Водопроводный коллапс
Ситуация с водоснабжением в Луганской области сложилась критическая. Если в ближайшие несколько лет не принять серьезных мер, процессы могут принять необратимый характер и регион реально может остаться без воды или получать ее по графику. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Об этом комментарий председателя Луганской областной государственной администрации Александра АНТИПОВА.
Что имеем?
Исторически так сложилось, что Луганская область одна из самых маловодных – 16-е место в Украине. Существующие источники питьевой воды расположены в центре и на севере региона, а основные потребители – на промышленном юге. В результате вода подается на расстояние 230 – 250 км и поднимается семью станциями на высоту 340 метров. Все это обуславливает специфическую, весьма сложную и затратную систему водоснабжения области.
Таковы объективные факторы, изменить которые мы не можем. Но главная причина нынешнего кризиса - политика государства в области жилищно-коммунального хозяйства, точнее, полное ее отсутствие с начала 90-х годов. В течение почти 15 лет система водоснабжения приходила в упадок. Средства на коренную реконструкцию с заменой устаревшего оборудования не выделялись. Денег не хватало даже на поддержание оборудования и сетей в рабочем состоянии. Процесс старения основных фондов шел быстрее, чем их обновление. За последние четыре года потери воды в сетях областного коммунального предприятия «Компания «Лугансквода» выросли с 46 (2004 г.) до 63 процентов (2007 г.), а в Антраците, Перевальске, Кировске и Брянке даже превысили 70 процентов!
Переломным моментом могла стать утвержденная Кабинетом Министров в августе 2004 года «Программа реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области на 2004-2006 гг. и на период до 2010 года». Вся программа оценивалась в 501,5 млн. грн в ценах 2004 года. До 2007 года планировалось выделить из госбюджета почти 293 млн. грн. Фактически получено 37,38 млн. грн. Из них, благодаря настойчивости облгосадминистрации, в минувшем году удалось буквально «выбить» в Киеве 28 млн. грн. Легко посчитать, на сколько лет затянется реализация программы. А если учесть ценовой фактор – сейчас программа стоит уже 2 миллиарда грн - ее выполнение за счет госбюджета даже оптимисты ставят под сомнение.
Ситуация с водоснабжением продолжает усугубляться. Начались системные аварии на магистральных водоводах. Последняя из них произошла после новогодних праздников, когда без воды остался Красный Луч. В результате была разморожена часть теплосетей. Повторения Алчевска удалось избежать только благодаря самоотверженной круглосуточной работе специалистов «Компании «Лугансквода» и тепловиков.
Все должны знать, что в любой момент миллион жителей области и три тысячи предприятий могут остаться без воды или будут получать ее по графику. «Компания «Лугансквода» задолжала энергетикам за поставленную электроэнергию 166 млн. грн, ее счета блокированы, имущество арестовано.
Глобальные проблемы
По мнению специалистов, у «Луганскводы» две глобальные проблемы: устаревшее, энергоемкое оборудование и до крайности изношенные магистральные водоводы и внутригородские сети. 2800 электродвигателей и примерно половина из 7,5 тысяч км водопроводов требуют срочной замены. Кстати, капитальный ремонт одного километра магистрали диаметром 900 мм стоит от 1,9 до 2,5 млн. грн.
Рано или поздно мы вынуждены будем их менять. Лучше раньше. За четыре года «Луганскводе» удалось заменить 37 устаревших, энергоемких насосов. Капля в море. Но даже эта капля позволила в минувшем году сэкономить почти 24,7 млн. кВт/ч электроэнергии. А представьте, если было бы заменено все оборудование…
Однако ошибочно считать, что только эти две проблемы определяют ситуацию. Они действительно глобальны по суммам затрат. Но есть и другие препятствия, которые не требуют серьезных капиталовложений, а возникают исключительно по субъективным причинам.
Тарифы
Главный из них - стоимость энергоносителей для поставщиков воды. Есть прекрасный Закон Украины «Про питну воду та питне водопостачання». Его 8-я статья говорит о том, что водоснабжающие организации должны получать электроэнергию по тарифам для населения. И это логично, потому что 85 процентов воды поставляется в квартиры и дома. Но сегодня закон не работает и водоканалы платят не 24,5, а 52 коп. за киловатт. Кого мы обманываем? Кстати, «Лугансквода» имеет долги только перед энергетиками. В стоимости воды электроэнергия и зарплата составляют 80 процентов. Прибавьте сюда налоги (11%) - и на производственные нужды предприятию остаются буквально копейки.
