Луганская область: год спустя
Минул год с того дня, когда Премьер-министром Украины согласно Указу Президента я был представлен в качестве председателя областной государственной администрации. Думаю, что в стране сложилась хорошая традиция отчетов должностных лиц перед общественностью и населением. У всех в памяти свежи события годичной давности. Накал общественно-политической обстановки после состоявшихся выборов. Разбалансированность и хаос во всех структурах исполнительной власти. Бесконечная кадровая чехарда, дефицит Государственного бюджета, Пенсионного и иных фондов. В области за год сменилось два губернатора, а последние шесть месяцев его вообще не было.
Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что за полтора года практически полностью обновился состав руководителей подразделений и служб администрации. Пришли люди ранее не занимавшиеся административной и управленческой деятельностью. Кадровая неразбериха последних лет окончательно разорвала связь между Киевом, областью и территориями. Фактически на Луганщине не было ни одного сектора экономики, в котором не нарастали бы кризисные явления.
По словам заместителя министра финансов Украины Сергея Мегоновича Макацарии, который анализировал состояние дел в области, Луганщина на полтора года практически исчезла с экономической и финансовой карты страны.
В промышленности, коммунальном хозяйстве и социальной сфере обвалом нарастали системные проблемы. И эти проблемы касались не только просчетов в планировании развития той или иной сферы хозяйствования, но и полного пренебрежения интересами государства и общества, игнорирования принципов экономической, кадровой и финансовой политики.
Без прибыли работала почти половина предприятий.
Убытки составили около 700 миллионов гривень, из них 85 процентов — в промышленности.
Явно провальными оказались темпы роста объемов производства в 81,4 процента. Результатом политического и экономического рэйдерства стала полная потеря взаимопонимания с руководителями предприятий. В области через различные процедуры банкротства проходило 437 субъектов.
Цинизм так называемых «специалистов» по банкротству, погоня за наживой, стремление быстро разбогатеть и уничтожить созданное десятилетиями труда народом приводили к ликвидации целых предприятий и отраслей. Без работы оставались десятки тысяч людей, становились депрессивными города и поселки. Позицию созерцания заняли власти, правоохранительные, фискальные органы. Робкий протест трудовых коллективов и граждан не получал адекватной реакции и защиты.
Угольная промышленность подверглась необдуманным экспериментам по смене системы управления, а также объемов и схем распределения бюджетного финансирования.
Оказались замороженными практически все проекты по развитию транспортной инфраструктуры.
Сельское хозяйство было отдано на откуп сиюминутным интересам, без учета технологической специфики отрасли и защиты прав селян.
Мы получили в наследство полностью запущенную ситуацию с системами жизнеобеспечения области. Отсутствие централизованного финансирования отрасли, помноженное на бездеятельность и непрофессионализм, привело к глобальному выходу из строя систем теплоснабжения в Алчевске и Луганске, Стаханове, Красном Луче, Перевальском районе.
Примером явного пренебрежения развитием социальной сферы стал ничем не объяснимый отказ от строительства областного туберкулезного диспансера, призванного поставить заслон уже начавшейся эпидемии.
В 2006 году мы потеряли базу налогообложения 335 млн. грн. из-за ухода из области в Киев ряда крупных налогоплательщиков.
Не финансировалась ни одна из 14 региональных программ. Закрывались детские сады и школы, четверть учреждений культуры не отапливалась последние 10 — 15 лет, 47 населенных пунктов не имели подъездных дорог с твердым покрытием. Вследствие крайне неблагоприятных погодных условий село собрало зерновых на 38 процентов меньше, чем планировалось.
Что делать?
Исходя из сложившейся ситуации, перед нами стояло две по-настоящему крупные проблемы.
Первая: необходимо было восстановить управляемость территорий. И вторая — добиться социально-экономической стабилизации, приостановить, а затем и преодолеть кризисные явления.
В этот период пришедшая со мной команда получила мощную поддержку областного, городских и районных советов. Совместная работа представительской и исполнительной властей, органов местного самоуправления дала результат.
Мы во всеуслышание объявили о тех направлениях, которые считали приоритетными, четко определили перечень наиболее острых проблем, возникших за период почти полуторагодового безвластия в области.
Ситуация заставила нас работать сразу по всем направлениям.
Параллельно с подбором кадров мы занимались подготовкой области к зиме 2006 — 2007 годов, разрабатывали программы социально-экономического развития региона и вместе с областным советом, народными депутатами формировали свои предложения в проект Государственного бюджета на нынешний год.
Нам удалось достаточно быстро восстановить координацию работы с Кабинетом Министров, получить поддержку по большинству направлений. В результате регион стал получать ресурсы не только напрямую из Госбюджета, но и через государственные целевые программы, финансируемые из фондов министерств.
Удалось решить вопросы с финансированием целого ряда проектов областного значения, начиная с создания локальных систем теплоснабжения и заканчивая строительством мостов, путепроводов, ремонтом дорог и реконструкцией аэропорта.
По некоторым направлениям мы добились увеличения финансирования не на проценты, а в разы. Это касается жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, дорожного строительства. Все полученные средства мы старались не распылять, а направлять на приоритетные направления. Кроме решения самих проблем, мы таким образом обеспечивали работой тысячи жителей области.
Ситуация стабилизировалась
В итоге произошел ряд системных изменений практически во всех сферах жизнедеятельности области. Восстановление партнерских взаимовыгодных отношений с представителями крупного бизнеса позволило значительно улучшить позиции в развитии промышленности.
Луганщина менее чем за год вышла на четвертое место в Украине по объемам реализованной промышленной продукции. За 10 месяцев темп роста производства составил 114,6 проц. и на 12 процентных пунктов превысил результат соответствующего периода прошлого года. При этом область значительно улучшила свои показатели, переместившись с 20 на 9 место.
