Утраченное счастье
История семьи стахановчанки Куликовой Зинаиды Филипповны, пострадавшей в годы сталинских репрессий.
В городском музее в разделе экспозиции «История г.Стаханова с 1917 г.», посвященной памяти репрессированных земляков, глядя на фото, документы, вещи, создается образ наших героев, представленных в экспозиции, прослеживается как в кадрах кинохроники их жизнь, непроизвольно ощущается дыхание эпохи…
Страшная полоса репрессий 1937г. прошла по судьбам многих стахановчан. Страдали целые семьи. Воспоминания о прожитой жизни… Они никогда их не покидали. С этим пришлось жить всю жизнь. Молодость, любовь, мечты, семейное счастье. Это как-то сразу оборвалось — в один миг. И тогда, в 1937 г., началась новая жизнь, которая не могла даже присниться в страшном сне. Тюрьмы, конвои, собаки, поселения, унижения, лица мужей, жен, детей, родных… За что, почему? Долгое ожидание… Ответа пришлось ждать почти всю оставшуюся жизнь, как ждала его стахановчанка Зинаида Филимоновна Куликова и ее семья.
Зинаида Филимоновна — уроженка г.Кадиевки, педагог Кадиевской гимназии. 29 декабря 1937г. была осуждена по делу УНКВД Воронежской области как член семьи изменника Родины к лишению свободы на восемь лет (реабилитирована в 1956 г.) Ее муж — Мирошников Виктор Захарович, работавший начальником ветеринарного управления Воронежской области сельскохозяйственного управления, был осужден по статье 58-7 и 58-2 УК РСФСР 14-18 октября и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу (реабилитирован посмертно в 1958 г.) Виктор Захарович все молодые годы находился на руководящей комсомольской работе, член партии. Окончил зооветинститут, а затем аспирантуру. В 32 года стал доцентом кафедры зоогигиены Воронежского зооветинститута, подавал надежды как ученый. Семья воспитывала дочь Диану. В 1937 году Виктор Захарович был направлен в Воронежский обком партии в район, чтобы подтянуть отставание в области животноводству. В районе начался падеж скота, в связи с чем, производственные показатели снизились. В.З. Мирошникову было предъявлено обвинение во вредительстве, в результате он был репрессирован. В 32 года счастливая семейная жизнь Зинаиды Филимоновны закончилась. Однажды, подойдя к своей квартире, увидела, что она опечатана, имущество конфисковано, соседи, бывшие ранее друзьями, боялись общаться с женой «врага народа». Через месяц Зинаида Филимоновна также была арестована. О судьбе мужа до конца своих дней и не смогла ничего узнать, за исключением того, что ей рассказали через много лет после случившегося. Заседание ревтройки по делу мужа продолжалось всего несколько минут, т.к. вердикт заранее был готов. Мирошников пытался доказать свою невиновность. Но его никто не слушал. Со слов Зинаиды Филимоновны, Виктор Захарович был настоящим, честным, беззаветно преданным Родине человеком. Есть это доказательство: в витрине экспозиции фото, датируемое 1929 годом. На нем запечатлен Мирошников в юности со своими друзьями. На обратной стороне фото обращение к Виктору Захаровичу «На память о наших мечтах, о нашей маленькой, но честной, полной порывов и увлечений работе».
В будущем Виктор Захарович и его друзья видели себя в служении Родине. Жизнь его оборвалась в самом расцвете сил, а ведь он так много еще смог бы сделать. После ареста Зинаиды Филимоновны, Диане, как дочери «врага народа» (ей было тогда 6 лет), грозила отправка в детдом, но родственники вывезли ее в Украину (г.Кадиевку) к бабушке, а затем в Ленинград к тете — сестре Виктора Захаровича, где она и воспитывалась. Но видно не все еще было отпущено на долю Дианы. Фактически потеряв родителей (отца расстреляли, мать находилась в заключении без права переписки), с началом войны она оказалась в блокадном Ленинграде, умирала от голода и спасла ее «дорога жизни». По Ладожскому озеру ее вывезли за пределы блокадного кольца города, так она выжила, после войны закончила школу, институт и осталась жить в Ленинграде.
