Штраф, как средство латания бюджетных дыр
В воскресенье 2 февраля в районе центрального рынка стал свидетелем оперативной деятельности сотрудников ГАИ. В автомобиле без опознавательных знаков Госавтоинспекции они с помощью видеокамеры фиксировали нарушения правил дорожного движения. Основными нарушителями оказывались водители автобусов и маршрутных такси, совершающие посадку и высадку пассажиров в специально предусмотренном месте. Нарушение правил дорожного движения, занесенное в протоколы, было одинаково для всех: «совершил остановку транспортного средства ближе 10 метров от пешеходного перехода». Штрафная санкция – 255 гривен….
О том, что стране нужны деньги, ее граждане знают давно. Известна и самая доходная статья бюджета – народный карман, где от честных глаз и чистых рук чиновников скрыто благосостояние державы. Очередной подарок государства в виде новых штрафов, адресованный водителям, не мог не растрогать. До слез.
Посадка. В транспорт
Драконовские штрафы, действующие с 17 ноября 2008 года – это, увы, не только больше порядка на дорогах, о чём уже начинают рапортовать в ГАИ. И не только пополнение бюджета за счёт кошельков нарушителей, которыми, вследствие состояния дорог, «логичности» дорожных знаков, разметки и ограничений скоростного режима по критериям прошлого века, наверное, являются все водители Украины. Сегодняшние штрафы – это минное поле для водителя, по которому ехать не хочется, а ехать надо. Не знаешь, куда повернуть, чтобы не нарваться. И часто, нарываешься, куда бы ни повернул.
И в случае с «остановкой транспортного средства ближе 10 метров от пешеходного перехода» такая же ситуация. В Стаханове наберется с десяток пешеходных переходов расположенных непосредственно на остановках пассажирских транспортных средств, двигающихся по маршруту. Это, к примеру, остановки «Фестивальная», «Наташа», «Абсолют», «Стройгородок», «Центральный рынок», «Проспект». Если следовать логике работников ГАИ, штрафующих за остановку на маршруте, то указанные остановки необходимо ликвидировать, или перенести пешеходный переход. Но это ведь не обязанность водителей!
В соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» организация дорожного движения на территории города входит в компетенцию городского совета и его исполнительного комитета. И, соответственно, ответственность за создание условий, при которых водители вынуждены нарушать Правила дорожного движения тоже ложится на местную власть. Более того, в соответствии со статьей 18 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенные в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем вред предотвращенный».
Вряд ли кто-то сомневается в том, что посадка и высадка пассажиров, осуществлённая за десяток метров от стационарной остановки маршрутных автобусов, пойдет на пользу безопасности дорожного движения, и не нарушит прав граждан. Тем более, что в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О дорожном движении» пассажир обязан осуществлять посадку в транспортное средство только со специальной площадки, т.е. стационарной остановки.
Штрафы. В бюджет
Несмотря на попытку разработчиков закона регламентировать спорные моменты, возникающие между сотрудниками ГАИ и автолюбителями, участники дорожного движения подвергли новый закон серьезной критике. По мнению же специализирующегося на защите прав автомобилистов адвоката Вадима Володарского, новый закон и вовсе является "правовой катастрофой". "Все говорят о повышении штрафов, но это лишь вершина айсберга. Например, гаишники намерены фиксировать нарушения с помощью видеокамер и фотографирования номерного знака. Но поскольку установить личность водителя не всегда возможно, вводится ответственность собственника транспортного средства. То есть закон предполагает ответственность лица, возможно не совершившего ничего противоправного – это нарушение всех устоев административного права,– отмечает Володарский.– Перегибы в новом законе очевидны. Например, штраф в размере 170-255 грн за грязный номерной знак. Представляю себе, как сотрудник ДПС на глаз определяет загрязненность номеров".
