ПИСЬМЕЦО: информационный ликбез
В нашем городе возникло Стахановское движение. Наш город – единственный, названный в честь простого рабочего. Наш город имеет славную историю. В нашем городе родились и жили выдающиеся люди…. И т.д. и т.п. Сколько легендарных страниц в истории! Сколько эпических поводов для гордости! Почему же по большинству критериев стахановчане живут хуже жителей других городов? С чьего молчаливого согласия были закрыты все шахты? Отчего прекратило работу Трамвайно-троллейбусное управление? На кой ляд закрываются учреждения здравоохранения и культуры? Кто покрывает безалаберность работников жилищно-эксплуатационных организаций? В чьих интересах продажа по дешевке коммунального имущества и земельных участков? И т.д. и т.п.
Кто-то скажет, что во всем виновата власть, непременно упомянув народную мудрость о рыбе, гниющей с головы. А кто-то скажет, что народ сам выловил на выборах эту рыбу, вернее голову, напомнив, что народ достоин своего правителя. Каждый будет по-своему прав, а, по-моему, нет. Потому что я скажу: короля делает свита, имея в виду весь чиновничий аппарат, намертво засевший в стенах властных зданий. Именно от профессионализма чиновников зависит то, как будут жить учителя и врачи, студенты и пенсионеры, каково будет их отношение к власти в целом и ее отдельным представителям в частности.
Суть
Для оценки профессионализма чиновника, как оказалось, многого и не надо. Иногда достаточно задать один вопрос, и услышав ответ, сделать соответствующие выводы. Мы не задавали вопрос устно, а на фирменном бланке газеты отправили официальный информационный запрос, подписанный главным редактором издания. Запрос касался предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории коммунального предприятия Парк культуры и отдыха «Горняк». А конкретно: было ли застраховано, как того требует закон, коммунальное имущество, переданное предпринимателям в аренду.
Такой запрос может сделать любой житель города, поскольку он является совладельцем коммунального имущества, и всё, что связано с таким имуществом, находится в сфере его законных интересов. А Закон Украины «Об информации» предоставляет журналисту преимущественное право на получение информации.
13 ноября 2008 года официальный запрос, учитывающий все законодательные нормы и требования к составлению документов, с приложенной копией Свидетельства о государственной регистрации СМИ был передан на имя председателя Фонда коммунального имущества Николая Панкова. 24 ноября мы получили письменный ответ (№01-28/4103 от 19.11.2008) за подписью другого вышестоящего чиновника, чьё имя, из этических соображений, называть не станем. Вот текст этого письма.
Письмо
На Ваш информационный лист от 13.11.2008 № 1/40 сообщаем следующее:
Коммунальному предприятию «Парк культуры и отдыха «Горняк» дано право самостоятельного заключения договоров аренды на коммунальное имущество, находящееся на балансе предприятия, с обязательным согласованием с Фондом коммунального имущества. Из перечисленных Вами договоров аренды в настоящее время действует только договор, заключенный с ЧП Ж., от 21.10.2005 г. Коммунальное имущество, переданное по вышеуказанному договору, застраховано арендатором на основании договора добровольного страхования имущества АСК «Оранта-Лугань» от 16.10.2008 № 58.
Что касается имущества, переданного в арендное пользование ЧП С. (договор аренды от 01.05.2005), учитывая тот факт, что данное имущество перешло в собственность арендатору, договор аренды прекратил свое существование, следовательно, контроль по страхованию имущества в настоящее время отсутствует.
Обращаем Ваше внимание, что согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об информации» физическим и юридическим лицам гарантировано право на получение, сохранение и распространение информации необходимой им для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Запрашиваемая информация не касается прав, свобод и законных интересов учредителя и главного редактора газеты «Городок и К».
Кроме того, договора страхования вообще не относятся к открытой информации и согласно ст. 37 Закона Украины «Об информации» не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по информационным запросам.
Мнение юриста
Право на информацию гарантируется:
- Конституцией Украины, Статья 34: каждый имеет право свободно собирать, хранить и распространять информацию устно, письменно на свой выбор.
- Европейской Конвенцией про защиту прав человека и основополагающих свобод.
- Законом Украины «Про информацию», Статья 10: право на информацию обеспечивается обязанностью государственной власти, а также органов местного самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях. Статья 45: право на информацию охраняется законом. Государство гарантирует всем участникам информационных отношений равные права и возможности доступа к информации.
По режиму доступности информация подразделяется на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом это: государственная тайна, информация про личность, коммерческая тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна переписки и телефонных разговоров, тайна усыновления, тайна страхования, банковская тайна.