И это стало возможным благодаря достигнутым приростам в таких важнейших отраслях, как производство продуктов нефтепереработки (на 23 процента), машиностроении (на 58 процентов).
Особо сегодня хотел бы отметить людей, благодаря усилиям которых во многом состоялся такой результат. Это Герой Украины Тарас Григорьевич Шевченко (Алчевский меткомбинат), Виталий Иванович Касинов (Стахановский вагоностроительный завод), Сергей Григорьевич Криворучко (Попаснянский вагоноремонтный завод) и многие другие.
Об эффективности нашей работы свидетельствует и достигнутый финансовый результат в объеме 687 млн. грн. прибыли, что также значительно лучше прошлогоднего результата.
Нам удалось стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве. На поддержку этого важного сектора экономики направлены серьезные ресурсы из бюджетов всех уровней. Разработана Стратегия развития села до 2015 года.
Несмотря на небывалую за четверть века засуху, валовой сбор зерна получен практически на уровне прошлого года — 845 тыс. тонн. При этом урожай озимой пшеницы превысил прошлогодний на 15 проц.
Одним из достижений года стал рекордный за все существование области валовой сбор подсолнечника — 425 тыс. тонн, что составляет почти десятую часть объема, полученного в целом по Украине. Очень важно, что такой результат получен при сокращении посевных площадей на 10 тыс. гектаров.
В Госкомрезерв продано продовольственного зерна в 2,3 раза больше задания. В итоге пятая часть всего государственного резерва сформирована за счет нашей области. Первыми в Украине мы полностью выполнили задание по его закупке в Аграрный фонд и, что самое важное, в полном объеме сформировали собственные ресурсы.
Более чем четырехкратное увеличение объемов финансирования сыграло позитивную роль в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства. В этом году из разных источников финансирования в ЖКХ было привлечено около 400 млн. грн. Уже второй раз нам удалось в целом своевременно подготовить отрасль к началу отопительного сезона.
Проблем здесь еще очень много, но системной аварии типа алчевской мы не допустили и не допустим.
В этом году изменена схема управления основными фондами головного предприятия теплового хозяйства. Бразды правления переданы районам и городам. Это повысило ответственность местных властей и заставило серьезно заняться проблемой. Впрочем, произошло это не везде, но об этом чуть ниже.
Не второстепенная сфера
Стабилизация в реальном секторе экономики обусловила развитие социальной сферы. Так, доходы населения увеличились более чем на четверть, а заработная плата — почти на 30 проц. В сентябре 2007 года она составила 1387 грн. По уровню среднемесячной номинальной заработной платы область занимает 6 место среди регионов Украины.
В текущем году удалось не только остановить рост задолженности по заработной плате, но и добиться ее снижения.
Увеличились размеры государственных выплат, что серьезно уменьшило численность малообеспеченных слоев населения.
В дополнение возросшему уровню помощи государства в области разработаны и утверждены программы медико-социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, ветеранов войны и труда, пенсионеров.
В течение 9 месяцев 2007 года оказано адресной помощи более чем 28 тысячам малообеспеченных граждан на сумму 778 тыс. грн., что в сравнении с тем же периодом прошлого года больше на 267 тыс. грн.
С начала года инвалидам выделено свыше 3,5 тысячи различных средств реабилитации, что полностью удовлетворило текущую потребность. Практически в два раза увеличилось бесплатное обеспечение слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны, 378 инвалидов получили автомобили «Славута», что в сравнении с тем же периодом прошлого года больше почти в 6 раз.
Из местных бюджетов на мероприятия по социальной защите и социальному обеспечению населения за 9 месяцев 2007 года направлено 592 млн. грн., что, вдумайтесь, в два раза больше средств, чем за аналогичный период прошлого года.
В области финансируется 17 региональных программ в сфере здравоохранения. Их выполнение позволило снизить уровень материнской и детской смертности, заболеваемости гепатитом и туберкулезом, улучшить ряд качественных показателей работы системы здравоохранения и выйти с 25 на 11 рейтинговое место в Украине.
Определенные позитивные изменения произошли в гуманитарной сфере. Так, в 2007 году приняты программы «Образование Луганщины», «Содействия обеспечению жильем педагогических и научно-педагогических работников в Луганской области», «Развития Луганского областного детского оздоровительного комплекса «Южный». В сфере образования выполняется 16 программ с общим объемом финансирования около 123 миллионов гривень.
Не менее важное направление в гуманитарной сфере — это восстановление и развитие учреждений культуры, многие из которых находятся в аварийном состоянии. За год нам удалось подготовить к отопительному сезону 54 сельских клуба, которые не отапливались более 10 лет.
Законность и правопорядок
Одной из актуальных проблем, которая активно влияет на социально-политическую обстановку в области, в каждом городе и районе, является состояние правопорядка. С ним напрямую связана степень реализации конституционных прав и свобод, безопасность жителей территориальных громад области.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение общей преступности, на 15 процентов уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Вместе с тем эта сфера по-прежнему остается одной из самых сложных и болезненных.
Надо прямо сказать, что нам пока не удалось в полной мере скоординировать работу силового блока, обеспечить тесное взаимодействие власти на региональном уровне и на местах с правоохранительными органами, преодолеть корпоративные интересы структур, нередко вступающие в противоречия с государственными и общественными интересами.
Причина здесь одна. До тех пор, пока в основе взаимоотношений власти, силовых структур и судебной системы будут иные интересы, нежели интересы граждан, переломить ситуацию будет очень и очень трудно. Ощутил это на себе, но не намерен сворачивать с этого пути.
