликвидации ее последствий.
Время не ждет!
На этот вопрос и искала ответ специально созданная временная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты облсовета и специалисты профильных управлений и служб. Возглавили ее заместитель председателя облсовета Владимир Пристюк и первый заместитель председателя облгосадминистрации Юрий Арефьев.
В конце января нынешнего года на сессии депутаты облсовета приняли решение о создании такой рабочей группы и поставили перед ней задачи: изучить состояние охраны окружающей природной среды и осуществление контроля за выполнением природоохранного законодательства на территории области. А затем разработать предложения по совершенствованию этой работы и меры по предотвращению экологической катастрофы.
Особое внимание мы уделяем комплексному изучению проблем лисичанско-рубежанского и алчевско-стахановского регионов. Другие подгруппы работали еще по пяти направлениям: состояние водоемов и водозаборов области, положение дел с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, утилизацией твердых бытовых и промышленных отходов, охраной животного и растительного мира, исследовали последствия для нашего региона массового физического закрытия шахт.
Выслушали мы и представителей семи самых крупных предприятий-загрязнителей. Это ОАО “Алчевский металлургический комбинат”, ОАО “Лисичанская сода”, ООО “Северодонецкое объединение “Азот”, ООО “Схид-энерго”, Луганская ТЭС, ООО “Линик”, “Алчевсккокс”.
Вывод, увы, однозначен: состояние экологии и работа по ее охране в области заслуживают оценки “неудовлетворительно”. Нельзя сказать, что не делается вообще ничего. Но количество и качество предпринимаемых мер далеко не соответствуют техногенной нагрузке региона. Зачастую они вообще носят формальный характер и уж точно радикально не сказываются на состоянии окружающей среды. На предприятиях и в организациях нет долгосрочных экологических программ, а текущие, как правило, финансируются по остаточному принципу.
Показательным является пример ОАО “Лисичанская сода”. Это предприятие входит в десятку самых крупных и опасных загрязнителей страны. Экономическая ценность “Лиссоды” для области не так уж велика, а вред от ее деятельности для природной среды не только в Украине, но и в соседней России огромен! В нынешнем году облсовет в очередной раз был поставлен “Лиссодой” перед фактом угрозы экологической катастрофы и вынужден разрешить акционерному обществу сбросить миллион кубометров отходов в Северский Донец. Временная рабочая группа попыталась разобраться в ситуации, однако руководство предприятия, по сути, проигнорировало нас.
Возникает резонный вопрос: не выгоднее ли приостановить в законном порядке производственно-хозяйственную деятельность такого горе-предприятия?
На сегодня в нашем регионе не осталось практически ни одного природного комплекса, не имеющего явных следов деятельности человека! По общей антропогенной нагрузке мы занимаем четвертое место в Украине. Работа по ликвидации шахт привела к затоплению горных выработок. Площадь зон вероятного подтопления составляет около 700 гектаров. Как следствие - деформация горного массива, оседание поверхности, провалы, повреждение коммуникаций и жилого фонда населенных пунктов.
Продолжает ухудшаться состояние земель, в том числе пахотных, уровень эродированности которых составляет более 67 процентов, в то время как в целом по Украине - 30. Высокая концентрация промышленной, сельскохозяйственной, транспортной инфраструктуры, а также населения приводит к образованию огромного количества отходов. Их общая масса превысила 280 миллионов тонн и составляет около 10 процентов от общего количества отходов в Украине. Мы превращаемся в свалку! В 2006 году более чем на 4 процента увеличилось количество выбросов в атмосферу, которые осуществляли более 700 промышленных предприятий в объеме около 500 тысяч тонн. В то же время в пределах населенных пунктов области площадь зеленых насаждений составляет лишь 65 процентов от нормативов. Отстаем мы и по количеству заповедников. Масса сброшенных в поверхностные воды загрязняющих веществ в среднем ежегодно составляет 600-700 тысяч тонн...
Думаю, этих цифр вполне достаточно, чтобы оценить масштабы бедствия и спрогнозировать, к чему это может привести. Только за последние десять лет смертность в 2,5 раза превысила рождаемость. А общая заболеваемость взрослого населения увеличилась на 1,5 процента.
По нашему общему мнению, главной причиной экологического кризиса является отсутствие на областном уровне координации в работе по охране и оздоровлению окружающей среды. Мы считаем целесообразным создание такого подразделения либо в структуре облгосадминистрации, либо в составе исполнительного аппарата облсовета.
Нет у нас и долгосрочной областной программы по охране окружающей природной среды и экологии. Областной Совет уже выделил на ее разработку 150 тысяч гривен. Сейчас для нас это задача номер один! Когда будет программа, мы сможем контролировать ее выполнение областным госуправлением охраны окружающей природной среды, его региональными органами и инспекциями. Не секрет, что сегодня природоохранные службы работают неэффективно. Только один пример. За последние три года область не получила ни копейки из государственного фонда охраны окружающей природной среды, хотя отчислила около 150 миллионов гривен!
Проблемы экологии и природопользования необходимо повсеместно рассмотреть на сессиях районных, городских, поселковых и сельских Советов. И как можно скорее мы должны поставить перед Президентом, Кабинетом Министров и Верховной Радой Украины вопрос о признании Луганской области зоной с признаками экологической катастрофы, образовавшейся в результате непродуманной государственной политики по закрытию угольных шахт и с обеспечением соответствующего финансирования из госбюджета затрат по ликвидации ее последствий.
Время не ждет!
Валентин МАТЮШЕВ,
начальник управления
по делам имущества
и природных ресурсов
областного Совета
начальник управления
по делам имущества
и природных ресурсов
областного Совета