Избранные места из переписки с народом
«В рамках реализации государственной политики в сфере европейской интеграции и вступления Украины во Всемирную торговую организацию появилась необходимость определения основных направлений совместной деятельности и перспектив дальнейшего сотрудничества с регионами Евросоюза. Так, в Луганской области целенаправленно ведется работа по региональной интеграции Украины в мировое экономическое и политическое пространство и развитию отношений с регионами Европейского Союза, что формирует новые возможности для ускорения экономического роста Украины в целом и Луганской области в частности», - написано в преамбуле проекта программы, которую приняла недавняя сессия Луганского облсовета.
Итак, идем в Европу, в ВТО. Туда, где нашу страну, может быть, хотят видеть… Но в каком качестве? Как полноправного делового партнера или как рынок дешевой рабочей силы и сбыта залежалых и второсортных товаров? Второй путь – наиболее вероятен, поскольку он – для стран со слаборазвитой экономикой, промышленность которых не достигла значительных успехов в высокотехнологичных отраслях. Впрочем, судить о перспективах страны – удел других. А вот порассуждать о сегодняшнем дне и о перспективах Луганской области можно. И нужно. По одной простой причине. Мы живем здесь.
«Благодаря высоким темпам экономического роста в 1999-2004 годах был создан задел, позволивший сохранить положительные тенденции развития в хозяйственном комплексе области. 2005 год был сложным для экономики, и темпы роста валовой добавленной стоимости замедлились со 110,1 % 2004 года к ожидаемым 106,0 % в 2006 году. На 2007 год прогнозируется рост 105,3 %.», - говорится в программе. Согласитесь, «впечатляющие» результаты. Но еще больше впечатляет тенденция: пять лет показатели росли, а всего за неполные два года упали на целых пять процентов. О каких положительных тенденциях и о каком заделе можно говорить в таком случае? Ведь такая динамика в экономическом… чуть было не написал «развитии»… Такая динамика в региональной экономике возможна, наверное, при «ручном» управлении ею и проблемах с созданием экономической системы как самонастраивающегося механизма. Стоило «рычагам» попасть в другие руки, как эффект не заставил себя ждать. Нужны подтверждения? Пожалуйста. Снова цитируем преамбулу программы:
«В 2005 году предприятия и организации области работали прибыльно. Финансовое сальдо (разница между доходами и расходами предприятий области) составило 905,6 миллиона гривень и, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 2,1 раза. В начале 2006-го года финансовое положение предприятий значительно ухудшилось в связи с падением темпов промышленного производства... В течение ІІІ квартала удалось стабилизировать ситуацию, что подкрепилось получением положительного сальдо, по итогам года оно ожидается, в сумме 777,8 миллиона гривень. На 2007 год прогнозируется 1072,4 миллиона гривень прибыли, формируемой, преимущественно, такими гигантами индустрии области, как ОАО «Алчевский меткомбинат», ОАО «Алчевский коксохимический завод», ЗАО «ЛИНИК» и ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».
В 2005 году прибыльно работали 66,6 % предприятий, ими получено 2138,9 миллиона гривень прибыли, что на 37,3 % больше по сравнению с прошлым годом. В течение 2006 года удельный вес прибыльных предприятий возрастет с 53,9 % в январе к 57,3 %, а объемы их прибыли - с 1117,7 до 1812,4 миллиона гривень. На 2007 год прогнозируется дальнейшее укрепление финансового состояния предприятий, вследствие чего прибыль прибыльных предприятий достигнет 2055,3 миллиона гривень, или на 13,4% больше по сравнению с 2006 годом».
Как тут не вспомнить одну из неразрешимых дилемм казуистов, которые спорили о том, наполовину полным или наполовину пустым является стакан, в котором налито воды до половины? В этом году прибыльно отработали только чуть более половины предприятий Луганской области. В таком случае экономику региона можно назвать наполовину процветающей? А можно и – наполовину… В общем, вы поняли. Ведь 42,7 % предприятий или едва сводят концы с концами, или убыточны.
Столь пространная цитата из программы приведена не случайно. Изменение соотношения количества прибыльных и убыточных предприятий с начала 2006-го года – более чем наглядная иллюстрация колоссальной зависимости экономики Луганской области от политической ситуации в стране и в регионе. Степень этой зависимости, без преувеличения, пугающая.