Да — нужна помощь силовым структурам, да — надо менять негатив в общественном мнении, да — многое надо изменить на законодательно-директивном уровне, но, убежден, нужен спрос, отчетность, преодоление коррупции, корпоративной и круговой поруки, решительное освобождение от лиц, скомпрометировавших себя.
Проблемы, которые предстоит решать
Говоря о некоторых положительных сдвигах в экономическом и социальном развитии, не могу обойти проблемы и нерешенные вопросы, наличие которых не позволяет нам обеспечивать стабильный и надежный рост экономики, улучшение социальных стандартов жизни людей.
Эти проблемы накапливались годами. Часть из них удалось сдвинуть с мертвой точки, но основная масса остается и сегодня. Безусловно, многие из них системны: демография, состояние и обновление основных фондов, высокая энергоемкость производства и социальной сферы, диспропорции в развитии регионов, конъюнктура внешних рынков и т.д. Понятно, что в рамках одного региона без выверенной инвестиционной и структурной политики государства их не разрешить.
Но есть узкие места, которые возникли в силу не объективных, а субъективных причин. Чем можно объяснить провал с подготовкой к зиме в некоторых регионах? Что, не было денег? Облгосадминистрация обеспечила поступление в регион средств по государственным и региональным программам на предотвращение техногенных катастроф, энергосбережение и ряду других. Но в Антраците, Северодонецке, Кировске, Брянке, Меловском, Перевальском, Станично-Луганском, Троицком и ряде других их освоение организовано из рук вон плохо. Напрашивается вывод, что руководители названных территорий или разучились, или никогда и не умели работать.
К сожалению, эта ситуация еще не получила должной оценки на сессиях городских и районных советов.
Не решены проблемы угольных предприятий, где трудится более 115 тыс. человек, или одна треть занятых в промышленности. При этом удельный вес отрасли продолжает сокращаться и на сегодня составляет 11 процентов.
По факту мы имеем почти два миллиона тонн недоданного к плану угля и серьезное увеличение убытков. При увеличении финансирования на 50 % отрасль уменьшила добычу.
Кроме ухудшения показателей собственной работы, угольщики крайне безответственно относятся к выполнению обязательств перед партнерами по Региональной программе производственной кооперации, охватывающей более 40 предприятий.
Мы неоднократно обращались в отраслевое министерство и к его министру Тулубу С.Б. с предложением приостановить чехарду в производственной и кадровой политике в отрасли. Прежних руководителей госпредприятий заменили на так называемых «вахтовиков», которые показали свою полную несо-стоятельность. В результате некогда передовое ГП «Ровенькиантрацит» недодает к плану более 1,5 млн. тонн угля.
Вызывают недоумение подходы Минуглепрома в решении экологических и социальных проблем так называемых депрессивных территорий, где закрываются шахты, особенно — в использовании бюджетных средств без учета нашего мнения.
Мы будем ставить перед правительством вопрос о передаче реальных рычагов управления этой стратегически важной отраслью областной государственной администрации. Без этого изменить положение к лучшему практически невозможно.
В энергетике необходимо будет коренным образом пересмотреть отношение к развитию энергосберегающих технологий и вариантов использования альтернативных источников энергии. У нас уже есть ряд серьезных примеров эффективности такого подхода. Чего только стоит работа в этом направлении собственников Алчевского металлургического комбината, которую мы полностью поддерживаем.
Огромные ресурсы направлены в течение этого года в транспортную инфраструктуру. И это коренным образом изменило ситуацию в данной сфере. Но эта работа до сих пор имела локальный характер. Разработкой региональной программы развития транспорта мы обозначили приоритетные направления. И здесь считаем критично важным определить — стремится ли наша область к обладанию статуса главного транзитного коридора страны с запада на восток. Это крайне важно.
В первую очередь мы берем на себя обязательство значительно увеличить объемы строительства внутриобластных дорог с выходом на стратегически важные направления — обходную дорогу вокруг Луганска в направлении Макеевки и Донецка, транспортную развязку Знаменка — Луганск — Изварино, в направлении аэропорта и по многим другим направлениям. При этом мы понимаем, что необходимо будет решить вопрос о финансировании в сумме более 440 млн. грн.
И это не просто дороги ради дорог. Кроме повышения транзитного потенциала области, они позволят открыть дополнительно к действующим 18 новых междугородних маршрутов и охватить автобусным сообщением еще 14 сел. В связи с этим запланировано приобрести 150 новых автобусов на 25 млн. грн. Это будут деньги инвесторов.
Совместно с руководством Донецкой железной дороги и «Укрзалізниці» завершена электрификация и начала курсировать электричка Луганск — Дебальцево. Мы планируем организовать движение скоростных электропоездов «Луганск — Донецк», «Луганск — Киев», а в перспективе и по другим направлениям.
В этом году мы приступили к реконструкции и модернизации нашего международного аэропорта. Он действительно должен стать международным и рентабельным с высоким уровнем сервиса.
В следующем году нам потребуется решимость в реализации глобальных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На прошлой сессии облсовета принято решение объявить конкурс на передачу в концессию коммунального предприятия «Лугансквода». У этого шага много критиков, но, как это у нас принято, никто ничего конструктивного взамен не предлагает. Тендер будет проведен, и наша задача состоит в том, чтобы грамотно, в интересах жителей области выписать условия концессии и жестко контролировать их выполнение.
Повторяю, от ликвидации аварийных ситуаций надо переходить к системной работе по формированию жизнеспособной инфраструктуры в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В первую очередь мы должны полностью выбрать все средства по государственной программе «Реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области». На год нам нужно 140 млн. грн. Это даст возможность полностью обеспечить централизованным водоснабжением все районы и города области.
