Чью душу растревожит скрипка...
Открыть в скрипке ее душу, понять волшебство струн, прочесть по звучанию мелодию ее мечты и исполнить ее так, чтобы наполнить сердца слушателей теплом и светом, может не каждый. Добиться этого можно только упорным трудом. Для бывшей ученицы ДШИ № 4 — Алены Хлевной — эта задача вполне решима. Юная скрипачка, неоднократный лауреат городских и областных конкурсов индивидуального исполнительского мастерства, в свои одиннадцать лет уже точно определилась с будущей профессией, решив посвятить себя музыке. Стремясь к этому, она без экзаменов поступила в Харьковскую специальную среднюю школу искусств, где развивает свои творческие способности вместе с такими же талантливыми детьми из разных уголков Украины.
Пообщаться с Аленой и ее первым наставником — Игорем Александровичем Передерием — мне удалось в стенах ДШИ № 4. Свою родную школу она всегда посещает на каникулах.
Игорь Александрович:
— В интернате, в котором живут учащиеся Харьковской специальной средней школы искусств, царит особая атмосфера, ведь в его стенах собрались музыканты всех специальностей, все занимаются, все звучат. Работают там педагоги очень высокого класса. Все это дает почву для занятий, для развития. Но чего нет — не разовьёшь, а у Алены есть хорошие способности. К сожалению, в нашем городе полноценно развить их нет возможности, именно поэтому ее пришлось устраивать в Харькове.
Играет она вещи сложные не только по стандартам нашей школы. Она быстро разбирает произведения и быстро их учит. Это именно та способность, которая показывает, чего стоит ученик. Также она сочиняет пьесы, причем не только для скрипки, но и для фортепиано, виолончели, кларнета и других инструментов. У Алены есть желание охватить всю музыку. Заниматься с ней было очень интересно. В нашем городе есть хорошие ученики, которыми можно гордиться, и Алена одна из них.
Преподаватель с особым теплом посмотрел на свою ученицу, которая смущенно улыбалась. Мне стало особенно интересно, а какую же роль играет в жизни девочки скрипка и мы начали беседовать…
— Алена, как у тебя возникла любовь к музыке? Кто отдал тебя в музыкальную школу?
— Когда я была маленькая, мои родители были на заработках и я жила с бабушкой. Один раз мы с ней смотрели концерт, в котором звучала скрипка. Мне это очень понравилось, и я попросила бабушку отдать меня в музыкальную школу. Приехала мама и привела меня в ДШИ №4, а потом я поступила в харьковскую школу.
— Скажи, а у тебя в семье есть музыканты?
— Да, мама — учитель по вокалу и аккордеону, а папа раньше преподавал баян.
— Это повлияло на твой выбор?
— Наверное.
— Родители были рады твоему выбору?
— Бабушка была «за», а мама сначала не хотела, чтобы я была музыкантом, но сейчас уже не против.
Игорь Александрович: Все музыканты сначала не хотят, чтобы их дети шли по их стопам. Музыканты видят свой труд и видят оплату, а оплата их труда очень низкая. Но если есть такие способности как у Алены, то это перспектива того, что она станет музыкантом высокого класса и, естественно с достойной оплатой своего труда. Ездить с гастролями — это реальность. Хорошие музыканты сейчас свободно могут ездить за границу, выступать там, участвовать в конкурсах, и в харьковской школе такое уже практикуют.
— Алена, твои планы на будущее тоже связаны с музыкой?
— Да, обязательно. Я бы хотела объездить весь мир со своими гастролями и стать великим композитором.
— Ты уверена, что добьешься этого?
— Уверена.
— Ты хочешь играть в оркестре или солировать?
— Больше хочу солировать.
— А какая музыка тебе нравится?
— Романтика. Я не люблю современную и классическую музыку.
И.А.: Просто классическая музыка тебе еще не совсем легла на душу. В серьёзной музыке на данном этапе есть два основных направления: классика и романтика. Так вот Алене ближе романтика.
— Алена, у тебя много друзей в твоей школе?
— Знакомых много, друзей мало, в основном соперники. У нас в классе идет соперничество: Кто играет лучше, кто хуже, кто какую программу играет. Но это доброе, хорошее соперничество.
— Тебе удается опережать своих соперников?
— Сначала было сложно, а сейчас я с ними наравне.
И.А.: Без духа соперничества не будет роста, не будет движения вперед.
— На кого ты равняешься в своем творчестве?
— На Игоря Александровича и на свою учительницу в Харькове.
— Тебе недостаточно твоих занятий, и даже свободное время ты проводишь, играя на скрипке?
— Сейчас все свое свободное время я отдаю скрипке, иногда просто отвлекаюсь. Ведь Игорь Александрович знает больше, чем я, он мне поможет, подскажет.
И.А.: Музыканту нужно, чтобы за ним всегда кто-то наблюдал со стороны, ведь когда увлекаешься, многого за собой не замечаешь. У нее сейчас очень интересная программа, многие произведения, которые она сейчас играет в шестом классе, я играл только в училище.