Не может не обратить на себя внимание и то, что общую прибыль формируют в основном четыре предприятия, являющиеся не только градообразующими для своей местности, но и, увы, областеобразующими.
Как власть может повлиять на ситуацию в экономике, в частности, на деятельность предприятий? Прямо – никак, разумеется. Особенно при том, что если говорить о предприятиях-гигантах, - на территории Луганской области находятся сами эти предприятия, но не их владельцы.
Уменьшить удельный вес крупных предприятий в экономике может только развитие малого и среднего бизнеса. А созданию условий для этого и может посодействовать власть. Каковы же сейчас эти условия? Об этом можно судить по структуре платежей в бюджет.
Единый налог с субъектов малого бизнеса в этой структуре составляет 1,6 % в нынешнем году, показатель 2005 года – 1,5%, прогноз на 2007 год – 1,7 %. Рост есть, но – какой?! В то же время на следующий год запланировано почти десятипроцентное увеличение поступлений налога с доходов физических лиц, являющегося основным бюджетообразующим платежом, на втором месте – налог на прибыль. Основные их плательщики – крупные предприятия с большой численностью работников. Выходит, и на сей раз в фаворе – гиганты. И это – на фоне разговоров о том, что в развитых странах малый и средний бизнес – гарант экономической и социальной стабильности, обеспечивающий наполовину и более занятость населения, а также налоговые поступления.
Впрочем, малый и средний бизнес в Луганской области развиваются, но, как говорится, идут другим путем. В части программы, где идет речь о факторах, мешающих нашей легкой промышленности быть прибыльной, говорится о большом оттоке швей в «теневой сектор экономики», где оплата труда значительно выше, нежели на легально работающих предприятиях.
Не затухает и легальный малый бизнес. Это подтверждает и программа социально-экономического развития Луганской области на 2007-й год: «В 2005 году за счет малого бизнеса создано 35,6 тыс. новых рабочих мест, или 81,5 % от общего количества. К концу текущего года ожидается создать 34 тыс. рабочих мест, на 2007 год запланировано 34,1 тыс.» Правда, что это за рабочие места?
«На 31% возросла по сравнению с 2004 годом среднемесячная зарплата на малых предприятиях и составила в 2005 году 392,31 грн. Ожидается, что по итогам 2006 года средняя зар-плата работающих в малом бизнесе составит 466,5 грн, в 2007 году – 550,0 грн», - сказано в программе. И это при том, что 37,8 % субъектов малого бизнеса – предприятия оптовой и розничной торговли.
Интересно, работники малых предприятий довольны такой зарплатой или же эти смехотворные суммы – только часть их реальной зарплаты? Этот вопрос можно назвать риторическим только отчасти. А отчасти на него дан ответ в самой программе: «Чрезмерное налоговое давление, значительная нагрузка на фонд оплаты труда обуславливают медленное развитие бизнеса; проверки являются по-прежнему массовыми и остаются одним из препятствий для развития бизнеса. Система проверок не выполняет функцию предупреждения нарушения норм действующего законодательства и носит фискальный характер».
Словом, здоровье нашей экономики… Сказать «Оставляет желать лучшего» - ничего не сказать. Как и здоровье населения. В пункте программы «Количественные и качественные критерии эффективности политики, которую предполагается проводить» есть таблица, где сопоставляются показатели уровня детской и материнской смертности (количество случаев на 1000 рожденных живыми) и некоторые другие показатели. Эта таблица заслуживает внимания. Вот она:
Получается, на 2007-й год в Луганской области в программу социально-экономического развития заложены… рост младенческой смертности и заболеваемости туберкулезом!!!
И при этом в программе нет ни малейшего упоминания о каких-либо целевых мероприятиях по совершенствованию системы родовспоможения, развитию системы неонатологической помощи.
Но не секрет, что именно у нас в этих подотраслях медицины – наибольший дефицит кадров (особенно – в шахтерских регионах и сельской местности) и масса других не менее серьезных проблем. Только в прошлом году в Луганской области три роженицы умерли при обстоятельствах, которые дали поводы говорить о существенных недостатках в системе медицинского сопровождения беременности.