В данном случае, говоря о «закрытости информации», чиновник видимо имел в виду Статью 40 Закона Украины «О страховании». В ней дается определение тайне страхования: конфиденциальная информация относительно деятельности и финансового состояния страхователя – клиента страховщика, которая стала известной ему во время взаимоотношений с клиентом или с третьими лицами при проведении деятельности в сфере страхования, разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту, является тайной страхования. Таким образом договор страхования аренды коммунального имущества априори не может содержать конфеденциальную информацию, поскольку не содержит никаких данных о финансовом состоянии страхователя. Тем более, не может быть конфединциальной информация о самом факте страхования коммунального имущества. Наоборот – отсутствие такой информации является основанием для рассмотрения вопроса о расторжения договора аренды коммунального имущества.
Мнение журналиста
Говоря о закрытости, хотелось бы напомнить о том, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия её собственника, если такая информация является общественно значимой. Перечень общественно значимой информации можно составить из решений Европейского Суда по правам человека. В него входит:
- информация, которая влияет на права граждан,
- информация, открытая по доступу, которую кто-то пытается скрыть,
- информация, которая влияет на формирование электоральных предпочтений,
- информация о политиках, включая финансовое положение и личные связи,
- информация о недопущении введения в обман выступлениями чиновников и политиков.
В данном случае информационный запрос был предопределен проведением журналистского расследования по факту передачи в аренду политикам, чиновникам и их ближайшим родственникам коммунального имущества на льготных условиях, на очень длительный срок, с дальнейшим переходом в частную собственность.
Вольно или невольно, но факт перехода коммунального имущества в частную собственность сам чиновник в данном письме и подтвердил. Кроме того, как следует из письма, арендатор Ж. заключил договор аренды коммунального имущества 21.10.2005 г., а застраховал его лишь три года спустя – 16.10.2008 г. Это явное и грубое нарушение закона.
Перспектива
Очень интересно рассматривать не только письма-ответы, но и письма-запросы чиновников, пытающихся получить информацию. Вот, например, письмо за подписью этого же чиновника №01-28/3460 от 06.10.08 г., адресованное руководителю общественной организации. В нем он просит предоставить отчет о проделанной работе, а также график дальнейшей работы организации, и, более того, требует предоставить данную информацию срочно до 07.10.08г. Как можно менее чем за один день предоставить такой отчет, чиновника не интересует. Не говоря уже о том, что согласно Закону Украины «Об объединениях граждан» вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных организаций не допускается.
Не вызывает сомнений тот факт, что частенько чиновники, подготавливая ответ, руководствуются не своими должностными обязанностями, а желанием что-то скрыть или показать свою значимость. Не подвергая сомнению, важность работы исполнительных органов власти, невольно задаешься вопросом: каковы перспективы у нашего города, когда на вершине чиновничьего Олимпа восседают такие чиновники.
Кто-то скажет, что во всем виновата власть, непременно упомянув народную мудрость о рыбе, гниющей с головы. А кто-то скажет, что народ сам выловил на выборах эту рыбу, вернее голову, напомнив, что народ достоин своего правителя. Каждый будет по-своему прав, а, по-моему, нет. Потому что я скажу: короля делает свита, имея в виду весь чиновничий аппарат, намертво засевший в стенах властных зданий. Именно от профессионализма чиновников зависит то, как будут жить учителя и врачи, студенты и пенсионеры, каково будет их отношение к власти в целом и ее отдельным представителям в частности.
Суть
Для оценки профессионализма чиновника, как оказалось, многого и не надо. Иногда достаточно задать один вопрос, и услышав ответ, сделать соответствующие выводы. Мы не задавали вопрос устно, а на фирменном бланке газеты отправили официальный информационный запрос, подписанный главным редактором издания. Запрос касался предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории коммунального предприятия Парк культуры и отдыха «Горняк». А конкретно: было ли застраховано, как того требует закон, коммунальное имущество, переданное предпринимателям в аренду.
Такой запрос может сделать любой житель города, поскольку он является совладельцем коммунального имущества, и всё, что связано с таким имуществом, находится в сфере его законных интересов. А Закон Украины «Об информации» предоставляет журналисту преимущественное право на получение информации.
13 ноября 2008 года официальный запрос, учитывающий все законодательные нормы и требования к составлению документов, с приложенной копией Свидетельства о государственной регистрации СМИ был передан на имя председателя Фонда коммунального имущества Николая Панкова. 24 ноября мы получили письменный ответ (№01-28/4103 от 19.11.2008) за подписью другого вышестоящего чиновника, чьё имя, из этических соображений, называть не станем. Вот текст этого письма.
