Будь полезен или уходи
Вы не заметили, как буквально на днях наш смутный кризисный мир вдруг стал окончательно ясным? Словно в крещенские морозы, бр-р-р..., но чистота горизонта - пронзительная? Объяснюсь. Правительство наконец-то озвучило официальные оценки горизонта кризиса: порядка 3—5 лет. Поскольку несколько раньше, в декабре-январе, именно похожие оценки давали «отъявленные оппозиционеры» из числа экономистов, то вопрос о минимальном сроке кризисного периода можно считать выведенным из политической плоскости. Ни о каком «улучшении через пару месяцев» никто уже не говорит. Это ли не ясность? Этап «запугивания», «страшилок», «политических игр» пройден. «Авось пронесет» уже не проходит.
Самое время выстраивать собственную, личную стратегию на предстоящие годы. И кому делать эту в первую очередь, как не нам — предпринимателям? Причем, именно тем предпринимателям, для кого нет абсолютно никаких перспектив получить помощь из стабфондов и прочих «национальных благосостояний». Нас — большинство, и за каждым — не только собственные семьи, но и семьи наших работников. А также — бренд, деловая репутация (пусть и районного масштаба!), в которые вложены годы труда.
Впрочем, давайте без пафоса. Поделюсь своими личными выводами последних двух месяцев. Кризис для любого бизнеса — время испытания на полезность. На каком бы рынке мы не работали — закон един. Потребитель может на пару лет отказаться от круассанов, но он будет кушать хлеб. Он может отложить покупку BMW, но будет ремонтировать свою «Тойоту». Он не поедет «оздоравливаться» на Канары, но продолжит чистить зубы и покупать лекарства. Он откажется от чтения «Плейбоя», но будет следить за новостями политики, экономики.
Чем скорее каждый из нас перестанет скулить и надеяться на чудо, тем скорее перейдет к оценке собственной полезности, тем быстрее скорректирует свое поведение на рынке, тем выше шансы не только выжить, но и преуспеть, увеличить долю. Будь полезен или уходи. По-моему, так.
Михаил, предприниматель
Коментарів 8