Творцы человеческих душ
Новой Украине нужна новая школа, а новой школе — новый учитель, соединяющий в себе высокую духовность и педагогическое мастерство, которое формируется и совершенствуется на протяжении практической работы в школе.
Наличия профессиональных знаний, педагогических навыков и умений маловато для того, чтобы учитель мог действительно завладеть сердцами своих воспитанников и ежедневно влиять на их деятельность, поведение и самовоспитание. Чтобы это произошло, ему необходимо быть яркой всесторонне развитой личностью. В этом и состоит главная специфика педагогического труда.
К.Д. Ушинский писал: «Самым главным в воспитании должна быть личность непосредственного воспитателя, который с глазу на глаз находится с учениками. Влияние личности педагога на молодую душу является той силой, которую невозможно заменить ни учебниками, ни моральными наставлениями, ни системой наказаний и поощрений.
Важное значение имеет дух учебного заведения, но этот дух живет не среди стен, не на бумаге, а в характере большинства учителей и от них переходит в характер воспитанников.»
Пример учителя в воспитании детей трудно переоценить, поэтому нельзя отделять профессиональное мастерство учителя от его личности. Первое и второе необходимо рассматривать в их неразрывном единстве, отдавая предпочтение духовности и культуре педагога.
На мой взгляд, все учителя нашей школы обладают качествами настоящего учителя. Но так ли это?
Накануне профессионального праздника Дня учителя в Стахановской СОШ №32 был проведен опрос среди учащихся школы на тему: «Какими качествами должен обладать настоящий учитель?» Вот выдержки из детских ответов:
«Учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь преподать его нам — ученикам. Он должен быть человечным, понимать нас и воспринимать такими, какие мы есть».
«Учитель должен быть добрым, сдержанным, требовательным и строгим. Я ценю и уважаю всех учителей нашей школы, потому что они нас терпят и любят».
«Я думаю, что учитель — самая актуальная профессия в нашем компьютеризированном мире. Молодые люди большую часть своего времени проводят за компьютерными играми, на образование времени совсем не остается.
И мы, молодежь, знаем только то, чему нас учат учителя в школе. А если не будет учителей, то нам придется заниматься самообразованием. Это нелегко. Не каждый обладает достаточной волей, чтобы получать знания самостоятельно…
Я считаю, что настоящий учитель должен быть требовательным, должен понимать учеников. С таким учителем хочется поговорить, спросить у него совета не только по предмету, но и по вопросам личной жизни».
«Учитель должен быть наделен такими качествами как порядочность, вежливость, нравственность, уважение друг к другу и к ученикам, ответственное отношение к своей работе… В нашей школе каждый учитель по-своему хорош».
«В нашей школе все учителя хорошие. Я училась некоторое время в другой школе и могу сказать, что 32-я школа — лучшая, а учителя здесь — золотые» .
«У нас очень дружная школа, можно сказать, что мы живем одной семьей. Учителя понимают учеников, находят подход к любому ребенку».
«Учитель должен быть строгим, но справедливым, поддерживать ученика в трудную минуту, помогать ему, если что-то не понятно. Если учитель ставит тебе двойки, то это не потому, что он тебя не любит, а потому, что он хочет добиться от тебя понимания того или иного материала».
«По моему мнению, учитель — непростая профессия. Преподаватели должны обладать такими качествами, как выдержка, усидчивость, терпение, толерантность, чувство юмора».
«Дети на уроке должны чувствовать, что учитель — не тиран с указкой, а часть классного коллектива; он должен быть доброжелательным, отзывчивым человеком, который всегда поможет, объяснит и растолкует все, что непонятно ученику».
«Настоящий учитель — это опытный педагог, который умеет быть тактичным. Он знает, как общаться с детьми, имеет особый подход к каждому ребенку.
Он любит свой предмет и прикладывает все усилия, чтобы ученики поняли материал урока. Хороший педагог будет терпеливым по отношению к своим ученикам, он умеет быть суровым, строгим».
Такими качествами, по мнению детей, в большей или меньшей степени обладают все учителя школы.
Для малышей самыми любимыми, самыми ласковыми и добрыми являются их первые учителя: Е.А. Гончар, И.В. Чубар, Н.В. Наумченко, Н.В. Гончаренко, С.В. Борскивец, С.М. Охременко. Ученики 5-6-х классов отдают предпочтение своим классным руководителям: И.Н. Евсейчик, Л.И. Коровкиной, О.В. Коваленко. Ребятам 7—11-х классов нравятся учителя-предметники: И.Д. Иманова, Н.А. Линкевич, А.В. Розов, Т.Н. Гиржева, С.В. Куликова, Е.В. Кравцов, Е.В. Чулкова, А.И. Линкевич, М.Р. Жученко, А.А. Кузьмина, Е.А. Арендаренко, Л.А. Гончарова, С.И. Гончар, Я.С. Вертепа.
Много добрых слов было сказано ребятами в адрес директора школы А.Ю. Чулкова, его заместителя — О.М. Брухно, библиотекаря школы — О.М. Сергиенко, а также молодых педагогов — психолога школы Е.Н. Полищук и педагога-организатора М.А. Лугового.
Нам также было интересно узнать, за что учителя любят свою профессию. Их ответы во многом совпадают: «моя работа не дает мне стоять на месте»; «работа придает силы и энергию»; «люблю детей и свой предмет»; «люблю делиться тем, что знаю»; «люблю приносить пользу людям»; «школа - это моя жизнь»; «хочу научить маленьких людей оставаться добрыми всю жизнь».
Но самым распространенным был такой ответ: «общаясь с детьми, мы в душе всегда остаемся молодыми».
Хочется поздравить всех учителей нашего города с праздником, пожелать им терпения, благополучия, отзывчивых учеников и понимающих родителей.
С.В. КУЛИКОВА
заместитель директора СОШ №32