К концу года будут готовы первые результаты комплексного обследования жилого фонда области, и мы сможем с точностью до каждого строения определить первоочередность исполнения работ по восстановлению жилого фонда.
Благодаря этому мы с полным основанием будем требовать финансирования государственных программ по комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда и модернизации лифтового хозяйства. Причем данный вопрос будет решаться не только с Министерствами жилищно-коммунального хозяйства и финансов, но и с Мин-углепромом. Речь идет о 187 млн. грн., предназначенных для ремонта переданного местным советам жилого фонда угольных шахт.
Ситуация на рынке труда в области стабилизировалась. В этом заслуга малого и среднего бизнеса, который мы всячески стимулируем и поощряем. В этом году здесь создано 30 тысяч рабочих мест, а на крупных предприятиях — всего тысяча.
Уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с прошлым годом снизился и составляет около 2%. Однако эта цифра не должна нас успокаивать. В области остро стоит проблема занятости молодежи, женщин и жителей села. Из общего количества безработных, состоящих на учете в центрах занятости, половину составляет молодежь до 35 лет.
За инвестора надо бороться
Каждый из нас должен понять решающую роль использования инвестиционного потенциала области для развития хозяйственного комплекса. Имея положительные тенденции по значительному увеличению объемов капитальных инвестиций в область, мы все-таки остаемся статистами, фиксирующими факты вложений.
Именно поэтому подготовлен первый вариант презентации имеющихся на нашей территории промышленных площадок, на которых возможна реализация инвестиционных проектов, от строительства небольших предприятий до размещения новых шахт. Мы планируем активизировать эту работу и сделать ее приоритетной в политике привлечения инвестиций.
Часть площадок уже сейчас можно рассматривать в качестве перспективных для строительства новых шахт. Специалистами профильных институтов был выполнен анализ качества запасов угля по семи разведанным участкам. В результате определено четыре площадки: Новосветловская, Боржиковская Южная, Краснолучская Северная, Новоанновская.
Самой перспективной считается «Новосветловская». Для строительства нового угледобывающего предприятия необходимы капитальные вложения в сумме 4,5 млрд. грн. Уже проведен тендер на разработку технико-экономического обоснования этого строительства. Задача состоит в том, чтобы в следующем году добиться выделения финансирования на разработку технико-экономического обоснования и проектной документации с тем, чтобы начать строительство в 2009 году.
Руководителям городов и районов необходимо будет сфокусировать внимание на возможностях привлечения инвестиций в развитие торговой сети. Эта сфера уже стала привлекательной для крупных капиталовложений. Только по предварительным данным, в интересы инвесторов в следующем году входит строительство порядка десяти крупных торговых центров в Северодонецке, Луганске, Брянке, Алчевске, Стаханове и Свердловске на общую сумму порядка 40 млн. долл. США.
В последние годы в области начало оживать жилищное строительство. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций крупных промышленных предприятий, корпораций, банков в строительство новых многоэтажных домов.
В ближайшей перспективе ожидается значительный рост темпов строительства нового жилья. Только в Луганске подготовлены площадки под строительство общей площадью 572 га, где можно разместить жилые комплексы на 1,2 млн. кв. м. Понятно, что этот объем для освоения на несколько лет, но уже сейчас легко посчитать инвестиционный потенциал, который составляет порядка 720 млн. долл. США. Определены также участки под жилищное строительство в Алчевске, Северодонецке, Лисичанске. Кроме того, у нас в 11 городах есть недостроенное жилье площадью более 61 тыс.кв.м. Эти дома надо обязательно достроить.
При этом мы должны широко, через прессу заявить о готовности власти к сотрудничеству с инвесторами.
Здравоохранение будем развивать
В области финансируется 17 региональных программ в сфере здравоохранения. Их успешное выполнение позволило заметно улучшить ситуацию в этой сфере. В следующем году мы планируем приступить к созданию специализированного областного центра кардиохирургии. Стоит задача полного оснащения ФАПов медицинским оборудованием. Таким образом, должна быть сформирована эффективная сеть медицинских учреждений базового районного уровня.
Чтобы привлечь молодых медиков в глубинку, мы планируем сконцентрировать ресурсы на реализации региональной программы «Собственный дом».
Идем к 70-летию области
Подводя итоги, хочу сказать, что нас ожидает год непростой, напряженной работы. Вместе с депутатами всех уровней мы определили стратегию. Теперь нужна системная, вдумчивая, инициативная работа по ее реализации. Нам предстоит завершить программы и проекты, начатые в этом году. В их числе 12 многоэтажных жилых домов, 16 объектов социального назначения. Крупнейшие из них — первая очередь тубдиспансера в Трехизбенке и школа в Александровске. Должны быть сданы в эксплуатацию подводящие газопроводы к 24 населенным пунктам.
Хочу напомнить, что наступающий новый год — это год 70-летия области. Надо уже сейчас подумать о том, какими достижениями в развитии экономики и социальной сферы мы встретим юбилей. Нужны не бравые рапорты и фанфары, а конкретные дела, направленные на повышение уровня жизни наших людей.
Совместными усилиями облгосадминистрации и областного совета удалось создать хорошую базу для дальнейшего развития региона. Задача состоит в том, чтобы не потерять набранный темп.
Уже сформирован предварительный перечень объектов социального назначения, предлагаемых к вводу в 2008 году. Их суммарная стоимость порядка 320 млн. грн. Сюда надо прибавить строительство и ремонт дорог — 440 млн. грн. Вместе со средствами на реконструкцию коммунального хозяйства в итоге получается более миллиарда гривень.
Для того, чтобы наши планы стали реальностью, в декабре надо очень серьезно поработать с Верховной Радой, правительством, министерствами и ведомствами и обеспечить финансирование всех наших программ как минимум на уровне нынешнего года.
