Человек-легенда
ПЕТРОВ Константин Григорьевич - человек-легенда
Время неумолимо летит вперед.
Кажется, еще вчера мы с ним разговаривали, а оказывается,
Кажется, еще вчера мы с ним разговаривали, а оказывается,
его уже почти пятнадцать лет как нет среди нас.
Да и со дня его рождения прошла целая вечность - 100 лет.
В это трудно поверить, но это факт.
Да и со дня его рождения прошла целая вечность - 100 лет.
В это трудно поверить, но это факт.
Мое личное знакомство с К. Г. Петровым состоялось летом 1974 года. Именно тогда мне стало известно, что организатор и вдохновитель знаменитого рекорда угледобычи, осуществленного забойщиком шахты “Центральная-Ирмино” в конце августа 1935 года Алексеем Стахановым, проживает в моем родном городе.
Для меня это было полной неожиданностью. Мне представлялось, что после всего сделанного Петровым, он должен проживать только в Москве, ну, по крайней мере, в Киеве. А тут оказывается Константин Григорьевич со своей семьей живет в Кадиевке.
Работая преподавателем общественных дисциплин в институте и читая студентам лекции по истории партии, я всегда особое внимание уделял периоду предвоенных пятилеток, так как это время было ознаменовано трудовым энтузиазмом людей и быстрым ростом производительности промышленного производства в стране. А значительный толчок всему этому дал стахановский рекорд.
В этот период К. Г. Петрову было 65 лет, мне в два раза меньше. Мы принадлежали к разным поколениям с Константином Григорьевичем, но когда познакомились, быстро нашли общий язык. Мы поняли, что у нас, несмотря на большую разницу в возрасте, много общего. Вероятно потому, что мне были хорошо понятны и дороги люди, которые стояли у истоков стахановского движения.
Та атмосфера, в которой оно зарождалось, настолько крепко вошла в нас, что до сих пор мы не можем отделить себя от этих людей и того времени, когда они совершили свои героические трудовые подвиги. Возможно это внутреннее единство дополнялось еще и тем, что мое детство прошло в том самом городе, где этот славный рекорд совершился. Однако, прошло довольно много лет с того момента, прежде чем состоялась моя первая встреча с этим легендарным человеком.
По моему глубокому убеждению Константин Григорьевич являлся человеком-магнитом. Будучи неординарной личностью, он за годы своей жизни сформировался как руководитель новой формации со своими специфическими понятиями правды и моральными принципами. На мой взгляд в его сознании накрепко закрепилось свое собственное понятие о человеческом достоинстве. А тот, кто однажды сумел почувствовать себя созидателем нового общества, того уже никогда не собьешь с избранного пути.
Константин Григорьевич познакомил меня с оставшимися в живых своими соратниками по стахановскому движению. В процессе непосредственного общения с ними, я понял с какими удивительными людьми мне посчастливилось встретиться. Многочисленные встречи и длительные беседы с П. Е. Синяговским, Д. М. Концедаловым, В. И. Силиным и Г. К. Борисенко значительно обогатили мои знания о той удивительной эпохе.
Эти люди поразили меня своим оптимизмом, чувством огромной ответственности за порученное им дело, самостоятельностью мышления и человеческим мужеством. Ведь к тому моменту, когда мне посчастливилось с ними встретиться, они отработали по три-четыре десятка лет в шахте, многие из них прошли через фронты Великой Отечественной войны.
Во время наших встреч чувствовалось, что этих людей соединяла крепкая мужская дружба, несмотря на прошедшие годы, а в лице К. Г. Петрова они по-прежнему видели своего руководителя. И пусть это не покажется странным, на первый взгляд, что никто из них вначале не имел среднего образования, но все они были специалистами своего дела и шахту знали досконально. Поэтому они всегда успешно справлялись с порученным делом. Это были народные самородки.
Главное заключалось в том, что К. Г. Петров сумел своевременно и по достоинству их оценить и направить на нужный участок работы. Он им доверял, как самому себе, и они его никогда не подводили. Каждый из них на своем месте порой делал и невозможное, так можно оценить сейчас их действия. Удивительно то, что когда я их спрашивал: “Скажите, как вам этого удавалось добиться?”. Они только смущенно улыбались и негромко отвечали: “Но ведь кому-то это надо было делать! Почему не нам?” Они были людьми слова и дела. Вероятно такими их всех сделало то время, в которое они жили и самоотверженно трудились.
