Цель, понятная всем
Цель и задачи любого начинания должны быть понятны всем. Тем более если речь идет о стратегии развития на несколько лет вперед для нашей области. Именно эта мысль объединила и задала тон работы “круглого стола”, в ходе которого состоялось обсуждение подходов и этапов работы по формированию Стратегии экономического и социального развития Луганской области до 2015 года. Первый, черновой вариант этого документа должен появиться в сентябре. Право на его разработку на конкурсной основе получил Национальный институт стратегических исследований Украины. Уже существует концепция, которая определила приоритеты будущей стратегии. Они-то и стали предметом широкой дискуссии ученых, депутатов облсовета, специалистов облгосадминистрации и средств массовой информации. Процесс формирования стратегии областной Совет настроен освещать в прессе широко. Почему? С таким вопросом мы обратились к депутату облсовета, советнику председателя облсовета и активному участнику рабочей группы по разработке Стратегии развития Луганской области до 2015 года Валентине ТАТАРЧУК.
- У областного Совета вообще нет “закрытых” тем для обсуждения. Мы работаем публично. Тем более что речь идет о перспективах развития нашего региона на довольно длительный период, а значит, и о судьбе каждого луганчанина. Проведение же “круглого стола” - это плановое мероприятие.
- И сразу вопрос: облсовет уже принимал и Программу социально-экономического развития области на период 1999-2010 годов, и Стратегию развития Луганщины до 2011 года... Что будет с этими программами? И не постигнет ли новую стратегию их судьба ?
- Ни одну программу мы не оставляем вне контроля. Программа социально-экономического развития до 2010 года объединяла 847 бизнес-планов. Некоторые из них реализованы, некоторые утратили свою актуальность.
Безусловно, реализация этого документа содействовала выведению экономики региона из кризисного состояния. Но жизнь идет вперед. Сегодня мы работаем в абсолютно ином экономико-правовом поле. Еще одной серьезной программой, сыгравшей большую роль в преодолении депрессивности шахтерских городов и поселков, стал закон о специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области. Но он был отменен после прихода на пост премьер-министра Юлии Тимошенко. Хотя, с моей точки зрения, никаких объективных оснований для этого не было.
Кроме того, мы работали в рамках проекта министерства международного развития Великобритании. Результатом стала разработка Стратегии социального развития до 2011 года. Она была утверждена областным Советом в ноябре 2004 года. И до сентября 2006 года губернаторов области - Алексея Данилова, Геннадия Москаля - Стратегия развития региона не интересовала. Программа так и не получила ресурсного подкрепления. А с учетом нынешних реалий и этот документ требует доработки. Мы встали перед дилеммой: проводить кардинальную ревизию и переработку старых программ или же создавать новую? Остановились на новой. Впрочем, в нее войдут и все предыдущие стоящие наработки.
Еще одним доводом в пользу принятого решения стал выход в сентябре 2005 года закона о стимулировании развития регионов. Его суть - в определении новой формы сотрудничества центральных и региональных органов власти в сфере экономического и социального развития территорий, государственной поддержке по двум направлениям: по линии Стратегии развития региона и по определению депрессивных территорий. То есть выделяются приоритетные направления, ответственность за решение которых ложится на центральные и региональные органы власти на условиях совместного финансирования.
- Иными словами, те проблемы, которые местная власть самостоятельно решить не в состоянии?
- Да. И сейчас наша задача - определить перечень проблем, составить проекты и расчет финансового обеспечения на перспективу. Далее, если мы сумеем аргументированно отстоять свои позиции в правительстве, заключается соглашение, которое будет иметь силу закона. Дело в том, что до настоящего момента Кабинет Министров Украины ежегодно распределял средства, заложенные в госбюджете на развитие территорий, практически без участия регионов - и в основном пропорционально количеству жителей. В случае же заключения соглашения между правительством и территорией средства на развитие приобретут статус целевых, направленных на решение конкретной проблемы, реализацию проекта.
Поэтому мы заинтересованы как можно быстрее и качественнее разработать Стратегию развития области. Главные цели и задачи мы определили в ее концепции. Это реструктуризация и диверсификация промышленности, внедрение инновационных технологий, развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие человеческого капитала, рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Отдельной строкой вынесены перспективы угольной промышленности.
- Кто выполнит такое ответственное задание?
- Согласно итогам открытых торгов победителем стал Национальный институт стратегических исследований (г. Киев).
В конце июня его делегация во главе с директором Юрием Рубаном приняла участие в заседании нашего “круглого стола”. Рабочую группу по разработке стратегии возглавит главный научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины, доктор экономических наук, профессор Александр Даций.Мы поставили условие, чтобы в работе участвовали все научно-исследовательские учреждения нашей области.
Пригласили к сотрудничеству и соседей-дончан.
Это сразу принесло свои плоды. Донецкая область уже утвердила стратегию развития. Документ замечательный, но во многом декларативный, не подкреплен реальными расчетами и прогнозами эффективности каждого конкретного проекта, входящего в его состав. Коллеги посоветовали нам параллельно с концептуальной частью стратегии работать над конкретным ее наполнением - обоснованием проблемы, ее финансовым обеспечением, прогнозированием ожидаемого результата. Все это нужно успеть сделать до окончания процесса формирования госбюджета на 2008 год.
