Сергей ДУНАЕВ: «Успех просто так не приходит»
Хорошо будучи осведомленным о том, что день народного депутата расписан буквально по минутам, я не терял надежды договориться о встрече с Сергеем Дунаевым, который планировал рабочую поездку в Стаханов накануне Нового года. Договаривались, что интервью займет не более 20 минут, но разговор вышел за рамки «регламента», растянувшись почти на целый футбольный тайм.
«У депутата нет пяти лет. Максимум — два»
— Итак, Сергей Владимирович, первый вопрос: какой вам показалась Верховная Рада изнутри?
— Достаточно много сложных проблем, которые скапливались все годы нашей независимости. И я вам скажу, абсолютно верное решение принял Президент, когда утвердил систему пропорциональности выборов в Раду — 225 депутатов избираются теперь по спискам и столько же — по мажоритарным округам. С учетом этого теперь в Раде можно спрашивать с человека, который непосредственно отвечает за свой округ. Одной из основных задач нынешней Верховной Рады — консолидация всех депутатов ради того, чтобы общество чувствовало себя спокойно и уверенно в завтрашнем дне.
На сегодняшний день, скажу вам, есть и много популизма, присутствующего от оппозиционных сил, но и при этом еще есть и рациональное зерно, потому что каждый мажоритарщик, прежде всего, говорит об одном: «Я хочу, чтобы мой край был лучшим!» Наверное, в этом контексте и будет единение нынешней Верховной Рады.
— Сколько, на ваш взгляд, понадобится времени, чтобы, так сказать, утрясти Раду, которая порой складывается впечатление, занимается только «кулачными боями», и ничем иным…
— По телевизору люди видят цензуру. А то, что происходит в стенах самого парламента, высказывания с разных сторон, рабочие моменты — все это остается за кадром. Народ должен просто понять, что депутаты пришли в Раду работать и отстаивать интересы территориальных громад, которые их выбирали. Если народный избранник этого не понимает, тогда, наверное, не получится работы и самой Верховной Рады или работы у него в Раде.
— Кто-то из политиков сказал, что нынешняя Верховная Рада — самая сложная из всех созывов. Вам так не показалось?
— Она достаточно сложная только в том контексте, который я озвучил выше. В Раду пришли мажоритарщики и поверьте, они переживают за свои округа. Однако говорить о том, что у каждого своя отдельная территория, конечно же, не нужно. У каждого есть страна, ее название — Украина. И точка! И каждый из депутатов должен приложить максимум усилий, чтобы консолидация в обществе начиналась именно с Верховной Рады.
— Много ли времени может уйти на объединение пока еще раздробленной Верховной Рады?
— Вы знаете, Америка объединялась более двух столетий. Наше государство — достаточно молодое. Поэтому позиция у каждого депутата должна быть одна: объединить собственную территориальную громаду и соединить в цепочке от избранника к избраннику, чтобы люди поняли, что интересы государства должны быть превыше всего. Тогда позиция громад будет точно также объединяющей. Потому как делегирующие полномочия депутату даны на определенный срок и если он их не оправдывает, то в последствии придут новые выборы, соответственно, у народа появляется право выбора. Время полно-мочий нардепа — очень короткое. Нет пяти лет. Думаю, есть максимум два года. 2015-й как раз покажет, насколько мы смогли консолидировать громаду нашей работой.
«Невозможно увеличить ВВП в пять раз»
— Что думаете по поводу кадровых перестановок в министерствах? Как оцениваете назначение Наталии Королевской, чья партия «Украина — Вперед!» не попала в парламент, на должность министра социальной политики?
— У любого человека, считаю, должно быть просто понимание тех внутренних проблем, которые происходят в государстве и в экономике страны. Если человек не понимает, насколько сложно сегодня работать промышленнику, производственнику, предпринимателю, и не понимает, какая доходная часть бюджета и сколько необходимо средств на соцвыплаты — пенсионерам, чернобыльцам, афганцам, то, наверное, этому человеку нужно дать понять, что это такое.
