Секретный фарватер Стахановского исполкома
Закон о доступе к публичной информации, принятый украинским парламентом, выглядел достаточно демократичным и открытым. Закон очень хороший и правильный, нужный стране. И то, что его приняли, безусловно, хорошее событие. Для полноты удовлетворения не хватает лишь уверенности в том, что этот замечательный закон будет работать: не успел он вступить в силу, как сразу же начались непонятные инсинуации. Ярким примером стало решение исполнительного комитета Стахановского городского совета от 30 июня 2011 года №356 «Про затвердження Переліку відомостей, що становлять службову інформацію».
85 красноречивых сведений, которые были отнесены к служебной информации, честно сказать, читались с непониманием. Под грифом «секретно» оказались кадровый резерв, должностные инструкции работников исполкома, генеральный план города и многое другое. По утверждению государственных служащих общего отдела исполкома Стахановского городского совета, решение принято в соответствии с Указом Президента Украины от 5.05.2011 г. № 547/2011 «Питання забезпечення органами виконавчої влади доступу до публічної інформації». Для рассмотрения и принятия данного решения потребовалось немало времени: начальники управлений, заведующие отделами ознакомились с Указом Президента Украины и предоставили перечень сведений, которые и были отнесены к разряду служебной информации. В общей сложности их получилось 85. Нас также заверили, что решение согласовано с юротделом исполкома, и поводов воспринимать этот документ категорично просто нет.
С вопросом «Так ли все лаконично в данном решении исполкома?», «Собеседник» обратился к адвокату Андрею КОСМИНИНУ, главе одной из ведущих юридических компаний Луганска:
— Уровень демократичности государства во все времена определялся возможностью граждан участвовать в управлении государством и контролировать действие выборных органов. Одним из важнейших признаков демократичного общества является свободный доступ граждан к информации о решениях, которые принимаются должностными лицами выборных органов. Такой информацией являются сведения об использовании бюджетных средств и имущества: как государственного, так и коммунального, в том числе земельных ресурсов, о решениях, которые непосредственно затрагивают интересы каждого члена общества — определение тарифов за коммунальные услуги, стоимости проезда в транспорте; выделение и распределение жилья и земельных участков и т.п.
После провозглашения независимости Украины был принят ряд законов, которые регулировали доступ граждан и СМИ к информации о деятельности органов власти и право обращения к ним. Законы Украины «Об информации», «Об обращении граждан», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами СМИ» были попыткой сделать прозрачной деятельность субъектов властных полномочий. Конституция Украины в статье 34 гарантирует право граждан на сбор, хранение, использование и распространение информации. Ограничение этого права предусмотрено только в особых случаях — в интересах национальной безопасности, с целью предотвращения беспорядков или преступлении, для защиты репутации или прав человека, для предотвращения разглашения конфиденциальной информации. Казалось бы, действующее законодательство предоставляет гражданам и СМИ право на получение информации о работе органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, как это часто бывает, чиновники находили лазейки в законах и ограничивали доступ к информации, объявляя ее конфиденциальной или служебной. Наиболее часто к такой информации относят информацию о доходах должностных лиц, использовании бюджетных средств, о результатах тендеров и аукционов, проводимых органами местного самоуправления и государственными структурами.
Вступивший в силу 9 мая 2011 года Закон Украины «О доступе к публичной информации» определяет порядок осуществления права граждан на доступ к информации, распорядителями которой являются субъекты властных полномочий.
Статья 6 Закона определяет виды информации с ограниченным доступом (конфиденциальная, секретная и служебная) и требования к ограничению доступа к публичной информации. Этой же статьей предусмотрен запрет на ограничение доступа к информации о распоряжении бюджетными средствами, о владении, пользовании и распоряжении государственным и коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиям получения средств и имущества, о фамилии, имени, отчестве лиц, получивших такое имущество. Также не может быть ограничен доступ к декларациям о доходах лиц и членов их семей, которые претендуют или занимают выборные должности в органах государственной власти, а также занимают должности госслужащих или служащих органов местного самоуправления І или ІІ категории.
Статья 20 Закона предусматривает обязанность субъекта властных полномочий предоставить информацию не позже 5 рабочих дней со дня получения запроса. Статьей 24 Закона предусмотрена ответственность за нарушение норм этого закона, в том числе, и за необоснованное ограничение доступа к публичной информации.
Насколько эффективным окажется этот закон покажет время, прошло еще очень мало времени со дня вступления его в силу. Однако одно можно сказать точно, что чиновники оказались не готовы к тому, чтобы открыть доступ обществу к публичной информации. Ведь не зря большинство громких уголовных дел по обвинению чиновников разных рангов были возбуждены за хищение или нецелевое использование бюджетных средств, за коррупцию в сфере распределения земельных ресурсов, проведения тендеров. Во все времена доступ к информации о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления они, как могли, пытались ограничить. Непрозрачность проведения тендеров, выделение земельных участков «нужным» людям, нецелевое использование бюджетных средств стали уже притчей во языцех, и примеры злоупотреблений госслужащих и служащих органов местного самоуправления самых разных уровней не сходят со страниц газет и экранов телевизоров.