Еще одна важная деталь. Соразработчиком нашей стратегии выступает Министерство экономики в лице первого заместителя министра Сергея Романюка. Именно он и является инициатором принятия закона о стимулировании развития территорий. С нашей стороны в процесс включены все необходимые управления облгосадминистрации, депутаты областного Совета. Команда уже есть!
Мы попросили наших разработчиков привлечь ведущих специалистов угольной промышленности, поскольку считаем, что это наш главный стратегический ресурс. При условии, конечно, что отрасль пойдет по пути инновационно-инвестиционного развития. Нас интересует не просто анализ и прогноз, но именно перспектива развития. И не только угольной, но каждой отрасли производства! По многим показателям мы уже вывели область на уровень начала девяностых годов. Но сегодня нам нужен новый рывок, не количественный, а качественный.
- Мы говорим об экономике. А как же человек?
- Центром любой программы, безусловно, является человек и его потребности, обеспечение конституционных прав и гарантий. И не случайно в ходе обсуждения фактор развития человеческого капитала переместился на первое место в перечне приоритетов будущей стратегии. Еще в 2005 году Совет по изучению производительных сил Украины разработал схему-прогноз для Луганской области в этом направлении. Перспектива прорисовывается нерадостная.
Сегодня наша область в соответствии с общеукраинским рейтингом Министерства экономики занимает 26-е место, Донецкая - 27-е. Недалеко от нас “убежала” и Днепропетровская. По промышленным показателям, по внедрению новаций мы лидируем, а вот на 26-е место нас “садит” социальная составляющая. Такие гиперурбанизированные регионы не в состоянии самостоятельно преодолеть накопившийся за 15 лет негатив в том же жилищно-коммунальном хозяйстве. И действующее правительство дает нам на это реальную надежду. Разработана среднесрочная программа по приведению в порядок этой сферы. Уже в нынешнем году мы получили около 200 миллионов на реформирование отрасли.
Думаю, если эта стратегия решит хотя бы проблему ЖКХ - это будет огромный шаг вперед. Поэтому сейчас активно работаем над специальными программами. Нужно использовать момент, чтобы благие намерения не превратились в очередную декларацию.
Все наши пожелания мы донесли до разработчиков стратегии. По-моему, мы нашли взаимопонимание. Юрий Рубан заметил, что другие области с интересом следят за нашим, по сути, пилотным проектом. Нам же примером служат Днепропетровская, Донецкая и Харьковская области, которые уже разработали свои стратегии. Однако ни одна территория еще не заключила соглашение с Кабмином. В отличие от первопроходцев мы пошли немного иным путем. Уже сегодня мы заключаем соглашения по узкоспециализированным проектам с отдельными министерствами. Стараемся на практике “отработать” те конкретные блоки, которые лягут в основу Стратегии развития области.
- У областного Совета вообще нет “закрытых” тем для обсуждения. Мы работаем публично. Тем более что речь идет о перспективах развития нашего региона на довольно длительный период, а значит, и о судьбе каждого луганчанина. Проведение же “круглого стола” - это плановое мероприятие.
- И сразу вопрос: облсовет уже принимал и Программу социально-экономического развития области на период 1999-2010 годов, и Стратегию развития Луганщины до 2011 года... Что будет с этими программами? И не постигнет ли новую стратегию их судьба ?
- Ни одну программу мы не оставляем вне контроля. Программа социально-экономического развития до 2010 года объединяла 847 бизнес-планов. Некоторые из них реализованы, некоторые утратили свою актуальность.
Безусловно, реализация этого документа содействовала выведению экономики региона из кризисного состояния. Но жизнь идет вперед. Сегодня мы работаем в абсолютно ином экономико-правовом поле. Еще одной серьезной программой, сыгравшей большую роль в преодолении депрессивности шахтерских городов и поселков, стал закон о специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области. Но он был отменен после прихода на пост премьер-министра Юлии Тимошенко. Хотя, с моей точки зрения, никаких объективных оснований для этого не было.
Кроме того, мы работали в рамках проекта министерства международного развития Великобритании. Результатом стала разработка Стратегии социального развития до 2011 года. Она была утверждена областным Советом в ноябре 2004 года. И до сентября 2006 года губернаторов области - Алексея Данилова, Геннадия Москаля - Стратегия развития региона не интересовала. Программа так и не получила ресурсного подкрепления. А с учетом нынешних реалий и этот документ требует доработки. Мы встали перед дилеммой: проводить кардинальную ревизию и переработку старых программ или же создавать новую? Остановились на новой. Впрочем, в нее войдут и все предыдущие стоящие наработки.
