75-лет Стахановского движения : некоторые аспекты «изнанки» еще не начавшегося праздника
Стаханов очень готовится встречать «своего» Президента - В.Януковича. Об этом говорит тяжелая дорожная техника на подъездах к городу и свежее, еще не застывшее покрытие – как это принято, все делается в последний момент. Это подтверждала и картинка активно работающих людей на обочинах дорог с сельскохозяйственным инструментом в руках, явно созванных на внеочередной «субботник» - облагораживать вид, который из окна автомобиля предстанет перед НИМ. Стахановчане, переговариваясь, активно удивляются невиданному в их городе количеству стражей порядка...
О важности момента говорит и то, что ради него можно поступиться и некоторыми правами и свободами граждан. Накануне праздника горняков в Стаханове планировалась массовая акция шахтеров со всей области, которую готовили независимые горняцкие профсоюзы и Союз шахтеров-инвалидов. Активисты утверждают, что для участия в акции в город должно съехаться около 500 человек.
«Мы понимаем, что увидеть Президента нам не дадут, поэтому мы приедем хотя бы за день... Конечно, к вечеру мы попытаемся поставить палатки, но нас наверняка разгонят. Готовьте фотокамеру!», - печально шутили шахтеры, с которыми я общался в четверг.
Однако в итоге вышло и "больше", и "меньше", чем ожидалось. Вечером в четверг Луганский окружной административный суд в спешном порядке рассмотрел иск исполнительного комитета Стахановского городского совета и третьего лица – горотдела УМВД Украины в Луганской области - «про установление ограничений на реализацию права на мирные собрания». В обосновании иска говорится, что весь личный склад отдела и без того переведен на усиленный режим несения службы. А проведение любых собраний, не связанных с отмечанием 75-летия стахановского движения, сделает невозможным осуществление мероприятий для обеспечения надлежащего общественного порядка и защиты возможного нарушения прав граждан при их проведении. Тут напомним ст. 39 Конституции Украины, в которой говорится: ограничения в реализации права на мирные собрания может устанавливаться судом в интересах национальной безопасности, с целью предотвращения нарушений или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
А теперь посмотрим на ситуацию, какова она есть.
Кто собирался выйти на улицу Стаханова в пятницу, 27-го августа? Шахтеры-регрессники. Инвалиды шахтерского труда. Шахтеры в инвалидных креслах.
Ветераны труда, лишенные кто - глаза, кто - руки, люди, едва передвигающиеся на костылях. Как оказалось, они имели массу вопросов к «своему», «донбасскому» президенту. Например, вопросы, связанные с обеспечением их твердым бытовым топливом и компенсациями по поставкам ТБТ. Дело в том, что задолженности в этой сфере нарастали с 2004-го года. Уголь не привозился, или вместо угля привозился шлам, который не горит, и на растопку которого нужно потратить больше дров, чем на простой обогрев; вместо положенной по Горному закону бесплатной доставки фирмы требовали кто 400, кто 600 гривен; тендеры на поставки выигрывали фирмы, «у которых за спиной не было ни тонны угля», и которые только занимались спекуляциями в этой сфере. Или - вопросы, связанные со страхованием: дело в том, что с целью погашения задолженностей по заработной плате перед шахтерами еще правительство Ю.Тимошенко осенью 2009 г. издало популистский указ, которым вводился мораторий на налогооблажение для угольных предприятий.
Таким образом предприятия не делали отчислений ни в пенсионный фонд, ни в фонд страхования. Новое правительство Н.Азарова также ничего в этой сфере не предприняло. В результате образовалась задолженность перед фондом страхования в размере почти 700 млн. грн. Что это значит? А то, что если на шахте происходит несчастный случай , но никто тебе не помогает. Как правило горняку говорят: «Подожди месяцок или с полгода, а пока - денег нет». А шахта – это одно из самых опасных предприятий, где несчастные случаи часто не связаны с нарушением ТБ, т.е. не зависят от шахтеров. Каково работать в такой обстановке?
… Есть и еще множество вопросов. Например, срок путевок в профилактории для шахтеров-инвалидов сократили с 24 до 18 дней. В обосновании говорится, что «этого срока достаточно для реабилитации». Без комментариев.
Увиденное в Стаханове показало : шахтеров, видимо, рассматривают как лиц, «не очень причастных непосредственно к праздничным мероприятиям» по случаю шахтерского праздника. Главное причастное лицо, по-видимому, - только одно. Оно приедет в правительственной машине.В результате суд считает правомерными требования истца, поскольку «проведення вказаного заходу створює реальну небезпеку заворушень чи злочинів, загрозу здоров’ю населення або правам і свободам інших людей», и запрещает мероприятие. Инвалиды «реально» создают опасность. Например, костылем могут кинуть!
