Равный, но только с оговорками
В Стаханове на 1 ноября т.г. в УТСЗН зарегистрировано 5172 человека, получающих пенсию по инвалидности. В пределах пяти лет 114 человек получили инвалидные коляски.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Эту прописную истину знают все. Но в список “незареканий” хотелось бы добавить и инвалидность. От нее тоже, к сожалению, никто не застрахован. Кому-то “посчастливилось” родиться с врожденными пороками развития, а кто-то ограничил физические возможности травмой на производстве, несчастным случаем, аварией... И тогда жизнь делится на две части: до и после. “После”, к величайшему огорчению, весьма нерадушное.
Физические травмы дополняются моральными переживаниями, безразличием и, порой, непониманием и отрешенностью окружающих. Общество протягивает руку помощи людям с ограниченными физическими возможностями, но она зачастую оказывается коротка и не дотягивается до насущных трудностей инвалидов, оставляя их наедине со своей бедой. Наряду с мизерной социальной пенсией, которой едва хватает на самое необходимое, вопрос доступности венчает пирамиду проблем инвалидов.
О ДОСТУПНОСТИ НЕДОСТУПНЫХ
Если для здорового человека 3 - 4 ступеньки у входа в учреждение, организацию - сущий пустяк, то для инвалидов и маломобильных групп - настоящая нерешаемая сложность. “О, если бы было можно, словно бульдозером, убрать все ступени”, - пишет в своем стихотворении-крике души “Ступени означают - остановись!” 12-летний Антон. С юным автором абсолютно согласен Игорь Федорчук, член городского Комитета доступности, инвалид-колясочник.
Он также считает ступени основной трудностью при передвижении. Свободно заехать - выехать в здание порой просто невозможно, не везде есть пандусы. Хотя наличие пандусов и швеллеров еще не гарантирует безбарьерность - их, как и многое другое в нашей стране, делают не соответствующими никаким стандартам, и спуститься - подняться по ним возможно либо с посторонней помощью, либо невозможно вообще. К сожалению, это касается не только банков, магазинов, учреждений культуры и быта.
Недоступными, по словам Игоря, остаются суд, милиция, прокуратура и ряд других нужных объектов. Даже в здание УТСЗН попасть без посторонней помощи очень и очень трудно. В такой ситуации человеку тяжело чувствовать себя независимым и самостоятельным.
Учитывая все “недоступности”, говорить о равном и беспрепятственном доступе к социальной инфраструктуре приходится весьма условно.
Как отмечает директор историко-художественного музея Н. П. Будкова, в музее установлена кнопка вызова, двухстворчатые входные двери позволяют заехать инвалидам-колясочникам внутрь. На первом этаже они могут посмотреть три зала. К сожалению, 2-3-й этажи для них недоступны, так как нет специальных подъемников.
Но, как говорит Наталья Петровна, не изъявляют желания посетить музей. Один и пока единственный раз в ИХМ был гость на коляске - В. Г. Чередниченко, художник, на открытии своей персональной выставки. Чтобы поднять автора замечательных работ на третий этаж, приглашали спортсменов из СДЮШОР. Чередниченко, пользуясь возможностью, с удовольствием посмотрел выставки и сокровищницы музея.
А КАК У НИХ
И пока в нашем государстве несмолкаемо трубят о реальной помощи людям с ограниченными физическими возможностями, западные соседи поляки не на словах делают мир доступнее для инвалидов. Это выражается не только в названии улиц и площадей, постройке пандусов, а в комплексном подходе к проблеме.
Трамваи, троллейбусы и автобусы оборудованы специальными механизмами для заезда в транспортное средство инвалидных колясок, креплениями. В магазинах, госучреждениях, культурных заведениях созданы все условия для беспрепятственного передвижения людей на инвалидных колясках. Они чувствуют себя вполне самостоятельно и независимо.
Благами, созданными для людей с ограниченными физическими возможностями, пользуются молодые родители в Польше.
Редко тащат они на руках свое чадо, ведь можно без труда с коляской попасть и в музеи, и магазины, и костелы, и транспорт. Такой подход распространен не только в крупных городах. Даже на заправочных станциях вдоль трассы для инвалидов созданы все условия.
Особая культура и отношение к людям с физическими ограничениями отличают поляков. Им уже трудно представить, что коляска, ступени могут стать непреодолимым препятствием. Сотни километров для польских инвалидов - не беда. Это расстояние легко можно пересечь на поезде в специальном вагоне, где кроме всех необходимых механизмов и креплений есть даже (простите за натурализм) специальный туалет с кнопкой вызова.
Я не берусь идеализировать Польшу, проблем с доступностью у них тоже хватает. Но нельзя не отметить, что поляки далеко шагнули вперед, чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя ущербно. Да, не все инвалиды посещают костелы, театры, ездят в магазины и аптеки за покупками. Но их значительно чаще и больше можно встретить на улицах, в транспорте, офисах, чем у нас.
Подобная польской ситуация с доступностью в Турции, что уж говорить о развитых странах Европы.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ, НО...
Украинские инвалиды-колясочники становятся заложниками своего жилища. Трудный путь, который они вынуждены преодолевать в больницу, порой единственный выход в свет.
На минувшей пресс-конференции городской голова С. В. Жевлаков рассказал собравшимся о том, как решается вопрос доступности инвалидов к объектам соцкульт-быта в городе.
- В Стаханове создан Комитет доступности, ведется постоянная работа по организации доступности инвалидов к местам общего пользования. В бюджете на 2008 г. предусмотрено на эти цели 147,8 тыс. грн., такая сумма не выделялась в течение 15 лет. Оборудованы пандусами все больницы, исполком, почта и другие учреждения.
Выделены денежные средства для строительства пандуса на второй этаж для инвалида-колясочника, готовится проект еще по трем пандусам. Установлены 59 кнопок вызова, ряд перекрестков кроме кнопок оснащен звуковым сопровождением для слабовидящих, понижены бордюрные камни для перехода-переезда через дорогу.
Отметил Сергей Васильевич и необходимость спецтранспорта для инвалидов-колясочников.
- Мы обратимся к частным перевозчикам, которые имеют возможность установить необходимое оборудование, стоимость которого от 15 до 20 тыс. грн., на своем транспортном средстве. Тот, кто это сделает, будет иметь первоочередное право на его использование на центральном маршруте.
Сделано, несомненно, немало, это отмечают и сами инвалиды, но предстоит - еще больше. Необходимо приложить массу усилия и вложить значительные средства в реализацию программы доступности. И, вероятно, тогда тезис о том, что все люди имеют равный доступ и возможности, станет не прописанной на бумаге нормой, а догмой жизни.
Татьяна НЕМЫКИНА
Фото автора
Фото автора