Понимаю, что в сложившейся политической ситуации это очень непростая задача, но никто легкой жизни нам и не обещал.
// Александр АНТИПОВ, председатель Луганской областной государственной администрации
Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что за полтора года практически полностью обновился состав руководителей подразделений и служб администрации. Пришли люди ранее не занимавшиеся административной и управленческой деятельностью. Кадровая неразбериха последних лет окончательно разорвала связь между Киевом, областью и территориями. Фактически на Луганщине не было ни одного сектора экономики, в котором не нарастали бы кризисные явления.
По словам заместителя министра финансов Украины Сергея Мегоновича Макацарии, который анализировал состояние дел в области, Луганщина на полтора года практически исчезла с экономической и финансовой карты страны.
В промышленности, коммунальном хозяйстве и социальной сфере обвалом нарастали системные проблемы. И эти проблемы касались не только просчетов в планировании развития той или иной сферы хозяйствования, но и полного пренебрежения интересами государства и общества, игнорирования принципов экономической, кадровой и финансовой политики.
Без прибыли работала почти половина предприятий.
Убытки составили около 700 миллионов гривень, из них 85 процентов — в промышленности.
Явно провальными оказались темпы роста объемов производства в 81,4 процента. Результатом политического и экономического рэйдерства стала полная потеря взаимопонимания с руководителями предприятий. В области через различные процедуры банкротства проходило 437 субъектов.
Цинизм так называемых «специалистов» по банкротству, погоня за наживой, стремление быстро разбогатеть и уничтожить созданное десятилетиями труда народом приводили к ликвидации целых предприятий и отраслей. Без работы оставались десятки тысяч людей, становились депрессивными города и поселки. Позицию созерцания заняли власти, правоохранительные, фискальные органы. Робкий протест трудовых коллективов и граждан не получал адекватной реакции и защиты.
Угольная промышленность подверглась необдуманным экспериментам по смене системы управления, а также объемов и схем распределения бюджетного финансирования.
Оказались замороженными практически все проекты по развитию транспортной инфраструктуры.
Сельское хозяйство было отдано на откуп сиюминутным интересам, без учета технологической специфики отрасли и защиты прав селян.
Мы получили в наследство полностью запущенную ситуацию с системами жизнеобеспечения области. Отсутствие централизованного финансирования отрасли, помноженное на бездеятельность и непрофессионализм, привело к глобальному выходу из строя систем теплоснабжения в Алчевске и Луганске, Стаханове, Красном Луче, Перевальском районе.
Примером явного пренебрежения развитием социальной сферы стал ничем не объяснимый отказ от строительства областного туберкулезного диспансера, призванного поставить заслон уже начавшейся эпидемии.
В 2006 году мы потеряли базу налогообложения 335 млн. грн. из-за ухода из области в Киев ряда крупных налогоплательщиков.
Не финансировалась ни одна из 14 региональных программ. Закрывались детские сады и школы, четверть учреждений культуры не отапливалась последние 10 — 15 лет, 47 населенных пунктов не имели подъездных дорог с твердым покрытием. Вследствие крайне неблагоприятных погодных условий село собрало зерновых на 38 процентов меньше, чем планировалось.
Что делать?
Исходя из сложившейся ситуации, перед нами стояло две по-настоящему крупные проблемы.
Первая: необходимо было восстановить управляемость территорий. И вторая — добиться социально-экономической стабилизации, приостановить, а затем и преодолеть кризисные явления.
В этот период пришедшая со мной команда получила мощную поддержку областного, городских и районных советов. Совместная работа представительской и исполнительной властей, органов местного самоуправления дала результат.
Мы во всеуслышание объявили о тех направлениях, которые считали приоритетными, четко определили перечень наиболее острых проблем, возникших за период почти полуторагодового безвластия в области.
Ситуация заставила нас работать сразу по всем направлениям.
Параллельно с подбором кадров мы занимались подготовкой области к зиме 2006 — 2007 годов, разрабатывали программы социально-экономического развития региона и вместе с областным советом, народными депутатами формировали свои предложения в проект Государственного бюджета на нынешний год.
Нам удалось достаточно быстро восстановить координацию работы с Кабинетом Министров, получить поддержку по большинству направлений. В результате регион стал получать ресурсы не только напрямую из Госбюджета, но и через государственные целевые программы, финансируемые из фондов министерств.
Удалось решить вопросы с финансированием целого ряда проектов областного значения, начиная с создания локальных систем теплоснабжения и заканчивая строительством мостов, путепроводов, ремонтом дорог и реконструкцией аэропорта.
По некоторым направлениям мы добились увеличения финансирования не на проценты, а в разы. Это касается жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, дорожного строительства. Все полученные средства мы старались не распылять, а направлять на приоритетные направления. Кроме решения самих проблем, мы таким образом обеспечивали работой тысячи жителей области.
Ситуация стабилизировалась
В итоге произошел ряд системных изменений практически во всех сферах жизнедеятельности области. Восстановление партнерских взаимовыгодных отношений с представителями крупного бизнеса позволило значительно улучшить позиции в развитии промышленности.
Луганщина менее чем за год вышла на четвертое место в Украине по объемам реализованной промышленной продукции. За 10 месяцев темп роста производства составил 114,6 проц. и на 12 процентных пунктов превысил результат соответствующего периода прошлого года. При этом область значительно улучшила свои показатели, переместившись с 20 на 9 место.
И это стало возможным благодаря достигнутым приростам в таких важнейших отраслях, как производство продуктов нефтепереработки (на 23 процента), машиностроении (на 58 процентов).
