Он был, как выпад на рапире …
Ирминская земля…Угольная залежь… Как магнитом притягивала она к себе истинных богатырей из Грузии, Татарии, Белоруссии, Западной Украины и других областей и весей. Приносили они эпохе и недрам в жертву свои молодость и силу. Героев, орденоносцев здесь более чем где-либо по Донбассу. Сегодня наш рассказ о сыне того времени, когда труд считался делом славы, доблести и чести, орденоносце, почетном шахтёре СССР Михаиле Марковиче ПИЛИПЧУКЕ.
Течёт в Ровненской области река Случ. Невелика речка, стоит на её берегу село Билка, родина героя нашей повести. Здесь в 1937 г. он и появился на свет. Отец работал в колхозе, на ферме, кормил племенных быков. Мама была домохозяйкой, затем тоже работала в колхозе.
В семье было четверо детей, старшая Анна, затем Михаил, Ева и Андрей. Начинал Миша Пилипчук трудиться в колхозе, закончил 7 классов. В 1956 г. призвали в армию. Служил в Карелии, рядом с Финляндией, в артиллерийских войсках. Был командиром отделения.
— Михаил Маркович, как Вы оказались на Донбассе, в Ирмино?
— Задумывался, чем буду заниматься после службы. Переписывался с земляком и сослуживцем Андреем Боровцом. Он демобилизовался раньше меня. Уже работал на шахте. И мне захотелось добывать уголь. Отслужив, в 1960 г, поехал к нему в Донбасс, в Ирмино, на шахту им. Сталина.
Был я физически крепкий, спортсмен, дома и в армии занимался легкой атлетикой. Определили меня на 5-й участок, дали общежитие. Поработал, начало получаться, стали доверять бригадирство.
Увидели на шахте, что парень серьезный и ответственный, с задатками лидера. Собирая ударный костяк, через год перевели на 8-й, отстающий участок. Года 2 или 3 налаживалась работа, подбирались кадры.
Менялись руководители. Пришёл начальником участка Хурцилава и коллектив «зацепился» за план. Мудрецы говорят, что согласованные мысли, даже двух людей, в семь раз увеличивают их силу. Участок стал передовым. Работали они вместе в течение 18 лет. Не было такого, чтобы не выполнялся план.
Какие бы ни были условия. Отрабатывали пласты «Никанор», «Алмаз», L-6, «Великан». Михаил Маркович трудился, окончил вечернюю школу. 23 года жизни отдал он забою. Именно они — расцвет его производственной деятельности.
На них приходятся те трудовые достижения, за которые Родина воздала своему сыну наградами: знаком «Шахтерская Слава» ІІІ степени — 1972 г., медалью «За трудовую доблесть» — 1974 г., званием «Почетный шахтер СССР» — 1978 г., знаком «Шахтёрская Слава» ІІ степени — 1979 г., орденом «Дружбы народов» — 1981 г., знаком «Шахтёрская Слава» І степени — 1983 г.
— Михаил Маркович, за что же такой «дождь наград»?
— Мои награждения, были связаны с работой всего участка. Работал не только я сам, а коллектив. Я был бригадиром и нёс ответственность за всё. Участок постоянно был в передовых.
Я помимо всего выполнял и общественную работу. Был членом парткома шахты, председателем профсоюзной организации участка, депутатом, председателем депутатской группы, участковым инспектором по ТБ. Приходилось принимать участие в горноспасательных работах и не только на своей шахте, но и в соседних угольных объединениях.
Бывало, и Новый Год встречал под землёй, устранял аварии, доставал из-под завалов товарищей. Было движение: добывать внеплановый уголь «за себя и за того парня». В то время в добычные бригады зачисляли знаменитых людей: героев-молодогвардейцев, космонавтов и др. На них планировались тонны. Добывали их естественно, мы. Рубили уголь.
Если, к примеру, план для меня — полоска 10 м в смену, то 2 м — еще «за того парня». К 100-летию со дня рождения Ленина мы одним участком дали добычу 1100 т. Я и работал, и как бригадир следил, чтобы ничего не затрудняло рабочий процесс, всего хватало, леса, порожняка, были исправны шланги, молотки. Обучал молодежь.
Одно время бригада состояла из одних моих учеников. За трудовые показатели награждали, в том числе и меня. Оценили и труд, и дисциплину, и добросовестное отношение к делу, и то, что других заставлял и наставлял, экономил материалы. За всё в комплексе.
Награждён Михаил Маркович и орденом «Дружбы народов». Однако здесь есть своя интрига. Вначале было ходатайство шахты о присвоении ему звания Героя Социалистического труда.
Как звёзды горели тогда на союзном небосклоне имена знаменитых героев-бригадиров: Михаила Чиха, с шахты «Майская» (Ростовуголь), Николая Скрыпника с ш/у «Золотое» (Ровенькиантрацит), и многих других. Но не случилось этого с нашим героем. Почему?