Недавно мне довелось побывать в семье, где двое детей стали незрячими из-за ошибок врачей, допущенных во время пребывания их в отделении реанимации новорожденных. Медики ошиблись, рассчитывая содержание кислорода в кувезах; результат – поражение сетчатки глаз у детей. Мать этих малышей говорила, что в личных беседах медики неоднократно говорили ей, что в Украине с подобным несчастьем сталкиваются многие семьи и проблема – в дефиците современного оборудования и недостаточной подготовке персонала.
Недавно в Луганской области побывала делегация благотворительного Фонда «Украина-3000» во главе с председателем наблюдательного совета Екатериной Ющенко. Фонд подарил областной детской больнице оборудование для отделения реанимации новорожденных, приобретенное, как отметила Екатерина Михайловна, благодаря содействию местных предпринимателей. Кроме того, руководители фонда представили свой мега-проект – «Детскую больницу будущего», сбором средств на которую они сейчас занимаются. Кстати, упомянул об этом проекте в новогоднем выступлении и Президент Украины. Получается, уже можно говорить о том, что на наступивший год определен один из приоритетов государственной политики в здравоохранении? Безусловно, современная детская больница четвертого уровня (для пациентов, помочь которым сложно даже в областных больницах) Украине нужна. Но как этот амбициозный проект смотрится на таком неприглядном фоне, как заложенный в программе социально-экономического развития области рост детской смертности?
В программе идет речь и о прогнозируемом росте заболеваемости туберкулезом. И в той же таблице приводятся показатели охвата населения флюорографическим обследованием. Глядя на них, невольно создается впечатление, что люди, отвечавшие за эти пункты программы, хотели любой ценой показать рост хоть какого-то обнадеживающего показателя, не задумываясь, как это будет выглядеть. Если же вдуматься, рост получился смехотворный – с 643 до 650 человек на 1000 человек населения. Кроме того, выходит, что 35 процентов населения области вообще не охвачены флюоро-графическим обследованием? На фоне прогнозируемого роста заболеваемости туберкулезом это выглядит настораживающе.
Не секрет, что такие показатели, как младенческая смертность и заболеваемость туберкулезом, зависят не только от медицинских, но и от социальных факторов. Увы, в программе нет ни единого намека на эту взаимозависимость. Наоборот, говорится о довольно эффективной работе сферы социальной помощи. И – ни слова о людях, живущих за чертой бедности, о бездомных, о безнадзорных детях. Конечно, можно сказать, что региональная программа социально-экономического развития – стратегический документ, где не обязательно все указывать до мелочей. Но в данном случае, думается, речь идет отнюдь не о мелочах.
Вячеслав Гусаков
Итак, идем в Европу, в ВТО. Туда, где нашу страну, может быть, хотят видеть… Но в каком качестве? Как полноправного делового партнера или как рынок дешевой рабочей силы и сбыта залежалых и второсортных товаров? Второй путь – наиболее вероятен, поскольку он – для стран со слаборазвитой экономикой, промышленность которых не достигла значительных успехов в высокотехнологичных отраслях. Впрочем, судить о перспективах страны – удел других. А вот порассуждать о сегодняшнем дне и о перспективах Луганской области можно. И нужно. По одной простой причине. Мы живем здесь.
«Благодаря высоким темпам экономического роста в 1999-2004 годах был создан задел, позволивший сохранить положительные тенденции развития в хозяйственном комплексе области. 2005 год был сложным для экономики, и темпы роста валовой добавленной стоимости замедлились со 110,1 % 2004 года к ожидаемым 106,0 % в 2006 году. На 2007 год прогнозируется рост 105,3 %.», - говорится в программе. Согласитесь, «впечатляющие» результаты. Но еще больше впечатляет тенденция: пять лет показатели росли, а всего за неполные два года упали на целых пять процентов. О каких положительных тенденциях и о каком заделе можно говорить в таком случае? Ведь такая динамика в экономическом… чуть было не написал «развитии»… Такая динамика в региональной экономике возможна, наверное, при «ручном» управлении ею и проблемах с созданием экономической системы как самонастраивающегося механизма. Стоило «рычагам» попасть в другие руки, как эффект не заставил себя ждать. Нужны подтверждения? Пожалуйста. Снова цитируем преамбулу программы:
«В 2005 году предприятия и организации области работали прибыльно. Финансовое сальдо (разница между доходами и расходами предприятий области) составило 905,6 миллиона гривень и, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 2,1 раза. В начале 2006-го года финансовое положение предприятий значительно ухудшилось в связи с падением темпов промышленного производства... В течение ІІІ квартала удалось стабилизировать ситуацию, что подкрепилось получением положительного сальдо, по итогам года оно ожидается, в сумме 777,8 миллиона гривень. На 2007 год прогнозируется 1072,4 миллиона гривень прибыли, формируемой, преимущественно, такими гигантами индустрии области, как ОАО «Алчевский меткомбинат», ОАО «Алчевский коксохимический завод», ЗАО «ЛИНИК» и ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».