В целом, даже противники нового закона поддерживают решение о значительном повышении штрафов, но в то же время отмечают, что в условиях, когда руководство ГАИ негласно спускает инспекторам планы по сборам штрафов, автолюбители стали привлекательным источником пополнения бюджета. Глава Департамента Государственной автомобильной инспекции МВД Сергей Коломиец прогнозирует, что применение в полной мере нового штрафного законодательства за нарушение безопасности дорожного движения уже в 2009 году может принести в бюджет около 2 млрд гривен.
В доходной части бюджета Стаханова на 2009 год предусмотрено поступления по статье «Административные штрафы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» в размере 200 тысяч гривен. Много это или мало? Для поступления указанной суммы денег в местный бюджет необходимо в 2009 году составить около 2000 протоколов со средним размером штрафа 200 гривен. Работники ГАИ, таким образом, должны фиксировать не более шести правонарушений в день. Так что сомнений в выполнении плана не возникает. Как и в том, что местная власть теперь очень заинтересована в том, чтобы правонарушений было больше.
Воюем. С кем?
В 2007 году в Греции значительно увеличили штрафы. Стремления у властей как всегда были благие – сократить смертность на дорогах. Однако, греческое общество не согласилось снижать смертность! Поскольку страна небогатая, а штрафы выросли до неприличных размеров, общество вскипело. Действительно: соблюдать глупые ограничения невозможно, но за несоблюдение штрафуют! Пока штрафы были низкими, общество мирилось с этой несправедливостью. А когда они выросли до размеров зарплаты, их просто перестали платить.
Оправдание, ради которого государство давит конкретных людей, всегда одно – некое общественное благо. Большевики ссылали и расстреливали конкретных людей ради абстрактного общественного блага…. Нацисты уничтожали вполне конкретных евреев ради абстрактного блага нации…. В Средние века за ради бога жгли ведьм…. Теперь точно также ради всеобщей безопасности ущемляют права вполне конкретных водителей. И вынимают ради той же абстрактной безопасности конкретные деньги из их карманов.
И вот что еще интересно. Верховная Рада Украины приняла закон, устанавливающий общую численность сотрудников Министерства внутренних дел страны (за исключением внутренних войск МВД) на уровне 386,6 тыс. человек. Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом №2/2009 от 10.01.2009 г. определил численность Вооруженных Сил Украины к 2011 году в количестве 162 тыс. человек. Возникает вопрос: против кого воюем? И где больший враг – внутри или снаружи?
О том, что стране нужны деньги, ее граждане знают давно. Известна и самая доходная статья бюджета – народный карман, где от честных глаз и чистых рук чиновников скрыто благосостояние державы. Очередной подарок государства в виде новых штрафов, адресованный водителям, не мог не растрогать. До слез.
Посадка. В транспорт
Драконовские штрафы, действующие с 17 ноября 2008 года – это, увы, не только больше порядка на дорогах, о чём уже начинают рапортовать в ГАИ. И не только пополнение бюджета за счёт кошельков нарушителей, которыми, вследствие состояния дорог, «логичности» дорожных знаков, разметки и ограничений скоростного режима по критериям прошлого века, наверное, являются все водители Украины. Сегодняшние штрафы – это минное поле для водителя, по которому ехать не хочется, а ехать надо. Не знаешь, куда повернуть, чтобы не нарваться. И часто, нарываешься, куда бы ни повернул.
И в случае с «остановкой транспортного средства ближе 10 метров от пешеходного перехода» такая же ситуация. В Стаханове наберется с десяток пешеходных переходов расположенных непосредственно на остановках пассажирских транспортных средств, двигающихся по маршруту. Это, к примеру, остановки «Фестивальная», «Наташа», «Абсолют», «Стройгородок», «Центральный рынок», «Проспект». Если следовать логике работников ГАИ, штрафующих за остановку на маршруте, то указанные остановки необходимо ликвидировать, или перенести пешеходный переход. Но это ведь не обязанность водителей!
В соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» организация дорожного движения на территории города входит в компетенцию городского совета и его исполнительного комитета. И, соответственно, ответственность за создание условий, при которых водители вынуждены нарушать Правила дорожного движения тоже ложится на местную власть. Более того, в соответствии со статьей 18 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенные в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем вред предотвращенный».