Тарифы для населения – особая тема. Ее заполитизированность – одна из причин плачевного положения отрасли. Риторический вопрос: почему в тарифе на электроэнергию есть инвестиционная составляющая, а в тарифе на воду ее нет? Кстати, энергетики и угольщики защищены законом. Угледобывающие предприятия и теплосети сегодня одни из самых крупных должников водоканала – 12 и 35 млн грн соответственно. Привлечь же их к суду поставщики воды не могут – закон запрещает.
Принимая экономически необоснованные тарифы на воду, местные органы власти загоняют себя и ситуацию в угол. Разницу из своих бюджетов они в полной мере компенсировать не могут, а государственные субсидии малоимущим слоям населения тем меньше, чем ниже тариф. В результате мы дотируем богатых, которые могли бы полностью оплачивать экономически обоснованный тариф. А почему при расчете компенсаций не учитывается инфляция? На этот вопрос тоже никто не может ответить.
Получается замкнутый круг. Разорвать его можно только вложением серьезных инвестиций в отрасль и наведением порядка в законодательстве.
Где взять деньги?
Идеальным вариантом решения проблемы было бы государственное финансирование коренной реконструкции «Луганскводы». Мы понимаем, что таких ресурсов в полном объеме в стране нет. Однако та сумма, которая выделена в Бюджете – 2008 на всю отрасль выглядят, мягко говоря, насмешкой. Одной Луганщине этих денег не хватит, а ведь проблемы есть и в других регионах.
Поэтому через своих депутатов мы будем настаивать на том, чтобы при пересмотре бюджета в марте наше мнение было учтено.
Проанализировав ситуацию, облгосадминистрация и областной совет пришли к выводу, что без частного капитала быстро справиться с надвигающейся катастрофой невозможно. В то же время полностью отдавать стратегически важную отрасль в частные руки нельзя. Поэтому остановились на варианте концессии. Что тут началось!
Концессия и ее противники
Против решения облсовета дружно ополчились политики, общественность и журналисты. Первые вполне сознательно, остальные скорее по инерции. Главный лозунг: не отдадим воду частнику.
Однако «Луганскводу» никто продавать не собирался. Концессия – это передача в управление в обмен на инвестиции. При этом предприятие и все вновь вводимые им объекты были, есть и будут собственностью территориальной громады. Тарифы тоже остаются под контролем государства, и никто не разрешит инвестору необоснованно их повышать.
Да, концессионер должен вернуть вложенные средства и получить прибыль. Но это рыночный закон и он действует во всем мире. А интерес громады состоит в том, чтобы получить качественную услугу по приемлемой цене.
Государство может обеспечить область водой? Нет. Сама территориальная громада из своих средств может финансировать реконструкцию водоканала? Тоже нет. Так что же предлагают противники концессии? Ничего. Они просто против. Против 500 млн грн, которые компания, выигравшая конкурс, должна вложить в реконструкцию предприятия в ближайшие пять лет, против стабильной, регулярной подачи воды в квартиры и дома жителей области, против улучшения ее качества.
Их не волнует, что 17 шахтерских городов в ХХІ веке получают воду по графику, десятки сел вообще не имеют водопровода. А вот когда ситуация выйдет из-под контроля, когда вся область начнет получать воду по графику, и это в лучшем случае, где будут эти критики, которые ни за что не отвечают?
Но больше всего возмущает тот факт, что процесс передачи «Луганскводы» в концессию остановлен судом по иску Алчевского меткомбината. Его руководители не согласны с тем, что в условиях конкурса есть пункт об опыте работы претендента в данной отрасли не менее пяти лет. У нас что, металлурги стали крупными специалистами в сфере водопроводно-канализационного хозяйства? Нонсенс, но наш самый справедливый суд принял именно такое решение. А пока идет судебная тяжба, в «Луганскводе» продолжают нарастать проблемы.
Ситуация более чем серьезная. С 2004 по 2008 годы на разводящих сетях компании было устранено 48695, а на магистральных водоводах – 5730 аварий и повреждений. Более 40 происшествий и аварий ежедневно! А что мы хотим, если сети в населенных пунктах и магистральные водоводы изношены на 70-100 процентов. Большинство водозаборов без коренной реконструкции работает по 60 лет, потому что денег хватает только на «латание дыр».
Если мы хотим усугубить ситуацию, давайте и дальше протестовать, судиться и ничего не делать. Так, может, пора заканчивать с политиканством и начинать менять трубы вместе с насосами?
Времени, чтобы без больших потерь исправить ситуацию, остается все меньше. Поэтому мы предлагаем объединить усилия государства, местной власти и инвестора. Как я уже говорил, по отдельности никому не удастся быстро провести реконструкцию «Луганскводы». Два миллиарда, в которые сегодня оценивается программа по реформированию водопроводного хозяйства региона, - сумма очень серьезная, и осилить ее можно только сообща.