В 2005 году прибыльно работали 66,6 % предприятий, ими получено 2138,9 миллиона гривень прибыли, что на 37,3 % больше по сравнению с прошлым годом. В течение 2006 года удельный вес прибыльных предприятий возрастет с 53,9 % в январе к 57,3 %, а объемы их прибыли - с 1117,7 до 1812,4 миллиона гривень. На 2007 год прогнозируется дальнейшее укрепление финансового состояния предприятий, вследствие чего прибыль прибыльных предприятий достигнет 2055,3 миллиона гривень, или на 13,4% больше по сравнению с 2006 годом».
Как тут не вспомнить одну из неразрешимых дилемм казуистов, которые спорили о том, наполовину полным или наполовину пустым является стакан, в котором налито воды до половины? В этом году прибыльно отработали только чуть более половины предприятий Луганской области. В таком случае экономику региона можно назвать наполовину процветающей? А можно и – наполовину… В общем, вы поняли. Ведь 42,7 % предприятий или едва сводят концы с концами, или убыточны.
Столь пространная цитата из программы приведена не случайно. Изменение соотношения количества прибыльных и убыточных предприятий с начала 2006-го года – более чем наглядная иллюстрация колоссальной зависимости экономики Луганской области от политической ситуации в стране и в регионе. Степень этой зависимости, без преувеличения, пугающая.
Не может не обратить на себя внимание и то, что общую прибыль формируют в основном четыре предприятия, являющиеся не только градообразующими для своей местности, но и, увы, областеобразующими.
Как власть может повлиять на ситуацию в экономике, в частности, на деятельность предприятий? Прямо – никак, разумеется. Особенно при том, что если говорить о предприятиях-гигантах, - на территории Луганской области находятся сами эти предприятия, но не их владельцы.
Уменьшить удельный вес крупных предприятий в экономике может только развитие малого и среднего бизнеса. А созданию условий для этого и может посодействовать власть. Каковы же сейчас эти условия? Об этом можно судить по структуре платежей в бюджет.
Единый налог с субъектов малого бизнеса в этой структуре составляет 1,6 % в нынешнем году, показатель 2005 года – 1,5%, прогноз на 2007 год – 1,7 %. Рост есть, но – какой?! В то же время на следующий год запланировано почти десятипроцентное увеличение поступлений налога с доходов физических лиц, являющегося основным бюджетообразующим платежом, на втором месте – налог на прибыль. Основные их плательщики – крупные предприятия с большой численностью работников. Выходит, и на сей раз в фаворе – гиганты. И это – на фоне разговоров о том, что в развитых странах малый и средний бизнес – гарант экономической и социальной стабильности, обеспечивающий наполовину и более занятость населения, а также налоговые поступления.
Впрочем, малый и средний бизнес в Луганской области развиваются, но, как говорится, идут другим путем. В части программы, где идет речь о факторах, мешающих нашей легкой промышленности быть прибыльной, говорится о большом оттоке швей в «теневой сектор экономики», где оплата труда значительно выше, нежели на легально работающих предприятиях.
Не затухает и легальный малый бизнес. Это подтверждает и программа социально-экономического развития Луганской области на 2007-й год: «В 2005 году за счет малого бизнеса создано 35,6 тыс. новых рабочих мест, или 81,5 % от общего количества. К концу текущего года ожидается создать 34 тыс. рабочих мест, на 2007 год запланировано 34,1 тыс.» Правда, что это за рабочие места?
«На 31% возросла по сравнению с 2004 годом среднемесячная зарплата на малых предприятиях и составила в 2005 году 392,31 грн. Ожидается, что по итогам 2006 года средняя зар-плата работающих в малом бизнесе составит 466,5 грн, в 2007 году – 550,0 грн», - сказано в программе. И это при том, что 37,8 % субъектов малого бизнеса – предприятия оптовой и розничной торговли.