Зинаида Филимоновна Куликова отбывала тюремный срок в Карлаге МВД. Находясь в заключении, она испытывала унижения, издевательства. Заключенных женщин травили собаками, били, за неподчинение посылали на особо тяжелые работы. С нею в лагере отбывали срок первые, вторые жены, любовницы, тещи, сестры выдающихся политических деятелей — командармов Блюхера, Тухачевского и др. Женщины и в тюрьме оставались женщинами. Проживая в холодных и серах бараках, пытались сохранить себя для будущей жизни на свободе. В каше, которую им давали, делалось углубление чайной ложкой и в него капали постного масла. Этим маслом женщины смазывали лицо и руки. В отношениях между политзаключенными женщинами сохранялись доброжелательность, поддержка, сочувствие, взаимопомощь, переросшая в дружбу. Доказательством этому являлись пачки писем и поздравлений, которые Зинаида Филимоновна получала по освобождении из Карлага в Кадиевку. В Карлаге она работала безвыездно 18 лет, т.к. до реабилитации было запрещено покидать Карлаг (г.Караганда, п. Долинка) В 50-е годы в Карлаге она работала педагогом, агротехником по защите растений, лаборантом на сельскохозяйственной опытной станции. На запросы о судьбе мужа Зинаида Филимоновна так и не получила ответа.
Жизнь брала свое. Уже в 50-е годы, работая на опытной станции, она встретила Михаила Тихоновича Афанасьева, уроженца Куйбышевской области, который был также репрессирован 15.02.1938г. по статье «контрреволюционное вредительство» и приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет. Отбывал наказание в тюрьме до 1947 г., а затем в Карлаге. Михаил Тихонович был реабилитирован в 1956 г. Находясь в тюрьме он испытывал ужасы сталинских застенков. Пытки порой продолжались по несколько дней. Цель их — сломить человека, заставить его оговорить себя и других, признать вину, которой нет. Не давали спать, избивали, кормили селедкой и не давали воды, сажали полураздетого в ледяной карцер, по стенам которого и с потолка капала на голову вода. В таком карцере невозможно было стоять, можно было находиться только полусидя. Специально переводили в камеру к уголовникам, что было еще одним испытанием, т.к. уголовники испытывали ненависть к политзаключенным, унижали, избивали. Но самым страшным испытанием были угрозы от следователей НКВД — расправиться с родными и близкими, в случае непризнания вины.
Судьбы Михаила Тихоновича и Зинаиды Филимоновны были во многом схожи: одинаково трагичны. После ареста у Михаила Тихоновича остались жена и сын. У сына потребовали отказаться от отца и его фамилии. Как он ни сопротивлялся, по настоянию отца, мальчику пришлось взять фамилию матери — Михайлов. Вскоре жена Михаила Тихоновича умерла от рака. Сын Костя убегает на войну и становится сыном полка. По окончанию войны, костя мечтает о Суворовском военном училище, но получает ответ, что сыну «врага народа» не место в военном училище…
Отец с сыном смогли встретиться только после освобождения Михаила Тихоновича из Карлага, уже в Кадиевке. До ареста Михаил Тихонович учился в мединтитуте и закончил сельхозинститут, работал агрономом. Его «вредительство» состояло в том, что на поля колхоза налетела саранча и был уничтожен весь урожай, а он не смог противостоять этому.
В годы Великой Отечественной войны, находясь в тюрьме, Михаил Тихонович писал М.И.Калинину — «Всесоюзному старосте» — с просьбой отправить его на фронт, чтобы снять «вину» перед Родиной кровью. Но даже в этом ему было отказано. На сельскохозяйственной опытной станции в Карлаге он работал агрономом, заведующим, писал научные труды по сельскому хозяйству. Зинаида Филимоновна и Михаил Тихонович имели много благодарностей в трудовых книжках за свой труд в Карлаге.
