«Мироновская—Глубокая»: Миф или реальность?
В конце 90-х с закрытием последней из четырех шахт — имени Чеснокова — Стаханов лишился статуса шахтерского города. Вернуть былую славу региону, прославившемуся на весь мир рекордом простого горняка, по замыслу властьимущих, могло бы открытие новой шахты — «Мироновской—Глубокой», строительство которой началось и одновременно завершилось с распадом Советского Союза. С тех пор прошло добрых 20 лет, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось, несмотря на неоднократные и, порой, громкие заявления высокопоставленных чиновников. Да и сдвинется ли вообще когда- нибудь? Ответ на этот вопрос попытались найти корреспонденты «Собеседника». Итак...
Ствол и ничего более
Для тех, кто плохо себе представляет, где именно расположился вечнострой, поясняем: рядом с заводом технического углерода, на противоположной стороне, метрах в пятистах от него, есть здоровенное здание высотой с 16- этажный дом. Вот это и есть ствол, который должен был стать «прародителем» новой шахты. В свое время к нему успели даже сделать подъездные пути. Да не просто пути, а с асфальтным покрытием — для удобства следовавших сюда машин и строителей. Но ничего более. Из-за развала Советского Союза стройка остановилась, а суверенной Украине уже не до этого было — своих проблем с головой хватало. Какая новая шахта — тут бы существующие сохранить!
Между тем, за истекшие два десятка лет сооружение сильно обветшало, постарались и мародеры, «съевшие» почти весь металл, который здесь когда-то был. Из-за чего теперь в ствол (по разным источникам, от 600 до 900 м), заполненный водой, может попасть — не дай Бог, конечно! — кто угодно, даже взрослый человек. О возможных последствиях и подумать страшно. А заложить проплешины и образовавшиеся проходы — бетонными перекрытиями или кирпичами — некому. Хозяина у вечностроя как не было, так и нет. Да и появится ли? Вопрос еще тот…
Просто мираж ценой в миллиард
Городские власти Стаханова, впрочем, довольно оптимистично настроены на этот счет. Существует даже проект строительства «Мироновской—Глубокой», разработанный харьковским предприятием «Южгипрошахт», предусматривающий проектную мощность 1000 тонн коксующегося угля в год. Численность трудящихся — 2000 человек. Общая сметная стоимость проекта — 600 млн. долларов. Любопытно, что советник городского головы Стаханова Евгений Шумейко говорит о цифре в 1 млрд. долларов.
Как бы там ни было, но надеяться, что такие деньги выделит государство, как-то не приходится. Нужны инвестиции мощных компаний, в том числе и зарубежных. Наше городское руководство вроде это и понимает, но никаких реальных шагов по привлечению частного капитала для строительства шахты не предпринимает. Дескать, никто не торопится вкладывать средства в столь убыточную отрасль как горная промышленность. При этом почему-то никто не принимает во внимание тот факт, что крупнейший российский «ВТБ Банк», работающий и на украинском рынке, намерен вложить значительные средства в угледобывающие предприятия Донбасса, которые с лихвой окупятся через несколько лет. Так почему бы не найти понимания у тех же россиян, с которыми благодаря новой власти у нас сложились теплые, дружеские отношения?
Надеяться же, что в верхах услышат «голос из прекрасного далека» Сергея ЖЕВЛАКОВА, заявившего во время недавнего визита в наш город председателя облсовета Владимира Пристюка о том, что у нас есть недостроенная шахта «Мироновская—Глубокая», новый ствол, сто миллионов тонн коксующегося угля и что в нем наше будущее, по меньшей мере, наивно. Если не сказать больше — просто глупо.
Предвыборный популизм
Как правило, о возобновлении строительства шахты в Стаханове чиновники вспоминают накануне выборов. Или громких дат. Яркий пример — 70-летие стахановского движения, когда Виктор ТОПОЛОВ, являвшийся на тот момент министром угольной промышленности, с трибуны заявил: «Еще во время избирательной кампании говорил о сложностях строительства шахты «Мироновская—Глубокая». Я хочу договориться с геологами и провести более глубокое исследование запасов углей на этой территории. Если они подтвердятся, мы выставим их на конкурс для потенциальных инвесторов».