Но зато с шахтерами согласился встретиться новый министр угольной промышленности Юрий Ященко.
«Я не рассчитывал на такое, - честно признается представитель «Союза шахтеров-инвалидов» Юрий Хохлов. – Мы ранее уже обращались в министерство, но даже чиновники нижнего эшелона отказывали во встречи. А вчера я в первый раз в жизни пил чай с министром!» Уже тогда Ященко сказал, что он, как член правительства, правомочен рассмотреть «любые вопросы», и либо непосредственно решить их, либо - переправить «по назначению».
Жизнь вносит свои коррективы, и на встречу с министром прибыло вместо пятисот шахтеров-инвалидов и регрессников – «всего» около ста, представлевшие практически все шахтерские города и поселки области. В том числе, Зоринск, Брянку, Кировск, Красный Луч, Перевальск, Зимогорье, Лозовское. Были даже представители Донецкой области!
Для встречи сначала хотели выделить зальчик на третьем этаже здания Стахановского горсовета. «Мы не можем , - извинились шахтеры. – Среди нас люди на костылях и в колясках. Они не смогут подняться». Власть подумала и предложила актовый зал на 1-м этаже.
Общая дискуссия затянулась на без малого три часа, да и после того большая группа осталась согласовывать отдельные вопросы и оформлять протокол («Обязательно под протокол! – предупреждали шахтеры. – Чтобы никто не разбрасывался словами, и можно было контролировать обещания!»). И была именно дискуссия, а не монолог или чья-то пустая говорильня, как бывает часто.
Юрий Ященко отметил, что добыча упала в огромном объеме – на 4,6 млн.т. в год. (Для того, чтобы представить эти объемы, приводились цифры: чтобы поднять добычу на 1 млн. т., необходим 1 млрд. грн.). В ближайший год Минуглепром, дескать, планирует нарастить добычу на 600 тыс. т., «а главное – не допустить падения!». В результате упомянутого моратория образовалась также задолженность перед Пенсионным фондом в размере 2,9 млрд. грн. Из них 2 млрд.- уже погашено, для оставшейся суммы в 900 млн. грн.- изыскиваются средства.
По фонду страхования, с упомянутым недостатком в 700 млн. грн., на сегодня найдено 120 млн. «Вообще мы справляемся с текущими выплатами, хотя средств в отрасли нет», - отметил Юрий Петрович. - С текущим завозом ТБТ по ст. 28 Горного закона проблем быть не должно. «Уголь Украины» уже законтрактовал этот уголь». Но вопрос по задолженностям за 2004-2008 гг. остается открытым. Их желательно компенсировать не деньгами, а углем, поскольку цена за тонну возросла за это время с 300 до 800 грн., но шахтеры согласны на любую компенсацию, «поскольку нам просто вернут уже потраченные деньги, на которые мы покупали уголь, чтобы пережить зиму», - говорили выступающие. В заслугу министра следует поставить то, что он ни разу в своей речи не упомянул «ошибок и просчетов» предыдущего правительства. «Да, вот здесь такая тяжелая ситуация – и вот что мы можем сделать, а что не можем», - пояснял он.
В зале частенько раздавалась возмущенные крики, комментарии с мест. Министр выслушивал и их. В целом атмосфера разительно отличалась от той, что была нам знакома по многочисленным «встречам с шахтерскими коллективами», которые проводились Н.Королевской вместе с угольными генералами в прошлом году: натянутой, официальной, с вопросами «по бумажке» и высказываниями в духе «спасибо партии за это!»
И несмотря на показную «боевитость» и готовность спорить, многие шахтеры остались весьма довольны встречей. «Нормальный министр», - говорили они, - не то, что та… мумия» (про его предшественника- авт.).
По большинству вопросов, приведенных выше, Ященко либо дал внятные ответы и обещания, либо, в случае, если они затрагивали иные профильные ведомства, как, например, министерство труда и социальной защиты, обещал привлечь их к решению. Многочисленные вопросы, которые передавались в виде записок, были сохранены и задокументированы. Также положительно встретили шахтеры предложение министра о том, чтобы тут же, не откладывая, избрать и рекомендовать одного или нескольких участников собрания в постоянную комиссию при Кабмине, которая будет поднимать все вопросы на высшем уровне. Этим и занялись по окончании общего собрания.
Виталий Дорофеев, специально для «ОстроВ»
Коментарів 8