Михаил Тихонович Афанасьев был удивительно интеллигентным, умным, добрым, порядочным человеком. В общей сложности он и Зинаида Филимоновна пробыли в местах лишения свободы по 25 лет каждый. Самые лучшие годы своей жизни они провели в неволе, унижениях, лишенные семей и родных. В годы массовых репрессий было и такое негативное явление, как доносительство, причиной которого была зависть, желание продвинуться по служебной лестнице, месть и пр. Жертвой этого стал и Михаил Тихонович. Когда М.Т.Афанасьев был реабилитирован и посетил суд г.Чкалова для получения документов, следователь сказал ему, что буквально на 5 минут он разминулся с тем человеком, который написал на него донос и по чьей вине он провел 25 лет в заключении. Не исключено, что и семья З.Ф. Куликовой пострадала из-за доноса, т.к. могла стать причиной зависти: она была любима, любила, а ее муж подавал большие надежды как ученый и хозяйственный руководитель.
Общность судеб навсегда объединила Зинаиду Филимоновну Куликову и Михаила Тихоновича Афанасьева. После освобождения из Карлага, став супругами, они приехали в Кадиевку, где прожили свой век.
Годы страданий и утраченное счастье не изменили человеческой сути этих людей. Михаил Тихонович и Зинаида Филимоновна всю свою нерастраченную любовь дарили окружающим, любили детей. Михаил Тихонович любил украинские песни, а когда слушал песню «Рідна мати моя», скупая слеза катилась по щеке: проститься с матерью ему так и не пришлось. Зинаида Филимоновна по первому зову родных и близких, знакомых всегда спешила на помощь. Как бывший педагог помогала детям познать азы знаний, учила любить и ценить природу.
Утраченное счастье, кто его вернет без вины виноватым, ставшим жертвами сталинских репрессий? Сколько силы воли и мудрости у нашего народа? Он не озлобился, не потерял надежды в будущее. Теперь мы, их наследники, должны учесть эти страшные уроки прошлого и никогда не забывать, чтобы не допустить возрождение ужасов тоталитарного режима. Такие преступления не имеют срока давности.
В городском музее в разделе экспозиции «История г.Стаханова с 1917 г.», посвященной памяти репрессированных земляков, глядя на фото, документы, вещи, создается образ наших героев, представленных в экспозиции, прослеживается как в кадрах кинохроники их жизнь, непроизвольно ощущается дыхание эпохи…
Страшная полоса репрессий 1937г. прошла по судьбам многих стахановчан. Страдали целые семьи. Воспоминания о прожитой жизни… Они никогда их не покидали. С этим пришлось жить всю жизнь. Молодость, любовь, мечты, семейное счастье. Это как-то сразу оборвалось — в один миг. И тогда, в 1937 г., началась новая жизнь, которая не могла даже присниться в страшном сне. Тюрьмы, конвои, собаки, поселения, унижения, лица мужей, жен, детей, родных… За что, почему? Долгое ожидание… Ответа пришлось ждать почти всю оставшуюся жизнь, как ждала его стахановчанка Зинаида Филимоновна Куликова и ее семья.
