Зачем нынче становятся депутатами местных советов?
Они представляют интересы тысяч людей, им приходится постигать доселе неведомые им знания, они не получают за это зарплату и при этом готовы платить немалые деньги за обладание депутатским мандатом. Издание «Неделя» попыталось разобраться, зачем становятся депутатами местных советов? Какие выгоды можно извлечь из заветной «корочки»?
СТАРЫЕ И НОВЫЕ
В нашем представлении местные выборы – это «уменьшенная копия» выборов в Верховную Раду. Мнение поверхностно и не соответствует действительности. На выборах в местные cоветы задействованы совершенно другие механизмы.
В первую очередь, отличаются типажи народного депутата Украины и депутата местного совета. Не трудно заметить, что среди нардепов – очень мало тех, кто когда-либо был депутатом на местах. А депутаты местных советов почти никогда не рвутся баллотироваться в Верховную Раду. Нардеп ВР – величина самодостаточная, в то время как его коллеги на местах – не более чем механизм обслуживания местной администрации.
По-разному смотрит на них и электорат. При мажоритарной системе избиратели на местах, как правило, предпочитали малоизвестному, пусть даже имеющему средства и связи, кандидату более близкого человека. Таким образом, в местные советы традиционно избирались даже не личности, а профессии. В обл-, рай- и особенно в горсоветах создавались настоящие кланы врачей, учителей и даже участковых милиционеров – людей, которые по определению не могли быть оппонентами местной администрации, а преследовали лишь узкие цели — например, увеличить финансирование своего учреждения. Также в местных советах всегда был некоторый процент «неформалов», которых администрация и близко не подпускала к своей работе. В лучшем случае им отводился гуманитарный фронт – борьба за внедрение украинского языка или организация фольклорно-этнографических мероприятий. Низкая компетентность, невозможность полностью отдаться работе в выборном органе, – все это делало «неформалов» неопасными для представителей административной вертикали.
Пропорциональная система привела к тому, что теперь, вместо того, чтобы с сомнительным успехом конкурировать с участковым милиционером или директором школы, состоятельный человек может просто купить себе проходное место в списке. И если на минувших выборах – в 2006-м – в ситуации успели сориентироваться не все, то после нынешних советы, в которых более половины депутатского корпуса составлял врачебно-учительский клан, исчезнут в стране одномоментно. На смену учителям и врачам придут молодые коротко стриженные депутаты из тех, кто в графе «место работы» пишет абстрактное «начальник юридической фирмы». Для них интересы корпоративные, надо полагать, будут гораздо выше интересов местной администрации. Мало того, эти интересы, весьма вероятно, вступят в противоречие.
«Новые депутаты» в первую очередь заинтересованы в доступе к земельным ресурсам (находящимся в ведении исключительно местных советов). Во вторую – они получают «доступ к телу» представителей районной или городской милиции, налоговой инспекции и других служб, чья деятельность иногда «расходится» с интересами местного бизнеса. Решая свои задачи, за которыми, собственно, они и шли в местный совет, «новые депутаты», оказавшись перед соблазнительной возможностью контролировать бюджетные потоки, направленные на образование или здравоохранение, разумеется, попробуют поставить и их под свой контроль.
БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ
Ясное дело, что интересы своих «меньших братьев» по законодательной ветви власти нардепы отстаивают не с таким рвением, как свои собственные. Соответственно, никаких особых привилегий у местных депутатов нет. На что может рассчитывать такой депутат в рамках закона?
На то, что на время работы сессии или заседания постоянной комиссии он освобождается от выполнения своих служебных обязанностей. Если депутатские полномочия осуществляются в рабочее время, ему за счет средств соответствующего местного бюджета по основному месту работы возмещаются средний заработок и прочие затраты, связанные с депутатской деятельностью. На практике это означает дополнительное свободное и оплачиваемое время «на пиво» для депутатов-мужчин, на шопинг и домашние дела – для депутатов-женщин.
Гораздо больше бонусов у тех депутатов, которые работают в местных советах на постоянной основе (например, у секретарей советов). По закону, когда они лишатся этой должности, им обязаны предоставить возможность вернуться на предыдущее место работы (должность), а в случае ее отсутствия – другую равноценную работу. Если же это невозможно в силу различных причин, за бывшим депутатом сохраняется (не более шести месяцев) средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности.
Депутаты, проработавшие на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и более и имеющие при этом общий трудовой стаж для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – 20 лет, получают пенсию согласно Закону «О государственной службе».
Нельзя также не вспомнить, что в случае увольнения с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам выплачивается одноразовая денежная помощь в размере 10 месячных окладов. Но опять же – при наличии 10 лет стажа работы.
Кроме упомянутых выше гарантий, все местные депутаты имеют право на бесплатный проезд и повышение квалификации.
«И это все?» – спросите вы. «Конечно, нет!» – ответим мы...
