Наполним мужеством сердца…
Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона.
Конфуций
Уходят наши ветераны. Далеко за 80 тем, кто в 41-м «слышал первую тревогу», кто не щадил крови и самой жизни для достижения великой Победы. Сегодня наш рассказ о жительнице г. Теплогорска, партизанке-подпольщице ГАНЕВОЙ(АРИНИЧЕВОЙ) Лидии Панкратьевне, которой 2 ноября 2009г. исполняется 86 лет. Живет по ул. Каспийской — ветеран, человек со спокойным и светлым лицом, добрыми и ясными глазами — Лидия Панкратьевна Ганичева.
Лида в юности была активной участницей художественной самодеятельности, читала стихи, выступала по местному радио. Дочь заслуженного шахтера Донбасса, члена ВЦИК СССР — она была энергичной комсомолкой. И когда, будучи студенткой Московской сельхозакадемии, волею обстоятельств осталась на оккупированной гитлеровцами территории г.Серго(Кадиевки) — не могла сидеть сложа руки.
Знакомая, Катя Ингуразова, познакомила её с Анной Сергеевной Айдаровой, руководителем комсомольского подполья. Оно было связано с партизанским отрядом Георгия Кононенко.
Партизанская жизнь подпольщиков — это не только листовки, диверсии, акты возмездия, но и «скромная» работа в городском органе управления, цена которой — спасение сотен советских людей. Анна Айдарова, помнящая активную комсомолку, у которой к этому времени был немцами расстрелян брат, устраивает её в городскую управу.
Там уже работали старше её двумя годами Вера Денисенко (она ведала распределением карточек) и сверстница Лиды — Аня Колос — переводчица, отличница и умница, знающая почти в совершенстве немецкий язык. Лидия трудилась на бирже труда, где шла регистрация всех граждан города, формировались списки на отправку в Германию, где ведали занятостью населения, был доступ к бланкам удостоверений личности.
Много полезного для людей мог сделать здесь патриот своей Родины. И много добрых дел удалось сделать здесь Лидии Панкратьевне. В это время формировался список ребят 1925 г. рождения, для службы в немецких войсках. Таковых набралось 16 человек. Лида и Аня Колос решили спрятать список. Они подсунули его под скатерть письменного стола, за которым работал немец, ведающий отправкой.
Риск был очень большой. Список пропал. Искали виновных. Аню хотели отправить в Германию. Её спасло то, что она была единственным переводчиком, а Лиду, что она в это время лежала в тифозном бреду. «Сердце мое уже останавливалось, вспоминает Лидия Панкратьевна, и помогла мне родная сестра моей подруги, Галышевой.
Она достала камфару, и это спасло меня от смерти». После выздоровления Лидия опять устраивается на биржу труда, регистратором, а затем направляющим на работы. Имея доступ к печатным машинкам с русским и немецким шрифтом, бланкам удостоверений и печати, молодые подпольщицы Лида и Аня выписывали «Мэйдин-карты» и «Аусвайсы», которые, как удостоверения личности действовали — первая на территории района, вторая на всей оккупированной фашистами территории.
Эти удостоверения спасли жизнь многим жителям города, партизанам, членам подпольных групп, членам их семей. Связной Лидии была Катя Ингуразова. В свою группу девушки вовлекли и врача, которая помогала освобождать жителей города от тяжелых работ. Надо ли говорить, что каждый день подпольщиков был сопряжен с риском для жизни?
Гестапо, тайная полиция, работала у фашистов четко. Все сферы были пронизаны провокаторами и доносчиками. Вот одного из таких информаторов удалось разоблачить Лидии Панкратьевне.
В городе многие знали Дуську, черноглазую, похожую на цыганку женщину, которую видели везде: на улицах, в учреждениях, рынке. Но никто не знал, что она — тайный осведомитель коменданта. Много людей погубила Евдокия своими доносами на неосторожно брошенное человеком слово.
Представлялась она и связной партизанского отряда, приведя в руки немцев наших бойцов, которые в марте-апреле 1943 г. выходя из окружения, искали связь с партизанами. Видимо, по заданию гестапо, она хотела выявить тех, кто, работая на бирже труда, обеспечивал подпольщиков и других, документами и продуктовыми карточками.
Вера Денисенко, попалась на удочку предательницы и открыла ей имя Лидии Ариничевой (Ганевой). Но выдала провокатора собственная неосторожность. Придя к Лидии, она попросила, якобы по просьбе руководства партизанским отрядом, выдать «Аусвайс» на имя А.С. Айдаровой. Лиде всё сразу стало ясно. Ведь такой документ она уже выписывала лично Анне Сергеевне.
Дуську «заманили» на явочную квартиру и, допросив, убедившись в её виновности ликвидировали. Приговор привёл в исполнение Евгений Дымовский. Тело провокатора спрятали в развалинах, пустив слух, что Дуська сбежала с немцами, комиссованными по ранениям, в Германию.
Подпольщики продолжали работать вплоть до освобождения города Серго (Кадиевки), 3 сентября 1943 г. Гестапо уже вышло на след партизан. Были готовы списки для ареста. И только быстрота наступления наших войск спасла от гибели подпольную группу.
А затем был Кадиевский горный техникум, где Лидия Понкратьевна была секретарем комитета комсомола, и который окончила с красным дипломом, замужество, поездка с мужем, Ганевым Евгением Степановичем на Север, рождение сына. Возвратилась чета Ганевых. в г. Кадиевку в 1959 г.
Трест «Кадиевуголь» направил горного инженера Е.С. Ганева работать начальником участка шахты «Центральная-Ирмино». Лидия Панкратьева последние годы, после смерти мужа работала в ШСУ №2 инженером промышленного отдела, откуда в 1978 ушла на заслуженный отдых.
За свое участие в силах сопротивления Л.П. Ганева (Ариничева) удостоена орденов: Отечественной войны II степени, «За мужество», медалей: «За боевые заслуги», «Жукова», «Защитник Отечества», награждена девятью юбилейными медалями, знаком «Партизанской славы».
Уходят наши ветераны, свидетели и участники военного лихолетья, а вместе с ними и целая эпоха, о которой написано множество воспоминаний, книг, сняты киноленты. Уходят целые миры…
Но какой гений вместит в себя и отразит в символах искусства страдания, огненные любовь и ненависть, чаяния, надежды и великую боль тысяч ходивших по краю бездны, не раз ускользавших из ледяных лап смерти?. Их осталось немного. Слушайте, любите и славьте их. Живёт на улице Каспийской ветеран…
Владимир Алидзаев