Область, которую мы потеряли
Я і моя команда...здавна звикли переконувати
у своїй правоті не солодкими обіцянками,
а реальними результатами...»
(Из предвыборной программы В.Януковича)
у своїй правоті не солодкими обіцянками,
а реальними результатами...»
(Из предвыборной программы В.Януковича)
Луганская область. Зима 2010 года, выборы президента. Страна в ожидании второго тура голосования... Как и прогнозировалось, в финал вышли лидер Партии регионов Виктор Янукович и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Как и прогнозировалось, официальная Луганщина всеми правдами, а в большей степени неправдами, дала представителю регионалов рекордный процент голосов. Впереди лишь Донецкая область, что, в общем-то, было тоже вполне предсказуемо... А теперь самое время задать главный вопрос: стоило ли голосовать за Виктора Януковича и его политическую силу как в Украине в целом, так и в Луганской области в частности?
Почему Луганщина так предана Партии регионов?
Если бы у нас все было хорошо, и Луганщина процветала бы как Донецк: наращивая экономический потенциал, развивая промышленность и бизнес, строя новые предприятия, создавая рабочие места, благоустраивая города, то преданность партии регионов была бы оправдана и понятна. Но в условиях, когда сравнивать социально-экономическое положение в двух соседних областях даже не смешно, завидное упорство луганчан объяснить сложно.
Получается, что Луганщина голосует за Партию регионов и ее представителей при любых обстоятельствах, невзирая на здравый смысл и логику. Причины? Их, разумеется, много. На поверхности, по моему мнению, лежит три основных навязанных избирателю заблуждения.
Первое из них, - ошибочное убеждение, что донецкие «свои», в смысле, «наши с вами». Второе, наивная вера в пустые предвыборные обещания, повторяющиеся из года в год, о предоставлении русскому языку статуса второго государственного, о дружбе регионалов с Россией, о недопущении «угрозы вступления в НАТО и т.д. И третье, с моей точки зрения главное, - это накопившаяся усталость и разочарование. Отсюда вытекает глобальное неверие в возможность что-либо изменить к лучшему, и как следствие, пассивная покорность и страх «лишь бы не было хуже». Но, если ничего не менять, то неизбежно будет хуже.
А если серьезно, то попробуйте спросить у своих знакомых, соседей, земляков, что хорошего лично для них за последние, ну, хотя бы лет десять, сделала Партия регионов или ее лидеры. Я задавал этот вопрос много раз, и, как правило, внятных ответов не получал.
Почему же с таким постоянством и упорством мы отдаем им свои голоса? Может быть, все проблемы от незнания или непонимания происходящих вокруг нас реальных процессов? Ведь из года в год основные социально-экономические показатели остаются в регионе неизменными. Седьмая в стране по численности населения Луганщина по-прежнему, как и в начале 2000-х годов, остается одним из лидеров по уровню бедности в Украине.
Луганская область вот уже на протяжении последних десяти лет неизменно худшая по показателю индекса человеческого развития (ИЧР), который регулярно вычисляется специалистами ООН. Сюда входят обобщенные данные, характеризующие одновременно демографическое развитие, развитие рынка труда, материальное благосостояние людей: ВВП на душу населения, условия проживания и образовательный уровень граждан, состояние здравоохранения, криминогенную обстановку и еще многое другое.
Именно у нас 25-й (из 27-ми территориальных единиц) показатель рождаемости -8,6 на 1000 человек. Именно у нас самый высокий в Украине рост заболеваемости туберкулезом и уровень смертности населения до 60-ти лет.
Находимся мы на всеукраинской «Доске почета» и по количеству судимостей - 2-е место в стране и 3-е место по количеству преступлений на душу населения. Это ведь именно Луганск был признан по итогам 2009 года криминальной столицей Украины и вместе с Лисичанском и Краснодоном попал в первую пятерку наиболее криминальных городов Украины.
Цифры экономического развития региона говорят сами за себя. Последнее - 27-е место - по объемам инвестиций в основной капитал, 22-е и 23-е места соответственно по прямым иностранным инвестициям и количеству субъектов малого и среднего бизнеса.
Мы занимаем предпоследнее, 26-е место среди всех регионов Украины по уровню сельскохозяйственного производства. Вот данные конца 2009 года по отдельным позициям: 26-е место по поголовью свиней, 25-е - по поголовью коров, последнее - 27-е - по производству молока всех видов, 22-е - по производству мяса.