Закон Украины «О доступе к публичной информации» мог бы позволить территориальным громадам более эффективно контролировать действия органов местного самоуправления. Это-то и пугает наших чиновников, которые не привыкли к открытому диалогу с гражданами. Прикрываясь требованиями закона о необходимости публикации перечня информации, доступ к которой ограничен, органами местного самоуправления зачастую принимаются решения об ограничении доступа к информации, прямо противоречащие законодательству Украины.
Можно в качестве примера привести решение исполнительного комитета Стахановского городского совета от 30 июня 2011 года № 356, которым был утвержден Перечень сведений, которые составляют служебную информацию. Перечень содержит 85 пунктов. Не будем говорить о том, что к категории служебной была отнесена информация, которая является конфиденциальной или секретной, что само собой говорит об уровне подготовки данного решения юридическим отделом Стахановского городского совета. Главное то, что к служебной информации, то есть к информации с ограниченным доступом, были отнесены сведения об использовании бюджетных средств — сведения о сметной документации на строительство, реконструкцию и ремонт зданий, о договорах на приобретение оборудования для строительства, сведения о договорах подряда на проектные и строительные работы, сведения о решениях исполкома по утверждению проектно- сметной документации, сведения о результатах ревизий и проверок деятельности исполкома, сведения об инвентаризации. Практически ограничивается доступ к информации об использовании исполкомом бюджетных средств территориальной громады.
Этим же решением ограничивается и доступ к информации о лицах, с которыми Стахановский городской совет и его исполнительные органы пребывают в правоотношениях. Кроме того, к служебной информации отнесены и сведения из генерального плана города. По мнению исполкома, жители города не должны знать о том, что и где планируется построить в их родном городе — это прерогатива только избранного круга. Еще один из острых вопросов — земельный. Пунктом 11 решения исполкома предусмотрено, что к служебной информации относятся сведения из документов к протоколам сессий и заседаний исполкома по вопросам внутриорганизационной деятельности, и почему-то к этой деятельности относится и работа по выделению земельных участков. Да и сама информация из протоколов сессий объявлена служебной. Эти ограничения прямо противоречат требованиям статьи 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» и закона в целом.
Налицо попытка любым путем ограничить доступ граждан и СМИ к информации, которая могла бы обеспечить контроль территориальной громадой над работой чиновников в сфере использования бюджетных средств, коммунального имущества. Но времена меняются, сейчас уже не так просто отмахнуться от запросов граждан — увеличивается политическая активность и интерес населения к вопросам решения проблем территориальных громад, появляется все больше общественных организаций, которые берут на себя контроль над законностью решений органов местного самоуправления. Надеюсь, что все вместе мы сможем заставить представителей власти уважать нас и считаться с нашим мнением, а для этого нужно знать свои права и уметь защищать их.
Анна СКРИЖАЛЬ
ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели! За консульта-
циями к адвокату Косминину Андрею Сергеевичу вы
можете обращаться по адресу: 91055, Украина, г. Лу-
ганск, ул. Ленина, д. 102.
Тел.: +38 (0642) 52-82-04, +38 (050) 56-46-946.
Сайт: www.kosminin.com
И снова о «Секретном фарватере»...
Вышедшая в прошлом номере «Собеседника» статья «Секретный фарватер Стахановского исполкома» вызвала серьезный резонанс в читательской среде.
Жителей нашего города волнует дальнейшая судьба нашумевшего решения №356 от 30 июня 2011 г. «Про затвердження Переліку відомостей, що становлять службову інформацію», будет ли оно отменено или останется в первозданном виде?
За комментарием мы обратились к Виктории БАХМАТ, управделами исполкома (на Викторию Станиславовну возложен контроль за выполнением данного решения. — Прим. авт.):
— Во исполнение Указа Президента Украины №547/2011 от 5.05.2011 г. органы власти обязаны принимать данное решение. Проект решения исполкома обговаривался коллегиально.
Закон новый, методических рекомендаций по составлению такого перечня до сих пор не разработано, кроме того, на сегодняшний день действует Постановление Кабинета Министров Украины №1893 от 27.11.1998 г., которое противоречит Закону Украины «О доступе к публичной информации».
Требование закона в Луганской области выполнили только Луганский областной совет, Новопсковская райгосадминистрация и исполком Стахановского городского совета. Поэтому сам факт принятия исполкомом решения №356 от 30.06.2011 г. следует воспринимать положительно.
Что же касается вопросов читателей «Собеседника», могу сказать следующее — решение никто отменять не будет, а вот дополнения и изменения будут вноситься, — подытожила Виктория Станиславовна.
Беседовала Анна СКРИЖАЛЬ
Коментарів 5