— На шахте были уверены, что я стану Героем, — вспоминает Михаил Маркович, — но зависело это не от руководства шахты. Случалось мне, как председателю депутатской группы беседовать с тогдашним 1-м секретарем горкома партии Н.Ф. Дымой, 3-м секретарём В.М. Желтухиным.
Поднимал я вопросы об открытии в нашем городе Дома пионеров, оставления в Теплогорске средств от работы ЦОФа, завода «Гидрооборудования», завода им. Ленина. Наши же люди, теплогорцы на них работают, говорю, вы нам деньги наши оставляйте, а мы будем рукава закатывать и руководить.
Интересовался, что явилось причиной переименования г. Ирмино в г.Теплогорск и т.д. Задавал «неудобные» вопросы. Было еще одно выступление. Помнится перед Новым Годом, когда начали в воскресенья работать с переходными, сквозными выходными. Была тогда такая партийная установка. Я выступил и назвал это штурмовщиной. Отчего, говорю, вы не поинтересуетесь, когда я в воскресенье из шахты выезжаю, почему воды нет, автобуса нет. У меня 2 сына, я с ними не могу встретиться. Зал весь захлопал.
Очень «болели» они за производство. Как-то 1-й секретарь горкома партии приехал в воскресенье на шахту, сидит, принимает наряд. Автобуса нет, пришел я с «Победы» пешком. Ему: «Вы что тут делаете? Почему автобусов нет, мы с товарищем только двое и пришли на смену?». И с третьим секретарём «беседовали»: «Вот вы так болеете за положение в стране, а почему же сами, в выходные на Стахановском ставке «решаете вопросы»?
Ну, после того сказали: Пилипчука придавить! Притормозить. Машину, «Волгу ГАЗ-24», которую мне привселюдно обещали — больше полугода не давали. Документы прятали. Ну, машину, я, конечно, получил. А вот с Героем… В общем, орден «Дружбы народов» мне вручали в ресторане «Кадиевчанка», а бригадир Завьялов, с шахты им. Ильича, стал Героем Социалистического труда.
Вся жизнь и деятельность Михаила Марковича Пилипчука были связаны с шахтой. И есть один рубеж. 1983 г. В этот год, награжденный шахтой туристической путевкой Ростов-Дон — Москва, плыл он по Дону и Волге на комфортабельном теплоходе «Александр Суворов».
И в Ульяновске этот теплоход врезается в мост… Что это было, диверсия или халатность — не известно. Но при этой аварии Михаил Маркович серьезно травмировался: черепно-мозговая травма со смещением, переломы ключицы, лопатки, правой руки, ребер.
В Ульяновске месяц проходил он лечение, затем самолетом — домой. После этой аварии 46-летнего горняка в шахту уже не пустили. Дали инвалидность. Выхаживала его дома супруга Наташа, с которой наш герой познакомился на родной шахте в 1963 году. У супругов родились два сына, старший Юрий, младший Александр.
Юрий работает в Стаханове по транспортным перевозкам. Александр окончил Харьковский автодорожный институт, работает в Киеве. Дети подарили ветерану-шахтёру троих внуков.
Вплоть до закрытия шахты им XXII съезда, в 1995 г., поддерживал Михаил Пилипчук с предприятием тесную связь. Занимался общественной работой, был членом жилищно-бытовой комиссии, членом парткома шахты. Был депутатом трёх созывов Теплогорского городского Совета, работал народным заседателем. Как депутат, по ул. Горной оборудовал магазин, переделал колодец и проч. С 2008 г. — почетный гражданин г. Теплогорска.
— Михаил Маркович. У вас за плечами большая и интересная жизнь. Чтобы Вы пожелали молодым, начинающим трудовой путь?
— Я хотел бы, чтобы наша молодежь немножко поумнела. Потому что у многих нет никакой цели. Чтоб не стремилась к наркотикам, а стремилась к труду, как мы в своё время переживали за работу. А то идёт, несёт бутылку пива с таким видом, будто подвиг какой совершает.
Хочу пожелать, чтобы в государстве все нормализовалось. Если будет в верхах нормально, тогда будет порядок и у нас по городам. А так нет у нас ни стабильности, ни поддержки.
— Как Вы относитесь к переименованию г. Теплогорска в Ирмино?
— Мое отношение к этому вопросу не изменилось со времен моих встреч с Н.Ф. Дымой. Еще тогда я был за то, чтобы городу вернули его старое название, чтобы стахановская слава вернулась в наш город.
— А какое у вас жизненное правило, девиз?
— Где бы я ни работал, на каком бы посту не был, я обязательно должен помогать людям!
…Идёт по улицам города ничем не примечательный человек. С лучистым и тёплым взглядом карих глаз. Не выделяют его ни рост, ни одежда. И только бархат облаков, да золотой закатный луч знают, что волнует и тревожит сердце ветерана, о котором 60—70-е годы прошлого столетия могут определённо сказать: «Это герой нашего времени!».
Беседовал Владимир Алидзаев