У нас самый высокий тариф на воду и самые высокие в Украине цены на основную группу продовольственных товаров. Это факт, который не скроешь.
И это все не секретные данные. С ними можно беспрепятственно ознакомиться, зайдя на сайт Госкомстата Украины. А ведь это «причесанные» официальные данные, которые вынуждено показывать областное руководство. Какие цифры на самом деле, приходится лишь догадываться…
***
В Луганске, одном из некогда крупнейших промышленных центров Украины, практически ничего не осталось «своего», нет ни одного стабильно работающего промышленного предприятия.
Едут, к примеру, луганчане через эстакаду, что в районе «Эмальзавода», и диву даются: а где же сам завод, который, вроде бы, когда-то здесь был? Был да сплыл! Он просто был вырезан, причем вырезан под видом и по цене металлолома. Так на «Эмальзаводе» было уничтожено дорогостоящее промышленное оборудование, в том числе и уникальная новейшая автоматическая линия, установленная в 1995 году. А вы спрашиваете, где «Эмальзавод»?!
Та же судьба постигла и Стахановский коксохимический завод - ОАО «СКХЗ», который был незаконным путем передан ЗАО «Фонд». Из всего завода был оставлен самый лакомый объект - смолоперегонный цех №2. Высоколиквидная продукция этого цеха ценилась на мировом рынке, платили за нее валютой. Все остальное хозяйство «СКХЗ» - на металлолом.
Лисичанский завод резинотехнических изделий. Здесь остался лишь цех по производству шахтной ленты. Аналогична история Рубежанского ОАО «Краситель», Луганского «сотового» завода и завода коленвалов, домостроительного и тонкосуконного комбинатов, Луганского автосборочного завода… Список можно продолжать очень долго.
Таким образом, к началу 2000-х годов вся Луганщина попала под планомерную деиндустриализацию. На то время более 1700 предприятий области находились в состоянии банкротства, и на них были поставлены арбитражные управляющие. Ими была решена одна, но глобальная задача: вырезать оборудование, превратив ранее действовавшие и дававшие работу целым регионам заводы в металлический лом.
Что уж говорить о других промышленных объектах Луганщины, если даже родной для Александра Ефремова завод имени Ленина прекратил свое существование.
Не менее трагична судьба и флагмана тяжелой промышленности всей Украины - Луганского тепловозостроительного завода. Он был одним из крупнейших среди аналогичных предприятий в мире и выпускал 1300-1400 локомотивов в год. Здесь трудились 35 тысяч человек. Ну как же можно было фактическим хозяевам области пройти мимо такого лакомого куска?
Отдельную хрестоматию по коррупции можно написать на примерах того, как уничтожали шахты в Луганской области. Именно в этой крупнейшей отрасли народного хозяйства столкнулись интересы рабочего шахтерского региона и личные интересы правящего клана региональной власти (Ефремов, Тихонов).
В результате преступного руководства системный кризис охватил практически все сферы жизнедеятельности региона. Многими предприятиями завладели полукриминальные структуры, скупив за бесценок, а иногда просто забрав за долги объекты государственной и коммунальной собственности. Но вместо конкретных мер по борьбе с этим злом в области реализуется схема беспрецедентной дезинформации населения: речь идет лишь об «исторических свершениях» местных властей во благо народа. Создается у меня впечатление, что мы живем не в одной из областей современного демократического государства Украины, а в забитой «глубинке» периода махрового феодализма. И это не просто аналогия. Многолетнее правление регионалов, постепенно превращает Луганщину в вотчину с рабовладельческим строем. Наглядное тому подтверждение - луганская земля изрытая и исковерканая «копанками». Каждая «копанка» пропитана потом и кровью «черных» горняков, - фактически бесправных рабов, вынужденных работая за копейки, оставлять в нелегальных шахтах и карьерах свое здоровье, а порой и жизни. А хозяева и их интересы все те же. Они получают хороший доход, торгуя нашим с вами углем, песком, камнем-дикарем, мрамором… Сегодня это точечные карьеры, а завтра отменят мораторий на продажу земли и все, в первую очередь жители сельских районов, превратятся в батраков…
Вполне очевидно, что за прошедший период область потеряла большую часть своего промышленно-экономического потенциала, а оставшиеся предприятия и экономические структуры, как правило, имеют «хозяевов» находящихся за пределами области. У нас, практически не осталось бюджетообразующих предприятий: большинство разворовано и уничтожено, остальное роздано. Чем управляет, что контролирует областная и районные администрации? Вопрос становится почти риторическим. Так за счет чего же существовать области? За счет чего наполнять бюджет, платить зарплату, пенсии, содержать социальную сферу?