Александр АНТИПОВ,
председатель Луганской облгосадминистрации
Что имеем?
Исторически так сложилось, что Луганская область одна из самых маловодных – 16-е место в Украине. Существующие источники питьевой воды расположены в центре и на севере региона, а основные потребители – на промышленном юге. В результате вода подается на расстояние 230 – 250 км и поднимается семью станциями на высоту 340 метров. Все это обуславливает специфическую, весьма сложную и затратную систему водоснабжения области.
Таковы объективные факторы, изменить которые мы не можем. Но главная причина нынешнего кризиса - политика государства в области жилищно-коммунального хозяйства, точнее, полное ее отсутствие с начала 90-х годов. В течение почти 15 лет система водоснабжения приходила в упадок. Средства на коренную реконструкцию с заменой устаревшего оборудования не выделялись. Денег не хватало даже на поддержание оборудования и сетей в рабочем состоянии. Процесс старения основных фондов шел быстрее, чем их обновление. За последние четыре года потери воды в сетях областного коммунального предприятия «Компания «Лугансквода» выросли с 46 (2004 г.) до 63 процентов (2007 г.), а в Антраците, Перевальске, Кировске и Брянке даже превысили 70 процентов!
Переломным моментом могла стать утвержденная Кабинетом Министров в августе 2004 года «Программа реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области на 2004-2006 гг. и на период до 2010 года». Вся программа оценивалась в 501,5 млн. грн в ценах 2004 года. До 2007 года планировалось выделить из госбюджета почти 293 млн. грн. Фактически получено 37,38 млн. грн. Из них, благодаря настойчивости облгосадминистрации, в минувшем году удалось буквально «выбить» в Киеве 28 млн. грн. Легко посчитать, на сколько лет затянется реализация программы. А если учесть ценовой фактор – сейчас программа стоит уже 2 миллиарда грн - ее выполнение за счет госбюджета даже оптимисты ставят под сомнение.
Ситуация с водоснабжением продолжает усугубляться. Начались системные аварии на магистральных водоводах. Последняя из них произошла после новогодних праздников, когда без воды остался Красный Луч. В результате была разморожена часть теплосетей. Повторения Алчевска удалось избежать только благодаря самоотверженной круглосуточной работе специалистов «Компании «Лугансквода» и тепловиков.
Все должны знать, что в любой момент миллион жителей области и три тысячи предприятий могут остаться без воды или будут получать ее по графику. «Компания «Лугансквода» задолжала энергетикам за поставленную электроэнергию 166 млн. грн, ее счета блокированы, имущество арестовано.
Глобальные проблемы
По мнению специалистов, у «Луганскводы» две глобальные проблемы: устаревшее, энергоемкое оборудование и до крайности изношенные магистральные водоводы и внутригородские сети. 2800 электродвигателей и примерно половина из 7,5 тысяч км водопроводов требуют срочной замены. Кстати, капитальный ремонт одного километра магистрали диаметром 900 мм стоит от 1,9 до 2,5 млн. грн.
Рано или поздно мы вынуждены будем их менять. Лучше раньше. За четыре года «Луганскводе» удалось заменить 37 устаревших, энергоемких насосов. Капля в море. Но даже эта капля позволила в минувшем году сэкономить почти 24,7 млн. кВт/ч электроэнергии. А представьте, если было бы заменено все оборудование…
Однако ошибочно считать, что только эти две проблемы определяют ситуацию. Они действительно глобальны по суммам затрат. Но есть и другие препятствия, которые не требуют серьезных капиталовложений, а возникают исключительно по субъективным причинам.
Тарифы
Главный из них - стоимость энергоносителей для поставщиков воды. Есть прекрасный Закон Украины «Про питну воду та питне водопостачання». Его 8-я статья говорит о том, что водоснабжающие организации должны получать электроэнергию по тарифам для населения. И это логично, потому что 85 процентов воды поставляется в квартиры и дома. Но сегодня закон не работает и водоканалы платят не 24,5, а 52 коп. за киловатт. Кого мы обманываем? Кстати, «Лугансквода» имеет долги только перед энергетиками. В стоимости воды электроэнергия и зарплата составляют 80 процентов. Прибавьте сюда налоги (11%) - и на производственные нужды предприятию остаются буквально копейки.
Тарифы для населения – особая тема. Ее заполитизированность – одна из причин плачевного положения отрасли. Риторический вопрос: почему в тарифе на электроэнергию есть инвестиционная составляющая, а в тарифе на воду ее нет? Кстати, энергетики и угольщики защищены законом. Угледобывающие предприятия и теплосети сегодня одни из самых крупных должников водоканала – 12 и 35 млн грн соответственно. Привлечь же их к суду поставщики воды не могут – закон запрещает.