Большую роль сыграл Константин Григорьевич в жизни многих работников шахты “Центральная-Ирмино” и поселка. Люди шли к нему со своими горестями и радостями, просили посоветовать, как им поступить в том или другом случае. И он старался для каждого найти ответ на поставленный вопрос, оказать посильную помощь. Дмитрий Концедалов впоследствии мне неоднократно говорил: “Я многим обязан секретарю партийного комитета нашей шахты Константину Григорьевичу Петрову. Он многому научил меня, направлял по правильному пути. По его рекомендации меня послали на учебу в Московскую промышленную академию”.
Весомую роль сыграл К. Г. Петров и в судьбе Алексея Стаханова. Это под его влиянием он вступил в апреле 1936 года в партию, а затем поехал учиться в Москву в академию.
При непосредственном участии Константина Григорьевича начальник добычного участка “Никанор-Восток”, где Стаханов установил свой знаменитый рекорд, Николай Игнатьевич Машуров был назначен заведующим шахтой № 3-3 бис (бывшая шахта имени Чеснокова).
В крупного партийного и хозяйственного руководителя вырос Мирон Дюканов. Когда в июне 1936 г. К. Г. Петрова избрали вторым секретарем Кадиевского горкома Компартии Украины, он передал руководство партийной организацией шахты “Центральная-Ирмино” в надежные руки Мирона Дюканова. В годы Великой Отечественной войны Мирон Дмитриевич, будучи заместителем командующего одной из армий по тылу на Калининском фронте погиб при выполнении своих обязанностей.
Константин Григорьевич самокритично относился к себе, как к человеку и руководителю. Хорошо понимая, что постоянно развивающееся городское хозяйство требует специальных знаний, он систематически занимался самообразованием.
Однако быстро меняющаяся обстановка в народном хозяйстве говорила, что этого недостаточно. Нужно было идти учиться. И он, уже имеющий семью, обратился в вышестоящие инстанции с просьбой о направлении его на учебу. В 1940 г. его послали на учебу в Московскую промышленную академию. Трудно на первых порах пришлось К. Г. Петрову одолевать ученые премудрости. Но ему, как и другим посланцам Донбасса, не к лицу было пасовать перед трудностями.
В короткий срок он прошел программу рабфака и стал полноправным слушателем академии. Однако недолго ему пришлось посидеть за учебной партой. Началась Великая Отечественная война. Боевой призыв: “Все для фронта, все для победы!” стал для него на весь период войны законом жизни. Для него судьба страны и всего советского народа слились в одно единое целое. Будучи горячим патриотом К. Г. Петров в июле 1941 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии.
Жизнь никогда не баловала Константина Григорьевича. Так уж получалось, что трудности самого различного характера сопровождали его всю жизнь. Но то, что пришлось преодолевать в период войны и в послевоенные годы по его рассказам не поддается никаким оценкам. Это было невероятно сложное время. Приходилось порой отказывать себе в самом необходимом. Была только одна цель - выстоять в борьбе с фашизмом и возродить из руин и пепла порушенное хозяйство после войны. Выстояли и восстановили.
Насколько надо было верить в будущее, чтобы собрав всю свою волю в кулак, преодолевать разруху. Самоотверженный труд Константина Григорьевича и его товарищей был по достоинству оценен правительством. Ему, Алексею Стаханову, Петру Синяговскому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Они без остатка отдали все свои силы на благо страны и народа.
Поэтому считаю возможным в связи с приближающимся 75-летним юбилеем со дня стахановского рекорда угледобычи обратиться с предложением к городской власти о том, что следует ходатайствовать перед вышестоящими руководящими инстанциями о помещении на здании бывшего треста “Стахановшахтострой”, в котором около двадцати лет трудился Герой Социалистического Труда К. Г. Петров, мемориальной Доски в честь этого легендарного человека.
По моему мнению, он этого заслужил, и это будет вполне справедливо. Настоящие герои не умирают, они вечно живут в народной памяти, как символы своей исторической эпохи.
В. М. ЖЕЛТУХИН,
кандидат исторических наук