Вряд ли кто-то сомневается в том, что посадка и высадка пассажиров, осуществлённая за десяток метров от стационарной остановки маршрутных автобусов, пойдет на пользу безопасности дорожного движения, и не нарушит прав граждан. Тем более, что в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О дорожном движении» пассажир обязан осуществлять посадку в транспортное средство только со специальной площадки, т.е. стационарной остановки.
Штрафы. В бюджет
Несмотря на попытку разработчиков закона регламентировать спорные моменты, возникающие между сотрудниками ГАИ и автолюбителями, участники дорожного движения подвергли новый закон серьезной критике. По мнению же специализирующегося на защите прав автомобилистов адвоката Вадима Володарского, новый закон и вовсе является "правовой катастрофой". "Все говорят о повышении штрафов, но это лишь вершина айсберга. Например, гаишники намерены фиксировать нарушения с помощью видеокамер и фотографирования номерного знака. Но поскольку установить личность водителя не всегда возможно, вводится ответственность собственника транспортного средства. То есть закон предполагает ответственность лица, возможно не совершившего ничего противоправного – это нарушение всех устоев административного права,– отмечает Володарский.– Перегибы в новом законе очевидны. Например, штраф в размере 170-255 грн за грязный номерной знак. Представляю себе, как сотрудник ДПС на глаз определяет загрязненность номеров".
В целом, даже противники нового закона поддерживают решение о значительном повышении штрафов, но в то же время отмечают, что в условиях, когда руководство ГАИ негласно спускает инспекторам планы по сборам штрафов, автолюбители стали привлекательным источником пополнения бюджета. Глава Департамента Государственной автомобильной инспекции МВД Сергей Коломиец прогнозирует, что применение в полной мере нового штрафного законодательства за нарушение безопасности дорожного движения уже в 2009 году может принести в бюджет около 2 млрд гривен.
В доходной части бюджета Стаханова на 2009 год предусмотрено поступления по статье «Административные штрафы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» в размере 200 тысяч гривен. Много это или мало? Для поступления указанной суммы денег в местный бюджет необходимо в 2009 году составить около 2000 протоколов со средним размером штрафа 200 гривен. Работники ГАИ, таким образом, должны фиксировать не более шести правонарушений в день. Так что сомнений в выполнении плана не возникает. Как и в том, что местная власть теперь очень заинтересована в том, чтобы правонарушений было больше.
Воюем. С кем?
В 2007 году в Греции значительно увеличили штрафы. Стремления у властей как всегда были благие – сократить смертность на дорогах. Однако, греческое общество не согласилось снижать смертность! Поскольку страна небогатая, а штрафы выросли до неприличных размеров, общество вскипело. Действительно: соблюдать глупые ограничения невозможно, но за несоблюдение штрафуют! Пока штрафы были низкими, общество мирилось с этой несправедливостью. А когда они выросли до размеров зарплаты, их просто перестали платить.
Оправдание, ради которого государство давит конкретных людей, всегда одно – некое общественное благо. Большевики ссылали и расстреливали конкретных людей ради абстрактного общественного блага…. Нацисты уничтожали вполне конкретных евреев ради абстрактного блага нации…. В Средние века за ради бога жгли ведьм…. Теперь точно также ради всеобщей безопасности ущемляют права вполне конкретных водителей. И вынимают ради той же абстрактной безопасности конкретные деньги из их карманов.
И вот что еще интересно. Верховная Рада Украины приняла закон, устанавливающий общую численность сотрудников Министерства внутренних дел страны (за исключением внутренних войск МВД) на уровне 386,6 тыс. человек. Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом №2/2009 от 10.01.2009 г. определил численность Вооруженных Сил Украины к 2011 году в количестве 162 тыс. человек. Возникает вопрос: против кого воюем? И где больший враг – внутри или снаружи?
Евгений Акимов
Коментарів 3