КРУЧЁНЫЕ-ВЕРЧЁНЫЕ
Депутаты местных советов действительно не получают зарплаты за свое депутатство, но зарабатывают на нем неплохо. Причем далеко не всегда речь идет о вопиющих нарушениях закона.
Вот, например, мечтает обзавестись депутатским мандатом собственник какого-нибудь консервного заводика для продвижения своих консервов в местной торговле с помощью депутатов-хозяев магазинов. Обзаводится. Продвигает. Зарабатывает. А собственники магазинов, в свою очередь, благодаря ему могут получить разрешения на пристройку для своего магазина. И тоже заработать. И так далее.
Может ли пролоббировать что-нибудь личное в местном совете общественный активист? Ответ положительный. В первую очередь – «теплые» должности. Известны случаи, когда рядовые в общем-то граждане с приобретением депутатского мандата резко продвигались по карьерной лестнице. Чиновники от образования становились секретарями советов, педагоги - директорами школ и руководителями средств массовой информации, врачи – завотделениями, работники заводов – начальниками цехов. Также интересны карьерные взлеты руководителей центров занятости, санстанций, отделов исполкомов…
На чем еще зарабатывают депутаты местных советов – вся эта разношерстная компания: педагоги, медики, сотрудники администрации, предприниматели?.. Каждая из указанных групп отстаивает свой «ареал обитания», то есть узко корпоративные интересы, в первую очередь при разработке и выполнении городского бюджета. Ведь в нем есть не только «защищенные статьи» – средства на зарплаты и всевозможные пособия, но и на ремонтно-строительные работы, приобретение оборудования, инвентаря, транспорта и т.д. Некоторые из депутатов кровно заинтересованы получить все это. Вроде бы не для себя лично, а для нас с вами, в принципе, заботясь о развитии органа, в котором работают. Хотя тем самым умудряются извлечь определенные личные выгоды на этом опосредованно. Другие же зарабатывают на этом напрямую. В частности, на поставках оборудования, техники, выполнении строительно-ремонтных работ, закупках инвентаря, продуктов питания и т.д. Причем делают это не только предприниматели. И если первые зарабатывают вполне законно, то в остальных случаях речь идет о лоббировании и откатах.
Весьма перспективны с точки зрения «заработков на мандате» вопросы выделения земли, приобретения и аренды коммунальной собственности, оформления разрешительной документации, а также защиты от всевозможных проверок и поборов.
«Кручёных-верчёных» депутатов, как правило, видно за версту. Если, конечно, у избирателя есть желание их рассмотреть и он не хочет, чтобы его интересами для решения собственных проблем прикрывались коротко стриженные молодые люди, из тех, кто в графе «место работы» пишет абстрактное «начальник юридической фирмы».
СТАРЫЕ И НОВЫЕ
В нашем представлении местные выборы – это «уменьшенная копия» выборов в Верховную Раду. Мнение поверхностно и не соответствует действительности. На выборах в местные cоветы задействованы совершенно другие механизмы.
В первую очередь, отличаются типажи народного депутата Украины и депутата местного совета. Не трудно заметить, что среди нардепов – очень мало тех, кто когда-либо был депутатом на местах. А депутаты местных советов почти никогда не рвутся баллотироваться в Верховную Раду. Нардеп ВР – величина самодостаточная, в то время как его коллеги на местах – не более чем механизм обслуживания местной администрации.
По-разному смотрит на них и электорат. При мажоритарной системе избиратели на местах, как правило, предпочитали малоизвестному, пусть даже имеющему средства и связи, кандидату более близкого человека. Таким образом, в местные советы традиционно избирались даже не личности, а профессии. В обл-, рай- и особенно в горсоветах создавались настоящие кланы врачей, учителей и даже участковых милиционеров – людей, которые по определению не могли быть оппонентами местной администрации, а преследовали лишь узкие цели — например, увеличить финансирование своего учреждения. Также в местных советах всегда был некоторый процент «неформалов», которых администрация и близко не подпускала к своей работе. В лучшем случае им отводился гуманитарный фронт – борьба за внедрение украинского языка или организация фольклорно-этнографических мероприятий. Низкая компетентность, невозможность полностью отдаться работе в выборном органе, – все это делало «неформалов» неопасными для представителей административной вертикали.
Пропорциональная система привела к тому, что теперь, вместо того, чтобы с сомнительным успехом конкурировать с участковым милиционером или директором школы, состоятельный человек может просто купить себе проходное место в списке. И если на минувших выборах – в 2006-м – в ситуации успели сориентироваться не все, то после нынешних советы, в которых более половины депутатского корпуса составлял врачебно-учительский клан, исчезнут в стране одномоментно. На смену учителям и врачам придут молодые коротко стриженные депутаты из тех, кто в графе «место работы» пишет абстрактное «начальник юридической фирмы». Для них интересы корпоративные, надо полагать, будут гораздо выше интересов местной администрации. Мало того, эти интересы, весьма вероятно, вступят в противоречие.