Зинаида Филимоновна — уроженка г.Кадиевки, педагог Кадиевской гимназии. 29 декабря 1937г. была осуждена по делу УНКВД Воронежской области как член семьи изменника Родины к лишению свободы на восемь лет (реабилитирована в 1956 г.) Ее муж — Мирошников Виктор Захарович, работавший начальником ветеринарного управления Воронежской области сельскохозяйственного управления, был осужден по статье 58-7 и 58-2 УК РСФСР 14-18 октября и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу (реабилитирован посмертно в 1958 г.) Виктор Захарович все молодые годы находился на руководящей комсомольской работе, член партии. Окончил зооветинститут, а затем аспирантуру. В 32 года стал доцентом кафедры зоогигиены Воронежского зооветинститута, подавал надежды как ученый. Семья воспитывала дочь Диану. В 1937 году Виктор Захарович был направлен в Воронежский обком партии в район, чтобы подтянуть отставание в области животноводству. В районе начался падеж скота, в связи с чем, производственные показатели снизились. В.З. Мирошникову было предъявлено обвинение во вредительстве, в результате он был репрессирован. В 32 года счастливая семейная жизнь Зинаиды Филимоновны закончилась. Однажды, подойдя к своей квартире, увидела, что она опечатана, имущество конфисковано, соседи, бывшие ранее друзьями, боялись общаться с женой «врага народа». Через месяц Зинаида Филимоновна также была арестована. О судьбе мужа до конца своих дней и не смогла ничего узнать, за исключением того, что ей рассказали через много лет после случившегося. Заседание ревтройки по делу мужа продолжалось всего несколько минут, т.к. вердикт заранее был готов. Мирошников пытался доказать свою невиновность. Но его никто не слушал. Со слов Зинаиды Филимоновны, Виктор Захарович был настоящим, честным, беззаветно преданным Родине человеком. Есть это доказательство: в витрине экспозиции фото, датируемое 1929 годом. На нем запечатлен Мирошников в юности со своими друзьями. На обратной стороне фото обращение к Виктору Захаровичу «На память о наших мечтах, о нашей маленькой, но честной, полной порывов и увлечений работе».
В будущем Виктор Захарович и его друзья видели себя в служении Родине. Жизнь его оборвалась в самом расцвете сил, а ведь он так много еще смог бы сделать. После ареста Зинаиды Филимоновны, Диане, как дочери «врага народа» (ей было тогда 6 лет), грозила отправка в детдом, но родственники вывезли ее в Украину (г.Кадиевку) к бабушке, а затем в Ленинград к тете — сестре Виктора Захаровича, где она и воспитывалась. Но видно не все еще было отпущено на долю Дианы. Фактически потеряв родителей (отца расстреляли, мать находилась в заключении без права переписки), с началом войны она оказалась в блокадном Ленинграде, умирала от голода и спасла ее «дорога жизни». По Ладожскому озеру ее вывезли за пределы блокадного кольца города, так она выжила, после войны закончила школу, институт и осталась жить в Ленинграде.
Зинаида Филимоновна Куликова отбывала тюремный срок в Карлаге МВД. Находясь в заключении, она испытывала унижения, издевательства. Заключенных женщин травили собаками, били, за неподчинение посылали на особо тяжелые работы. С нею в лагере отбывали срок первые, вторые жены, любовницы, тещи, сестры выдающихся политических деятелей — командармов Блюхера, Тухачевского и др. Женщины и в тюрьме оставались женщинами. Проживая в холодных и серах бараках, пытались сохранить себя для будущей жизни на свободе. В каше, которую им давали, делалось углубление чайной ложкой и в него капали постного масла. Этим маслом женщины смазывали лицо и руки. В отношениях между политзаключенными женщинами сохранялись доброжелательность, поддержка, сочувствие, взаимопомощь, переросшая в дружбу. Доказательством этому являлись пачки писем и поздравлений, которые Зинаида Филимоновна получала по освобождении из Карлага в Кадиевку. В Карлаге она работала безвыездно 18 лет, т.к. до реабилитации было запрещено покидать Карлаг (г.Караганда, п. Долинка) В 50-е годы в Карлаге она работала педагогом, агротехником по защите растений, лаборантом на сельскохозяйственной опытной станции. На запросы о судьбе мужа Зинаида Филимоновна так и не получила ответа.
Жизнь брала свое. Уже в 50-е годы, работая на опытной станции, она встретила Михаила Тихоновича Афанасьева, уроженца Куйбышевской области, который был также репрессирован 15.02.1938г. по статье «контрреволюционное вредительство» и приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет. Отбывал наказание в тюрьме до 1947 г., а затем в Карлаге. Михаил Тихонович был реабилитирован в 1956 г. Находясь в тюрьме он испытывал ужасы сталинских застенков. Пытки порой продолжались по несколько дней. Цель их — сломить человека, заставить его оговорить себя и других, признать вину, которой нет. Не давали спать, избивали, кормили селедкой и не давали воды, сажали полураздетого в ледяной карцер, по стенам которого и с потолка капала на голову вода. В таком карцере невозможно было стоять, можно было находиться только полусидя. Специально переводили в камеру к уголовникам, что было еще одним испытанием, т.к. уголовники испытывали ненависть к политзаключенным, унижали, избивали. Но самым страшным испытанием были угрозы от следователей НКВД — расправиться с родными и близкими, в случае непризнания вины.