То, что назначили госпожу Королевскую министром соцполитики — это, наверное, решение определенных людей и, прежде всего, премьер-министра, которому было предложено пригласить Наталию Юрьевну в Кабмин. Это его право. Теперь весь вопрос в том, насколько это доверие может быть оправдано.
— Предвыборные лозунги Наталии Королевской о пенсиях в 500 евро и зарплатах в 1000 евро вы считаете популистскими?
— Да, считаю, это популизм. Невозможно сегодня увеличить ВВП страны практически в пять раз. Экспорт в последнее время упал. Украина в основном ориентируется на экспорт — химия, металлургия, и в большей степени начинаем иметь импорт. Мы должны защитить, прежде всего, отечественного производителя внутри страны, защитить от правил ВТО (Всемирная торговая организация), поскольку, когда мы вступали в эту организацию, никто не проводил референдум, что, кстати, сегодня готов сделать Президент, подписав Закон о референдуме. У нас сегодня есть возможность понять, а надо ли нам идти по этому вектору или нет. В свое время решение за всю страну приняли три человека — Тимошенко, Яценюк и Ющенко. В итоге модернизация производства как таковая не происходила, промышленный потенциал страны, как паровоз двигался по инерции и потом останавливался. Точно также происходило и с промышленностью. Не было стимулирования экономики для того, чтобы она развивалась. Из-за этого и все проблемы.
— Изменились ли ваши взгляды на многие вещи, происходящие внутри страны, после того как вы сменили кресло мэра на депутатский мандат?
— Хочу вам сказать одно: основная проблема депутатов, которые приходят в парламент, — лоббирование собственных интересов или чьих-либо интересов. Если народный избранник будет приходить в Раду не только «интересовать» интересы бизнеса, но и станет лоббировать интересы государства, основополагающие, то действительно, тогда может измениться мое личное отношение к самой Верховной Раде. Пусть научатся служить державе!
— На выборы вы шли с ярким лозунгом «Успешный регион — успешная страна». Какой смысл вкладывали в эти слова и какие шаги намерены предпринять, чтобы вытащить некогда развитый регион из экономического пике?
— Успех просто так не приходит. Над каждым успехом необходимо усердно работать, создавать различные программы, проекты, внедрять их в жизнь. Искать источники финансирования как бюджетные, так и внебюджетные. Более того, успех приходит только с доверием, когда человеку доверяют и когда с такого человека впоследствии можно спросить.
Нам необходимо понять, по каким направлениям должна развиваться каждая территория области. Есть общие проекты, основополагающие. У каждого города нашей области основная проблема — вода. Следующий бич — жилищно-коммунальная сфера в целом. Далее — социальные объекты, равноудаленные от жилищно- коммунальных комплексов, потому как это также ложится тяжелым бременем на бюджет.
Моя задача — так направить громады на бюджетные векторы, чтобы они научились экономить. Если есть реальная экономия бюджетных средств, тогда это ведет по пути успеха. Примеров я могу привести более чем достаточно, когда работал и мэром Лисичанска, и сейчас, будучи народным депутатом, когда приходится решать вопросы с руководителями на местах.
— В Стаханове и соседнем Кировске закрыты все шахты, в Брянке осталось только три действующих. Это значит, что на перспективах развития угольной промышленности этого региона государством поставлен жирный крест?
— Ни в коем случае! Напротив, стоит задача понять, насколько большой пласт проблем существует, в том числе и на оставшихся работающих шахтах. Объединение «Стахановуголь» в конце 90-х закрывали по условиям МВФ. Опять же, мы четко для себя понимали, что просто уничтожаем экономику, сокращаем рабочие места, а при этом еще и распадаются целые семьи. Если бы в 1996—1997 годах мы не пошли бы по пути популизма, а пошли бы по пути развития непосредственно объединений и угольных предприятий, наверняка и экономика городов была значительно лучше. Во всяком случае, они не были бы дотационными.
«Какие бизнес-проекты на горе людей?»
