Значит снова на те же грабли?
…Одни говорят — это новое, но это было, было в веках живших прежде нас…
Экклезиаст
При обсуждении вопроса о возвращении г. Теплогорску его исторического имени «Ирмино», некоторыми жителями высказывается мнение, что нечего тут огород городить. Не лучше ли, как это было раньше, вернуться в лоно г. Стаханова, стать его пригородом, микрорайоном? Ну что же. Как сказал древний мудрец: нет памяти о прошлом…Было это уже, было, дорогие граждане. И есть печальный опыт, который усвоен горожанами старшего поколения. Об этом этот очерк.
В 1962 году Верховным Советом Украинской ССР было принято постановление об укрупнении некоторых городов областного подчинения, за счёт посёлков городского типа и небольших городов, которые территориально расположены так, что трудно определить, где, чья территория. Такими городами оказались г. Ирмино и посёлок городского типа Алмазная.
Вместе с тем, из состава г. Кадиевки были выведены города Голубовка (Кировск) и Брянка, как находящиеся на достаточно большом удалении от центра г. Кадиевки, с вручением выведенным городам статуса — городов областного подчинения, со всеми вытекающими отсюда последствиям как-то: обзаведение собственными военкоматами, службами социального обеспечения, ОРСами, горпромторгами, судами, горотделами милиции, паспортными столами и т.д.
Бывший город Ирмино и пгт. Алмазная, войдя в состав г. Кадиевки, растворились в его границах, как микрорайоны.
С той самой поры (1962 г.), как бывшие Ирмино и Алмазная вошли в состав большой Кадиевки, начались все беды. Имея не малый бюджет, г. Кадиевка всегда находил ему применение, не обращая внимания на окраины.
Это постепенно привело к жуткому запустению и обнищанию двух дальних микрорайонов города Кадиевки, Ирмино и Алмазной. Но есть Бог на небе.
Однажды приехал в Алмазную знаменитый земляк, в то время министр внутренних дел СССР, депутат Верховного Совета СССР Николай Анисимович Щелоков.
Приехав в родные места поклониться праху своего отца, Николай Анисимович увидел скорбную картину: дома обветшали, дороги разбиты так, что не только проехать, трудно пройти, везде течёт вода, грязь, и это притом, что в Алмазной находится полузловая станция, довольно сильное бюджетообразующее предприятие.
Люди толпами подходили к знаменитому земляку с просьбой: «Помогите, пожалуйста! Вы видите, в каких условиях мы живём, никто на нас внимания не обращает». К счастью, в это время в Алмазной оказался и наш земляк — родственник Н.А. Щёлокова — А. Вирченко, который рассказал об аналогичных бедах ещё одного кадиевского микрорайона, бывшего города Ирмино. Посочувствовал Николай Анисимович своим землякам и родственникам, и пообещал помочь.
Прошло время. Земляки-алмазняне и родственники написали письмо Н.А. Щёлокову, где рассказали ему, что их жизнь стала ещё хуже. Сутками не бывает воды, хотя она (вода), теми же сутками течёт по дорогам, наполняя выбоины и ямы делая посёлок ещё более неприглядным. Из Ирмино сообщали, что крыши текут и никому до этого нет дела, дороги стали непроезжими, микрорайон зарос мусорниками, в домах холодно и неуютно и т.д.
Это письмо очень расстроило и тронуло Николая Анисимовича и он, как депутат Верховного Совета СССР направляет письмо — депутатский запрос, на Верховный Совет УССР с просьбой восстановить статус городов Ирмино и Алмазной, т.к. для кадиевского исполкома такой огромный город не по силам, его окраинные микрорайоны остаются без внимания городских властей.
На свой запрос Н.А. Щелоков получил примерно такой ответ: «Верховный Совет УССР готовит ряд Указов, о возвращении некоторым городам и посёлкам, включённым в состав городов областного подчинения, статуса самостоятельных административных единиц». Об этом ответе были проинформированы и Алмазная, и Ирмино.
Это, хотя и не официальное сообщение, жители кадиевских окраин восприняли с восторгом. 1976 год. Жизнь Алексея Григорьевича Стаханова подходила к концу, это уже чувствовали все и родственники, и друзья, и враги.
В этой связи общественность, рабочие шахты «Центральная — Ирмино», партийная, профсоюзная, комсомольская организации и руководство шахты обратились в Кадиевский городской комитет партии с просьбой, что в связи с тем, что Верховный Совет Украинской ССР готовит Указ о выделении северо-западной части города Кадиевки в самостоятельный город, просим присвоить ему имя А.Г. Стаханова работавшего на шахте «Центральная-Ирмино» и давшего на этой шахте, свой знаменитый, августовский, 1935 года, рекорд добычи угля — 102 т. за шестичасовую рабочую смену.
Здесь родилось могучее стахановское движение. Это станет достойным памятником великому земляку-шахтёру!
— Да, сказал тогдашний секретарь горкома партии В.Е. Беседин, хорошее имя, и мы переименуем город Кадиевку в город Стаханов, а вас мы тоже переименуем, если вы этого так хотите.
По этому вопросу было собрано специальное заседание бюро городского комитета партии, на котором рассматривался один вопрос: каким именем назвать город, выделяемый из состава города Кадиевки, северо-западным микрорайоном? Долго ломали головы над этим вопросом и, наконец, у парторга шахты рождается «светлая» мысль — заканчивается в Ирмино строительство новой крупной котельной, которая будет отапливать весь микрорайон «Победа», и он предлагает назвать его городом Теплогорском.
Это название было утверждено, и в Верховный Совет ушло письмо, якобы от жителей г. Ирмино…. Через некоторое время умирает А.Г. Стаханов. И секретарь Кадиевского горкома партии без зазрения совести просит Верховный Совет УССР переименовать г. Кадиевку в г.Стаханов.
Вот так, дорогие друзья. За свою историю побывал наш город и предместьем, и микрорайоном г. Кадиевки-Стаханова. Как вы видели, прочли выше, ничего хорошего из этого не вышло.
И уже более 30 лет живёт он под безликим случайным именем-«псевдонимом». Уходит постепенно из памяти его жителей славная трудовая история и незаметно, исподволь, а теперь уже и открыто, присваивается она соседним городом. Кому это понравится? Разве только тем, кому до родного города и дела нет…
В.Н. Храпов,
председатель городского совета ветеранов
Коментарів 1