Особо сегодня хотел бы отметить людей, благодаря усилиям которых во многом состоялся такой результат. Это Герой Украины Тарас Григорьевич Шевченко (Алчевский меткомбинат), Виталий Иванович Касинов (Стахановский вагоностроительный завод), Сергей Григорьевич Криворучко (Попаснянский вагоноремонтный завод) и многие другие.
Об эффективности нашей работы свидетельствует и достигнутый финансовый результат в объеме 687 млн. грн. прибыли, что также значительно лучше прошлогоднего результата.
Нам удалось стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве. На поддержку этого важного сектора экономики направлены серьезные ресурсы из бюджетов всех уровней. Разработана Стратегия развития села до 2015 года.
Несмотря на небывалую за четверть века засуху, валовой сбор зерна получен практически на уровне прошлого года — 845 тыс. тонн. При этом урожай озимой пшеницы превысил прошлогодний на 15 проц.
Одним из достижений года стал рекордный за все существование области валовой сбор подсолнечника — 425 тыс. тонн, что составляет почти десятую часть объема, полученного в целом по Украине. Очень важно, что такой результат получен при сокращении посевных площадей на 10 тыс. гектаров.
В Госкомрезерв продано продовольственного зерна в 2,3 раза больше задания. В итоге пятая часть всего государственного резерва сформирована за счет нашей области. Первыми в Украине мы полностью выполнили задание по его закупке в Аграрный фонд и, что самое важное, в полном объеме сформировали собственные ресурсы.
Более чем четырехкратное увеличение объемов финансирования сыграло позитивную роль в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства. В этом году из разных источников финансирования в ЖКХ было привлечено около 400 млн. грн. Уже второй раз нам удалось в целом своевременно подготовить отрасль к началу отопительного сезона.
Проблем здесь еще очень много, но системной аварии типа алчевской мы не допустили и не допустим.
В этом году изменена схема управления основными фондами головного предприятия теплового хозяйства. Бразды правления переданы районам и городам. Это повысило ответственность местных властей и заставило серьезно заняться проблемой. Впрочем, произошло это не везде, но об этом чуть ниже.
Не второстепенная сфера
Стабилизация в реальном секторе экономики обусловила развитие социальной сферы. Так, доходы населения увеличились более чем на четверть, а заработная плата — почти на 30 проц. В сентябре 2007 года она составила 1387 грн. По уровню среднемесячной номинальной заработной платы область занимает 6 место среди регионов Украины.
В текущем году удалось не только остановить рост задолженности по заработной плате, но и добиться ее снижения.
Увеличились размеры государственных выплат, что серьезно уменьшило численность малообеспеченных слоев населения.
В дополнение возросшему уровню помощи государства в области разработаны и утверждены программы медико-социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, ветеранов войны и труда, пенсионеров.
В течение 9 месяцев 2007 года оказано адресной помощи более чем 28 тысячам малообеспеченных граждан на сумму 778 тыс. грн., что в сравнении с тем же периодом прошлого года больше на 267 тыс. грн.
С начала года инвалидам выделено свыше 3,5 тысячи различных средств реабилитации, что полностью удовлетворило текущую потребность. Практически в два раза увеличилось бесплатное обеспечение слуховыми аппаратами ветеранов Великой Отечественной войны, 378 инвалидов получили автомобили «Славута», что в сравнении с тем же периодом прошлого года больше почти в 6 раз.
Из местных бюджетов на мероприятия по социальной защите и социальному обеспечению населения за 9 месяцев 2007 года направлено 592 млн. грн., что, вдумайтесь, в два раза больше средств, чем за аналогичный период прошлого года.
В области финансируется 17 региональных программ в сфере здравоохранения. Их выполнение позволило снизить уровень материнской и детской смертности, заболеваемости гепатитом и туберкулезом, улучшить ряд качественных показателей работы системы здравоохранения и выйти с 25 на 11 рейтинговое место в Украине.
Определенные позитивные изменения произошли в гуманитарной сфере. Так, в 2007 году приняты программы «Образование Луганщины», «Содействия обеспечению жильем педагогических и научно-педагогических работников в Луганской области», «Развития Луганского областного детского оздоровительного комплекса «Южный». В сфере образования выполняется 16 программ с общим объемом финансирования около 123 миллионов гривень.
Не менее важное направление в гуманитарной сфере — это восстановление и развитие учреждений культуры, многие из которых находятся в аварийном состоянии. За год нам удалось подготовить к отопительному сезону 54 сельских клуба, которые не отапливались более 10 лет.
Законность и правопорядок
Одной из актуальных проблем, которая активно влияет на социально-политическую обстановку в области, в каждом городе и районе, является состояние правопорядка. С ним напрямую связана степень реализации конституционных прав и свобод, безопасность жителей территориальных громад области.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение общей преступности, на 15 процентов уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Вместе с тем эта сфера по-прежнему остается одной из самых сложных и болезненных.
Надо прямо сказать, что нам пока не удалось в полной мере скоординировать работу силового блока, обеспечить тесное взаимодействие власти на региональном уровне и на местах с правоохранительными органами, преодолеть корпоративные интересы структур, нередко вступающие в противоречия с государственными и общественными интересами.
Причина здесь одна. До тех пор, пока в основе взаимоотношений власти, силовых структур и судебной системы будут иные интересы, нежели интересы граждан, переломить ситуацию будет очень и очень трудно. Ощутил это на себе, но не намерен сворачивать с этого пути.
Да — нужна помощь силовым структурам, да — надо менять негатив в общественном мнении, да — многое надо изменить на законодательно-директивном уровне, но, убежден, нужен спрос, отчетность, преодоление коррупции, корпоративной и круговой поруки, решительное освобождение от лиц, скомпрометировавших себя.