«Новые депутаты» в первую очередь заинтересованы в доступе к земельным ресурсам (находящимся в ведении исключительно местных советов). Во вторую – они получают «доступ к телу» представителей районной или городской милиции, налоговой инспекции и других служб, чья деятельность иногда «расходится» с интересами местного бизнеса. Решая свои задачи, за которыми, собственно, они и шли в местный совет, «новые депутаты», оказавшись перед соблазнительной возможностью контролировать бюджетные потоки, направленные на образование или здравоохранение, разумеется, попробуют поставить и их под свой контроль.
БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ
Ясное дело, что интересы своих «меньших братьев» по законодательной ветви власти нардепы отстаивают не с таким рвением, как свои собственные. Соответственно, никаких особых привилегий у местных депутатов нет. На что может рассчитывать такой депутат в рамках закона?
На то, что на время работы сессии или заседания постоянной комиссии он освобождается от выполнения своих служебных обязанностей. Если депутатские полномочия осуществляются в рабочее время, ему за счет средств соответствующего местного бюджета по основному месту работы возмещаются средний заработок и прочие затраты, связанные с депутатской деятельностью. На практике это означает дополнительное свободное и оплачиваемое время «на пиво» для депутатов-мужчин, на шопинг и домашние дела – для депутатов-женщин.
Гораздо больше бонусов у тех депутатов, которые работают в местных советах на постоянной основе (например, у секретарей советов). По закону, когда они лишатся этой должности, им обязаны предоставить возможность вернуться на предыдущее место работы (должность), а в случае ее отсутствия – другую равноценную работу. Если же это невозможно в силу различных причин, за бывшим депутатом сохраняется (не более шести месяцев) средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности.
Депутаты, проработавшие на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и более и имеющие при этом общий трудовой стаж для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – 20 лет, получают пенсию согласно Закону «О государственной службе».
Нельзя также не вспомнить, что в случае увольнения с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам выплачивается одноразовая денежная помощь в размере 10 месячных окладов. Но опять же – при наличии 10 лет стажа работы.
Кроме упомянутых выше гарантий, все местные депутаты имеют право на бесплатный проезд и повышение квалификации.
«И это все?» – спросите вы. «Конечно, нет!» – ответим мы...
КРУЧЁНЫЕ-ВЕРЧЁНЫЕ
Депутаты местных советов действительно не получают зарплаты за свое депутатство, но зарабатывают на нем неплохо. Причем далеко не всегда речь идет о вопиющих нарушениях закона.
Вот, например, мечтает обзавестись депутатским мандатом собственник какого-нибудь консервного заводика для продвижения своих консервов в местной торговле с помощью депутатов-хозяев магазинов. Обзаводится. Продвигает. Зарабатывает. А собственники магазинов, в свою очередь, благодаря ему могут получить разрешения на пристройку для своего магазина. И тоже заработать. И так далее.
Может ли пролоббировать что-нибудь личное в местном совете общественный активист? Ответ положительный. В первую очередь – «теплые» должности. Известны случаи, когда рядовые в общем-то граждане с приобретением депутатского мандата резко продвигались по карьерной лестнице. Чиновники от образования становились секретарями советов, педагоги - директорами школ и руководителями средств массовой информации, врачи – завотделениями, работники заводов – начальниками цехов. Также интересны карьерные взлеты руководителей центров занятости, санстанций, отделов исполкомов…
На чем еще зарабатывают депутаты местных советов – вся эта разношерстная компания: педагоги, медики, сотрудники администрации, предприниматели?.. Каждая из указанных групп отстаивает свой «ареал обитания», то есть узко корпоративные интересы, в первую очередь при разработке и выполнении городского бюджета. Ведь в нем есть не только «защищенные статьи» – средства на зарплаты и всевозможные пособия, но и на ремонтно-строительные работы, приобретение оборудования, инвентаря, транспорта и т.д. Некоторые из депутатов кровно заинтересованы получить все это. Вроде бы не для себя лично, а для нас с вами, в принципе, заботясь о развитии органа, в котором работают. Хотя тем самым умудряются извлечь определенные личные выгоды на этом опосредованно. Другие же зарабатывают на этом напрямую. В частности, на поставках оборудования, техники, выполнении строительно-ремонтных работ, закупках инвентаря, продуктов питания и т.д. Причем делают это не только предприниматели. И если первые зарабатывают вполне законно, то в остальных случаях речь идет о лоббировании и откатах.
Весьма перспективны с точки зрения «заработков на мандате» вопросы выделения земли, приобретения и аренды коммунальной собственности, оформления разрешительной документации, а также защиты от всевозможных проверок и поборов.
«Кручёных-верчёных» депутатов, как правило, видно за версту. Если, конечно, у избирателя есть желание их рассмотреть и он не хочет, чтобы его интересами для решения собственных проблем прикрывались коротко стриженные молодые люди, из тех, кто в графе «место работы» пишет абстрактное «начальник юридической фирмы».
Коментарів 2