Интересно, работники малых предприятий довольны такой зарплатой или же эти смехотворные суммы – только часть их реальной зарплаты? Этот вопрос можно назвать риторическим только отчасти. А отчасти на него дан ответ в самой программе: «Чрезмерное налоговое давление, значительная нагрузка на фонд оплаты труда обуславливают медленное развитие бизнеса; проверки являются по-прежнему массовыми и остаются одним из препятствий для развития бизнеса. Система проверок не выполняет функцию предупреждения нарушения норм действующего законодательства и носит фискальный характер».
Словом, здоровье нашей экономики… Сказать «Оставляет желать лучшего» - ничего не сказать. Как и здоровье населения. В пункте программы «Количественные и качественные критерии эффективности политики, которую предполагается проводить» есть таблица, где сопоставляются показатели уровня детской и материнской смертности (количество случаев на 1000 рожденных живыми) и некоторые другие показатели. Эта таблица заслуживает внимания. Вот она:
Получается, на 2007-й год в Луганской области в программу социально-экономического развития заложены… рост младенческой смертности и заболеваемости туберкулезом!!!
И при этом в программе нет ни малейшего упоминания о каких-либо целевых мероприятиях по совершенствованию системы родовспоможения, развитию системы неонатологической помощи.
Но не секрет, что именно у нас в этих подотраслях медицины – наибольший дефицит кадров (особенно – в шахтерских регионах и сельской местности) и масса других не менее серьезных проблем. Только в прошлом году в Луганской области три роженицы умерли при обстоятельствах, которые дали поводы говорить о существенных недостатках в системе медицинского сопровождения беременности.
Недавно мне довелось побывать в семье, где двое детей стали незрячими из-за ошибок врачей, допущенных во время пребывания их в отделении реанимации новорожденных. Медики ошиблись, рассчитывая содержание кислорода в кувезах; результат – поражение сетчатки глаз у детей. Мать этих малышей говорила, что в личных беседах медики неоднократно говорили ей, что в Украине с подобным несчастьем сталкиваются многие семьи и проблема – в дефиците современного оборудования и недостаточной подготовке персонала.
Недавно в Луганской области побывала делегация благотворительного Фонда «Украина-3000» во главе с председателем наблюдательного совета Екатериной Ющенко. Фонд подарил областной детской больнице оборудование для отделения реанимации новорожденных, приобретенное, как отметила Екатерина Михайловна, благодаря содействию местных предпринимателей. Кроме того, руководители фонда представили свой мега-проект – «Детскую больницу будущего», сбором средств на которую они сейчас занимаются. Кстати, упомянул об этом проекте в новогоднем выступлении и Президент Украины. Получается, уже можно говорить о том, что на наступивший год определен один из приоритетов государственной политики в здравоохранении? Безусловно, современная детская больница четвертого уровня (для пациентов, помочь которым сложно даже в областных больницах) Украине нужна. Но как этот амбициозный проект смотрится на таком неприглядном фоне, как заложенный в программе социально-экономического развития области рост детской смертности?
В программе идет речь и о прогнозируемом росте заболеваемости туберкулезом. И в той же таблице приводятся показатели охвата населения флюорографическим обследованием. Глядя на них, невольно создается впечатление, что люди, отвечавшие за эти пункты программы, хотели любой ценой показать рост хоть какого-то обнадеживающего показателя, не задумываясь, как это будет выглядеть. Если же вдуматься, рост получился смехотворный – с 643 до 650 человек на 1000 человек населения. Кроме того, выходит, что 35 процентов населения области вообще не охвачены флюоро-графическим обследованием? На фоне прогнозируемого роста заболеваемости туберкулезом это выглядит настораживающе.
Не секрет, что такие показатели, как младенческая смертность и заболеваемость туберкулезом, зависят не только от медицинских, но и от социальных факторов. Увы, в программе нет ни единого намека на эту взаимозависимость. Наоборот, говорится о довольно эффективной работе сферы социальной помощи. И – ни слова о людях, живущих за чертой бедности, о бездомных, о безнадзорных детях. Конечно, можно сказать, что региональная программа социально-экономического развития – стратегический документ, где не обязательно все указывать до мелочей. Но в данном случае, думается, речь идет отнюдь не о мелочах.
Вячеслав Гусаков