Проблемы, которые предстоит решать
Говоря о некоторых положительных сдвигах в экономическом и социальном развитии, не могу обойти проблемы и нерешенные вопросы, наличие которых не позволяет нам обеспечивать стабильный и надежный рост экономики, улучшение социальных стандартов жизни людей.
Эти проблемы накапливались годами. Часть из них удалось сдвинуть с мертвой точки, но основная масса остается и сегодня. Безусловно, многие из них системны: демография, состояние и обновление основных фондов, высокая энергоемкость производства и социальной сферы, диспропорции в развитии регионов, конъюнктура внешних рынков и т.д. Понятно, что в рамках одного региона без выверенной инвестиционной и структурной политики государства их не разрешить.
Но есть узкие места, которые возникли в силу не объективных, а субъективных причин. Чем можно объяснить провал с подготовкой к зиме в некоторых регионах? Что, не было денег? Облгосадминистрация обеспечила поступление в регион средств по государственным и региональным программам на предотвращение техногенных катастроф, энергосбережение и ряду других. Но в Антраците, Северодонецке, Кировске, Брянке, Меловском, Перевальском, Станично-Луганском, Троицком и ряде других их освоение организовано из рук вон плохо. Напрашивается вывод, что руководители названных территорий или разучились, или никогда и не умели работать.
К сожалению, эта ситуация еще не получила должной оценки на сессиях городских и районных советов.
Не решены проблемы угольных предприятий, где трудится более 115 тыс. человек, или одна треть занятых в промышленности. При этом удельный вес отрасли продолжает сокращаться и на сегодня составляет 11 процентов.
По факту мы имеем почти два миллиона тонн недоданного к плану угля и серьезное увеличение убытков. При увеличении финансирования на 50 % отрасль уменьшила добычу.
Кроме ухудшения показателей собственной работы, угольщики крайне безответственно относятся к выполнению обязательств перед партнерами по Региональной программе производственной кооперации, охватывающей более 40 предприятий.
Мы неоднократно обращались в отраслевое министерство и к его министру Тулубу С.Б. с предложением приостановить чехарду в производственной и кадровой политике в отрасли. Прежних руководителей госпредприятий заменили на так называемых «вахтовиков», которые показали свою полную несо-стоятельность. В результате некогда передовое ГП «Ровенькиантрацит» недодает к плану более 1,5 млн. тонн угля.
Вызывают недоумение подходы Минуглепрома в решении экологических и социальных проблем так называемых депрессивных территорий, где закрываются шахты, особенно — в использовании бюджетных средств без учета нашего мнения.
Мы будем ставить перед правительством вопрос о передаче реальных рычагов управления этой стратегически важной отраслью областной государственной администрации. Без этого изменить положение к лучшему практически невозможно.
В энергетике необходимо будет коренным образом пересмотреть отношение к развитию энергосберегающих технологий и вариантов использования альтернативных источников энергии. У нас уже есть ряд серьезных примеров эффективности такого подхода. Чего только стоит работа в этом направлении собственников Алчевского металлургического комбината, которую мы полностью поддерживаем.
Огромные ресурсы направлены в течение этого года в транспортную инфраструктуру. И это коренным образом изменило ситуацию в данной сфере. Но эта работа до сих пор имела локальный характер. Разработкой региональной программы развития транспорта мы обозначили приоритетные направления. И здесь считаем критично важным определить — стремится ли наша область к обладанию статуса главного транзитного коридора страны с запада на восток. Это крайне важно.
В первую очередь мы берем на себя обязательство значительно увеличить объемы строительства внутриобластных дорог с выходом на стратегически важные направления — обходную дорогу вокруг Луганска в направлении Макеевки и Донецка, транспортную развязку Знаменка — Луганск — Изварино, в направлении аэропорта и по многим другим направлениям. При этом мы понимаем, что необходимо будет решить вопрос о финансировании в сумме более 440 млн. грн.
И это не просто дороги ради дорог. Кроме повышения транзитного потенциала области, они позволят открыть дополнительно к действующим 18 новых междугородних маршрутов и охватить автобусным сообщением еще 14 сел. В связи с этим запланировано приобрести 150 новых автобусов на 25 млн. грн. Это будут деньги инвесторов.
Совместно с руководством Донецкой железной дороги и «Укрзалізниці» завершена электрификация и начала курсировать электричка Луганск — Дебальцево. Мы планируем организовать движение скоростных электропоездов «Луганск — Донецк», «Луганск — Киев», а в перспективе и по другим направлениям.
В этом году мы приступили к реконструкции и модернизации нашего международного аэропорта. Он действительно должен стать международным и рентабельным с высоким уровнем сервиса.
В следующем году нам потребуется решимость в реализации глобальных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На прошлой сессии облсовета принято решение объявить конкурс на передачу в концессию коммунального предприятия «Лугансквода». У этого шага много критиков, но, как это у нас принято, никто ничего конструктивного взамен не предлагает. Тендер будет проведен, и наша задача состоит в том, чтобы грамотно, в интересах жителей области выписать условия концессии и жестко контролировать их выполнение.
Повторяю, от ликвидации аварийных ситуаций надо переходить к системной работе по формированию жизнеспособной инфраструктуры в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В первую очередь мы должны полностью выбрать все средства по государственной программе «Реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области». На год нам нужно 140 млн. грн. Это даст возможность полностью обеспечить централизованным водоснабжением все районы и города области.
К концу года будут готовы первые результаты комплексного обследования жилого фонда области, и мы сможем с точностью до каждого строения определить первоочередность исполнения работ по восстановлению жилого фонда.