Письмо
На Ваш информационный лист от 13.11.2008 № 1/40 сообщаем следующее:
Коммунальному предприятию «Парк культуры и отдыха «Горняк» дано право самостоятельного заключения договоров аренды на коммунальное имущество, находящееся на балансе предприятия, с обязательным согласованием с Фондом коммунального имущества. Из перечисленных Вами договоров аренды в настоящее время действует только договор, заключенный с ЧП Ж., от 21.10.2005 г. Коммунальное имущество, переданное по вышеуказанному договору, застраховано арендатором на основании договора добровольного страхования имущества АСК «Оранта-Лугань» от 16.10.2008 № 58.
Что касается имущества, переданного в арендное пользование ЧП С. (договор аренды от 01.05.2005), учитывая тот факт, что данное имущество перешло в собственность арендатору, договор аренды прекратил свое существование, следовательно, контроль по страхованию имущества в настоящее время отсутствует.
Обращаем Ваше внимание, что согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об информации» физическим и юридическим лицам гарантировано право на получение, сохранение и распространение информации необходимой им для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Запрашиваемая информация не касается прав, свобод и законных интересов учредителя и главного редактора газеты «Городок и К».
Кроме того, договора страхования вообще не относятся к открытой информации и согласно ст. 37 Закона Украины «Об информации» не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по информационным запросам.
Мнение юриста
Право на информацию гарантируется:
- Конституцией Украины, Статья 34: каждый имеет право свободно собирать, хранить и распространять информацию устно, письменно на свой выбор.
- Европейской Конвенцией про защиту прав человека и основополагающих свобод.
- Законом Украины «Про информацию», Статья 10: право на информацию обеспечивается обязанностью государственной власти, а также органов местного самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях. Статья 45: право на информацию охраняется законом. Государство гарантирует всем участникам информационных отношений равные права и возможности доступа к информации.
По режиму доступности информация подразделяется на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом это: государственная тайна, информация про личность, коммерческая тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна переписки и телефонных разговоров, тайна усыновления, тайна страхования, банковская тайна.
В данном случае, говоря о «закрытости информации», чиновник видимо имел в виду Статью 40 Закона Украины «О страховании». В ней дается определение тайне страхования: конфиденциальная информация относительно деятельности и финансового состояния страхователя – клиента страховщика, которая стала известной ему во время взаимоотношений с клиентом или с третьими лицами при проведении деятельности в сфере страхования, разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту, является тайной страхования. Таким образом договор страхования аренды коммунального имущества априори не может содержать конфеденциальную информацию, поскольку не содержит никаких данных о финансовом состоянии страхователя. Тем более, не может быть конфединциальной информация о самом факте страхования коммунального имущества. Наоборот – отсутствие такой информации является основанием для рассмотрения вопроса о расторжения договора аренды коммунального имущества.
Мнение журналиста
Говоря о закрытости, хотелось бы напомнить о том, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия её собственника, если такая информация является общественно значимой. Перечень общественно значимой информации можно составить из решений Европейского Суда по правам человека. В него входит:
- информация, которая влияет на права граждан,
- информация, открытая по доступу, которую кто-то пытается скрыть,
- информация, которая влияет на формирование электоральных предпочтений,
- информация о политиках, включая финансовое положение и личные связи,
- информация о недопущении введения в обман выступлениями чиновников и политиков.
В данном случае информационный запрос был предопределен проведением журналистского расследования по факту передачи в аренду политикам, чиновникам и их ближайшим родственникам коммунального имущества на льготных условиях, на очень длительный срок, с дальнейшим переходом в частную собственность.
Вольно или невольно, но факт перехода коммунального имущества в частную собственность сам чиновник в данном письме и подтвердил. Кроме того, как следует из письма, арендатор Ж. заключил договор аренды коммунального имущества 21.10.2005 г., а застраховал его лишь три года спустя – 16.10.2008 г. Это явное и грубое нарушение закона.
Перспектива
Очень интересно рассматривать не только письма-ответы, но и письма-запросы чиновников, пытающихся получить информацию. Вот, например, письмо за подписью этого же чиновника №01-28/3460 от 06.10.08 г., адресованное руководителю общественной организации. В нем он просит предоставить отчет о проделанной работе, а также график дальнейшей работы организации, и, более того, требует предоставить данную информацию срочно до 07.10.08г. Как можно менее чем за один день предоставить такой отчет, чиновника не интересует. Не говоря уже о том, что согласно Закону Украины «Об объединениях граждан» вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных организаций не допускается.
Не вызывает сомнений тот факт, что частенько чиновники, подготавливая ответ, руководствуются не своими должностными обязанностями, а желанием что-то скрыть или показать свою значимость. Не подвергая сомнению, важность работы исполнительных органов власти, невольно задаешься вопросом: каковы перспективы у нашего города, когда на вершине чиновничьего Олимпа восседают такие чиновники.
Евгений Акимов
Коментарів 2