Судьбы Михаила Тихоновича и Зинаиды Филимоновны были во многом схожи: одинаково трагичны. После ареста у Михаила Тихоновича остались жена и сын. У сына потребовали отказаться от отца и его фамилии. Как он ни сопротивлялся, по настоянию отца, мальчику пришлось взять фамилию матери — Михайлов. Вскоре жена Михаила Тихоновича умерла от рака. Сын Костя убегает на войну и становится сыном полка. По окончанию войны, костя мечтает о Суворовском военном училище, но получает ответ, что сыну «врага народа» не место в военном училище…
Отец с сыном смогли встретиться только после освобождения Михаила Тихоновича из Карлага, уже в Кадиевке. До ареста Михаил Тихонович учился в мединтитуте и закончил сельхозинститут, работал агрономом. Его «вредительство» состояло в том, что на поля колхоза налетела саранча и был уничтожен весь урожай, а он не смог противостоять этому.
В годы Великой Отечественной войны, находясь в тюрьме, Михаил Тихонович писал М.И.Калинину — «Всесоюзному старосте» — с просьбой отправить его на фронт, чтобы снять «вину» перед Родиной кровью. Но даже в этом ему было отказано. На сельскохозяйственной опытной станции в Карлаге он работал агрономом, заведующим, писал научные труды по сельскому хозяйству. Зинаида Филимоновна и Михаил Тихонович имели много благодарностей в трудовых книжках за свой труд в Карлаге.
Михаил Тихонович Афанасьев был удивительно интеллигентным, умным, добрым, порядочным человеком. В общей сложности он и Зинаида Филимоновна пробыли в местах лишения свободы по 25 лет каждый. Самые лучшие годы своей жизни они провели в неволе, унижениях, лишенные семей и родных. В годы массовых репрессий было и такое негативное явление, как доносительство, причиной которого была зависть, желание продвинуться по служебной лестнице, месть и пр. Жертвой этого стал и Михаил Тихонович. Когда М.Т.Афанасьев был реабилитирован и посетил суд г.Чкалова для получения документов, следователь сказал ему, что буквально на 5 минут он разминулся с тем человеком, который написал на него донос и по чьей вине он провел 25 лет в заключении. Не исключено, что и семья З.Ф. Куликовой пострадала из-за доноса, т.к. могла стать причиной зависти: она была любима, любила, а ее муж подавал большие надежды как ученый и хозяйственный руководитель.
Общность судеб навсегда объединила Зинаиду Филимоновну Куликову и Михаила Тихоновича Афанасьева. После освобождения из Карлага, став супругами, они приехали в Кадиевку, где прожили свой век.
Годы страданий и утраченное счастье не изменили человеческой сути этих людей. Михаил Тихонович и Зинаида Филимоновна всю свою нерастраченную любовь дарили окружающим, любили детей. Михаил Тихонович любил украинские песни, а когда слушал песню «Рідна мати моя», скупая слеза катилась по щеке: проститься с матерью ему так и не пришлось. Зинаида Филимоновна по первому зову родных и близких, знакомых всегда спешила на помощь. Как бывший педагог помогала детям познать азы знаний, учила любить и ценить природу.
Утраченное счастье, кто его вернет без вины виноватым, ставшим жертвами сталинских репрессий? Сколько силы воли и мудрости у нашего народа? Он не озлобился, не потерял надежды в будущее. Теперь мы, их наследники, должны учесть эти страшные уроки прошлого и никогда не забывать, чтобы не допустить возрождение ужасов тоталитарного режима. Такие преступления не имеют срока давности.
Т.Н. ТРИФОНОВА, заведующая историческим отделом Стахановского историко-художественного музея,
Коментарів 2