Принимая экономически необоснованные тарифы на воду, местные органы власти загоняют себя и ситуацию в угол. Разницу из своих бюджетов они в полной мере компенсировать не могут, а государственные субсидии малоимущим слоям населения тем меньше, чем ниже тариф. В результате мы дотируем богатых, которые могли бы полностью оплачивать экономически обоснованный тариф. А почему при расчете компенсаций не учитывается инфляция? На этот вопрос тоже никто не может ответить.
Получается замкнутый круг. Разорвать его можно только вложением серьезных инвестиций в отрасль и наведением порядка в законодательстве.
Где взять деньги?
Идеальным вариантом решения проблемы было бы государственное финансирование коренной реконструкции «Луганскводы». Мы понимаем, что таких ресурсов в полном объеме в стране нет. Однако та сумма, которая выделена в Бюджете – 2008 на всю отрасль выглядят, мягко говоря, насмешкой. Одной Луганщине этих денег не хватит, а ведь проблемы есть и в других регионах.
Поэтому через своих депутатов мы будем настаивать на том, чтобы при пересмотре бюджета в марте наше мнение было учтено.
Проанализировав ситуацию, облгосадминистрация и областной совет пришли к выводу, что без частного капитала быстро справиться с надвигающейся катастрофой невозможно. В то же время полностью отдавать стратегически важную отрасль в частные руки нельзя. Поэтому остановились на варианте концессии. Что тут началось!
Концессия и ее противники
Против решения облсовета дружно ополчились политики, общественность и журналисты. Первые вполне сознательно, остальные скорее по инерции. Главный лозунг: не отдадим воду частнику.
Однако «Луганскводу» никто продавать не собирался. Концессия – это передача в управление в обмен на инвестиции. При этом предприятие и все вновь вводимые им объекты были, есть и будут собственностью территориальной громады. Тарифы тоже остаются под контролем государства, и никто не разрешит инвестору необоснованно их повышать.
Да, концессионер должен вернуть вложенные средства и получить прибыль. Но это рыночный закон и он действует во всем мире. А интерес громады состоит в том, чтобы получить качественную услугу по приемлемой цене.
Государство может обеспечить область водой? Нет. Сама территориальная громада из своих средств может финансировать реконструкцию водоканала? Тоже нет. Так что же предлагают противники концессии? Ничего. Они просто против. Против 500 млн грн, которые компания, выигравшая конкурс, должна вложить в реконструкцию предприятия в ближайшие пять лет, против стабильной, регулярной подачи воды в квартиры и дома жителей области, против улучшения ее качества.
Их не волнует, что 17 шахтерских городов в ХХІ веке получают воду по графику, десятки сел вообще не имеют водопровода. А вот когда ситуация выйдет из-под контроля, когда вся область начнет получать воду по графику, и это в лучшем случае, где будут эти критики, которые ни за что не отвечают?
Но больше всего возмущает тот факт, что процесс передачи «Луганскводы» в концессию остановлен судом по иску Алчевского меткомбината. Его руководители не согласны с тем, что в условиях конкурса есть пункт об опыте работы претендента в данной отрасли не менее пяти лет. У нас что, металлурги стали крупными специалистами в сфере водопроводно-канализационного хозяйства? Нонсенс, но наш самый справедливый суд принял именно такое решение. А пока идет судебная тяжба, в «Луганскводе» продолжают нарастать проблемы.
Ситуация более чем серьезная. С 2004 по 2008 годы на разводящих сетях компании было устранено 48695, а на магистральных водоводах – 5730 аварий и повреждений. Более 40 происшествий и аварий ежедневно! А что мы хотим, если сети в населенных пунктах и магистральные водоводы изношены на 70-100 процентов. Большинство водозаборов без коренной реконструкции работает по 60 лет, потому что денег хватает только на «латание дыр».
Если мы хотим усугубить ситуацию, давайте и дальше протестовать, судиться и ничего не делать. Так, может, пора заканчивать с политиканством и начинать менять трубы вместе с насосами?
Времени, чтобы без больших потерь исправить ситуацию, остается все меньше. Поэтому мы предлагаем объединить усилия государства, местной власти и инвестора. Как я уже говорил, по отдельности никому не удастся быстро провести реконструкцию «Луганскводы». Два миллиарда, в которые сегодня оценивается программа по реформированию водопроводного хозяйства региона, - сумма очень серьезная, и осилить ее можно только сообща.
Александр АНТИПОВ,
председатель Луганской облгосадминистрации