Благодаря этому мы с полным основанием будем требовать финансирования государственных программ по комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда и модернизации лифтового хозяйства. Причем данный вопрос будет решаться не только с Министерствами жилищно-коммунального хозяйства и финансов, но и с Мин-углепромом. Речь идет о 187 млн. грн., предназначенных для ремонта переданного местным советам жилого фонда угольных шахт.
Ситуация на рынке труда в области стабилизировалась. В этом заслуга малого и среднего бизнеса, который мы всячески стимулируем и поощряем. В этом году здесь создано 30 тысяч рабочих мест, а на крупных предприятиях — всего тысяча.
Уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с прошлым годом снизился и составляет около 2%. Однако эта цифра не должна нас успокаивать. В области остро стоит проблема занятости молодежи, женщин и жителей села. Из общего количества безработных, состоящих на учете в центрах занятости, половину составляет молодежь до 35 лет.
За инвестора надо бороться
Каждый из нас должен понять решающую роль использования инвестиционного потенциала области для развития хозяйственного комплекса. Имея положительные тенденции по значительному увеличению объемов капитальных инвестиций в область, мы все-таки остаемся статистами, фиксирующими факты вложений.
Именно поэтому подготовлен первый вариант презентации имеющихся на нашей территории промышленных площадок, на которых возможна реализация инвестиционных проектов, от строительства небольших предприятий до размещения новых шахт. Мы планируем активизировать эту работу и сделать ее приоритетной в политике привлечения инвестиций.
Часть площадок уже сейчас можно рассматривать в качестве перспективных для строительства новых шахт. Специалистами профильных институтов был выполнен анализ качества запасов угля по семи разведанным участкам. В результате определено четыре площадки: Новосветловская, Боржиковская Южная, Краснолучская Северная, Новоанновская.
Самой перспективной считается «Новосветловская». Для строительства нового угледобывающего предприятия необходимы капитальные вложения в сумме 4,5 млрд. грн. Уже проведен тендер на разработку технико-экономического обоснования этого строительства. Задача состоит в том, чтобы в следующем году добиться выделения финансирования на разработку технико-экономического обоснования и проектной документации с тем, чтобы начать строительство в 2009 году.
Руководителям городов и районов необходимо будет сфокусировать внимание на возможностях привлечения инвестиций в развитие торговой сети. Эта сфера уже стала привлекательной для крупных капиталовложений. Только по предварительным данным, в интересы инвесторов в следующем году входит строительство порядка десяти крупных торговых центров в Северодонецке, Луганске, Брянке, Алчевске, Стаханове и Свердловске на общую сумму порядка 40 млн. долл. США.
В последние годы в области начало оживать жилищное строительство. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций крупных промышленных предприятий, корпораций, банков в строительство новых многоэтажных домов.
В ближайшей перспективе ожидается значительный рост темпов строительства нового жилья. Только в Луганске подготовлены площадки под строительство общей площадью 572 га, где можно разместить жилые комплексы на 1,2 млн. кв. м. Понятно, что этот объем для освоения на несколько лет, но уже сейчас легко посчитать инвестиционный потенциал, который составляет порядка 720 млн. долл. США. Определены также участки под жилищное строительство в Алчевске, Северодонецке, Лисичанске. Кроме того, у нас в 11 городах есть недостроенное жилье площадью более 61 тыс.кв.м. Эти дома надо обязательно достроить.
При этом мы должны широко, через прессу заявить о готовности власти к сотрудничеству с инвесторами.
Здравоохранение будем развивать
В области финансируется 17 региональных программ в сфере здравоохранения. Их успешное выполнение позволило заметно улучшить ситуацию в этой сфере. В следующем году мы планируем приступить к созданию специализированного областного центра кардиохирургии. Стоит задача полного оснащения ФАПов медицинским оборудованием. Таким образом, должна быть сформирована эффективная сеть медицинских учреждений базового районного уровня.
Чтобы привлечь молодых медиков в глубинку, мы планируем сконцентрировать ресурсы на реализации региональной программы «Собственный дом».
Идем к 70-летию области
Подводя итоги, хочу сказать, что нас ожидает год непростой, напряженной работы. Вместе с депутатами всех уровней мы определили стратегию. Теперь нужна системная, вдумчивая, инициативная работа по ее реализации. Нам предстоит завершить программы и проекты, начатые в этом году. В их числе 12 многоэтажных жилых домов, 16 объектов социального назначения. Крупнейшие из них — первая очередь тубдиспансера в Трехизбенке и школа в Александровске. Должны быть сданы в эксплуатацию подводящие газопроводы к 24 населенным пунктам.
Хочу напомнить, что наступающий новый год — это год 70-летия области. Надо уже сейчас подумать о том, какими достижениями в развитии экономики и социальной сферы мы встретим юбилей. Нужны не бравые рапорты и фанфары, а конкретные дела, направленные на повышение уровня жизни наших людей.
Совместными усилиями облгосадминистрации и областного совета удалось создать хорошую базу для дальнейшего развития региона. Задача состоит в том, чтобы не потерять набранный темп.
Уже сформирован предварительный перечень объектов социального назначения, предлагаемых к вводу в 2008 году. Их суммарная стоимость порядка 320 млн. грн. Сюда надо прибавить строительство и ремонт дорог — 440 млн. грн. Вместе со средствами на реконструкцию коммунального хозяйства в итоге получается более миллиарда гривень.
Для того, чтобы наши планы стали реальностью, в декабре надо очень серьезно поработать с Верховной Радой, правительством, министерствами и ведомствами и обеспечить финансирование всех наших программ как минимум на уровне нынешнего года.
Понимаю, что в сложившейся политической ситуации это очень непростая задача, но никто легкой жизни нам и не обещал.
// Александр АНТИПОВ, председатель Луганской областной государственной администрации