Последнее что осталось это плодородная богатая луганская земля. Но при таком подходе региональной власти, мы рискуем лишиться и земельных ресурсов. Ведь уже сегодня земля по факту распределена, раскуплена, присвоена, в том числе и под видом охотничьих угодий. Что будет, когда отменят мораторий на продажу земли? Кто станет ее реальным собственником? Боюсь, что если региональная власть не поменяется, то землю и сельское хозяйство область потеряет также, как и потеряла промышленность…
***
Положение на Луганщине осложняется тем, что государственных служащих, чиновников всех рангов, назначают только с учетом мнения региональных лидеров партии регионов. Результат? На 99% реальная власть в регионе принадлежит представителям партии регионов.
Уверен, если бы в официальных оценочных характеристиках регионов учитывался уровень нарушения прав и свобод человека, и по этому показателю мы бы заняли первое место. Луганщина, будучи одним из самых мощных промышленных регионов страны, стала политическим придатком Донецкой области. У нас фактически ничего «своего» нет. Увы, у нас сегодня нет даже собственного голоса, своего авторитетного мнения. За нас с вами уже решили, что «мы убеждений не меняем». Они считают, что наш удел - прозябание в нищете, укрепились в уверенности, что наши убеждения не идут дальше желания оставаться бесправными и послушно, из года в год, вести их во власть.
Помните, как в одной из сказок братьев Гримм крысы топали за мальчиком Нильсом, увлекаемые звуком его дудочки? Но ведь мы живем не в сказке и должны реально оценивать происходящее. Почему же мы, уважаемые земляки, традиционно голосуя за Партию регионов и ее представителей, не задумываемся над тем, что, отдавая им свои голоса за дальнейшее пребывание нашей области в том кризисном состоянии, в котором она сейчас и находится.
Очевидно, что победа представителя Партии регионов на президентских выборах жизненно необходима этому нынешнему луганскому клану, который себя дискредитировал, скомпрометировал и полностью изжил. Даже непосвященные уже убедились: основная причина развала некогда мощного и успешного региона - беспрецедентная коррумпированность его руководства.
В этой статье я не преследовал цель критиковать региональную власть. Критиковать, разумеется, всегда легче. Но объективно оценивая сложившуюся в регионе ситуацию, я вынужден констатировать, позитивных результатов многолетнего правления регионалов в Луганской области - нет!
Впереди второй тур президентских выборов и мы не должны дать возможность украсть надежду на будущее у наших детей и внуков, тем, кто сумел украсть наше прошлое и подмять под себя наше настоящее. Мы не имеем на это права!
Луганская власть боится правды, боится разоблачений, боится заслуженного наказания. Некоторые из ее представителей по вполне понятным причинам испытывают животный страх от одной мысли, что будущим президентом может стать не их человек. И их можно понять.
Так почему же нужно голосовать именно за регионалов, которые всегда были в области при власти? А не разумней будет изменить установившейся порядок и проголосовать против тех, кто методично и целенаправленно уничтожал область?
Уважаемые земляки, я призываю вас к одному, прежде чем сделать выбор – хорошо подумайте. Думайте сами, а не идите слепо туда, куда вас подталкивают представители власти и местные лидеры партии регионов. Они знают, зачем им нужно сохранить свою власть, а вам это надо? Один из прежних руководителей области Эдуард Хананов, сталкиваясь с упорным нежеланием людей думать, анализировать и принимать самостоятельные решения, всегда возмущался: «Что вы как гуси в тумане, слепо топаете, куда сами не знаете…». Мы ведь не гуси, да и туман не такой уж сильный, как кому-то хотелось бы…
Выбирая Президента Украины, мы, прежде всего, должны учитывать интересы жителей Луганщины и перспективы развития нашего региона. Сегодня наш край задыхается в болоте накопившихся проблем, нам крайне необходимы перемены и струя свежего воздуха.
Мы заслуживаем лучшей жизни.
Я желаю вам здоровья, успехов и достойного Президента.
Геннадий ФОМЕНКО,
народный депутат Украины 1-го созыва, экс-губернатор Луганской области.
Источник - "Зеленая газета" №1 (39) 2010 г.
Коментарів 19