— Сергей Владимирович, не могу не затронуть тему взрыва жилого дома по улице Макерова, 3-а. Кто первым вам сообщил о трагедии?
— Сергей Геннадиевич Рудой, депутат областного совета. Мы с ним постоянно были на связи. И это тут случай, когда говорят, что не бывает чужой беды. Когда беда приходит, необходимо объединяться. Вы знаете, хочу пожелать жителям Стаханова — бизнесменам, частным лицам, госслужащим — прежде всего, думать о социальной защите людей, попадающих в беду. Ведь никто никогда не знает, где мы в итоге можем оказаться.
— Мало кто думал, что бывший мэр Лисичанска Сергей Дунаев едва ли не первым протянет руку помощи пострадавшим от взрыва стахановчанам. Не могли поступить иначе?
— На улице стоял сильный мороз, поэтому я сразу же попросил лисичанское предприятие, занимающееся производством металлопластиковых окон и дверей, направить людей в Стаханов, чтобы они сделали все необходимые замеры и встретились с руководителями жилищно-коммунальной сферы города. К сожалению, вопрос этот затянулся не по нашей вине. Для меня лично непонятно, почему так происходило. Пришлось нашим специалистам пройтись по каждой квартире, каждой лестничной площадке, и собственноручно, не дожидаясь, пока нам предоставят замеры соответствующие службы Стаханова, сделать их самим.
— Это правда, что, как только вы узнали о случившемся, готовы были безвозмездно поменять окна и двери в пострадавших от взрыва квартирах?
— Мы не ставим себе это в заслугу! Более того, скажу вам, в такой ситуации ни о каких бизнес-интересах или каких-то своих личных проектах речи не должно быть априори! Проблема, когда люди оказались в беде, должна быть решена чиновниками. Скажите, какой бизнес-проект может быть построен на людском горе? Здесь нужно говорить только о том, что мы вместе, сообща, должны помочь в решении этой проблемы.
— Буквально на следующий день после взрыва мэр Стаханова Юрий Борисов заявил, что город выделит 2,8 миллиона гривень из бюджета развития, и достроят недострой. Потом об этом «откровении» забыли. Каким вам видится выход из сложившейся ситуации?
— Выход один — необходимо провести анализ в системе жилищно-коммунального хозяйства на предмет пустующих квартир, в которых никто не проживает более 10 лет. Подать иски в суды по неоплате за комму-нальные услуги, затем провести возврат этого жилья в коммунальную собственность, естественно, после решения судебных инстанций, и предоставить пустующие квартиры пострадавшим от взрыва жителям.
— До конца будете держать руку на пульсе этого вопроса?
— Я просто обязан это делать!
— Вы часто бываете в детсадах, в учебных учреждениях — и всегда с подарками. При этом никогда не афи-шируете своих визитов, вокруг вашей персоны не видно армии журналистов и телевизионщиков. Вы появляетесь, можно сказать, инкогнито. Почему? Вам не нужен лишний пиар, присущий другим вашим коллегам?
— Это — обыкновенная работа депутата. И если мы поймем, что именно так должно быть, так должны работать народные избранники, тогда, наверное, изменится общество и государство в целом. Мне проще пообщаться с людьми без прессы, без лишнего пиара. Кому нужен такой пиар и что это такое? Это — составление имиджа, причем не всегда понятно, насколько он может отразиться на тех делах, за которые ты впоследствии несешь ответственность.
— Как изменилась ваша жизнь после прихода в Верховную Раду?
— Жизнь продолжается (улыбается). Работаем…
— Наш земляк Алексей Кунченко, будучи народным депутатом, заявил, что, несмотря на его занятость в Раде, своим домом он по-прежнему считает Северодонецк, куда приезжает при первой же возможности. Ваш дом — это Лисичанск или вы уже начали «присматриваться» к столице?
— Конечно же, Лисичанск! Родина — она одна, ее нужно любить и уважать. По- другому нельзя.
Юрий САМОТКАН
Коментарів 7