Круглый стол «Анализ местного бюджета и мониторинг бюджетных закупок в 2012г. в Стаханове»
Александр Кульганек (ведущий): Что же у нас с прозрачностью бюджета?
Игорь Орел («Выбор»): Я бы определил два основных ресурса городской громады так – это люди и бюджет. Как же первый ресурс используется и каково его влияние? - это трудовые ресурсы, это рынок сбыта товаров и услуг, это электорат для легализации существующей власти и это база для приложения второго ресурса – бюджета. Парадоксально, но влияния на второй ресурс, первый ресурс практически не имеет. Хотя бюджет существует для громады и без громады существовать просто не может. Ну сколько людей в городе имеют влияние на формирование и использование бюджета или обладает информацией о нем: от силы две сотни чиновников местного самоуправления; 50 депутатов; ну еще десяток заинтересованных лиц. Т.е. гораздо менее 1% от членов громады. Проблема в том, что громада и не интересуется, как расходуется ее второй по значению ресурс. Что бы воспитать желание интересоваться своими ресурсами, контролировать их и улучшать использование – необходимо начать информировать громаду о том, что происходит с бюджетом. Этим мы и хотим заняться и сделать мониторинг использования бюджета со стороны общественности ежегодным мероприятием.
Одним из основных видов злоупотреблений в местных органах власти являются бюджетные закупки, и контроль за ними не является прозрачным и известным громаде. Другая сторона проблемы - отсутствует бюджетная грамотность населения. Органы исполнительной власти дробят бюджетные средства между поставщиками, во избежание тендеров. Дополнительным фактором в небольших городах является слабая структурированность общественных объединений, которые могли бы мониторить бюджетные закупки.
В то же время относительно доступно можно контролировать бюджетные закупки в отдельном городе силами общественности. Эти закупки проводятся с применением определенных процедур. Закон "О доступе к публичной информации" предоставляет необходимые инструменты для сбора информации.
Этим проектом планируется провести анализ бюджета Стаханова и мониторинг бюджетных закупок в 2012 году, чтобы просто и доступно рассказать гражданам о том, сколько стоит питание в школах и детсадах города, показать насколько эффективно должностные лица распоряжаются бюджетными средствами.
Для этого будут проведены: "круглый стол" для формирования рабочей группы проекта; тренинг для рабочей группы по методике мониторинга бюджетных закупок; определены объекты исследований на основании анализа кодов КФКВ и КЕКВ; проведен анализ бюджета и изменений в нем; определен перечень бюджетных закупок для мониторинга; отобраны конкретные документы для мониторинга в пакеты; проведена экспертиза отобранных пакетов документов; проведен брифинг рабочей группы для СМИ; подготовлены статьи, пресс-релизы относительно мероприятий проекта для СМИ, подготовлен и распространен среди целевых групп бюллетень с результатами мониторинга; проведена презентация результатов проекта. Срок реализации проекта январь-март 2013 года.
СергейФещук (КУН): ныне громада города слабо структурирована в социально-организационном плане, т.е. если формально общественная организация и существует в своем эмбрионально-зачаточном состоянии, то она, соответственно, мало и влияет на формирование бюджета и не может дать адекватный его анализ. Не обходимо увеличить процент заинтересованных лиц, через донесение нужной информации.
Марина Мельникова (депутат горсовета): хочу донести до внимания присутствующих, что сайт исполкома в последнее время обновился. В частности все распоряжения городского головы выставляются на сайт. Тираж же коммунальной газеты «Стахановское знамя», где печатается текст бюджета, различные распоряжения, слишком мал, что бы информацию получил более широкий круг горожан.
Сергей Фещук: Да, громада может измениться, но для этого ее нужно убедить.
Сергей Левачков (ПЗУ): Отмечу такой момент: депутаты на своих сессиях часто нарушают регламент, некоторые вопросы принимают без обсуждения. Их тоже необходимо убеждать вникать в суть вопросов.
А.Кульганек : Как убедить?
Сергей Фещук: Показывать громаде сравнительные таблицы стоимости закупленных товаров; на каких условиях происходит, и происходит ли, тендер. Существует ли конкуренция.
Татьяна Найденова: Как предприниматель поддерживаю идею и практику анализа местного бюджета и мониторинг бюджетных закупок.
А.Кульганек : Следует ли ожидать поддержки со стороны депутатов и городского головы?
С.Фещук: Они не заинтересованы в этом.
А.Кульганек: и какой выход?
С.Фещук: Как общественность может проконтролировать? Если крупные капиталовложения, то это тяжело. Но есть доступная сфера, например школьное питание.
С.Левачков: Частично не могу согласиться. Все-таки есть часть депутатов, которые за открытость принимаемых решений. Тем более, что судьба будущих депутатов напрямую зависит от прозрачности их действий сейчас. Выборы в 2014 году. И данный проект может положить начало дачи оценок их работе.
А.Кульганек: Итак, тренинг по мониторингу бюджета.
И.Орел: Да, во многих городах общественность уже проводит мониторинг бюджетных закупок. И мы пригасили представителя организации, уже имеющей опыт такого мониторинга и внедряющей свой опыт по всей Украине. Это организация из г.Сумы «Бюро анализа политики». Тренинг пройдет 8 февраля, время будет уточнено дополнительно. Всем участникам будут выданы сертификаты о прохождении тренинга. Хорошо бы, что бы посетили этот тренинг депутаты.
ГДК им.Горького
Коментарів 3