Простые люди поверили своему знаменитому земляку. Но о своих громких словах Виктор Семенович, похоже, забыл, как только его кортеж выехал за пределы Стаханова. Ведь если бы он действительно хотел помочь городу и его жителям, был заинтересован в поднятии экономики региона, то и специалистов направил бы к нам, и с потенциальными инвесторами помог бы. Да и сам Виктор Тополов — человек, скажем, не бедный (еще три года назад его состояние журнал «Фокус» оценивал в 243 млн. долларов), при желании мог бы профинансировать начало строительства шахты из своего кармана.
Но для этого, как вы понимаете, нужно любить свой город больше, чем деньги…
А был когда-то горный...
Гордость Стаханова — горный техникум — с закрытием всех шахт в городе почти утратил свое первоначальное предназначение. В 2001 году его перепрофилировали, назвав промышленно- экономическим. Но горняцкий дух по-прежнему витает в его теплых стенах.
— Жаль, искренне жаль, что в городе не осталось ни одной работающей шахты, — сетует директор Стахановского промышленно- экономического техникума Николай ОВЧАРЕНКО. — Городу нужна шахта, да и нашему техникуму ее открытие позволило бы сбросить груз проблем — было бы куда направлять на практику и трудоустраивать наших студентов и выпускников. Сейчас же с этим существуют определенные трудности. Но я, как житель этого города, его патриот, не очень верю, что «Мироновскую—Глубокую» когда-то откроют. Я бывал там неоднократно, и ничего, кроме старого ствола, не увидел. А что значит открыть шахту почти с нуля? На это нужны значительные средства — миллионы, миллиарды гривень. А где их взять?..
Именно поэтому, глядя на красочный стенд с виртуальным угольным предприятием под названием «Мироновская—Глубокая», установленный перед входом в исполкомовскую столовую, приходится лишь тяжело вздыхать и вспоминать те славные времена, когда стахановские шахты и крупнейшее объединение «Стахановуголь» гремели на весь Союз.
Быть или не быть?
Откровенно говоря, после увиденного и услышанного нам слабо верится в то, что в ближайшей перспективе Стаханов сможет вернуть себе былую славу передового шахтерского города.
Эх, знал бы дорогой Алексей Григорьевич Стаханов, как большие начальники цинично уничтожат то, что создавалось десятилетиями его руками и руками его сподвижников, — в гробу бы перевернулся. Ведь кроме доброй памяти о доблестном шахтерском труде у нашего города больше ничего не осталось...
Юрий САМОТКАН
Фото Алексея БЕЛИКА
В поисках инвестиций
Хорошо, что в городе началась подготовка к празднованию 75-летия стахановского движения. Хотелось бы узнать, а как обстоят дела с затянувшимся открытием шахты «Мироновская— Глубокая»? Что-то молчат давно об этом. Шахта городу нужна, как воздух. Благодаря открытию предприятия Стаханов станет на ноги. Занимается ли городской голова этим вопросом и сколько нужно средств, чтобы шахта заработала?
С уважением — Николай Хорошилов,
шахтер с 37-летним стажем,
житель Стаханова
Проект строительства шахты «Мироновская» был разработан в 2000 году открытым акционерным обществом по проектированию строительства предприятий угольной промышленности «Южгипрошахт». Учитывая отсутствие финансирования строительства Министерством угольной промышленности, исполком Стахановского городского совета проводит работу по поиску инвестора для привлечения средств на создание шахты. Стоимость проекта по ценам 2000 года превышала 900 млн. грн.
Анкета инвестиционного проекта направлена всем организациям Луганской области, которые занимаются вопросами привлечения инвестиций. Обращения городского головы о содействии в вопросе возобновления строительства шахты «Мироновская» неоднократно направлялись в адрес народных депутатов Украины, Кабинета Министров Украины, председателя Луганской областной государственной администрации.
Исполнительный комитет
Стахановского горсовета
Коментарів 3