Пообщавшись с Аленой и ее преподавателем, я понял, что и учить, и учиться музыке сегодня непросто. Удивительно, что несмотря на жизненные обстоятельства, каждый из них полон огромной любви к музыке. Так пожелаем же им удачи и воплощения жизненных планов. Пусть они оберегают людские души от равнодушия, наполняют их добром и милосердием, оберегают в человеке все человеческое.
Пообщаться с Аленой и ее первым наставником — Игорем Александровичем Передерием — мне удалось в стенах ДШИ № 4. Свою родную школу она всегда посещает на каникулах.
Игорь Александрович:
— В интернате, в котором живут учащиеся Харьковской специальной средней школы искусств, царит особая атмосфера, ведь в его стенах собрались музыканты всех специальностей, все занимаются, все звучат. Работают там педагоги очень высокого класса. Все это дает почву для занятий, для развития. Но чего нет — не разовьёшь, а у Алены есть хорошие способности. К сожалению, в нашем городе полноценно развить их нет возможности, именно поэтому ее пришлось устраивать в Харькове.
Играет она вещи сложные не только по стандартам нашей школы. Она быстро разбирает произведения и быстро их учит. Это именно та способность, которая показывает, чего стоит ученик. Также она сочиняет пьесы, причем не только для скрипки, но и для фортепиано, виолончели, кларнета и других инструментов. У Алены есть желание охватить всю музыку. Заниматься с ней было очень интересно. В нашем городе есть хорошие ученики, которыми можно гордиться, и Алена одна из них.
Преподаватель с особым теплом посмотрел на свою ученицу, которая смущенно улыбалась. Мне стало особенно интересно, а какую же роль играет в жизни девочки скрипка и мы начали беседовать…
— Алена, как у тебя возникла любовь к музыке? Кто отдал тебя в музыкальную школу?
— Когда я была маленькая, мои родители были на заработках и я жила с бабушкой. Один раз мы с ней смотрели концерт, в котором звучала скрипка. Мне это очень понравилось, и я попросила бабушку отдать меня в музыкальную школу. Приехала мама и привела меня в ДШИ №4, а потом я поступила в харьковскую школу.
— Скажи, а у тебя в семье есть музыканты?
— Да, мама — учитель по вокалу и аккордеону, а папа раньше преподавал баян.
— Это повлияло на твой выбор?
— Наверное.
— Родители были рады твоему выбору?
— Бабушка была «за», а мама сначала не хотела, чтобы я была музыкантом, но сейчас уже не против.
Игорь Александрович: Все музыканты сначала не хотят, чтобы их дети шли по их стопам. Музыканты видят свой труд и видят оплату, а оплата их труда очень низкая. Но если есть такие способности как у Алены, то это перспектива того, что она станет музыкантом высокого класса и, естественно с достойной оплатой своего труда. Ездить с гастролями — это реальность. Хорошие музыканты сейчас свободно могут ездить за границу, выступать там, участвовать в конкурсах, и в харьковской школе такое уже практикуют.
— Алена, твои планы на будущее тоже связаны с музыкой?
— Да, обязательно. Я бы хотела объездить весь мир со своими гастролями и стать великим композитором.
— Ты уверена, что добьешься этого?
— Уверена.
— Ты хочешь играть в оркестре или солировать?
— Больше хочу солировать.
— А какая музыка тебе нравится?
— Романтика. Я не люблю современную и классическую музыку.
И.А.: Просто классическая музыка тебе еще не совсем легла на душу. В серьёзной музыке на данном этапе есть два основных направления: классика и романтика. Так вот Алене ближе романтика.
— Алена, у тебя много друзей в твоей школе?
— Знакомых много, друзей мало, в основном соперники. У нас в классе идет соперничество: Кто играет лучше, кто хуже, кто какую программу играет. Но это доброе, хорошее соперничество.
— Тебе удается опережать своих соперников?
— Сначала было сложно, а сейчас я с ними наравне.
И.А.: Без духа соперничества не будет роста, не будет движения вперед.
— На кого ты равняешься в своем творчестве?
— На Игоря Александровича и на свою учительницу в Харькове.
— Тебе недостаточно твоих занятий, и даже свободное время ты проводишь, играя на скрипке?
— Сейчас все свое свободное время я отдаю скрипке, иногда просто отвлекаюсь. Ведь Игорь Александрович знает больше, чем я, он мне поможет, подскажет.
И.А.: Музыканту нужно, чтобы за ним всегда кто-то наблюдал со стороны, ведь когда увлекаешься, многого за собой не замечаешь. У нее сейчас очень интересная программа, многие произведения, которые она сейчас играет в шестом классе, я играл только в училище.
Пообщавшись с Аленой и ее преподавателем, я понял, что и учить, и учиться музыке сегодня непросто. Удивительно, что несмотря на жизненные обстоятельства, каждый из них полон огромной любви к музыке. Так пожелаем же им удачи и воплощения жизненных планов. Пусть они оберегают людские души от равнодушия, наполняют их добром и милосердием, оберегают в человеке все человеческое.
Тарас Петренко,