Еще одним доводом в пользу принятого решения стал выход в сентябре 2005 года закона о стимулировании развития регионов. Его суть - в определении новой формы сотрудничества центральных и региональных органов власти в сфере экономического и социального развития территорий, государственной поддержке по двум направлениям: по линии Стратегии развития региона и по определению депрессивных территорий. То есть выделяются приоритетные направления, ответственность за решение которых ложится на центральные и региональные органы власти на условиях совместного финансирования.
- Иными словами, те проблемы, которые местная власть самостоятельно решить не в состоянии?
- Да. И сейчас наша задача - определить перечень проблем, составить проекты и расчет финансового обеспечения на перспективу. Далее, если мы сумеем аргументированно отстоять свои позиции в правительстве, заключается соглашение, которое будет иметь силу закона. Дело в том, что до настоящего момента Кабинет Министров Украины ежегодно распределял средства, заложенные в госбюджете на развитие территорий, практически без участия регионов - и в основном пропорционально количеству жителей. В случае же заключения соглашения между правительством и территорией средства на развитие приобретут статус целевых, направленных на решение конкретной проблемы, реализацию проекта.
Поэтому мы заинтересованы как можно быстрее и качественнее разработать Стратегию развития области. Главные цели и задачи мы определили в ее концепции. Это реструктуризация и диверсификация промышленности, внедрение инновационных технологий, развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие человеческого капитала, рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Отдельной строкой вынесены перспективы угольной промышленности.
- Кто выполнит такое ответственное задание?
- Согласно итогам открытых торгов победителем стал Национальный институт стратегических исследований (г. Киев).
В конце июня его делегация во главе с директором Юрием Рубаном приняла участие в заседании нашего “круглого стола”. Рабочую группу по разработке стратегии возглавит главный научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины, доктор экономических наук, профессор Александр Даций.Мы поставили условие, чтобы в работе участвовали все научно-исследовательские учреждения нашей области.
Пригласили к сотрудничеству и соседей-дончан.
Это сразу принесло свои плоды. Донецкая область уже утвердила стратегию развития. Документ замечательный, но во многом декларативный, не подкреплен реальными расчетами и прогнозами эффективности каждого конкретного проекта, входящего в его состав. Коллеги посоветовали нам параллельно с концептуальной частью стратегии работать над конкретным ее наполнением - обоснованием проблемы, ее финансовым обеспечением, прогнозированием ожидаемого результата. Все это нужно успеть сделать до окончания процесса формирования госбюджета на 2008 год.
Еще одна важная деталь. Соразработчиком нашей стратегии выступает Министерство экономики в лице первого заместителя министра Сергея Романюка. Именно он и является инициатором принятия закона о стимулировании развития территорий. С нашей стороны в процесс включены все необходимые управления облгосадминистрации, депутаты областного Совета. Команда уже есть!
Мы попросили наших разработчиков привлечь ведущих специалистов угольной промышленности, поскольку считаем, что это наш главный стратегический ресурс. При условии, конечно, что отрасль пойдет по пути инновационно-инвестиционного развития. Нас интересует не просто анализ и прогноз, но именно перспектива развития. И не только угольной, но каждой отрасли производства! По многим показателям мы уже вывели область на уровень начала девяностых годов. Но сегодня нам нужен новый рывок, не количественный, а качественный.
- Мы говорим об экономике. А как же человек?
- Центром любой программы, безусловно, является человек и его потребности, обеспечение конституционных прав и гарантий. И не случайно в ходе обсуждения фактор развития человеческого капитала переместился на первое место в перечне приоритетов будущей стратегии. Еще в 2005 году Совет по изучению производительных сил Украины разработал схему-прогноз для Луганской области в этом направлении. Перспектива прорисовывается нерадостная.
Сегодня наша область в соответствии с общеукраинским рейтингом Министерства экономики занимает 26-е место, Донецкая - 27-е. Недалеко от нас “убежала” и Днепропетровская. По промышленным показателям, по внедрению новаций мы лидируем, а вот на 26-е место нас “садит” социальная составляющая. Такие гиперурбанизированные регионы не в состоянии самостоятельно преодолеть накопившийся за 15 лет негатив в том же жилищно-коммунальном хозяйстве. И действующее правительство дает нам на это реальную надежду. Разработана среднесрочная программа по приведению в порядок этой сферы. Уже в нынешнем году мы получили около 200 миллионов на реформирование отрасли.
Думаю, если эта стратегия решит хотя бы проблему ЖКХ - это будет огромный шаг вперед. Поэтому сейчас активно работаем над специальными программами. Нужно использовать момент, чтобы благие намерения не превратились в очередную декларацию.
Все наши пожелания мы донесли до разработчиков стратегии. По-моему, мы нашли взаимопонимание. Юрий Рубан заметил, что другие области с интересом следят за нашим, по сути, пилотным проектом. Нам же примером служат Днепропетровская, Донецкая и Харьковская области, которые уже разработали свои стратегии. Однако ни одна территория еще не заключила соглашение с Кабмином. В отличие от первопроходцев мы пошли немного иным путем. Уже сегодня мы заключаем соглашения по узкоспециализированным проектам с отдельными министерствами. Стараемся на практике “отработать” те конкретные блоки, которые лягут в основу Стратегии развития области.